Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел IV. Исторические модели культуры. Культура и цивилизация




Исторические модели культуры: а) моновекторная, линейная;

б) поливекторная, цивилизационная. Формирование линеарной модели культуры в эпоху Просвещения. Основные черты этой культуры: гуманизм, рационализм, и европоцентризм. Кризис просвещенской линеарной модели культуры и европоцентризма. Возникновение цивилизационной школы в культурологии (Н. Данилевский, О. Шпинглер, А. Тойнби). Отрицание линеарной, единообразной модели мировой культуры. Введение в научный оборот понятий «культурно-исторический тип», «цивилазация».

Культура и цивилизация. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Неоднозначность определения понятия «цивилизация» в культурологии, основные концепции его истолкования. Понятие «локальные культуры».

История как череда жизненных циклов культурно-исторических типов. Преемственность культур как фактор их превосходства над уединенными культурами (Н. Данилевский).

Культура как живой организм. Проблема исчерпания возможностей развития культуры. Цивилизация как умирающая культура.

 

 

Раздел V. Суперкультуры. Запад и Восток.

Место России в мировом культурном процессе

 

Понятие «суперкультуры», ее выход за пределы одной нации и государства, широкий ареал распространения. Запад и Восток как наиболее крупные суперкультуры. Исторические корни возникновения двух ветвей развития мировой культуры: древневосточные цивилизации и античная (греко-римская) цивилизация. Возникновение на их основе суперкультур Запада (Западная Европа и США) и Востока. Географическое и культурологическое понятия «Запад» и «Восток». Разнонаправленность культур Запада и Востока в области экономических отношений, политического строя, менталитета, психологии и образа жизни.

Современные Запад и Восток, их противостояние и взаимодействие. Две концепции современной футурологии: а) возможность межцивилизационных конфликтов и войн (концепция С. Хантингтона); б) возможность межцивилационного и межкультурного диалога. Взаимодействие культур как необходимое условие преодоления их ограниченности и взаимодействия в интересах развития мировой культуры.

Место России в сообществе мировых цивилизаций. Основные теории определения места России в мировом сообществе. Западничество и славянофильство. Теория панславизма. Мессианские теории места России в мировой истории и культуре (роль славянского культурно-исторического типа по Н.Я. Данилевскому). Евразийская теория. Роль исторической практики в решении теоретических споров. Опыт русских революций, крушения Российской империи и распада СССР как ответы на спорные утверждения о месте и роли России в сообществе мировых цивилизаций.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1.Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. - М., 2008.

2.Кармин А.С.Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2008.

3. Кравченко А.И. Культурология. – М., 2008.

4.Культурология. Курс лекций /под ред. Радугина А.А. - М., 2007.

5. Культурология. Учебник для студентов технических вузов / Под ред.

Н.Г. Багдасарьян. - М, 2006

 

Дополнительная литература

1 Актуальные проблемы культуры ХХ века. - М., 1993.

2 Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

3 Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. - М., 1994.

4 Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. - М., 2000.

5 Взаимодействие культур Запада и Востока. - М., 1987.

6 Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVII вв. –

М., 1990.

7 Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов. - М.: Аспект Пресс, 1994.

8 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

9 Завадская Е.В. Восток на Западе. - М., 1970.

10 Запад и Восток. Традиции и современность. - М., 1993.

11 Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2001.

12 Кравченко А.И. Культурология. – М., 2001.

13 Культура, культурология и образование. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1997. № 2.

14 Культурология. - М.: «Знание», 1993.

15 Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на- Дону, 1997.

16 Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1993.

17 Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. – Минск, 1999.

18 Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991.

19 Лотман Ю.М. Типология культуры. Любое издание.

20 Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

21 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.

22 Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб., 1998.

23 Малюга Ю.Я. Культурология. - М.,1999.

24 Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. - М., 1983.

25 Мир философии. Книга для чтения. Ч.II. – М., 1991.

26 Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П.. Сумерки богов.-

М., 1989.

27 Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учебное пособие

для вузов. - М., 2001

 

28.Полищук В.И. Культурология. Учебное пособие. - М., 1998.

