Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ (14 часов)




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На завершающем этапе среднего образования появляется возможность сблизить преподавание русского языка и литературы. Опорой, ключевой единицей курса русского языка становится текст. Для анализа используются публицистические, научные и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические и научные тексты имеют литературоведческую тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий на учебники по литературе и пр.).

При таком подходе учебно-тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ способствуют развитию традиций школьного сочинения на литературные темы, создают на занятиях развивающую речевую среду, что благоприятно влияет на совершенствование грамотности и языковой интуиции, без чего невозможен процесс формирования речевой, коммуникативной и лингвистической компетенции выпускника профессионального училища.

 

Дополнительный урок по русскому языку «Комплексный анализ текста» адресован учащимся 11 класса и рассчитан на 34 часа.

 

Тематическое планирование доп.урока по русскому языку в 11 классе рассчитано на 31 час с учетом того, что 3 часа в году выпадает на праздничный день:1 сентября,23 февраля, 8 марта. Поэтому в рабочую программу внесена корректировка: темы объединяются за счет сжатия материала.

Учитель вправе двигать темами в зависимости от подготовленности класса.

В рабочей программе могут быть незначительные изменения. В случае карантина из-за эпидемии инфекционных заболеваний, актированных дней из-за морозов, а также болезни учителя, возможно изучение материала, объединив темы так, что за один учебный час изучаются две темы за счет уплотнения материала. Недостающие из-за праздников и каникул уроки тоже уплотняются. В этом случае, в учебно-тематическом планировании учителем отмечаются такие уроки, и дата указывается в графе «фактический».

 

Цель программы: формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста.

Задачи:

- познакомить (повторить на более глубоком уровне) учащихся с законами создания текстов разных стилей;

- учить читателей и слушателей воспринимать и исследовать в тексте результаты авторской работы на этапах изобретения, расположения и использования ИВС;

- научить пользоваться особым алгоритмом восприятия и понимания содержания текста;

- дать учащимся основы речевой и коммуникативной компетентности.

 

Виды занятий

- лекция учителя

- анализ текстов

- составление алгоритмов

- работа с тестами

- написание рецензий

Программа урока содержит лекционный и практический (творческий) разделы.

 

Лекционный раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением, необходимых для ответов на ряд вопросов ЕГЭ, например: основные языковые средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, гипербола, олицетворение и др.), наиболее распространенные фигуры речи (анафора, антитеза, градация, оксюморон и т.д.).

Затем учащиеся приступают к практическому (творческому) разделу курса. Тексты для комплексного анализа взяты из дидактических материалов ЕГЭ по русскому языку.

Цель занятий-практикумов – овладение навыками речевого анализа текста.

На занятиях-практикумах возможно использование как групповых, так и парных и индивидуальных форм работы с учащимися. Разнообразие форм работы должно помочь выявлению сильных и слабых сторон речеведческого анализа текста и уровня грамотности каждого учащегося. Творческие задания предполагают обучение умению анализировать темы, составлять различного вида планы, выбирать эпиграфы, прорабатывать варианты вступления и заключения, работать с ключевыми словами, отбирать необходимые цитаты. Результаты работы – написание небольшого сочинения-рассуждения в жанре рецензии или эссе, подготовка сообщения к урокам русского языка, составление тезисов, конспекта, написание аннотации, выступление на училищных мероприятиях.

Специально отметим, что формируемые речевые умения учащихся, прежде всего умение анализировать текст и его семантические и структурные компоненты, будут способствовать развитию общеучебных умений, таких, как самостоятельное пополнение знаний, контроль речевой деятельности на всех учебных занятиях, совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Программа может дополнить уроки литературы, стать основой для проведения уроков развития речи, быть использована как самостоятельный факультатив по теме «Комплексный анализ текста» при подготовке к экзаменационному сочинению. Углубленное изучение русского языка на факультативных занятиях будет способствовать основательной подготовке учащихся к вступительному экзамену в высшие и средние заведения по выбранной специальности и дальнейшей успешной учебной деятельности, т.к. гуманитарная дисциплина «Русский язык и культура речи» введена в Государственный образовательный стандарт вузов негуманитарного профиля.

Методическое обеспечение программы. При разработке занятий учтены практическая направленность, единство обучения и воспитания, рассмотрены особенности комплексного анализа текста, предложены образцы сочинений различного жанра, рекомендации, памятки, упражнения по стилистике и орфографии (с использованием ИКТ); использованы варианты дифференцированных заданий.

Предусмотрены разнообразные формы организации групповой и индивидуальной учебной деятельности: наблюдения над текстом, ответы на вопросы, разного типа беседы, анализ текста-образца, написание сочинений.

Предлагаемый (содержательный) материал носит ориентировочный характер, преподаватель может по своему усмотрению вносить изменения в структуру, содержание учебного материала и в организацию деятельности учащихся на уроке.

Содержание программы «Комплексный анализ текста»

Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ (14 часов)

1.1. Ключевые понятия текста. Признаки текста.

 

1.2. Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. Цепная (последовательная) и параллельная связи.

 

1.3. Типы речи: описание, повествование и рассуждение.

1.4. Стили речи. Характеристика функциональных стилей: а) сфера применения;
б) основные функции;
в) ведущие стилевые черты;
г) языковые особенности;
д) специфические формы (жанры).

1.5. Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и словообразования. Выразительные средства синтаксиса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...