Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы личности в нейролингвистическом программировании




Остановимся на одном из самых важных неречевых ключей доступа к личности собеседника, а именно — к визуальному контакту.

Исключительно важную часть общения составляет взгляд. Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом, было доказано, что направление взгляда связано с форми­рованием высказывания и трудностью этого процесса. Ког­да человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью сфор­мировалась, — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, — больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера и только для


того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий больше смотрит в сторону говорящего и «по­сылает» ему сигналы обратной связи. Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся пло­хо, а если слишком много, то это либо определенный вызов нам, либо хорошее к нам отношение.

Имеет значение и то, куда направлен взгляд собесед­ника. Этот аспект влияет на ход общения и обычно совер­шенно точно истолковывается собеседниками. Существу­ет несколько разновидностей взглядов. Так, при деловом взгляде глаза собеседника обычно сосредоточиваются на треугольнике, образуемом тремя точками: центры глаз и середина лба. Направляя свой взгляд на этот треугольник, мы создаем серьезную атмосферу управленческого обще­ния. Этот взгляд передает нашему собеседнику деловой настрой, статусный характер общения. Если наш взгляд не опускается ниже уровня глаз собеседника, то мы мо­жем контролировать ход общения. При социальном взгля­де наши глаза направлены на треугольник, образуемый центрами глаз и серединой рта. При этом создается ат­мосфера непринужденного, межличностного общения не просто деловых партнеров, а приятных собеседников. Та­ким образом, направляя наш взгляд на тот или иной треу­гольник, мы можем передавать свое настроение.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При по­стоянном освещении зрачки могут расширяться или сужать­ся в зависимости от настроения. Если человек заинтере­сован чем-то или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормально­го состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Информативна также и долгота взгляда. Нормальной

принято считать ситуацию, когда глаза собеседников

встречаются от 1/3 до 2/3 времени общения. Если же

наши глаза встречаются менее 1/3, то наш собеседник

либо нечестен, либо смущен и скован, либо к тому, что мы

говорим и делаем, относится плохо. Если наши глаза встре-

чаются более 2/3 времени общения, то наш собеседник



Глава 2


Ра звитие навыков анализа и прогнозирования...


• 23


 


либо считает нас очень интересным и привлекательным собеседником (в этом случае зрачки будут расширены), либо нам бросают вызов и настроены враждебно (в этом случае зрачки будут сужены). Необходимо помнить, что долгота взгляда национально обусловлена. Например, жители Юга так часто смотрят на собеседника, что для жителей Севера это может показаться даже оскорбительным.

Если вы внимательно понаблюдаете за ораторами, то сможете заметить кое-что интересное относительно дви­жения их глаз. В определенные моменты разговора одни люди поднимают глаза вверх и вправо, другие смотрят в сторону и влево, третьи опускают глаза вправо вниз.

Исследования, выполненные специалистами в области нейролингвистического программирования, показали, что эти движения глаз не случайны. Они указывают на отно­шение данного индивида к окружающему миру, а также на его реакцию на этот мир.

Чтобы глубоко понять и использовать теорию нейро­лингвистического программирования, нужно пройти про­фессиональную подготовку. Приведем лишь примеры того, что можно определить по движению глаз.

Визуалы

Это люди, которые мыслят преимущественно образами и картинами. Они перемещают взгляд влево вверх, когда вспоминают реальное событие, например, дорогу из дома на работу, и вправо вверх, когда что-нибудь придумывают. Попросите человека, предположительно относящегося к визуалам, представить себе фиолетового слона, опускаю­щегося на парашюте в огромную миску заварного крема, и проследите, не переместится ли его взгляд вправо вверх.

Общаясь с визуалом, используйте живой мир образов и включайте в свою речь такие слова, как «показать», «ясно», «видеть», «смотреть». Например, так: «Позвольте мне описать, как будет выглядеть законченный проект. Представьте себе три высокие белые мраморные колон­ны, каждая из которых, четко выделяясь на чистом синем фоне, будет нести на себе часть слогана».

Используйте следующие фразы: «Я вижу, вы хотите сказать...», «Я хотел бы взглянуть на это...», «Позвольте продемонстрировать...».


Аудиалы

Эти люди мыслят преимущественно звуками и слова-ми. Они перемещают взгляд влево в сторону, когда вспо­минают реальное событие, и вправо в сторону, когда что-нибудь придумывают. Их тоже можно проверить при по­мощи образа слона-парашютиста. Если они смотрят влево вниз, значит, в их мозгу происходит внутренний диалог.

