Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Социально-экономические и культурные права




      В политико-административном отношении территория Беларуси была разделена на два генерал-губернаторства: Литовское (Виленская, Гродненская и Минская губернии) и Белорусское (Витебская, Могилевская и Смоленская губернии). Высшая власть в них принадлежала генерал-губернаторам, которые наделялись неограниченными полномочиями и подчинялись непосредственно императору. В выполнении своих функций губернские государственные органы опирались на дворянские сословные учреждения – дворянские собрания губернского предводителя дворянства, который в Беларуси по-прежнему назывался маршалком.

Вместе с тем по сравнению с периодом существования Речи Посполитой шляхта в значительной степени потеряла влияние на процессы государственного управления: отменена деятельность Сойма и соймиков.

После присоединения к Российской империи города Беларуси утратили статус, который они имели по Магдебургскому праву. Их сословно-выборные органы – городские магистраты – оказались под сильным контролем губернаторов и подчиненных им чиновников. Судопроизводство переводилось на русский язык, генерал-губернаторы и губернаторы имели право отменять судебные решения. В 1831 г. действие Статута Великого княжества Литовского было ликвидировано в Витебской и Могилевской губерниях, а в 1840 г. – в Виленской, Гродненской и Минской. Повсеместно вводилось общероссийское законодательство, и сложившаяся до этого в рамках ВКЛ правовая система вынуждена была приспосабливаться к имперским нормам государственной жизни.

Государственно-политический строй Российской империи определялся как абсолютная монархия. При формировании и функционировании органов государственной власти отсутствовали элементы выборности, открытости и гласности. В государстве практически отсутствовали гражданские и политические права и свободы, господствовал полицейско-бюрократический произвол, сохранялось сословное разделение общества с разными правами и обязательствами для разных слоев общества.

Вместе с тем в рамках данного исторического периода на протяжении XIX и начала XX вв. возрождалась национальная белорусская культура, складывался белорусский литературный язык, началось этнографическое изучение Беларуси, формировалась национальная идея, что свидетельствовало о возвращении белорусов к своим историческим корням.

В конце 1902 - начале 1903 г. предприняты попытки создания первой национальной революционной партии и издания ее органа – газеты «Свобода». В декабре 1903 г. в Вильне состоялся съезд, на котором была создана Белорусская социалистическая громада (БСГ) и утверждена ее программа. В программе БСГ характеризовала себя как социально-политическую организацию белорусского трудового народа.

2. 5. Советский период белорусской государственности
(октябрь 1917 г. – август 1991 г. )

 

С падением самодержавия в феврале 1917 г., распадом Российской империи и переходом власти от Временного правительства к Советам в октябре 1917 г. возник вопрос о создании белорусской национальной государственности, который решался в жесткой идейной борьбе. Предметом спора был вопрос о форме национального самоопределения белорусов: каким должно было быть будущее государство? Либо оно должно быть суверенным и независимым от других стран, либо должно было включиться в состав федерации равноправных национальных республик, образовавшихся при распаде Российской империи?

   Были предприняты попытки реализации обоих подходов. Первый нашел свое выражение в провозглашении 25 марта 1918 г. Белорусской Народной Республики, второй – в создании 1 января 1919 г. Советской Социалистической Республики Белоруссии.  

  Провозглашение Белорусской Народной Республики 25 марта 1918 г. произошло в условиях оккупации территории Беларуси германскими войсками в ходе первой мировой войны. Это событие имело определенное значение для истории, так как представляло собой попытку создать первое национальное белорусское государство. Но оно не было подкреплено практическими шагами по созданию институтов государственности: не была создана собственная армия, отсутствовала финансовая система, не были сформированы органы власти на местах. Реальное управление территории Беларуси находилось в руках немецкой военной администрации. В юридическом смысле БНР не стала полноценным государством. Причинами этого были отсутствие массовой поддержки национального движения среди белорусского населения, отсутствие единства среди руководства БНР. БНР – это попытка наиболее радикального крыла белорусской интеллигенции осуществить свои мечты, опираясь на внешние силы, не принятая ни широкими массами, ни значительной частью образованной части белорусского этноса. Вместе с тем провозглашение БНР в значительной степени повлияло на изменение национальной политики Советского правительства в Беларуси, оно определенным образом подтолкнуло его к созданию советской белорусской государственности.

Образование БССР (1 января 1919 г. ) стало началом реального становления собственно белорусской национальной государственности. Беларусь обрела все основные атрибуты государственности: территорию с четкими границами, органы власти в центре и на местах, развивающуюся систему законодательства.