28 Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. - М., 1996.

29 Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1994. С. 5-31.

30 Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. –

М., 1993.

31 Русская мысль в век Просвещения /Отв. ред. Н.Ф. Уткина. – М., 1991.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск, 1996.

33 Смолкина Н.С. Россия и запад в отечественной публицистике XIX

века. Хрестоматия. – М., 1995.

34 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

35Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С.

Ерасов. - М.,1998.

36 Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

37 Тэйлор Э. Первобытная культура. - М., 1968.

38Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992.

39Фрэзер Дж. Золотая ветвь. - М., 1986.

40Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // По­лис. 1994. №1.

41 Хрестоматия по культурологии / Под ред. И.Ф. Кефели и др. Т.I –

СПб., 1999; Т.II – СПб., 2000.

42Шпенглер О. Закат Европы. Очерк морфологии мировой истории. –

М., 1993.

43Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. – М., 1998.

44Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России.

– М., 1994.

45 Ясперс К. Истоки истории и ее цель. - М.,1991.

 

Планы семинарских занятий

Семинар №1. Феномен культуры

План:

1. Понятие «культура»: от обыденных представлений к научному пониманию

2. Сущность культуры. Культура и природа.

3. Функции культуры. Человек как творец и продукт культуры.

4. Культура как система. Культурная картина мира.

Методические рекомендации

1.Приступая к изучению культуры, следует отметить, что слово «культура» является одним из наиболее употребляемых. Но это говорит скорее о многозначности его смыслов, чем об изученности самого феномена культуры.

В повседневной речи это слово связано с культурой обслуживания и культурой быта, музеями, театрами, правилами поведения и т.п. Однако между обыденным и научным представлением о культуре дистанция огромного размера. Обратите внимание, что теоретическое понятие, в отличие от житейского представления, указывает не на внешние признаки, а на внутреннюю причину, которое породило данное явление.

Необходимо отметить, что слово «культура» появилось задолго до возникновения понятия «культура». Это слово появилось в латинском языке. Какой первоначальный смысл оно имело? Как расширил применение слова «культура» римский философ и оратор Цицерон? Слово «культура» латинского происхождения, но еще раньше в греческой античности появилось слово-аналог «пайдейя». Оно означало, как и у римлян, и «воспитание-образование», и «культ, поклонение». Слова «культура» и «культ» являются однокоренными. Европейское средневековье сделало акцент на втором. Подумайте, чем связаны забвение первого значения в это время и возврат к античному смыслу в эпоху Возрождения?

Слово «культура» стало употребляться в качестве научного термина в историко-философской литературе европейских стран со второй половины XVIII века — «века Просвещения». Причем постепенно выделилось два аспекта в его трактовке: а ксиологический и антропологический. В чем особенность трактовки культуры обозначенными подходами?

В науке существует очень много определений культуры: по подсчетам американских ученых А.Кребера и Х.Клакхона - более 500. Чем вы можете объяснить такое многообразие? На какие группы подразделяют все эти определения в зависимости от принципа, который выносится на первый план?

От многообразия определений «культура» следует отличать многозначность этого слова — его постоянное использование в разных, нередко исключающих друг друга смыслах. В каких значениях используют слово «культура»?

2. При подготовке к данному вопросу следует руководствоваться следующим методологическим подходом. Сложность определения культуры не означает невозможности определения ее сущности. Понятие ее сущности возможно через призму деятельности человека. (Так, М.С.Каган в своем понимании культуры исходит из понятия человеческой деятельности и относит к культуре все, что производно от нее). Культура не существует вне человека, а сама культура выступает как мера реализации и развития сущности человека в процессе его социальной деятельности, как «мера человека». В русле такого подхода Е.В.Мареева и других ученых сущность культуры определяется как «вторая природа», в качестве «неорганического тела человека» и «второе рождение человека». Выделяют три основных аспекта, в которых проявляются сущностные черты любой культуры:

-культура представляет собой коллективное явление;

-культура - это негенетическая память общества;

-культура - это особый способ отбора культурных феноменов.