Для эффективного общения с людьми этого типа ис­пользуйте следующие фразы: «Я слышу, что вы говорите», «Мне нравится, как это звучит», «Я бы хотел рассказать вам о своих идеях...». Однако если их взгляд устремлен влево вниз, прервите свою речь. Это верный признак того, что они внимательно анализируют сказанное вами, ис­пользуя для этого внутренний диалог.

Кинестетики

Эти люди хорошо осознают движения и реакции своего тела. Часто они обладают великолепной координацией, а также повышенной чувствительностью к жестам, позе и выражению лица других. Они переводят взгляд влево вниз, когда расслаблены, и вправо вниз, когда размышляют. Для эффективного общения с такими людьми используйте фра­зы, содержащие упоминание о физическом контакте: «У меня такое ощущение, что мы на правильном пути», «Я чув­ствую, что двигаться нужно именно в этом направлении», «Позвольте коснуться некоторых ключевых положений...»

Имея дело с кинестетиками, используйте эффективный язык тела. Невербальные сигналы важны для всех видов общения, однако наибольшее значение они имеют для лю­дей этого типа. В общем случае для успешного и эффектив­ного общения начинать нужно с понимания особенностей аудитории, а затем максимально приблизить содержание сообщения и стиль изложения к этим особенностям.

Понять особенности аудитории поможет вам активное слушание, навык, который можно совершенствовать только постоянной практикой. Прислушайтесь, какие слова употреб­ляют другие люди, и в личном общении скорректируйте свой стиль изложения, чтобы он согласовывался с тем вариантом общения, который предпочитает собеседник.

Только достигнув такого понимания, можно переходить ко второму этапу, задумавшись над структурой своего со-ощения, которая позволит вам достичь поставленной цели.


Т


Глава 2


Ра звитие навыков анализа и прогнозирования...



 


Упражнения

Упражнение «Что говорят глаза» Цель:

• исследование «информации», поступающей от взгля­
да других людей, ее интерпретация.

Все участники разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Затем в течение 5 минут члены каждой пары обсуждают какую-либо тему, выбранную самостоя­тельно или предложенную ведущим. Затем участники, оставаясь в тех же парах, обсуждают то, что, по их мне­нию, «говорили» глаза партнера.

После этого, всем участникам предлагается сесть в общий круг. Проводится обсуждение упражнения, в ходе] которого особо выделяются два аспекта: процесс выполне­ния упражнения (как участники его выполняли и что чув­ствовали при этом), а во-вторых, содержание (то, о чем участники говорили, выполняя данное упражнение). При этом процесс более важен, чем содержание — об этом необходимо помнить ведущему и учитывать при проведе­нии этого этапа упражнения.

В конце обсуждения участникам предлагается расска­зать о двух вещах, которым, по их мнению, они научились, выполняя данное упражнение.

Упражнение «Зрительный контакт в повседневной жизни» Цель:

• исследование установления зрительного контакта в
повседневной жизни.

Участники разбиваются на пары, и в парах происходит обсуждение следующих вопросов:

1. Когда люди избегают зрительного контакта (записывают)?

2. Когда люди вынуждены поддерживать зрительный кон­
такт (записывают)?

3. Привести пример из повседневной жизни, когда вы
получили важную для вас информацию от глаз собе­
седника.

4. Как я использую зрительный контакт?

Затем участники садятся в общий круг и по очереди делятся со всей группой своими записями. Ведущий на доске записывает положения, предлагаемые участника-


ми. Таким образом, появляется выработанный всей груп­пой список (2-а столбца) причин использования и избега­ния зрительного контакта людьми. Самые интересные ис­тории из жизни членов группы по желанию участников также могут быть рассказаны всей группе.

Также группой можно определить способы, при помо­щи которых знания, приобретенные в результате данного упражнения, могут быть использованы в повседневной жизни участников.

