Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткий словарь специальных терминов




 

Аккультурация - процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин А. используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов. Аккультурация - процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.

 

Аксиология – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.

 

Антропология культурная – методологическая установка, сформировавшаяся в период становления современной этнологии или социокультурной антропологии. Для А.к. характерно повышенное внимание к духовным образованиям и меньшее к материальным артефактам и системам социальных отношений.

 

Артефакт - любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это предметы, вещи, орудия труда, жилище и т. п.; к артефактам относятся любые феномены духовной жизни общества: науч. теории, суеверия, произведения искусства, фольклор, - все то, что характеризуется как идеациональная сторона жизни общества.

 

Архетип – первообраз, идея. Означает изначальные, врожденные психические структуры, формирующие активность воображения. Лежит в основе общечеловеческой символики, выявляется в мифах, религии, искусстве, философии.

 

Ассимиляция культурная - полное или частичное поглощение культуры одного, обычно менее цивилизованного и более "слабого", народа другой, иноземной культурой, чаще всего путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного "растворения" порабощенного этноса в этносе поработителя.

 

Гуманизм - человечность, принцип мировоззрения, в основе которого

лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способность к совершенствованию.

 

Диалог культур - процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура осознает и обретает свою индивидуальную самобытность.

 

Диффузия - распространение культурных инноваций из места их возникновения на другие территории.

 

Диффузионизм – направление в изучении культур, основной предмет исследования которого – заимствование элементов культуры. Большую роль при этом играют пространственные характеристики распространения культур.

 

Динамика культуры – изменение или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних или внутренних сил.

Духовная культура - совокупность ценностей, которые включают в себя результаты предметной деятельности человека (машины, сооружения...), а также знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного, эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей посредством межкультурных контактов и заимствований.

 

Евразийство - идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который обладает в ряду культур мира уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому.

 

Европоцентризм – культурофилософская и мировоззреченская установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другим.

 

Западничество - направление общественной мысли сер. XIX в. Его пред­ставители выступали за развитие России по западноевропейскому пути, противостояли славянофилам.

 

Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.

 

Идентификация (отождествление) – бессознательный процесс, благодаря которому человек ведет себя, думает и чувствует так, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Культурная идентификация придает смысл существованию человека и культурные формы развития личности.

 

Идентичность - устойчивая и осознанная система представлений индивида или общности людей о себе, позволяющая им выделяться среди других индивидов и общностей.

 

Инкультурация – процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре.

 

Интернационализация (глобализация) культурная - результат, а также сам процесс развития взаимосвязи, взаимовлияния и сближения культур различных стран и народов. Наиболее ярким проявлением Интернационализация (глобализация) культурная служит возникшая в XX в. мировая (глобальная) культура.

 

Интеграция культурная - процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами и регионами.

 

Искусство – эстетическая, художественно-образная форма духовной деятельности, результат субъективного, чувственно-эмоционального отношения человека к миру.

 

Кич – 1) от нем. музыкального жаргона нач. XX в. – по смыслу «халтура»; 2) от нем. – удешевлять; 3) от англ. – «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления; 4) специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями.

 

Коммуникация - передача информации (фактов, идей, образов, оценок) от индивида к индивиду, от культуры к культуре; линия или канал, соединяющий участников К., с помощью которых она осуществляется; процесс передачи и приема информации.

 

Компенсаторная функция – функция творческого восполнения, возмещения недоступного, труднодостижимого, утраченного, уравновешивание дисбаланса между потребностями и возможностями их удовлетворения.

 

Контркультура – частный случай субкультуры, имеющий ярко выраженный оппозиционный характер к общепризнанным духовным ценностям и более всего к господствующему типу официальной культуры.

 

Креационизм – теологическая версия возникновения культуры и человека, создания их Богом уже на определенном уровне развития.

 

Кризис культуры – разрыв преемственной связи в развитии традиций, обычаев, ценностных ориентаций, угасание или потеря идеалов, отсутствие обнадеживающей перспективы.