Природа и культура. Если культура - «вторая природа», как она соотносится с первой? Противостоит ли она природе? Следует обратить внимание, что во взаимодействии с миром человек использует две основные формы деятельности: непосредственное потребление человеком природных ресурсов; но главная — преобразование природы, создание артефактов. Какие потребности человека они обеспечивают? К каким результатам в культуре приводит взаимодействие человека с природой. Следует иметь в виду, что оно оценивается неоднозначно.

Огромно влияние природы на образ жизни человека. На конкретных примерах покажите, как географическая среда участвует в формировании и функционировании культуры. Во взаимодействии культуры и природы следует обратить внимание на следующие аспекты: хозяйственно-практический, экологический, медико-гигиенический, этический, эстетический.

3. Функции культуры. Сложность, многообразие проявлений культуры, ее многомерность определяют и многообразие ее функций. Функции культуры — это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей.

Но в вопросе о количестве функций культуры среди культурологов нет полного единодушия. В работах разных авторов зачастую одни и те же функции обозначаются по-разному. Сопоставление различных точек зрения по данному вопросу позволяет сделать вывод, что к числу основных функций культуры относятся адаптивная, коммуникативная, знаковая (сигнификативная), познавательная, информационная, интегративная, регулятивная, релаксационная, аксиологическая, социализации и инкультурации. Причем некоторые исследователи в качестве главной функции выделяют гуманистическую (человекотворческую). Согласны ли вы с такой оценкой последней функции и почему?

Функций культуры много, и все они важны. Тем не менее следует иметь в виду, что не все в культуре может быть объяснено с помощью понятия «функция». Культуру нельзя рассматривать лишь под углом зрения того, как она обслуживает общество, так как она обладает самостоятельной ценностью. Она возникла как способ существования жизни и превратилась в сущность жизненного существования. С функцией социализации и инкультурации тесно связана проблема человека как объекта, так и субъекта культуры.

Человек как творец и продукт культуры. Источник культуры — в самом человеке. Пренебрежение человеком и человеческими отношениями в обществе в конечном итоге скажется и на состоянии культуры. Человек является и объектом, и субъектом культуры. Созидание человеком культуры как необычайно сложное явление бесконечно. Таким же нескончаемым оказывается процесс воздействия ценностей культуры на личность. Обратите внимание, что понятие «личность» тесно связывается с понятиями «индивидуальность» и «индивид».

Как они соотносятся друг к другу? Достаточно ли одной индивидуальности для формирования личности? Как различить понятия «индивидуальность» и «индивидуализм»? При каких условиях «объект культуры» становится ее «субъектом» (творцом) культуры?

4. Культура как система. Перечисляя все явления культуры в хаотическом порядке, мы получим бессмысленную мешанину, пока не взглянем на каждое из перечисленных явлений как на один из взаимосвязанных элементов культуры. Культурология изучает не отдельные проявления культуры, а всю культуру как целостность. Система — совокупность связанных друг с другом элементов, образующих определенную целостность, единство. Культурология как наука стремится выработать целостное представление о культуре. В чем суть системного подхода в культурологии? При этом следует обратить внимание, что культура как система, как целостность существует и развивается в связи с обществом и в зависимости от общества. Общество выступает как макросистема по отношению к культуре. В то же время общество испытывает влияние культуры как одного из его подсистем. В какой взаимосвязи находится культура с другими подсистемами общества? Что дает системный подход для исследователя культуры?

Так как существует много определений культуры, то возникает много представлений культуры как системы. Системный подход в условиях статики культуры позволяет выделить ее основные формы по роду деятельности. С ними человек сталкивается ежедневно. Какие это формы? Культура в качестве особой целостности может рассматриваться и в динамике. Мировая культура – это не хаотический процесс, она имеет свою логику развития, свою закономерность, целостность. Если в статике модель культуры – круг, то в историческом времени круг превращается в спираль.