Упражнение «Регистрация движения глаз» Цель:

• исследование процесса установления зрительного кон­такта с использованием метода структурирования. Перед выполнением данного упражнения необходимо участникам предоставить информацию о разных модаль­ностях восприятия информации (о визуалах, аудиалах и кинестетиках). Все участники разбиваются на пары. Каж­дому участнику раздается по распечатке с таблицей, в ко­торой он будет отмечать движения глаз, совершаемые его партнером. На доске пишутся или вывешиваются на пла­кате направления движения глаз, соответствующие раз­ным модальностям восприятия: Визуал, Аудиал, Кинесте-тик. Далее члены пары начинают беседовать друг с дру­гом. В течение 5 минут один из них регистрирует движения глаз другого. Пометка ставится каждый раз, когда направ­ление движения глаз меняется. Через 5 минут члены пары меняются местами.

После этого ведущий просит всех сесть в общий круг и поделиться своими наблюдениями. Кроме того, необходи­мо участникам дать информацию о том, какие приемы надо использовать при общении с людьми с разной модальнос­тью восприятия информации.

Как показано в образце, для регистрации движения глаз можно использовать крестики. Образец:

 

Движение глаз вверх и влево ХХХХХХ Движение глаз вверх и вправо XXX
Движение глаз вниз и влево хх Движение глаз вниз и вправо ххххх

26


Глава 2


Ра звитие навыков анализа и прогнозиров ания...



 


Упражнение «Движения глаз» Цель:

• исследование смысла, который может стоять за дви­жениями глаз.

Сначала ведущий находит добровольца из числа участ­ников. Затем он просит этого человека просто послушать ряд высказываний, а остальных участников — следить за движениями его глаз.

Предлагаются высказывания следующего вида: Я хочу, чтобы вы представили себя с синей шляпой на голове.А сейчас я хочу, чтобы вы представили, как кто-то обхватывает вас руками.

Представьте, что вы на рынке.

Представьте, что человек, сидящий рядом с вами, дер­жит вас за руку.

Далее ведущий просит участников обсудить, что про­исходило с глазами человека, когда ему зачитывались раз­личные высказывания. Также проводится обсуждение того, какую пользу приносят подобные наблюдения за дви­жениями глаз собеседника. Например, если глаза вашего собеседника опущены вниз, то это может означать, что разговор огорчает его, а если наоборот, его взгляд уст­ремлен вверх, то в данный момент он, вероятно, занят тем, что «набрасывает» содержание вашего с ним разго­вора. Такие движения могут служить дополнительным подтверждением того, что ваш собеседник действитель­но понимает, о чем идет речь.

Если вы хотите эффективно общаться с разными людь­ми, научитесь быть конгруэнтным и научитесь подстраи­ваться. Быть конгруэнтным — значит стараться быть рав­ным партнеру, вовлеченным, созвучным ему, синхронно участвовать во взаимодействии. Если вы конгруэнтны, вас лучше понимают и с вами чаще соглашаются, ваши слова, жесты и позы совпадают, между вербальными и невер­бальными сигналами отсутствует противоречие. Это свя­зано с тем, что конгруэнтность вызывает симпатию, рас­положение и «доверие» подсознания того, с кем вы обща­етесь. Людям, умеющим вызвать к себе симпатию, часто верят на слово, в то же время людям, к которым испытыва­ют неприязнь, не верят даже тогда, когда они говорят прав­ду или сообщают очень важную информацию.


В реальной жизни партнеры по общению зачастую на­рушают конгруэнтность тем, что буквально разговарива­ют на «разных языках». Это происходит по причине отсут­ствия или игнорирования информации о ведущих репрезен­тативных системах. К примеру, менеджер, принадлежащий к визуальному типу, предлагает подчиненному с кинесте­тической ориентацией: «Давайте рассмотрим данную про­блему. Как вы ее видите?» И сразу же создается тупико­вая ситуация с точки зрения адекватности понимания, так как подчиненный предпочитает не «видеть», а «чувство­вать». Для того чтобы достичь взаимопонимания и моти­вировать подчиненного на эффективную работу, целесо­образно воздействовать на него через его основную и ве­дущую репрезентативные системы. Учитывая сказанное, лучше вопрос поставить следующим образом: «Как вы по­дойдете к данной проблеме?» Такой подход позволит подчи­ненному сразу же сообразить, что от него требуется, и вклю­читься в процесс поиска идей и решений. Ошибки, подоб­ные рассмотренной, допускают разные специалисты. Так, например, врачи, задающие традиционный вопрос: «Что вы чувствуете?» — не всегда получают необходимую для пра­вильной постановки диагноза информацию. Если пациент не кинестетик, а визуалист или аудиалист, он сообщит о себе только часть данных. Следователю, ведущему дело об авто­мобильной катастрофе, необходимо опросить как можно боль­ше свидетелей, так как каждый из расспрашиваемых будет выдавать лишь ту информацию, которую он «схватил» с по­мощью своего ведущего сенсорного канала. В результате один расскажет, что он видел столкновение, разбросанные осколки стекол, помятый кузов автомобиля и пр. Другой со­общит о криках и стонах раненых, скрежете искореженного металла. А третий будет все время повторять, какой это был Ужас, как у него «буквально волосы встали дыбом» и как ему жалко людей и машины.

