Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие действий с предметами




Продолжайте эту работу в том же направлении, которое было определено 0—3 заданиями.

Развитие вибрационной чувствительности

 

1. Учите ребенка хлопать в ладоши при ощущении слабых ударов по сиденью стула, по спинке стула. Взрослый и ребенок меняются ролями. Если в семье есть другие дети, привлекайте и их участию в этой игре.

2. Учите ребенка осуществлять выбор из двух одинаковых коробочек по ощущению вибрации. Вы показываете ребенку две одинаковые легкие пустые коробочки (типа коробочек из-под плавленого сыра). Они открыты, вы вкладываете их в обе руки ребенка, так чтобы он обхватывал каждую пальцами. Руками ребенка встряхиваете их и ставите на стол. На глазах у него высыпаете в одну немного какой-нибудь крупы. Ребенок вновь встряхивает обе коробочки, азы в это время достаете еще две точно такие же коробочки и в одну насыпаете столько же крупы. Коробочки открыты и стоят на некотором расстоянии друг от друга. Предлагаете ребенку подставить свои коробочки, которые он встряхивал, к этим новым. Ребенок ставит пустую около пустой, а с крупой — около коробочки с крупой. После этого закрываете одну пару — пустую и с крупой — крышками, прячете за спину и даете ребенку. Те коробки, которые стоят на столе, вы меняете местами; они остались открытыми. Ребенок должен, не заглядывая в свою коробочку; соотнести ее с соответствующей коробочкой, стоящей на столе. Как это сделать? Помогите ему: пусть он возьмет со стола одну коробку-образец и потрясет ее, а в другой руке встряхивает ту коробку, которую дали ему вы. Таким путем ребенок учится находить разницу и сходство в вибрационных ощущениях.

Высыпайте крупу в банку из обеих коробочек, и пусть малыш сам (с вашей помощью) вновь насыпает ее в две коробочки, а потом предложит вам определить, какая коробочка пустая, а какая — с крупой. Про пустую коробочку можно говорить: «Нет. Там нет».

Развитие речи и слухо-зрительного восприятия речи

 

1. Продолжайте обучение гулению и лепету.

2. Познакомьте ребенка во время игр с новыми названиями предметов в лепетной форме: му (корова), та-та-та (барабан), ффф (ежик), с названиями действий: бай-бай (спать, спи), бо-бо (болит).

3. Познакомьте ребенка в процессе общения и игры с названиями некоторых предметов в полной или усеченной форме: мама, папа, утя, мяч.

4. Продолжайте проводить с ребенком различные игры, обыгрывайте знакомые и новые игрушки со знакомыми названиями.

Ребенок имеет право произносить все эти слова так, как у него получается, и вы с удовольствием принимаете любое его слово. Но вы должны обеспечивать наиболее благоприятные условия для восприятия им каждого слова. А для этого надо систематически пользоваться аппаратурой.

5. Учите ребенка понимать названия предметов и действий, с которыми вы проводили специальную работу. Ребенок воспринимает вашу речь слухо-зрительно. По вашей просьбе он приносит разные игрушки, находящиеся в разных местах комнаты, но в поле его зрения (при выборе из 4—6), например: ляля, ууу, ко-ко-ко, мяу. Затем вы разыгрываете с этими игрушками какой-нибудь сюжет. Так, вы вместе с малышом строите домик, в котором живет кукла-ляля. Ляля выходит из дому, садится в поезд (ууу) и едет в другую часть комнаты. Там ее встречают курочка (ко-ко) и кошка (мяу), которых она гладит и кормит. Весь этот сюжет вы разыгрываете вместе с ребенком.

6. Продолжайте учить ребенка дуть на предметы. Помимо мелко нарезанной бумаги ребенок дует на маленькие комочки ваты, вы крашенные в разные цвета. Вы вместе с ним поддуваете друг другу пластмассовый шарик или уточку, которые плавают в тазике с водой.

Развитие слухового восприятия

 

1. Учите ребенка реагировать на звучание бубна (в ответ на звучание он хлопает); на звучание гармони (аккордеона) (в ответ ребенок пляшет).

2. Продолжайте учить ребенка реагировать на свое имя.

3. Продолжайте учить ребенка различать звучания знакомых лепетных слов при выборе из двух в разных сочетаниях.