Культурная картина мира – это целостный образ мира, который формируется в рамках исходных мировоззренческих установок. Подумайте, из чего складывается картина мира, если учесть, что она должна состоять из установившихся форм, отражающих особенности мировосприятия определенной группы людей или народа.

Исходя из форм сознания, мировоззренческих установок какие виды картины мира можно выделить? Какую роль выполняет культурная картина мира для человека?

 

Список литературы:

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов. - М., 2007.- С. 98-102 (1 вопр.), 179-184 (2 вопр.), 134-144 (3 вопр.).

2. Гуревич П.С. Культурология: учеб. пособие. - М., 2007. – С. 31-32, 43-45 (1 вопр.), 32-42 (2 вопр.).

3. Драч Г.В., Ерыгин А.Н. и др. Культурология. Конспект лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 16-23 (1 вопр.), 56-62 (2 вопр.), 23-25, 144-147 (3 вопр.), 26-28 (4 вопр.).

4. Культурология. Краткий тематический словарь.- Ростов н/Д, 2001.

5. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. С.В.Лапиной.- Минск, 2007.- С. 179-188 (2 вопр.).

6. Культурология: учеб. пособие / сост. и отв. ред. А.А Радугин. – М., 2007.- С. 15-17 (3 вопр.), 59-63 (3-4 вопр.).

7. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. — М.,2007.- С. 22-26, 69-74, 222-226 (1-2 вопр.), 82-88 (3 вопр.).

8. Романов Ю.И. Культурология. — СПб.,2007. –С.128-129 (4 вопр.).

 

Дополнительная:

1. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов / под ред. Попова Е.В. - М., 1996.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 3 ч. - М., 1997.

3. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2003.

4. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. - М., 2001.

5. Культурология. - М: Знание, 1993.

 

Ресурсы в Интернете:

1. http://www.countries.ru/library/theory/culthist.htm

 

2. http://www.countries.ru/library/theory/definition.htm

 

3. http://www.countries.ru/library/culturologists/kagan/rez.pdf

 

4. http://www.countries.ru/library/nature/problems.htm

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем особенность обыденного и научного понимания культуры?

2. Каково этимологическое содержание термина "культура"? Связаны ли между собой понятия «культура» и «культ»?

3. Что понималось под культурой в эпоху Просвещения?

4. В чем причина многообразия подходов к определению культуры?

5.Охарактеризуйте оппозицию «культура» — «природа».

6.Сформулируйте определение понятия "функции культуры". В чем проявляется полифункциональный характер культуры?

7.Почему культуру, несмотря на многообразие ее форм, можно рассматривать как систему?

8.Что собой представляет мир человека? Что делает человека личностью?

9.Что такое культура личности как самосознание?

10.Что такое мир ценностей личности? Как относятся мир ценностей индивида и общества?

11.Что такое ментальность личности, группы, эпохи и чем она отличается от ценностных ориентаций?

 

 

Семинар №2. Морфология культуры. Культура и общество

План:

1. Понятие материальной и духовной культуры, их структура. Взаимосвязь и взаимопроникновение материальной и духовной культуры.

2. Этническая и национальная культуры.

3 Массовая культура. Элитарная культура как оппозиция массовой культуры.

4. Специфические и срединные культуры. Субкультура и контркультура.

 

Методические рекомендации

Морфология культуры - составная часть теории культуры, изучающая основные структурные элементы, типичные формы культуры как сложной целостной системы, принципы их взаимодействия. Следует отметить, что исследователи, занимающиеся проблемами морфологии культуры, используют различные методологические принципы в определении морфологических форм культуры (М. Каган, А.Флиер и др.)

Наиболее распространенными принципами классификации культуры являются: по родам деятельности - материальная и духовная; по носителю культуры - народная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура.

Выделение в культуре материальной и духовной форм носит условный характер: в чистом виде ни та, ни другая не существуют. Любая вещь, явление в системе культуры (артефакт) имеет материально-духовный характер.

Материальная культура сама по себе имеет сложную структуру. Она делится на технико-технологические и предметно-продуктивные компоненты.