2-2. Типы личности в психогеометрическом подходе

Данный подход позволяет немедленно: определить тип личности интересующего вас человека; Дать подробную характеристику личных качеств и осо­бенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому человеку языке;


 

 

Глава

• составить сценарий поведения с каждым из типов лич^

ности в типичных ситуациях общения.

Точность диагностики с помощью психогеометричес­кого теста — 85%.

По мнению авторов методики1, тип личности интере­сующего вас человека можно установить, просто наблю­дая за его поведением. Чтобы облегчить задачу, авторы приводят систему особенностей поведения типичных представителей того или иного типа.

Квадрат

Внешний вид: консервативный, строгий стиль в одеж­де; обувь всегда начищена. Волосы аккуратно подстриже­ны, лицо у мужчин чисто выбрито, никаких украшений и ювелирных изделий. Предпочитают умеренные цвета: бор^ довый, серый, черный, коричневый. Во внешнем виде стре­мятся подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе профессиональной, социальной, возрастной и т. д.

Речь: организованность, логичность, последователь­ность мышления, ясно излагают свои идеи. Имеют при­страстие к фактам и деталям. Речь монотонна, эмоцио­нально суха и холодна. Редко бывают хорошими оратора­ми, способными увлечь аудиторию.

Язык тела: скованная напряженная поза, точные, ску­пые жесты; движения целенаправленны, рассчитанны; медленная, солидная походка; насыщенный или «не­рвный» смех; беспристрастное, ничего не выражающее лицо (особенно в эмоционально напряженных ситуациях).

Особенности общения с Квадратом: продумайте весь ход дискуссии от начала до конца; оперируйте только циф­рами и фактами; запланируйте, по крайней мере, несколь­ко встреч для обсуждения вашего предложения, так как вряд ли он примет (изменит) решение с первого раза. Вы долж­ны быть активным слушателем. Он — ведущим дискуссию. Первая встреча должна быть использована для выслушива­ния его аргументов. Во время второй встречи, используя его логику, стройте свою аргументацию. Предложите ему новые цифры и факты. Не пытайтесь обмануть Квадрата!

Треугольник

Внешний вид: отсутствие делового стиля; налицо все­гда отдельные преимущественные импортные, дорогие предметы туалета. Ориентация на моду, элегантность.


Развитие навыков анализа и прогнозирования... + 29

Чувство меры во всем помогает избежать излишней пест-роты, несмотря на любовь к косметике и украшениям.

Речь: уверенность, решительность, стремление коман­довать всеми и всем распоряжаться по-своему, вспыльчи­вость, необузданность характера — все это находит отра­жение и в параметрах голоса, и в построении речи, и в ее лексике. Великолепно владеют голосом. Громкий, невы­сокий голос, быстрый темп речи и четкое произношение. Хорошие ораторы. Речь кратка, ясна и убедительна, пест­рит глаголами, «суммами» и «процентами».

Язык тела: уверенная энергичная походка; плавность движений; широкие, выразительные жесты; плотно сжа­тые губы; пронзительный взгляд; властное рукопожатие; непроницаемая маска — если Треугольник не захочет, ник­то не узнает, что творится у него на душе в данный момент.

Особенности общения с Треугольниками: они способ­ны быстро и точно анализировать ситуацию. Ориентируют­ся на главном, на сути проблемы, а не на деталях. Часто рис­куют, бывают нетерпеливыми и нетерпимыми к тем, кто мед­лит с принятием решения. Поэтому заранее необходимо приготовить свой вариант решения с его четким и обосно­ванным доказательством. Треугольники с трудом признают свои ошибки. В связи с чем лучше строить беседу таким об­разом, чтобы наиболее верные решения были предложены именно ими. Часто бывают категоричны, не признают воз­ражений и в большинстве случаев поступают по-своему.