 

Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с др. сферами материальной и духовной жизни. К числу важнейших проблем относится исследование вопросов истории и теории мировой и отечественной культуры.

 

Культура - категория, обозначающая созданную людьми искусственную сферу существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Понятие «культура» возникло в противовес «природе». Употребляется и в более узком смысле. В наст. время насчитывается более 500 определений. Понятие К. употребляется для характеристики определенных ист. эпох (античная культура), конкретных народностей (культура майя), для обозначения сферы духовной жизни людей и т.д.

Культурогенез – (от лат. сultura + генез) понятие, употребляемое в истории культуры и культурологии для обозначения процесса зарождения культуры в виде первых каменных орудий труда в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и соц. закономерностей.

 

Культурная дихотомия «Восток - Запад» - противопоставление западной цивилизации восточным, имеющее др. исторические корни. В восточной культуре преобладает установка на слияние человека с природой, отказ от активного вмешательства в процессы окружающего мира и делается акцент на личностное самосовершенствование. В западной культуре - установка на покорение природы, активное преобразование общественной жизни, культ науки и техники.

 

Культурный человек – в общеупотребительной лексике понятие чрезвычайно емкое и широкое. К.ч. является носителем как общих, так и индивидуальных отличительных признаков. Сочетание общих и индивидуальных качеств и представляет собой ценностный облик. В обиходе употребляются разные оценки культуры людей: «человек высокой культуры», «человек низкой культуры», «некультурный человек».

 

Культурология прикладная – раздел культурологии, результаты исследования которого направлены на решение практических проблем развивающейся культуры.

 

Культурный релятивизм – утверждение равноправности всех типов культур, отказ от выделенных систем культурных ценностей. Направлен против евроцентристской трактовки историко-культурного развития, подчеркивает уникальность, самобытность локальных культур.

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Код культуры – (фр. code) совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.

 

Коммуникация культурная – совокупность процессов соц. взаимодействия, в ходе которых происходит обмен информацией, обуславливающий порождение, поддержание, изменение искусственных объектов.

 

Конвергенция культуры - процесс схождения, сближения культур.

 

Культурная экспансия - расширение сферы господства, влияния культуры за пределы своей территории.

 

Культурные традиции – (от лат. traditio – передача, предание) стороны, элементы целостного многовекового процесса развития культуры, которые воспроизводятся исторически на протяжении либо длительного времени, либо в различных типах культур.

 

Либидо – одно из ключевых понятий психоанализа, обозначающее лежащую в основе всех проявлений сексуального влечения индивида психическую энергию.

 

Личность – культура, отраженная в поведении индивидов.

 

Локальные культуры – культурологический термин, обозначающий разнообразие геогр. и соц. параметров, с одной стороны, накладывающихся на культуру, а с другой – осваиваемых ею, что ведет к складыванию конкретных ист. типов культуры, которые в литературе и называют Л. к.

 

Материальная культура - понятие, возникшее как результат условного деления культуры на материальную и духовную. В М. к. входят: 1) культура труда и материального производства; 2) культура быта; 3)культура тоноса (жилища, дома, деревни, города); 4) культура отношения к собственному телу и т.д.

 

Массовая культура - (синонимы: популярная, или поп-культура, индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура). М. к. -разновидность культуры, которая ориентирует распространяемые ею (обычно при помощи средств массовой информации) духовные и материальные ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей.

 

Маргинальная личность - человек, живущий и сознательно участвующий в культурной жизни и традициях двух разных народов.

 

Межкультурная коммуникация - это дисциплина, которая изучает проблемы, возникающие в процессе общения между разными культурными образова­ниями. 2. Иногда данный термин используют также в узком значении — для обозначения более высокой степени развития. Так, любой че­ловеческий коллектив обладает своей культурой, однако с точки зрения внешних наблюдателей он может нуждаться в дополнитель­ном культурном развитии, то есть в насаждении (навязывании) то­го, что эти наблюдатели понимают под культурой.