В феврале 1919 г. на Всебелорусском съезде Советов была принята первая Конституция БССР. В соответствии с ней высшим органом власти объявлялся Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами Центральный исполнительный комитет (ЦИК). В Конституции провозглашались гражданские и политические права и свободы трудового народа. Представители бывших эксплуататорских классов и те, кто использовал наемный труд, были лишены избирательных и некоторых других политических прав. Выборы в Советы были непропорциональными, многоступенчатыми и открытыми.

В апреле 1927 на 8 съезде Советов была принята новая Конституция БССР (вторая), которая закрепила факт вхождения БССР в состав СССР и определила права республики самостоятельно принимать конституцию, вносить в нее изменения, создавать высшие органы власти, определять административное деление страны. Высшим органом власти объявлялся Всебелорусский съезд Советов. Между съездами высшую законодательную васть осществлял Центральный исполнительный комитет (ЦИК) Советов, исполнительную власть – сформированный им Совет Народных Комссаров (СНК) БССР. Государственными языками были утверждены белорусский, русский, польский и еврейский. Языком межнациональных отношений был определен белорусский язык.

В 1937 году была принята новая третья Конституция БССР. В соответствии с ней высшим органом государственной власти объявлялся Верховный Совет БССР, который избирался на 4 года. Он формировал правительство – Совет народных комиссаров БССР. Все высшие и местные органы власти создавались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Были отменены ограничения в избирательном праве для определенных категорий населения. В Конституции провозглашались многочисленные гражданские и политичские права и свободы.

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1978 г. в соответствии с ней новая (четвертая) Конституция БССР. В сравнении с предыдущими конституциями в ней подчеркивалась руководящая роль КПСС-КПБ в общественно-политической жизни и переход к этапу развитого социлизма.

После окончания второй мировой войны произошло международно-правовое признание БССР. Вклад белорусского народа в победу над нацизмом и сохранение идей гуманизма в качестве основы европейской цивилизации обеспечил выход белорусского государства на международную арену в когорте стран-основателей Организации Объединённых Наций. БССР была принята в эту организацию вместе с Украинской ССР, что открыло для нее перспективу включения в деятельность ряда специализированных международных организаций: Всемирной организации здоровья (ВОЗ), Международной организации труда (МОТ), Организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и др.

 И хотя реальный суверенитет БССР в рамках СССР был в определенной степени ограничен в результате утверждения централизованной административной системы, тем не менее впервые в истории белорусского народа была создана передовая для своего времени сеть учреждений образования и науки, государственно-институализированная система профессионального искусства, национальное книгоиздание, массовая пресса, радио, телевидение. Беларусь превратилась из аграрной в индустриальную республику. По образному выражению белорусского политолога О. Буховца «протогосударство» под названием БССР весьма эффективно выполнило роль «кокона», из которого на исходе 1991 г. выпорхнула «бабочка» - Республика Беларусь.

2. 6. Белорусская государственность на современном этапе
(август 1991 г. – н. время)

 

Беларусь начала свое существование как независимое государство 25 августа 1991 г., когда был принят Верховным Советом (парламентом) закон " О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете БССР". Период становления белорусской государственности характеризовался напряженной борьбой между коммунистами и другими политическими группами. Конфликты касались вопросов будущей формы государства, экономической системы, характера и степени сотрудничества с Россией и другими странами.

19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял решение переименовать БССР в Республику Беларусь. В конце 1991 – начале 1992 гг. был придан статус государственных республиканским министерствам и ведомствам. Была создана самостоятельная белорусская армия. Министерство иностранных дел Беларуси начало работу по установлению дипломатических отношений с другими странами. На протяжении короткого времени Республика Беларусь была признана большинством стран мира.

В 1991-1994 гг. Республика Беларусь представляла собой парламентскую республику. Функционирование государственной власти осуществлялось на основе Конституции 1978 г. с принятыми поправками и дополнениями. Высшим органом законодательной власти являлся Верховный Совет. Ему принадлежало право принятия законов, ратификации международных договоров, контроль над всеми государственными структурами. Председатель Верховного Совета считался главой государства. Верховный Совет формировал правительство республики – Совет Министров (высший орган исполнительной власти) – и осуществлял контроль над ним. Также Верховный Совет формировал состав центральных органов судебной власти: Верховного Суда, Высшего хозяйственного суда.