Прямоугольник

Временная форма личности, которую могут носить в те или иные периоды жизни другие более устойчивые фи-гуры. Это люди, неудовлетворенные тем образом жизни, который ведут сейчас, и поэтому находящиеся в поиске лучшего положения. Причем эти изменения весьма зна­чимы для человека, который в данный момент находится в «прямоугольном» состоянии. Такое состояние отражает­ся во всех сферах жизни человека.

Внешний вид: на всем протяжении «прямоугольного» состояния «примеряет» одежду других форм (треугольни­ка, круга и т.д.).

Речь: неустойчивая — он то прекрасный оратор, когда сядет на своего конька, то не может буквально двух слов связать. Зато часто и много задает вопросы.


 

30

Глава 21

Язык тела: трудно поддается интерпретации. Часто это простое смешение паттернов поведения других более устой­чивых форм. Кроме того, может меняться не только изо дня в день, но и в течение одной встречи и беседы по несколько раз.

Особенности общения: прямоугольнику просто необ­ходимо общение с другими людьми. Но так как он пред­ставляет из себя «человека без стержня», люди не стре­мятся к контактам с ним. Это отражается на стиле его общения: он легко соглашается с мнением других, подда­кивает, поддерживает, одобряет. Скорее всего, вовсе не потому, что действительно так думает, а лишь для того, чтобы сохранить контакт. В этом смысле он весьма нена­дежный партнер, особенно в серьезных делах.

Тем не менее они смелы, любознательны и пытливы. Если ему предоставить возможность разобраться в чем-либо, собрать материал и т. п. — это будет гораздо продук­тивнее, чем «принятое» им решение. Они открыты для новых идей. Необходимо учитывать, что они чрезвычайно доверчивы, внушаемы и наивны. Ими легко манипулиро-вать, но до поры до времени. Надо не забывать, что это переходная (временная) форма!

Круг

Внешний вид: одевается неброско, но со вкусом (гар­монично). То, что одето на него, всегда ему идет. Кроме того, весь его внешний вид соответствует ситуации и об­становке в целом.

Речь: спокойная, плавная. Создается впечатление, что он заранее готовился к беседе. Отлично подстраивается под тон и стиль собеседника. Может их с легкостью ме­нять в течение беседы. Очень не любит изменений (вторжений) в сам процесс общения. Часто соглашается с собеседником, поддерживает ход его мысли, речь образ­ная, последовательная.

Язык тела: невыделяющийся, также гармоничный со всей обстановкой. Движения немногочисленны. Каждое несет смысловую нагрузку, чаще всего это согласие, спо­койствие, приглашение к сотрудничеству и совместным действиям. Хорошо «зеркалит» своего оппонента. Очень подвижны и информативны руки. Хотя жестов и не мно­го. Лицо живое, подтверждающее расположение и стрем­ление сохранить занятую изначально позицию.


разви тие навыков анализа и прогнозирования... # 31

Особенности общения: главное то, что он всегда искрен-не заинтересован в хороших межличностных отношениях! Отличный слушатель, а потому и отменный коммуникатор. Высшая ценность для него — благополучие других. У Кругов высоко развита чувствительность и эмпатия. Они букваль­но «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика или обманщика, но слишком уж стараются всем угодить (направлены на людей, а не на дело). Часто избегают занимать твердую позицию и принимать непопу­лярные решения. Как правило, Круг всегда уступит первым.

Зигзаг

Самая уникальная из всех пяти фигур. Олицетворение креативности и творчества.

Внешний вид: любят экспериментировать и изобре­тать. Иногда кажется, что они одеты чудоковато и безвкус­но, так как пытаются соединить в своем гардеробе вещи, которые другому кажутся абсолютно несоединимыми. Часто создают свой неповторимый стиль. Причем он так­же никогда не остается постоянным и неизменным. По­вторить его стиль вам не удастся, так как его фактически и не существует. Постоянное изменение и эксперимен­тирование. Создание новых образов и концепций — стиль истинного Зигзага.

Речь: остроумная и язвительная. Они несдержанны и экспрессивны («режут правду в глаза»). Любят использо­вать слэнговые элементы. В речи много междометий. Ча­сто перескакивают с мысли на мысль. Иногда кажется, что они разговаривают сами с собой (не следят за мыслью собеседника). Стиль их мышления — синтетический.