Менталитет, ментальность - образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность; склад ума, умственный настрой, мировосприятие.

 

Модернизация культурная – термин, который в культурологии служит для обозначения процесса движения доиндустриальных обществ, базирующихся на традиционных типах социальности, к тем экон. и полит. системам, а также массовой культуре, которые характерны для развитых стран. Основным ее содержательным элементом являются: рост возможностей использовать технологию в ключевых отраслях мат. производства, расширение форм потребления, а также создание условий для развития нового производства.

 

Морфология культуры -одна из основных наук о культуре; предмет исследования - изучение типичных форм культуры, существующих в обществе самостоятельно и независимо от человека, будь то культурные традиции, общественные институты и другие формы бытия общества. М. к. стремится выявить источники и факторы развития культур, стадии их существования – от зарождения той или иной культуры до ее смерти.

Народная, этническая культура — культура, которая создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Н. к. называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.

 

Национальная культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве.

Создателем Н. к. выступают не этносы в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники, гуманитарии, берущие на себя функции индивидуального творчества.

 

Нормы культуры – формирующиеся тысячелетиями и передающиеся из поколения в поколение образцы и правила поведения или действия, складывающиеся на уровне обыденного сознания общества.

 

Парадигма - система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

 

Партикуляризм - мировоззренческая установка на разъединение культур, практика культурной обособленности.

 

Религия (лат. religio)– «система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным» (Джонстоун).

 

Релятивизм - отношение к жизни, которое характеризуется недоверием к возможностям человека познавать мир; абсолютизация относительности наших знаний.

 

Релятивизм культурный - направление в культурологии, утверждающее множественность культур, путей их развития и ценностных систем.

 

Рецепция - осознанное заимствование и освоение богатства чужой культуры в целях обогащения собственной.

 

Рок–культура - частный случай суб- и контркультуры, основанный на локальных ценностях определенной социальной группы, для которой наиболее свойственны гротескная форма и яркая экспрессивная выразительность.

 

Славянофильство - одно из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в. Выступало с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути развития России, усматривая ее са­мобытность в отсутствии классовой борьбы, в крестьянской общине, православии.

 

Симбиоз в культуре - процесс, возникающий в ходе взаимодействия культур, в котором собственные и заимствованные элементы и течения остаются в достаточной степени автономными, дистанцированными по отношению друг к другу.

Символы культуры – (от греч. symbolon) термином обозначают условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной соц. группы. Такими С.к. народа выступают практически любые предметы и вещи, природные процессы, животные и растения.

 

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований и т.п.

 

Социология культуры - область культурологического и социологического знания, связанная со сбором, обработкой и анализом разнообразной социологической информации; предполагает эмпирическое исследование процесса развития культуры.

 

Социальные институты – сравнительно высокоорганизованные соц. системы, отличающиеся устойчивой соц. структурой, глубинной интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью их функций, а следовательно, и всей системы. С. и. – это семья, государство, его органы, партии, системы образования и т.д.

 

Срединная культура - культурологический термин, обозначающий устойчивую и противоречивую совокупность ценностных ориентаций в обществе, обусловливающую единство и целостность его духовной жизни. Формирование такого ядра культуры снимает напряженность оппозиционных ценностей.

 

Субкультура (лат. sub – под) – специфическая форма культуры, основанная на иерархии локальных ценностей определенной социальной группы или общности (возрастной, профессиональной, идеологической), носящая по отношению к господствующим духовным ценностям подчиненный характер.

Субъекты культуры ( лат. subjectum ) – понятие, обозначающие различных носителей в сфере создания, потребления, сохранения и трансляции культурного достижения, норм, отношений. В качестве субъектов культуры выступают: 1) отдельные личности, воспроизводящие себя как субъекты культуры определенной эпохи, 2) социально-культурную общность как совокупность индивидов, объединенных единой системой ценностей.

 

Сциентизм – мировоззренческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры. Ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественно-научного знания и признает за наукой право и способность решения всех жизненных проблем.

