Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие органы власти можно назвать формами представительной демократии?




Какие органы власти можно назвать формами представительной демократии?

В широком смысле слова в условиях демократического политического режима к ним можно отнести любой государственный орган центрального и местного характера. Но подлинно представительными формами демократии можно назвать те органы государственной власти, которые избираются народом, то есть формируются посредством выборов.

 По Конституции Республики Беларусь к таким органам относятся Национальное собрание (Парламент Республики Беларусь), Президент, местные Советы депутатов. При этом ст. 39 Конституции подчеркивает, что граждане Республики Беларусь имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах. Не имеют значения сословные, имущественные, национальные ограничения, а лишь необходима профессиональная и деловая подготовка.

Недостатки представительной демократии, когда не может быть обеспечено прямое правление всего народа, призвана преодолеть непосредственная демократия или демократия участия – это участие народа в выборах, митингах, собраниях, сборах подписей, уличных шествиях (ст. 35), в обсуждении проектов законов, вопросов республиканского и местного значения (ст. 37) и т. д. Она позволяет участвовать широким слоям общества в политических процессах.

Важнейшей формой непосредственной демократии в Республике Беларусь являются референдумы республиканского и местного характера, в которых могут принимать участие все граждане, имеющие избирательное право и выступающие по сути дела как законодатели, поскольку решения, принимаемые референдумом, имеют обязательный характер и могут быть отменены только посредством следующего референдума (ст. 77).

Непосредственно гражданам Республики Беларусь (в определенном количестве) принадлежит право законодательной инициативы (не менее 50 тыс. чел. ), право отзыва депутата (не менее 20 % граждан соответствующей территории), право инициированияпроведения референдума (не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом) и др.

 

Формы представительной демократии в Республике Беларусь

(воля народа выражается его представителями в выборных органах власти)

Национальное собрание (Парламент Республики Беларусь) Президент Республики Беларусь местные Советы депутатов

 

Формы непосредственной демократии в Республике Беларусь

(демократия участия)

право на участие:

право:

в выборах, референдумах в митингах, собраниях, шествиях в обсуждении законопроектов законно-дательной инициативы отзыва депутатов инициирования проведения референдума
           

Необходимо помнить, что осуществление основных принципов демократии предполагает свободные, четко организованные и периодически проводимые выборы состава представительных органов власти. Выясните, каковы основополагающие принципы избирательной системы Республики Беларусь.

В основе избирательной системы Республики Беларусь лежат принципы, содержание которых свидетельствует о соответствии ее передовым международным стандартам. Данные принципы закреплены в Конституции и Избирательном кодексе Республики Беларусь.

Принцип всеобщности (ст. 64), согласно которому почти все граждане Республики Беларусь имеют избирательное право. Ограничения в этом праве определены по минимуму: возраст до 18 лет; недееспособность гражданина, признанная судом; нахождение в местах лишения свободы по приговору суда; содержание под стражей как мера пресечения действий гражданина.

Принцип свободы (ст. 65), в соответствии с которым избиратель лично решает, участвовать ему в выборах и за кого голосовать. В Республике Беларусь – голосование на выборах это право, но не обязанность, за невыполнение которой может быть предусмотрено наказание (как, например, в Бельгии, Голландии, Австрии, Австралии, Пакистане).

Принцип равенства избирательного права (ст. 66), который означает следующее: во-первых, все избиратели в республике имеют одинаковое количество голосов (один голос) и, во-вторых, обеспечивается единая норма представительства, т. е. равное количество избирателей, представляемых одним кандидатом. Это обеспечивается тем, что избирательные округа в Республике Беларусь образуются с примерно равной численностью населения.

Принцип тайности голосования (ст. 68), согласно которому исключается контроль за волеизъявлением избирателя в ходе голосования.

Принцип прямого голосования при выборе депутатов в Национальное собрание и местные Советы (ст. 67), т. е. избиратели Республики Беларусь непосредственно выбирают депутатов различного уровня и президента из числа выдвинутых кандидатов.

 

ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

всеобщности свободы равенства тайности голосования прямого Голосования

Об открытости и прозрачности избирательного процесса в Республике Беларусь свидетельствует институт наблюдателей, законодательно закрепленный в Избирательном кодексе страны. В роли наблюдателей при проведении выборов, референдумов могут быть депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов, доверенные лица кандидатов в Президенты, в депутаты, представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, иностранные наблюдатели, представители СМИ. Порядок их поведения на выборах устанавливается Центральной избирательной комиссией страны.

Большое значение для проведения выборов имеет общая политическая ситуация в стране. Поэтому согласно Конституции (ст. 71) выборы в Республике Беларусь не могут проводиться в период чрезвычайного и военного положения, когда реализация избирательного права может проходить с нарушениями.

Известно, что в мире существуют две основные избирательные системы, в основе которых лежат различные способы определения результатов выборов по данным голосования: мажоритарная и пропорциональная, каждая из которых имеет определенные разновидности. Эти избирательные системы имеют как свои достоинства, так и недостатки. (См. информацию в М. 3, п. 3)

В Республике Беларусь используется мажоритарная система абсолютного большинства при выборах президента, при которой избранным считается кандидат, набравший более половины общего числа избирателей, участвующих в голосовании (минимум для победы кандидата – 50 % голосов + один голос). Согласно избирательному кодексу во втором туре голосования, если таковой становится необходимым, избранным считается тот из двух кандидатов, который получил большее число голосов, при условии, что число голосов, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против него. На выборах Президента Республики Беларусь, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов избирателей в первом туре, то во втором туре проводится голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан, включенных в список избирателей (порог явки избирателей – более 50%)..

 В 2013 г. был принят закон о внесении изменений в Избирательный кодекс Республики Беларусь, в соответствии с которым при выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов будет использоваться мажоритарная избирательная система относительного большинства.

    В начале 2010 г. парламент Республики Беларусь внес изменения в Избирательный кодекс, основной смысл которых – предоставить более широкие возможности для участия в выборах оппозиционным партиям.

   Суть данных изменений сводится к следующему:

   1. Избирательные комиссии не менее, чем на 1/3 должны состоять из представителей политических партий и общественных организаций.

   2. Разрешено политическим партиям выдвигать своих кандидатов во всех избирательных округах независимо от того, есть ли там их ячейки, или нет.

   3. Вводится заявительный (а не разрешительный) принцип проведения массового агитационного мероприятия кандидата.

  4. Разрешено кандидатам создавать индивидуальные избирательные фонды (из личных средств, средств спонсоров).

  5. Предусматривается возможность наблюдательных комиссийприсутствовать при процедуре подсчета голосов.

  6. Отменен порог явки избирателей на выборах депутатов местных Советов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...