Имея в виду технико-технологическую область материальной культуры, следует разделить понятие «техника» в широком и узком смысле. В первом случае мы имеем в виду навыки, приемы какой-либо деятельности, что совпадает по смыслу с мастерством, искусством. Во втором - машины, механизмы, приборы, т.е. орудия производства. В XX веке роль техники оказалась столь высока, что ведет в культуре к подмене человека техникой. В связи с какими изменениями стало это возможно? Какое влияние оказывают современные средства коммуникации на духовную культуру?

Предметно-продуктивный слой материальной культуры имеет в свою очередь ряд подразделений. Здесь следует иметь в виду, что материальная культура затрагивает сферы интимных и социальных отношений.

Материальная культура органически связана с человеком, обществом и его духовной областью. Эту связь возможно проследить на конкретных видах, типах материальной культуры (жилище, одежда, оружие и т.п.). Есть область, в которой материальная культура сливается с духовной (например, произведения архитектуры и декоративно-прикладного искусства). Материальная культура может носить национальный характер, а в XX веке возникает глобальная культура. Какие черты характерны для современной материальной культуры? Какие возникают проблемы в культуре в связи с современными особенностями материальной культуры?

Следующий аспект влияния материальной культуры связан с творческими идеями и замыслами человека и возможностями материального производства. Как они соотносятся друг с другом? Какие состояния переживает культура при различных формах их взаимоотношений?

Если материальная культура связана с освоением природной сферы, являясь «очеловеченной» частью природы, то духовная культура связана с преобразованием внутреннего мира человека, сферы его духовного бытия. Обратите внимание, что духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности производства. Означает ли в таком случае, что духовная культура играет роль, подчиненную по отношению к материальной, может ли она играть ведущую роль?

Исходя из деятельного подхода к культуре, в духовной культуре выделяют 4 раздела. Познакомьтесь с ними.

Духовная культура имеет дело с духовными ценностями. В каких сферах культуры они вырабатываются? Как классифицируются? Обратите внимание на роль ценностей в культуре. Как влияют они на стабилизацию и дестабилизацию культуры? Какова роль интеллигенции в этом процессе?

Духовные ценности тесно связаны с формированием культурной картины мира. Какие ценности лежат в основе ее формирования? На что влияет культурная картина мира?

Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это нормы, обычаи, обряды, ритуалы. В каком соотношении находятся ценности и перечисленные формы духовной культуры? Осуществлению каких функций культуры все эти феномены способствуют?

Подразделение культуры по ее носителю (субъекту) сформировалось в ходе исторического развития. Изучение этнической (народной), национальной, массовой и элитарной культур необходимо начать с определения смыслов понятий «этнос» (народ), «нация», «масса», «элита». При этом следует иметь в виду, что они могут существенно отличаться от представлений в других общественных науках, поэтому пользуйтесь справочниками и учебными пособиями по культурологии.

Обратите внимание на характерные черты этих форм (пластов) культуры, в каких сферах культуры они проявляются, как взаимодействуют этническая и национальная, национальная и массовая, а последняя с элитарной культурами.

Для этнической культуры характерен этноцентризм, который связан с отношениями данного этноса к другим культурам. Дайте оценку этому явлению в культуре.

Национальная культура тесно связана с этнической, но не сводится к ней. Приведите примеры различных вариантов формирования национальных культур. Взаимодействие национальной и этнической культур при определенных условиях может доходить почти до разрыва (как это было в русской культуре).

Изучение массовой культуры начните с понятий «масса», сущностных признаков «человека-массы» и массового сознания. В этом вопросе можно выделить ряд проблем, по которым рекомендуем сделать самостоятельные сообщения:

-технологические и социальные факторы формирования массовой культуры;

-массовая культура в системе рыночного хозяйства;

-массовая культура и личность;

-философские основы массовой культуры;
-социальные и этнические функции массовой культуры.

В качестве антипода массовой культуре выделяют элитарную культуру. Раскройте значение понятия «элита». В научной литературе выделяют следующие теории элит: биологическая, психологическая, техническая, организаторская, распределительная, художественно-творческая. Проявления элитаризма особенно просматриваются в художественном творчестве. Каковы характерные признаки элитарного искусства?