4. Учите ребенка в игре осуществлять на слух выбор из трех слов, например: пррпипипиввв; пррляляфффф; уууав-авко-ко-ко; мяувввко-ко-ко и т. п.

На каждом занятии перед ребенком находятся три игрушки, например птичка, лошадка, самолет. Их названия вы произносите не по порядку, а вразбивку. Произносите за экраном пипипи. Услышав и повторив это слово, ребенок берет птичку, и сам изображает ее — «летает» по комнате. Следующее предъявление — снова пипипи (ребенок берет игрушку — птичка пьет водичку). Затем произносите звукоподражание прр; услышав слово, малыш повторяет его, берет лошадку, которая «ест траву». Следующее звучание — ввв. Ребенок показывает игрушку, а потом сам изображает самолет, «летая» по комнате, но летает не так, как летала птичка. Снова звучит прр. Ребенок берет лошадку, сажает на нее куколку, и кукла едет на лошадке и т.д.

Каждое слово из данной группы взрослый повторяет по 3—5 раз в разной последовательности. Как видно из примеров, всякий раз после того, как ребенок услышит то или иное слово, он его повторяет (слушая себя) и обязательно сам производит какое-либо действие с игрушкой или перевоплощается в данный объект.

Ребенок слушает вас преимущественно с аппаратом, но вы проводите занятия и без аппарата, особенно если ваш ребенок слабослышащий.

Со слабослышащим ребенком начните проводить работу по различению слов при выборе из 4—5.

ЗАДАНИЕ 5. (РЕБЕНОК ПОСТОЯННО НОСИТ СЛУХОВОЙ АППАРАТ.)

Развитие движений

 

1. Продолжайте учить ребенка ходить вверх по наклонной плоскости с последующим спрыгиванием на носочки. Увеличивайте угол наклона доски. В повседневной жизни следите за тем, чтобы он не шаркал ногами.

2. Учите ребенка перешагивать через веревочку или шнурок, поднятый на 5 см от пола (земли).

3. Продолжайте упражнять ребенка в бросании мяча, постоянно увеличивая расстояние до цели.

4. Продолжайте учить ребенка подпрыгивать на двух ногах (игра «Мячик»). Вы бросаете мяч об пол и несколько раз ударяете его рукой — мяч подпрыгивает. Потом просите попрыгать, как мячик, кого-нибудь из взрослых или старших детей, делая вид, что играете с ними, как с мячиком. Включите в игру ребенка.
Он прыгает, а вы своей рукой регулируете ритм его прыжков. Ваша рука движется вверх и вниз над его головой как будто вы играете с мячом. Стремитесь к тому, чтобы ребенок прыгал на носочках. Прыжки его чередуйте с игрой в мяч — вы и с вашей помощью ребенок ударяет по мячу несколько раз, чтобы он подпрыгивал.

5. Продолжайте учить ребенка подражать движениям рук, ног головы: поднимать руки вверх, разводить в стороны, прятать за спину, хлопать в ладоши; выставлять попеременно то одну, то другую ногу вперед; воспроизводить наклоны головы к плечам, вправо, влево, вниз и т. п.

6. Продолжайте учить ребенка подражать мелким движениям, варьируя сочетания этих движений.

7. Учите ребенка продевать шнурки в дырочки. Возьмите кусочек картона и прорежьте в нем дырочки (друг за другом на расстоянии около 2 см). Диаметр дырочек— 1 см. За последнюю дырочку привяжите шнурок. Учите продевать шнурок в остальные дырочки последовательно.

Развитие зрительного восприятия, пространственной координации «глаз — рука» и тактильно-двигательного восприятия

 

1. Учите ребенка собирать пирамидку с учетом величины. Взрослый начинает снимать кольца с пирамидки, а ребенок пусть изакончит. Разложите кольца в беспорядке перед ним и предложите сложить пирамидку. Если ребенок складывает пирамидку без учета величины, достаньте другую, парную той, с которой ведется работа, и несколько раз проведите рукой малыша по этой пирамидке, а затем по той, которая собрана неправильно. Обратите внимание на то, что одна пирамидка гладкая, ровная, а вторая — с выступами (их ребенок ощущает пальчиками с вашей помощью).