 

Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии либидо на культуротворчество.

 

Типология культуры – (от фран. typos. – отпечаток, образец + …логия) применяемый в культурологии науч. метод, в основе которого лежит расчленение систем объектов культуры и их группировка с помощью обобщенной модели их типа, что дает возможность установить их видовые отличия и сходства.

 

Теория культуры — все многообразие попыток общего осмысления культуры, версии «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, при помощи которых можно попытаться описать культуру и ее развитие. В этой сфере особое место занимает философия культуры, которая решает задачи создания теории культуры при помощи свойственных философии методов и понятий.

 

Универсализм культуры - мировоззренческая установка на сближение культур, их синтез.

 

Унификация культур - приведение культур к единой системе, форме, единообразию.

 

Философия культуры - область культурологического знания, возникшая на рубеже XVIII-XIX вв. и занимающаяся классификацией, сравнительным анализом, выявлением наиболее общих принципов подхода к анализу сложных и многоплановых процессов в культуре.

Форумность культур - понятие, употребляемое для обозначения идеи равноправия культур, признания их собственного достоинства и суверенности.

 

Функции культуры – возможности удовлетворения духовных потребностей человека и общества. Основные Ф.к.: гуманистическая, аккумулирующая, компенсаторная, коммуникативная, эстетическая, познавательная, воспитательная, духовно-охранительная, символическая.

 

Функционализм – направление в изучении культур, основанное Б.Малиновским. Главное содержание направления - выяснение функции каждого элемента культуры. Рассматривает любое явление культуры в качестве связующего элемента всей культурной системы.

 

Художественная культура - особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественное восприятие, мышление, творчество, переживания), духовна в своей основе, имеет как правило, изобразительный характер. Это особая целостность, в которой материальное и духовное органически соединяется. Пример близости в материальной культуре-архитектуры к технике, в духовной культуре - литературы к науке.

 

Ценность – представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении. Ц. не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом всех людей.

Цивилизация - (от лат. civilis - гражданский). В настоящее время употребляется в нескольких значениях: синоним культуры; уровень, степень общественного развития; ступень общественного развития, следующая после варварства; стадия деградации и упадка культуры. Наиболее часто употребляется с положительным смысловым значением как высокая стадия развития культуры.

 

Человек культуры – собирательный образ, используемый в культурологии для фиксации всего многообразия историко-культурных традиций и новаций, мировоззренческих парадигм той или иной эпохи. Принято говорить о человеке антич. культуры, Ч. к. Возрождения, Ч. к. средневековья, Ч. к. Нового времени и т.д.

 

Эволюционизм - направление в изучении культур, первая теория культур. В центре внимания – эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса.

 

Элитарная культура - понятие, противоположное понятию «массовая культура». Выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве; ее восприятие требует специальной подготовки, работы ума и души. Э. к. характеризуется эстетической свободой и коммерческой независимостью творчества, мировоззренческой глубиной тематики, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и многообразием форм художественного мира.

 

Энкультурация – (вхождение в культуру) овладение этнокультурным опытом, специфическим для данной локально-исторической культуры. Необходимо отличать от социализации. Если в результате социализации человек овладевает особым способом действия, специфическим для него в отличие от животных, то в результате энкультурации появляется человек особой культуры.

Эстетика - философская наука о наиболее общих принципах эстетического (чувственного) освоения мира в процессе любой деятельности человека, прежде всего - в искусстве. Одна из важнейших проблем - проблема прекрасного.

 

Этос – общее качество культуры, пронизывающее ее подобно запаху (А. Крёбер), система идеалов и ценностей, доминирующая в культуре и имеющая тенденции контролировать поведение ее членов.

 

Этноцентризм – система взглядов, утверждающая преимущество и уникальную ценность только одного ораза жизни (типа культуры). Другие системы ценностей объявляются низшими, недоразвитыми, несовершенными по сравнению с отстаиваемым эталоном.