     15 марта 1994 г. Верховный Совет Беларуси принял новую Конституцию – Основной закон Республики Беларусь, в соответствии с которой Беларусь объявлялась унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. В Конституции были зафиксированы широкие гражданские и политические права и свободы граждан, провозглашен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Вводилась должность президента, который объявлялся главой государства, он получал права формирования правительство и контроля за основными государственными структурами. Вводился новый орган судебной власти – Конституционный Суд.

    На референдуме 24 ноября 1996 г. была принята новая редакция Конституции, в соответствии с которой был создан двухпалатный парламент (Национальное собрание), расширены полномочия Президента Республики Беларусь как главы государства.

 

      Характеристика структуры современных органов государственной власти Республики Беларусь дана в Модуле 2. п. 6.

Подводя итог изучению вопроса об истории становления белорусской государственности, необходимо помнить, что важно формировать уважительное отношение к отечественной истории. Нельзя считать достойными одни периоды истории и недостойными другие, о которых не следует вспоминать и исследовать их. Какие бы катаклизмы не происходили в прошлом, связь между ним и будущим непрерывна. История – это реальность, нужно ее изучать, извлекать уроки, но при этом уважать как основу, на которой строится сегодняшняя жизнь.

 

Модуль-7

ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИОГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

     1. Политическая составляющая идеологии белорусского государства. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства

1. 4. Конституция Республики Беларусь об основных правах, свободах и обязанностях граждан.

1. 5. Республика – форма организации государственной власти в Беларуси.

1. 6. Реализация принципов и институтов демократии в политическом устройстве Республики Беларусь.

2. Экономическая составляющая идеологии белорусского государства. Социально-ориентированная рыночная экономика как стратегия экономического развития Республики Беларусь.

3. Социогуманитарная составляющая идеологии белорусского государства.

 

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

1. 1. Приступая к изучению данного вопроса, необходимо помнить, что главным средством юридического закрепления основополагающих идей, ценностей, принципов белорусской национально-государственной идеологии является Конституция страны.

      Конституция (лат. constitutio – установление, строение) – основной юридический документ страны, который определяет систему государственной власти и закрепляет права и свободы человека и гражданина. Правовые нормы, составляющие содержание Конституции, являются первичными по отношению к другим правовым актам государства.

Ныне действующая Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г. Верховным Советом (в то время – парламент страны). В ноябре 1996 г. текст Конституции с некоторыми изменениями был вынесен на референдум и одобрен.

Конституция должна быть стабильным документом. Поэтому в тексте Конституции Республики Беларусь определен достаточно сложный порядок ее изменения. Если обычный закон принимается большинством голосов депутатов парламента, то для принятия изменений в Конституции должны проголосовать не менее 2/3 депутатов. Причем разделы I, II, IV, VIII (основы конституционного строя, права и свободы, система государственных органов) могут быть изменены только референдумом.

Контроль за соответствием Конституции всех нормативных актов в Республике Беларусь осуществляет Конституционный Суд, который состоит из 12 человек – высококвалифицированных специалистов в области права. Решение принимается большинством голосов и обжалованию не подлежит.

 Важно иметь в виду то, что наивысшая ценность белорусского общества и государства – человек, его права и свободы. Права и свободы человека – важнейшая основа конституционного строя.

Правовое закрепление прав и свобод граждан в Конституции Республики Беларусь соответствует основополагающим международным документам в этой области: Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, Международному пакту о гражданских и политических правах и др.

Защита государством прав и свобод своих граждан не означает беззащитность других лиц, находящихся на территории Республики Беларусь. Согласно ст. 11 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами наравне с ее гражданами, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. К таким законам относится Закон о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

Конституция Республики Беларусь определяет принцип равенства всех перед законом и право на равную защиту законных интересов без всякой дискриминации (ст. 22). Вместе с тем закрепляется возможность ограничения прав и свобод в случаях, предусмотренных законом (ст. 23), а именно в интересах:

– национальной безопасности;

– общественного порядка;

– защиты нравственности, здоровья населения;

– прав и свобод других людей.

Права и свободы, изложенные в Конституции Республики Беларусь во II разделе " Общество, личность, государство", делятся на следующие группы:

Личные (гражданские) права:

– на жизнь;

– свободу, неприкосновенность и достоинство личности;

– защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, на тайну корреспонденции, сообщений;

– неприкосновенность жилища;

– свободное передвижение и выбор места жительства в пределах Республики Беларусь;

– исповедование любой религии или неисповедование никакой (свобода совести);

– свободу мнений и убеждений и их свободное выражение;

– получение, хранение и распространение достоверной информации о деятельности государственных органов, состоянии окружающей среды.