Язык тела: экспрессия и постоянная изменчивость — вот их девиз. Движений много, они порывисты, резки, выразительны. С трудом удерживаются на одном месте. Во время общения стремятся к перемещениям и смене поз. Активная жестикуляция. Выразительная, часто слиш­ком преувеличенная мимика. Все свои слова и чувства Стремятся проиллюстрировать движениями.

Каждая часть его тела и лица задействованы в каждый момент времени.

Особенности общения: не фиксируется на деталях; мысль «скачет» от А к Я. Его трудно понять. Он стремится


Т


Глава 2


Ра звитие навыков анализа и прогнозирования...



 


к созданию нового и оригинального на основе абсолютно несходных, различных идей.

Это означает, что он будет стремиться, основываясь на множестве различных идей, выработать неожиданное (час­то утопическое) решение. Причем реальность его воплоще­ния и продуктивность, кажется, его не волнуют. Зигзаги ча­сто заостряют конфликты, Стремятся к независимости и при­писывании общих идей себе. Наивны, нереалистичны и непрактичны. Могут привнести в решение свои детали, ко­торые полностью его разрушат, при этом, даже «завалив» дело, будут обижены на все, пусть и справедливые, упреки. Не слишком настойчивы в доведении дела до конца.

Упражнения

Упражнение «Выбор траектории» Цель:

• поведенческая психодиагностика форм личности на

основе предпочтения геометрических фигур.

Ведущий дает следующую инструкцию:

— У многих людей есть привычка, размышляя над ре­шением какой-либо сложной задачи, двигаться по замк­нутой траектории. Кто-то движется по кругу, кто-то пред­почитает ходить, совершая более резкие повороты, т. е. описывая квадрат или прямоугольник, кто-то как будто шагает вдоль сторон треугольника. И наконец, встреча­ются люди, которые, размышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом. У вас есть несколько ми­нут для того, чтобы подвигаться по комнате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличивать раз­меры описываемых фигур по вашему желанию.

Участники двигаются по комнате. Ведущий мягко пре­секает разговоры. Пяти-семи минут обычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе. Ве­дущий предлагает участникам группы разделиться: «кру­ги», «квадраты», «треугольники» и «зигзаги» занимают разные углы помещения. После пятиминутного обсужде­ния каждая группа представляет свое обоснование сде­ланного выбора. Участники объясняют, чем выбранная фигура предпочтительнее остальных и как можно охарак­теризовать людей, выбирающих эту фигуру. Выслушав каждую группу, ведущий может предложить сравнить точ-


ки зрения группы с мнением психологов, работающих в таком направлении, как психогеометрия.

Упражнение «Психогеометрия» Цель:

• выявление индивидуально-типологических различий в

тренинговой группе.

Вариант 1.

Каждый участник тренинга получает по чистому лис­ту бумаги — «Личную карточку». Группа делится на две равные подгруппы. Они строятся в два круга: внешний и внутренний. Внешний круг остается стоять на месте. Внут­ренний движется по часовой стрелке. Останавливаясь друг напротив друга, участники отмечают в «Личных карточках» тот психогеометрический тип (форму), который, по их мнению, соответствует данному участнику. Обозначать тип можно с помощью заглавных букв каждого типа (фор­мы): К (квадрат), П (прямоугольник), Т (треугольник), Кр (круг), 3 (зигзаг). Все участники должны получить отмет­ку от каждого из членов группы. Затем все должный сесть на свои места и подсчитать, какая из форм у него отмече­на большее количество раз, т. е. выяснить, с какой из фи­гур он больше ассоциируется у своих товарищей.

При обсуждении упражнения необходимо выяснить следующее: согласны ли участники упражнения с той фор­мой, которую для них определили товарищи (если нет, то какую форму они сами определяют для себя), и как (по каким критериям) участники определяли тип своих одно-группников. Кроме того, важны чувства, которые испы­тывали участники при его выполнении.

Вариант 2.

Участники тренинга получают по чистому листу бума­ги. Перед ними стоит задача: определить тип людей, кото­рые хорошо всем известны. Затем каждый говорит, какой тип он определил для того или иного человека и на чем основывался, делая такой вывод. Ведущий или заранее выбранный секретарь делают пометки: какой тип назы-вался наиболее часто для каждого из выбранных для опре­деления людей. При обсуждении важно выделить чувства, которые испытывал каждый участник, вспоминая того или иного человека, и повлияло ли это на выбор фигуры для него.


v.V "


Об учение навыкам эффективног о общения


Т 35


 


ГЛАВА 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...