 

Язык – средство коммуникации, общения, закрепления и передачи информации, система знаков, с помощью которых человек выражает свои мысли и чувства, познает мир и передает накопленный опыт другим поколениям. Языки разделяются на естественные и искусственные, вербальные и невербальные, «живые» и «мертвые». «Язык – дом бытия» (Хайдеггер).

Язык культуры – культурологическая категория, характеризующая коммуникативные особенности человеческого общества, складывающиеся и формирующиеся во взаимодействии совместно проживающих и общающихся между собой людей.

 

Итоговый тест

Задание 1: Первоначально под понятием культура подразумевалось:

Ответ:

1) воспитание, образование; 4) улучшение человеческой породы;

2) возделывание, обработка земли; 5) ценности той или иной страны.

3) Появление первых городов и государств;

 

 

Задание 2: Культурология как наука сформировалась в:

Ответ:

1) древнем мире; 4) XIX в.;

2) эпоху Возрождения; 5) XX в.;

3) XVIII в.;

 

Задание 3: Любой искусственно созданный объект, идея или образ, форма поведения и т.п. – это:

Ответ:

1) архетип культуры; 4) произведение искусства;

2) артефакт культуры; 5) орудие труда.

3) объект культуры;

 

Задание 4: Производство новых смыслов, норм, ценностей, а также духовное творчество – это:

Ответ:

1) коммуникативная функция культуры; 4) ценностная функция культуры;

2) компенсаторная функция культуры; 5) познавательная функция культуры.

3) человекотворческая функция культуры;

 

Задание 5: Обеспечение знакового взаимодействия между субъектами культурной деятельности, их дифференциацию и единство осуществляет:

Ответ:

1) коммуникативная функция культуры; 4) ценностная функция культуры;

2) компенсаторная функция культуры; 5) познавательная функция. культуры;

3) человекотворческая функция культуры;

 

Задание 6: Процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей общества – это:

Ответ:

1) адаптация 4) социализация

2) аккультурация 5) гуманизация

3) образование

 

Задание 7: Оценка науки как силы враждебной человеку, признание исключительно разрушительной роли научно-технического прогресса – это:

Ответ:

1) сциентизм; 4) рационализм;

2) атисциетизм; 5) иррационализм.

3) реализм;

 

Задание 8: К партикулярным ценностям относятся:

Ответ:

1)общечеловеческие ценности; 4) ценности определенного класса, сословия;

2)духовные ценности; 5) материальные ценности.

3) ценности личности;

 

Задание 9: Высшие привилегированные слои общества, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры - это:

Ответ:

1) аристократия; 4) масса;

2) элита; 5) субкультура.

3) правительство;

 

Задание 10: Культура групп, объединений в пределах более крупного культурного образования – это:

Ответ:

1) контркультура; 4) элитарная культура;

2) субкультура; 5) массовая культура.

3) псевдокультура;

 

Задание 11: Для массовой культуры характерно:

Ответ:

1) эстетизм; 4)наличие высокого культурного уровня;

2) доступность восприятия; 5) формирование хорошего

3) отсутствие широкого тиражирования; художественного вкуса.

 

Задание 12: Трудовая концепция происхождения культуры принадлежит:

Ответ:

1) Ф. Энгельсу; 4) Э. Кассиреру;

2) Й. Хейзинге; 5) З. Фрейду.

3) О. Шпенглеру;

 

Задание 13: Игровую теорию культуры выдвинул:

Ответ:

1) Э. Кассирер 4) О. Шпенглер

2) Й. Хейзинга 5) Э. Фромм

3) К. Юнг

 

Задание 14: Символическая концепция происхождения культуры сформулирована:

Ответ:

1) Ф. Энгельсом; 4) Э. Кассирером;

2) Й. Хейзингой; 5) З. Фрейдом.

3) Э. Фроммом;

 

Задание 15: Культура групп, объединений, противопоставляющая себя традиционной культуре – это:

Ответ:

1) контркультура; 3) элитарная культура;

2) субкультура; 4) массовая культура.