 Политические права:

– на свободу собраний, митингов, уличных шествий;

– свободу объединения в общественные организации, политические партии;

– участие в решении государственных дел;

– право избирать и быть избранными в государственные органы;

– равного доступа к любым должностям в государственных органах;

– право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

 Социально-экономические и культурные права

– на труд, выбор профессий, рода занятий, на безопасные условия труда;

– защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров и право на забастовку;

– отдых;

– собственность;

– охрану здоровья;

– социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности;

– жилище;

– образование;

– сохранение своей национальной принадлежности.

 Обязанности:

– каждый обязан соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и уважать национальные традиции;

– каждый обязан уважать достоинство, права и свободы других лиц;

– каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности;

– охрана природной среды – долг каждого;

– граждане Республики Беларусь обязаны платить налоги, пошлины и иные платежи;

– защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.

1. 2. Необходимо обратить внимание на то, что, когда в 1991 году наша страна встала на путь самостоятельного развития, при определении формы государственного правления не было сомнений в том, что это должна быть республика, общими юридическими признаками которой являются выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти, осуществление государственной власти по поручению народа.

Главной предпосылкой этого было существование белорусского государства в форме республики в советский период с 1919 года. И, хотя данная форма республиканского правления в СССР имела недостатки (не было всенародно избираемого главы государства, отсутствовал пост Президента, верховная государственная власть принадлежала партийному органу, выборы законодательного органа – Верховного Совета – носили безальтернативный характер), тем не менее, определенные традиции республиканизма были заложены.

Поэтому ст. 1 Конституции определяет форму государственного правления в виде республики, которая обеспечивает в наибольшей степени участие населения в формировании высших органов государственной власти.

Республиканская форма правления, как известно, имеет две основные разновидности: парламентскую и президентскую. В нынешней Конституции Республики Беларусь нет статьи, где бы имело место прямое указание на одну из разновидностей республики. Однако, анализ полномочий Президента, его взаимодействия с белорусским парламентом говорит о том, что белорусское государство – это республика с сильной президентской властью. Об этом свидетельствует то, что Президент в Республике Беларусь напрямую избирается народом, он формирует правительство, согласовывая отдельные кандидатуры с парламентом, имеет широкие полномочия при назначении выборов, высших должностных лиц, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, вводит при необходимости военное и чрезвычайное положение, имеет право отлагательного вето, роспуска парламента.

Сильная президентская власть наиболее целесообразна в настоящее время в республике, так как страна находится в рамках переходного периода, когда еще не сформировались зрелые традиции демократического, гражданского общества. Такая власть способна быстро реагировать на возникающие проблемы и обеспечивать принятие и реализацию наиболее рациональных решений. К тому же необходимо иметь в виду, что парламентская республика наиболее целесообразна в условиях высокой зрелости партийной системы, которая в Беларуси еще не сложилась.

При этом необходимо помнить, что деятельность Президента в Республике Беларусь не бесконтрольна. В Конституции закреплена так называемая система " сдержек":

– при назначении Президентом на ключевые посты (Премьер-министра, Председателя Верховного Суда, Председателя Национального банка, Генерального прокурора, Председателя Конституционного Суда и др. ) требуется согласие Парламента ( ст. 84);

– нормотворческая деятельность Президента Республики Беларусь может быть проверена Конституционным Судом на соответствие Конституции (ст. 116);

– у Парламента есть право преодоления вето Президента посредством принятия закона с помощью так называемого квалифицированного большинства, т. е. принятия его большинством не менее двух третей голосов депутатов (ст. 100);

– Парламент ратифицирует подписанные Президентом международные договоры;

– возможен импичмент (досрочная отставка) Президента (ст. 88) при стойкой недееспособности по состоянию здоровья и в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления.

 

При выборе формы административно-территориального устройства Республика Беларусь определилась как унитарное государство (ст. 1).

Это обусловлено тем, что в Беларуси нет народов и территорий, которые бы претендовали на роль суверенного субъекта. К моменту создания самостоятельного белорусского государства в стране не обнаруживалось тенденции к автономизации и федерализации. Имеющиеся в республике отдельные административно-территориальные единицы – области, обладая определенной самостоятельностью, не имеют признаков государственности, суверенитета.

1. 3. Статья 1 Конституции Республики Беларусь определяет демократический характер политического режима в стране. Проанализируйте реализацию идеи о народе как источнике государственной власти через представительные и непосредственные формы демократии в стране.

Представительная демократия проявляется в том, что воля народа выражается его представителями в конкретных органах власти. В таком случае демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом управление, и отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, законодательного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...