Затем уберите пирамидку-образец, разберите «рабочую» пирамидку и учите ребенка правильно выбирать кольца по величине. Для этого накладывайте друг на друга по два кольца, и каждый раз выбирайте то, которое больше. Большее кольцо может находиться и внизу, и наверху, ребенок должен выбирать кольца не по месту их расположения, а ориентироваться на их величину. Когда пирамидка будет сложена правильно, она вновь сопоставляется с пирамидкой-образцом путем ощупывания и зрительного соотнесения. Выразите удовольствие от результата работы: «Хорошо, правильно, красиво. Пирамидка красивая».

На обучение складыванию пирамидки по величине может уйти много времени. Проводить это упражнение ежедневно не следует — лишь в начале обучения игра с пирамидкой может предлагаться ребенку 2—3 дня подряд. Затем целесообразно делать перерывы в 2—3 дня.

2. Учите ребенка складывать матрешки — двухсоставную (одна целая матрешка и две половинки) и трехсоставную (одна целая матрешка и четыре половинки). Предложите сложить двухсоставную матрешку. Если ребенок вкладывает целую матрешку вниз головой, покажите, что это неверно, обратите его внимание на плоскую подставку матрешки. При переходе к трехсоставной матрешке старайтесь, чтобы ребенок самостоятельно находил правильное решение. Пусть он складывает элементы неправильно, пусть вынимает половинки, меняет их местами — он должен овладеть способом проб. Таким образом, он учится искать ориентиры, выделять такие свойства предметов, опираясь на которые может получить нужный результат. Ваша помощь состоит в совместном действии: если ребенок не может собрать матрешку после долгих попыток и проб, вы его рукой берете одну нужную половину и вкладываете ее в другую матрешку. Дальше ребенок должен действовать самостоятельно.

3. Учите ребенка соотносить знакомые предметы с их изображениями в виде лепки или рисунка, сделанными вами на глазах у него.

а) Вы сажаете ребенка за столик, садитесь лицом к нему, достаете пластмассовый или деревянный шарик и говорите: «Шар, шарик», побуждая повторить слово, для чего подносите к его губам аппарат или микрофон или подставляете свое ухо. Если ребенок не скажет ничего, не выражайте неудовольствия; если произнесет хоть какой-нибудь звук, порадуйтесь, погладьте его по голове (или приласкайте так, как он любит).

Затем начинайте играть с шариком — катать его друг другу. Поиграв, вы берете шарик, ощупываете его, катаете между ладонями ребенка. Затем вы лепите шарик из пластилина и покатайте его так же, как катали пластмассовый или деревянный. В вашу игру может включиться кукла (Буратино, обезьянка и т.д.). Можно играть одновременно с двумя шариками — и деревянными, и из, пластилина: вы катите ребенку деревянный, а он вам — из пластилина, вы ему из пластилина, а он вам — деревянный и т.д.

На столе под салфеткой помещаются шар и неваляшка (или обычная небольшая кукла). Ребенок сидит за столом или стоит рядом с вами (напротив). Вы достаете из-под салфетки шар, играете немного так, как перед лепкой, а затем делаете обводящее движение по контуру шара фломастером (карандашом) и переносите это движение на бумагу — на ней получается круг. Ребенок накладывает шар на круг, а вы называете и то и другое: шар (шарик), побуждая сделать это и ребенка. Шар остается на, столе.

Вы достаете неваляшку, ребенок называет ее сам или с вашей помощью: ляля. Вы немного играете с ней, например, катаете с ней шарик. Потом обводите каждую часть тела неваляшки и тут же переносите изображение этой части (в виде контурных линий) на бумагу: рисуете круглую голову с глазами, носом, ртом, овальное туловище, круглые руки. Ребенок накладывает куклу на ее изображение и называет их.

Рисункишара и неваляшки делаются на разных листах бумаги.

Вы прячете игрушку под салфетку и предлагаете ребенку другое упражнение, например на развитие движений. Возвращаетесь к столу, незаметно меняете местами рисунки, достаете из-под салфетки неваляшку (ребенок называет ее). Она «идет» к ребенку, а вы спрашиваете, показывая на оба рисунка: «Что это? Это? (о шаре) Это?» (о неваляшке). Ребенок подносит неваляшку к рисунку и называет и то и другое. Если малыш ошибается, вы вместе соотносите части тела неваляшки на рисунке и у куклы и вместе подносите неваляшку к ее изображению. Неваляшка «уходит», рисунки меняются местами — и вновь появляется неваляшка. Затем ребенок соотносит с рисунком шар и называет оба шара.