3) псевдокультура;

 

Задание 16: К национальной культуре относится:

Ответ:

1) фольклор; 4) быт;

2) ремесла; 5) традиции.

3) письменность;

 

Задание 17: Автором теории локальных замкнутых цивилизаций, существующих по определенным законам, является:

Ответ:

1) О. Шпенглер; 4) А. Тойнби;

2) Ф. Ницше; 5) К. Юнг.

3) П. Сорокин;

 

Задание 18: Ф. Энгельс понимал цивилизацию как:

Ответ:

1) антипод культуры; 4) следующий этап развития обществ

за дикостью и варварством;

2) синоним понятия «культура»; 5) общество, достигшее высокого научно-

технического уровня развития.

3) период появления производящего

хозяйства;

 

Задание 19: Теория исторических общественно-экономических формаций принадлежит:

Ответ:

1) Г. Гегелю; 4) К. Марксу;

2) Ф. Ницше; 5) И. Канту.

3) О. Шпенглеру;

 

Задание 20: Автор книги «Закат Европы» - это:

Ответ:

1) З. Фрейд; 4) К. Маркс;

2) Ф. Ницше; 5) Н. Данилевский.

3) О. Шпенглер;

 

Задание 21: С. Хантингтон полагал, что в новейшее время вооруженные конфликты будут происходить:

Ответ:

1) между соседними государствами 4) вдоль линий культурных и

за расширение границ; цивилизационных разломов;

2) между сверхдержавами за сферы влияния; 5) между странами Третьего

3) внутри многонациональных государств; мира за природные ресурсы.

 

Задание 22: Для восточной цивилизации характерен:

Ответ:

1) демократизм власти; 4) рационализм;

2) инновация; 5) коллективизм;

3) индивидуализм;

 

Задание 23: Для индустриального общества характерно:

Ответ:

1) появление понятия «гражданское общество»; 4) человек считает себя частью природы;

2) преобладание ручного труда; 5) преобладание коллективного

начала над частным.

3) традиционализм;

 

Задание 24: Для концепции западников о месте России в мировой культуре характерно:

Ответ:

1) Россия – это центр Евразии; 4) панславянизм;

2) самобытность русской цивилизации; 5) сохранение самодержавия;

3) стремление к установлению

либеральных свобод;

 

Задание 25: Для концепции евразийцев о месте России в мировой культуре характерно:

Ответ:

1) самобытность русской цивилизации; 4) сохранение самодержавия;

2) особая роль крестьянской общины; 5) стремление к установлению

либеральных свобод;

3) бесконфликтное сосуществование

разных народов в одном государстве.

 

Задание 26: Понятие культура происходит из:

Ответ:

1) древнегреческого языка; 4) итальянского языка;

2) латинского языка; 5) старославянского языка.

3) санскрита;

Задание 27: Культурология – это:

Ответ:

1) социальная наука 4) эзотерическое знание

2) гуманитарное знание 5) метафизическое знание

3) интегративное знание.

 

Задание 28: В эпоху просвещения в Европе культуру понимали как:

Ответ:

1) духовную и материальную жизнь разных народов; 5) искусство

2) уровень воспитанности и образования; 6) литературу.

3) возделывание и обработку земли;

 

Задание 29: Отвлечение, разрядку от материальной или духовной деятельности, жизненных проблем обеспечивает:

Ответ:

1) коммуникативная функция культуры; 4) ценностная функция культуры;

2) компенсаторная функция культуры; 5) познавательная функция культуры.

3) человекотворческая функция культуры;

 

Задание 30: Отношение к формам человеческого бытия, явлениям культуры формирует:

Ответ:

1) коммуникативная функция культуры; 4) ценностная функция культуры;

2) компенсаторная функция культуры; 5) познавательная функция культуры.