Типологически однородное общество состоит из срединной (обыденной, повседневной) и специфических культур. Каждая их них выполняет свою функцию в культуре. Какие? Как они взаимодополняют друг друга? Почему обе необходимы для бытия культуры? В качестве специфических культур выступают маргинальная культура, субкультуры и контркультуры.

Внутри национальных культур выделяют субкультуры. При подготовке по данному вопросу следует включить следующие проблемы: причины и время возникновения, отличительные черты, специфика субкультур. В качестве оппозиции господствующей культуре выступает контркультура. В чем сходство и различия субкультуры и контркультуры? При каком условии контркультура превращается в антикультуру? Играют ли определенную роль субкультура и контркультура в динамике культуры?

Ваш ответ будет неполным, если вы не подготовите материал о западных и российских моделях молодежных суб- и контркультур. Обратите внимание на их функцию и направления.

Знакомство с морфологией культуры позволяет сделать следующие выводы:

- общепринятого определения культурных форм нет в культурологии;

- существуют различные их классификации;

- культурные формы чрезвычайно разнообразны и многочисленны, как и сами определения культуры;

- среди культурных форм можно выделить более крупные типы и формы меньшего «ранга», занимающие отдельные «подобласти» культурного пространства.

Список литературы:

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов. - М., 2007.- С. 114-133 (1-4 вопр.)

2. Гуревич П.С. Культурология: учеб. пособие. - М., 2007. - Гл. 10. - С. 150-165 (4 вопр.).

3. Драч Г.В., Ерыгин А.Н. и др. Культурология. Конспект лекций. — Ростов н/д: Феникс, 2003.- С.37-44 (1 вопр.), 52-54 (2-3 вопр.).

4. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. С.В.Лапиной.- Минск, 2007.- С.21-28 (1вопр.), 30-45 (2-4 вопр.).

5. Культурология: учебник / под. ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. — М.,2007.- С.296-301 (2 вопр.), 286-295 (3 вопр.), 278-285 (4 вопр.).

6. Культурология: учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А.А Радугин. – М., 2007.- С. 50-58 (1в), 83-95 (3в).

7. Малюга Ю. Л. Культурология. – М.,2007.- С. 24-33 (1 вопр.).

 

Дополнительная:

1. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов / под ред. Попова Е.В. - М., 1996.-С. 62-70 (3 вопр.).

2. Гуревич П.С. Философия культуры: учеб. пособие для студентов. - М., 1994. - С. 269-290.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 3 ч. - М., 1997.- Ч.П.-С. 261-270, 422-427 (2 вопр.); Ч.П.-С. 406 - 418 (3 вопр.), 135-136 (4 вопр.).

4. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001.-Ч.2. - С. 73-83 (2 в).

5. Культурология в вопросах и ответах: учеб. пособие. - Ростов-н/Д, 1997.-С.326-333 (3 вопр.).

6. Культурология. – M.: Общество «Знание», 1993.-С. 15-17, 36-45 (1 вопр.); 110-120 (3 вопр.); С. 120-124 (4 вопр.).

7. Левяш И.Я. Культурология: курс лекций. – Минск., 2006. - С. 38-58 (3 вопр.)..

 

Семинар №3. Проблема культурогенеза и динамика культуры

1.Теории происхождения культуры: орудийно-трудовая, магическая, игровая, психоаналитическая, символическая.

2.Устойчивость и развитие культуры. Причины культурных изменений и механизмы культурной динамики.

3. Модернизация традиционных культур.

Методические рекомендации

В результате длительнейшего процесса развития в бесконечном пространстве природы и в конечном пространстве Земли на одном ее небольшом участке (Юго-Восточная Африка) биологическая форма материального бытия преобразовалась в антропосоциокультурную. Это был процесс одновременного и совместного формирования триединой целостности — человека, общества и культуры.