В дальнейшем вы лепите и рисуете на глазах у ребенка другие предметы из окружающей обстановки — чашки, ложки, коробочки, сушки, чайник, мыло, слоника, обезьянку, игрушечные стул и столик, машину, юлу и т. п. Сначала используете лишь по два предмета, а позже — по 3—4, т. е. постепенно задача для ребенка усложняется — он должен уметь делать выбор из все большего количества предметов.

4. Учите ребенка узнавать на фотографиях себя и других членов семьи.

5. Учите ребенка различать формы — квадрат и прямоугольник, квадрат и круг. Вырежьте из картона два квадрата и два прямоугольника одинакового цвета. Одна сторона прямоугольника должна быть равна стороне квадрата.

Дайте ребенку квадрат и прямоугольник, затем поднимите одну из фигур и попросите дать вам такую же. Правильность выбора проверяется путем накладывания. Если ребенок выбрал правильно, обе фигуры совпадают, вы обводите их по контуру его пальчиком. Если фигуры не совпадают, указываете на «лишнюю» наступающую часть.

То же самое проделывается с квадратом и кругом. Диаметр круга должен совпадать со стороной квадрата.

В дальнейшем делайте с ребенком аппликации. На разных листах бумаги (пол-листа большого альбома для рисования или лист маленького альбома) вы на глазах у ребенка накладываете бумажные (а не картонные) круг и квадрат — они должны быть одинакового цвета. На каждом листе оставлено место для наклеивания парной фигуры. Вы даете ребенку две точно такие же фигуры, он кладет их перед собой. Вы берете лист с квадратом, указательным пальцем ребенка обводите квадрат по контуру (Если ребенок — левша, то он обводит фигуру левой рукой.), просите: «Дай такой» (пользуясь одновременно жестом просьбы), кладете лист на стол. Ребенок выкладывает на наклеенный квадрат свой, а вы его руками помещаете этот квадрат рядом с первым; он может находиться внизу, наверху, справа или слева от наклеенного (рис. 1).

 

 

Рис. 1

 

Вы наклеиваете квадрат, пальцем ребенка обводите оба квадрата и радуетесь аппликации. Поместите ее на видное место в уголке малыша, а когда домой придут другие члены семьи, обязательно покажите работу им. Такая же работа проводится с кругом.

В дальнейшем, когда ребенок станет хорошо различать формы (например, три формы синего цвета (рис. 2), три формы зеленого цвета (рис. 3)), наклеивайте на листе не по одной, а по две, позже — по три фигуры, которые должны быть одинакового цвета и соразмерны по величине (одна сторона прямоугольника равна стороне квадрата и диаметру круга).

 

Рис. 2

 

 

Рис.3

 

Рис. 4.

6. Продолжайте учить ребенка различать цвета. На четыре кусочка картона одинаковой величины наклеиваете цветную бумагу — на два кусочка красную, на два другие — зеленую (формы кусочков — квадрат). Перед ребенком кладете красный и зеленый квадратики. Показываете ему красный квадратик и жестом и словами («Дай такой») просите такой же. Лежащие перед ребенком квадратики меняете местами, два раза подряд просите дать либо красный, либо зеленый (чтобы ребенок привык подавать квадратики, ориентируясь на их цвет, а не на порядок предъявления).

Если ребенок научится хорошо различать красный и зеленый цвета, можно ввести желтый и синий. Учите различать цвета сначала попарно, затем класть перед ребенком три, затем все четыре цвета. Формы меняйте, но они всегда должны быть одинаковые для каждого набора цветов, например: три треугольника — желтого, красного и синего цвета; четыре овала — зеленого, красного, синего, желтого и т. п. Делайте аппликации так же, как вы делали их при работе с формами, меняя расположение фигур на листах (рис. 4).

7. Продолжайте учить ребенка конструированию из кубиков по подражанию действиям взрослого. Меняйте многогранники, не ограничивайте работу одними и теми же формами. Не забывайте, что многогранники у вас и у ребенка должны быть одинаковой формы, но разного цвета — он должен учиться ориентироваться на форму, а не на цвет. Постепенно ускоряйте темп своих действий.

8. Периодически возвращайтесь к упражнениям из предыдущих заданий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...