3) человекотворческая функция культуры;

 

Задание 31: Процесс возникновения и развития человека называется:

Ответ:

1) аккультурация 4) антропопатизм

2) антропосоциогенез 5) инкультурация

3) Антропоморфизм

 

Задание 32: Абсолютизация роли науки в системе культуры, вера в исключительно положительные последствия научно-технического прогресса – это:

Ответ:

1) сциентизм; 4) рационализм;

2) атисциетизм; 5) иррационализм.

3) реализм;

 

Задание 33: Род духовной культуры, выполняющий познавательную функцию – это:

Ответ:

1) искусство; 4) право;

2) религия; 5) мифология.

3) наука;

 

Задание 34: Изучением феномена массовой культуры занимался:

Ответ:

1) К. Маркс; 4)Ф. Ницше;

2) Х. Ортега-и-Гассет; 5) Э.Б. Тайлор.

3) К. Юнг;

 

Задание 35: Психоаналитическая концепция происхождения культуры принадлежит:

Ответ:

1) Ф. Энгельсу; 4) Э. Кассиреру;

2) Й. Хейзинге; 5) З. Фрейду.

3) К. Юнгу;

 

Задание 36: Концепция происхождения культуры из магии сформулирована:

Ответ:

1) Ф. Энгельсом и К. Марксом; 4) Мамфордом и Роззаком;

2) Й. Хейзингой и Э. Финком; 5) З. Фрейдом и К. Юнгом.

3) Г. Гегелем и Ф. Ницше;

 

Задание 37: Для элитарной культуры характерно:

Ответ:

1) эстетизм; 4) распространяется через СМИ;

2) доступность понимания; 5) широкое тиражирование.

3) простота художественных форм;

 

Задание 38: Изучением феномена элитарной культуры занимался:

Ответ:

1) Г. Моско; 4) Э. Фромм;

2) З. Фрейд; 5) Н. Данилевский.

3) Г. Гегель;

 

Задание 39: Рок-культура возникла по отношению к массовой культуре как:

Ответ:

1) субкультура 4) контркультура

2) элитарная культура 5) доминирующая культура

3) антикультура

 

Задание 40: Концепция «вызова и ответа» как движущей силы развития культуры принадлежит:

Ответ:

1) Э. Тейлору 4) Х. Ортеги-и-Гассету

2) П. Сорокину 5) М. Веберу

3) А. Тойнби.

 

Задание 41: К народной культуре относится:

Ответ:

1) философия; 4) публицистика;

2) письменность; 5) журналистика.

3) фольклор;

 

Задание 42: О. Шпенглер понимал цивилизацию как:

Ответ:

1) антипод культуры; 4) следующий этап развития обществ за дикостью и

варварством;

2) синоним понятия «культура»; 5) общество, достигшие высокого научно-технического

уровня развития.

3) переход к производящему

хозяйству;

 

Задание 43: П. Сорокин среди прочих выделил следующий тип культуры:

Ответ:

1) эзотерический; 4) идеациональный;

2) рациональный; 5)мистический.

3) иррациональный;

 

 

Задание 44: Теория «осевого времени» принадлежит:

Ответ:

1) А. Тойнби; 4) Н. Данилевскому;

2) К. Ясперсу; 5) О. Шпенглеру.

3) Ф. Ницше;

 

Задание 45: Автор книги «Восстание масс» - это:

Ответ:

1) Н. Данилевский; 4) Х. Ортега-и-Гассет;

2) О. Шпенглер; 5) К. Ясперс.

3) А. Тойнби;

 

Задание 46: В чем Н. Данилевский видел особенность славянского культурно-исторического типа?

Ответ:

1) располагается как на территории Европы, так и Азии;

2) длительное сохранение самодержавной формы правления.

3)влияние на ранних этапах истории

византийской культуры

4) сформировался на 1 основе – религиозной;

5) сформировался на 4 основах – религиозной,

культурной, социально-экономической,

политической;

 

Задание 47: Для западной цивилизации характерен:

Ответ:

1) традиционализм; 4) деспотизм власти;

2) коллективизм; 5) мистицизм.

3) индивидуализм;

 

Задание 48: Для традиционного общества характерн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...