Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Животик дышит». «Ветерок»




«Животик дышит»

Начиная разучивать эту игру-упражнение, на первых порах, чтобы ребенок почувствовал вдох и выдох, рекомендуется положить его спиной к себе на грудь и зафиксировать его руки своими руками. При этом взрослому надо лечь на пол, а малыша положить себе на грудь и живот. Малыш, лежа на теле взрослого лицом вверх, практически копирует положение тела взрослого.

И. п. (исходное положение) - ребенок лежит на спине, взрослый сидит на полу рядом (в первое время ребенок лежит спиной на теле взрослого).

Положите одну руку ребенка на его грудь, другую - на его живот. Взрослый своими руками сверху мягко и ласково фиксирует руки ребенка в нужном положении. Медленно вдохнуть через нос так, чтобы, грудная клетка расширилась. На 1-2 секунды задержать воздух в лёгких. Потом сделать ощутимый выдох ртом. В идеале, брюшная стенка должна подтянуться, «животик проваливается внутрь». В конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая прерывистого дыхания.

«Ветерок»

И. п. - взрослый и ребенок сидят на детских стульчиках друг напротив друга или ребенок сидит на стульчике, а взрослый -на полу перед ним. Нужно сделать глубокий вдох через нос. На медленном выдохе губы сложить «трубочкой», при этом пальцем или всей ладонью быстро водить из стороны в сторону вдоль губ, не касаясь их пальцем или ладонью, а только пре-


рывая выдыхаемую воздушную струю так, чтобы получился звук ветра.

«Дуем на свечку»

И. п. - взрослый сидит на маленьком стульчике или на полу, ребенок стоит к нему лицом. Нужно сделать медленный вдох через нос и на медленном выдохе, сложив губы «трубочкой», дуть на свечу, лежащее на столе перышко или воздушный шарик. Голова при этом не наклоняется вперед. Шея не вытягивается. Пламя свечи должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем можно немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; потом ещё больше увеличить расстояние и т. д. Постарайтесь обратить внимание ребенка, что, чем дальше от него расположена свеча, тем сильнее напрягается при выдохе его животик.

Для того чтобы ребенку было интересно заниматься дыхательными упражнениями, чтобы они стали увлекательной игрой, сделайте из тонкой бумаги птичек, бабочек, различные листочки, насекомых, снежинки (нарисуйте, вырежьте и прикрепите за ниточку к палочке) и дуйте на них. Детям очень нравиться выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку, опущенную в воду, на маленький комочек ваты, на пламя свечи, в дудочку, свисток, на ленточку, воздушные шары.

На листе бумаги нарисуйте сюжет сказки. К примеру, возьмите всем отлично известную сказку про Колобка. Нарисуйте лису на листе бумаги, а Колобка вырежьте из другого листа бумаги и на ниточке прикрепите к листу. Обыграйте этот сюжет. Посадите Колобка на нос лисе и сдувайте его поочередно с ребенком. Так же можно сдувать птичку с веточки, бабочку с цветочка, листочек с грибочка, тучку с солнышка, рыбку с волны и т. д.

Упражнения, направленные на развитие диафрагмального дыхания, постепенно формируют навык так называемого фонационного дыхания. Мало-помалу беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, когда ребенку стоит


предложить на выдохе произносить те или иные звуки. Напри
мер, вдох носом, после спокойно произносим один звук: [а],
два звука: [а____ о], [а____ у], выпуская воздух через рот.

В дальнейшем подобные упражнения постепенно усложняются. На одном выдохе нужно произнести 3-4 звука, слоги, сочетание слогов.

По мере закрепления навыка фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое, в свою очередь, обеспечивает нормальное звучание голоса.

Дыхательные упражнения проводятся как под музыку, так и без музыкального сопровождения, кроме того, они хорошо сочетаются с движением рук, туловища или головы. Например:

И. п. - стоим прямо, ноги на ширине плеч. На вдох - поднять руки, на выдохе - через стороны опустить руки.

И. п. - стоим прямо, руки опущены. На вдох - повернуть туловище налево, на выдохе - вернуться в исходное положение, вдох - поворот направо, выдох - в исходное положение.

И. п. - стоим прямо, руки опущены. На вдохе - наклонить голову к левому плечу, на выдохе - вернуться в исходное положение, то же самое проделать с наклоном к правому плечу.

Голос

Работа над силой и высотой голоса начинается с произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков.

Поскольку такие игры-упражнения можно проводить, только рассчитывая на то, что малыш будет подражать взрослому, взрослому следует располагаться так, чтобы его лицо находилось на одном уровне с лицом ребенка и тот хорошо видел его.

В работу по развитию дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе. Например, предложите ребенку подняться на носки, руки потянуть вверх - вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс длительно, под счет, тя-


нуть сначала один-два гласных звука, затем три-четыре, а через некоторое время и гласные в сочетании с согласными, далее на выдохе произносить слова, фразы, предложения.

Возьмите мягкие игрушки, напишите на бумажках карточки (ди-ди, до-до, ду-ду, да-да) и прикрепите к игрушкам. На выдохе проговаривайте эти слоги (начните с двух, постепенно прибавляя количество слогов). Так можете отрабатывать различные слоги.

Чередуйте краткое и длительное произнесение слогов. На
пример, руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в ку
лаки. Сделать три резких удара кулачком о кулачок, произ
нести кратко: па по_ щ\ Руки положить на область диафрагмы,
сделать вдох носом, сказать на выдохе слитно и длительно:
па____ по_____ пу.

Повторить упражнение с другими слогами: пэ, пи.

Выполнять упражнения с усложнением: на выдохе погова
ривать два слога: папа____ попо___ пупу____ пипи.

Работа над высотой голоса начинается с различения отчетливо различающихся высоких и низких звуков. Например, мама-птица сидит на нижней веточке и поёт низким голосом «чик-чирик», а птенчики сидят высоко и поют высоким голосом «чик-чирик». Чтобы ребенок лучше смог понять и запомнить предлагаемые условия игры, чтобы ему легче было представить и запомнить образ мамы-птицы и маленьких птенчиков, найдите или нарисуйте подходящую картинку. Рассмотрите ее с ребенком, проиллюстрируйте эту картинку голосом соответствующей высоты, предложите то же самое сделать малышу, пусть он вслед за вами попробует спеть по-птичьи высоко и низко.

Другой вариант - медведь и зайчик. Возьмите игрушки: мишку и зайчика. Мишка идёт: «Э-э-э» (пойте низким голосом), зайчик скачет: «Э-э-э» (высоким голосом). Сопровождайте своё пение жестами. Показывайте рукой высоко - низко. Не забывайте приглашать ребенка сделать все это вместе с вами. Обязательно хвалите его за попытки повторить за вами звуки.


«Бубенчики»

Бубенчики звенят,

Приветствуют ребят.

Звучит со всех сторон:

Динь (высоко пропевайте), дон (низко).

«Эхо»

Дети сидят на стульчиках, взрослый - перед ними на полу. Взрослый проговаривает слова, складывая свои руки «рупором» у своего рта:

«Мы кричим в лесу: " А (высоким голосом) - у" (низким голо
сом)».
Затем детям предлагается вместе со взрослым прокри
чать А_____ у, меняя высоту голоса.

Используя это же упражнение-игру, можно работать и над силой голоса, то есть ввести громкое и тихое звучание.

Мы кричим в лесу: «А (высоким громким голосом) - у (низким громким голосом)».

Лес в ответ: «А (высоким тихим голосом) - у (низким тихим голосом)».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...