1. Проблема происхождения культуры — одна их самых сложных в науке, неслучайно в ее решении выявилось множество теорий, концепций и подходов. На практическом занятии предлагается обратиться к наиболее известным попыткам решения данной проблемы.

Трудовая теория происхождения культуры была сформулирована К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основные положения прозвучали в работе Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Рассмотрите, каким образом труд, с точки зрения Ф. Энгельса, повлиял на становление человека и культуры. Какие аргументы приводит Энгельс в пользу своей теории? В чем ее противоречия? Как критикуется данная концепция в науке (В. Вильчек, Л. Мамфорд)?

Льюис Мамфорд выдвигает свою теорию культурогенеза - возникновение культуры из магии. Большой вклад в изучение магии как древнейшего института культуры внес английский этнограф и социолог Бронислав Малиновский. Какие факты, собранные Малиновским, подтверждают эту теорию? Обратите внимание на аргументы в пользу магической теории, приводимые американским исследователем Теодором Роззаком. Что остается неясным в выдвинутой гипотезе?

Школа психоанализа предложила свой подход к предлагаемой проблеме. Сформулируйте основные положения концепции 3. Фрейда, предложенной им в книге «Тотем и табу». Фрейд, однако, выдвинул очень уязвимую гипотезу, которая критиковалась еще его современниками-этнологами. Какими фактами не подтверждается гипотеза Фрейда?

Автором игровой концепции происхождения культуры был голландский историк культуры Иоганн Хейзинга. На чем основываются убеждения этого исследователя в том, что игра старше культуры? Сторонником и последователем игровой концепции культурогенеза является Е. Финк. Почему в ряд пяти основных феноменов человеческого бытия он включает игру?

Символическая теория культурогенеза представлена прежде всего исследованиями австрийского философа Эрнста Кассирера. Его основная работа - «Философия символических форм». Культура выступает, прежде всего, как символическая вселенная, а человек - творец и создатель символов. Какие символы и символические системы создаются человеком? В чем, с точки зрения П. Гуревича, преимущество данной теории перед другими?

Подведите итог, сопоставив рассмотренные теории. В каждой из них духовная природа и творческая, нравственная сущность человека выступают по-разному. Какая из них, на Ваш взгляд, предпочтительнее, почему?

2. Культура есть противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития ее элементов, свойств и отношений. Состояние покоя, неизменности культуры выражается понятием «статика»; те изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур, выражается понятием «динамика». Устойчивость культуре придают традиции. Познакомьтесь с определением и функциями, которые они выполняют в культуре. Связана ли, на ваш взгляд, традиция с развитием культуры?

Культура не может существовать не обновляясь. Новация является способом обновления культуры. Единство традиции и обновления — универсальная характеристика любой культуры. Какая классификация обществ существует, в основе которой из них находится различное соотношение традиций и новаций? Дайте им краткую характеристику. Что следует понимать под культурным застоем?

Обратите внимание на причины культурной изменчивости. При этом следует иметь в виду, что изменчивость может иметь как прогрессивную, так и деградирующую направленность: не всякие изменения в культуре приводят к культурной динамике. Последняя может реализоваться в поступательно-линейном и циклическом видах.

В культурологии выделяют следующие механизмы (источники) культурной динамики: инновации, обращение к культурному наследию, культурное заимствование, культурная диффузия, синтез. В целом любая культура сталкивается с проблемой соотношения старого и нового, традиции и новации в культуре, которая в разное время у разных народов решалась и решается по-своему.

3. Важным процессом динамики культуры является культурная модернизация. В наши дни термин «модернизация» употребляется в нескольких смыслах. Каких? Выделяют также два вида модернизации: органическую и неорганическую. Пример первой - страны Западой Европы; второй – традиционные общества. В этом вопросе внимание следует уделить второму виду. Ответ необходимо начать с различий традиционных и современных культур. Какие главные характерные черты модернизации выделяет С.Хантигтон? Как изменились современные концепции модернизации по сравнению с прошлыми?

 

Список литературы:

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П Культурология. учебник для студентов вузов. – М., 2007. – С. 102-106 (1 вопр), 145-175 (2-3 вопр.).

2. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2007. – С. 47-54.(1 вопр.).

3. Драч Г.В., Ерыгин А.Н. и др. Культурология. Конспект лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.- С.63-70 (2 вопр.).

4. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001.-Ч.2. – С.799-800 (1 вопр.).

5. Культурология: курс лекций / под ред. А.А.Радугина. – М., 2007.-Гл.2. (1 вопр.).

6. Культурология: учебник / под. ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. — М.,2007.- С.193-198 (3 в.).

7. Левяш И.Я. Культурология. – М., 2007. –89-99 (2 вопр.).

 

Дополнительная:

1. Введение в культурологию: учебное пособие для вузов / под ред. Попова В.Е. – М., 1995. – Гл.I

2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994. – Гл.4.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 3 ч. - М., 1997.- С. 292-303 (2 вопр.).

4. Культурология / под ред. Г.В.Драча. – Ростов-н/Д., 2001.

5. Розин В.М. Культурология. – М., 2001. – С. 89-95.

 

Ресурсы в Интернете:

1. http://www.countries.ru/library/intercult/mktr.htm

2. http://www.countries.ru/library/methoda/pr20.htm

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем трудности эволюционной (трудовой) концепции культурогенеза?

2. Можно ли сказать, что магия создала культуру? Чем объясняется возникновение тотемов и табу в культуре?

3. В чем 3. Фрейд не соглашался с К. Марксом?

4. Правда ли, что играть может только человек?

5. Как можно раскрыть формулу «человек - символическое животное»?

6. Что объединяет все концепции происхождения культуры?

 

Семинар №4. Культура и история

1.Культура и цивилизация. Культурно-исторические типы цивилизаций.

2. Сущность, формы и результаты взаимодействия культур. Проблема

"Запад-Восток".

3. Русские мыслители о месте и роли России в системе мировой цивилизации.

4. Конец XX - начало XXI вв. и контуры общечеловеческой парадигмы в культуре.

Методические рекомендации

Приступая к изучению типов культуры, помните, что в основу типологизации культуры часто закладываются разные принципы: хозяйственный, формационный, социальный, политический, исторический и т.д.

Выше перечисленные принципы имеют право на существование, но они относятся к сфере других дисциплин.

Историческая типология культур. Культурология, как отмечалось ранее, рассматривает культуру как целостную систему. Следовательно, в основу типологии культуры должен быть заложен принцип, позволяющий выделить типы по каким-то основополагающим принципам, фундаменту или идейно-смысловому ядру культуры. В истории культурологии такие попытки предпринимались некоторыми мыслителями. Здесь следует выделить концепции типов культур просветителя XVIII в. Гердера, философов XIX в. Гегеля, Маркса. Все перечисленные типологии сделали привычным взгляд на историю человечества как на однолинейный прогресс, в авангарде которого находится Запад. Такой подход стали выражать понятием "европоцентризм". Проблема типологии культуры оказалась тесно связанной с концепцией истории культуры.

Со второй пол. XIXв. — нач. XXв. появились концепции типов культур Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, А.Сорокина. В них наряду с разработкой проблем типологии отрицается идея однолинейности развития культур и утверждается взгляд на самобытность и замкнутость культур. Под воздействием каких наук утверждаются подобные взгляды? Возможно ли подходить с оценочными мерками к разным культурам, подразделяя их на "лучшие" и "худшие"? Совместимы ли понятия "замкнутые культуры" и "общемировой процесс"?

При изучении литературы, касающейся проблемы историко-культурных типов, столкнетесь с понятием "цивилизация". Для его уяснения следует обратиться к терминологическому словарю и рекомендованной литературе. Сопоставьте данное понятие с понятием "культура". Ознакомьтесь с основными теориями цивилизации. При этом обратите внимание на неоднозначность оценки цивилизации: с одной стороны, она выступает как более высокая ступень, которой предшествует варварство; с другой, согласно Шпенглеру, это упадок культуры. Как понимает марксизм сущность цивилизации? Какова совре

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...