Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы и задания. Глава 8. Контроль и коррекция учебной деятельности студентов. 8. 1. Функции и методы контроля учебной деятельности




Контрольные вопросы и задания

 

1. Назовите основные формы обучения в вузе используя классификацию, в основе которой лежит способ организации учебного материала.

2. Какова главная цель лекции?

3. В чем отличие информационной и разъяснительной функции лекции?

4. Какие недостатки имеет лекционная форма обучения?

5. Назовите особенности лекции-визуализации.

6. Каковы условия эффективности лекции?

7. Назовите методику чтения лекций.

8. Каков основной вид практических занятий в современной высшей школе?

9. В чем отличие семинара от лабораторного занятия?

10. Какие формы самостоятельной работы можно предложить студентам?

11. Как осуществляется контроль над самостоятельной работой студентов?

12. Каковы основные особенности внеаудиторной работы по психологии?

13. Назовите и охарактеризуйте основные виды внеаудиторной работы по психологии.

14. Каковы особенности проведения практики по психологии.

15. Разработать темы рефератов (5-7) по курсу общей психологии в соответствии с содержание дисциплины.

 

ГЛАВА 8. КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

8. 1. Функции и методы контроля учебной деятельности

 

Контроль - это проверка качества усвоения учебного материала, установление обратной связи между преподавателем и учащимися.

Контрольно-оценочный компонент является неотъемлемой частью целостного педагогического процесса и включает в себя прежде всего педагогами деятельности обучаемых, т. е. подведение итогов работы на каждом этапе взаимодействия, определение уровня развития воспитанников для разработки последующей программы деятельности.

Проблема контроля учебной деятельности студентов является одной из наиболее дискутируемых.

Если целью обучения (традиционной системы) является формирование знаний, умений и навыков, то эта часть процесса обучения в методическом плане достаточно разработана: определены виды, формы контроля, нормативы оценок, процедура контроля, но очень часто о результатах деятельности преподавателя судили по проценту хороших оценок. Это заставляло преподавателя «натягивать» оценки, а студентов – стремиться получить оценку любой ценой.

Если же целью обучения является развитие личности, а знания являются средством развития, то нет (пока) достоверной методики определения этого развития.

Употребление термина «контроль» применительно к учебному процессу неоднозначно. С одной стороны он употребляется для определения степени усвоения материала, для определения процесса усвоения, т. е. обеспечивает внешнюю, обратную связь – деятельность учителя, и внутреннюю обратную связь – деятельность студента – самоконтроль. В настоящее время в соответствии с внедрением инновационной системы обучения все чаще акцент делается на контроле как учебном действии студента. Контроль как специфическое учебное действие студента обеспечивает правильность выполнения всех остальных учебных действий (чтения, анализа, сравнения, обобщения) по усвоению материала. Учебному действию (контролю) студентов необходимо учить, но специальных занятий нет. Уделять внимание формированию данного навыка можно на каждом занятии. Одной из самых типичных ошибок является то, что студенты учатся не систематически, не ежедневно, накапливая материал к сессии. В результате знания отрывочны, поверхностны. Такое понимание контроля как учебного действия студентов является психологическим.

Наряду с психологическим есть педагогическое рассмотрение понятия «контроля», т. е. это проверка качества учебной деятельности: знаний, умений и навыков, уровня развития.

Таким образом, преподаватель может проверить промежуточный и итоговый результат. Это может быть произведено на семинарах, в письменных работах, отчетах о практических заданиях, во время зачетов и экзаменов.

Промежуточный контроль не имеет каких-либо формальных ограничений (В. С. Герасимова). Он осуществляется по замыслу преподавателя и является его творчеством. В качестве форм такого контроля можно предложить:

a) оперативный контроль (на лекции). За 5 минут до конца лекции преподаватель задает студентам 1-2 вопроса по прочитанному материалу. Ответ предлагается дать в письменном виде. Замечания преподаватель делает на следующем занятии;

б) блицконтроль. По завершении темы, за 5 минут до окончания занятия, студентам предлагается написать слова, которые они запомнили из этой темы. Преподаватель проверяет (количество слов, их соответствие теме, ошибки) и на следующем занятии проводит анализ;

в) контрольное задание с письменным отчетом. Это может быть любое задание (перечислить.., сравнить.., составить или заполнить таблицу.., решить психологические задачи... и др. ). Все предложенные формы контроля – групповые (В. С. Герасимова).

Как уже указывалось выше, определение качественного и количественного уровня знаний, умений и навыков отражается в «оценке». С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что психологически в значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности. Именно поэтому, отвечая на вопрос о содержании работы преподавателей, студенты часто отвечают, что главное в их работе – контроль и оценка.

Приступая к изучению какого-либо учебного предмета, преподаватель должен ознакомить студентов с критериями, по которым он будет оценивать их учебную деятельность. В нашем пособии они представлены ниже.

Контроль и оценка успеваемости обеспечивают получение информации об уровне знаний обучаемых, их развитости и воспитанности, помогает устранить недочеты, определить их причины, тем самым повысить качество обучения.

Контроль и оценка относятся к методам обучения и имеют определенные формы, поэтому, как и каждый компонент процесса обучения, они выполняют следующие функции (Б. Ц. Бадмаев, В. Я. Ляудис):

1. Образовательная функция контроля. Она заключается в том, что он помогает расширению, углублению, совершенствованию знаний учащихся. Преподаватель и учащиеся получают качественную характеристику усвоения материала, отмечают, что усвоено в лучшей степени, что хуже, каковы причины успехов и неудач. Следовательно, контроль носит и диагностическую функцию. Выявив недостатки, преподаватель вносит изменение в методы работы, находит пути индивидуального подхода, и в этом – коррекционная функция контроля.

2. Воспитательная функция контроля заключается в том, что у обучаемых формируется отношение к учебе, к успехам и неудачам своим и товарищей. Эти отношения преподаватель использует для формирования волевых качеств личности, чувства долга, ответственности, дисциплинированности. Учащемуся никогда не бывает безразлично отношение товарищей и родителей к нему, к его школьным успехам и неудачам. Вот почему похвала, одобрение, порицание, хорошая или плохая оценка во многом определяют позицию школьника в коллективе и среди взрослых.

3. Развивающая функция заключается в том, что обучаемые приобретают умения самоконтроля, умения реально оценивать свои способности. Здесь же можно отметить стимулирующую роль, которая предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся с целью повышения качества знаний. Успеваемость обучаемых связана с развитием мотивов учения. Например, учащийся недостаточно успешно усвоил учебный материал, основной мотив его учения был мотив избегания неудач. В результате индивидуальной работы его успеваемость повысилась, и появился мотив достижения успеха.

В. Н. Карандашев выделяет следующие функции, которые выполняет контроль и оценка знаний, умений и навыков в учебном процессе.

1. Ориентирующая. Эта функция реализуется следующим образом: текущая оценка дает учащемуся ориентир (обратную связь) с точки зрения того, насколько успешно он усвоил определенные знания, умения и навыки, и таким образом способствует их корректировке и совершенствованию. Однако это происходит лишь в том случае, когда преподаватель не только выставляет отметку, но и содержательно характеризует результаты ответа учащегося (студента) или выполнения им контрольного задания. Данную функцию обычно выполняют текущая проверка и оценка.

2. Стимулирующая. Хорошо известно, что проверка и оценка во многих случаях являются необходимым стимулом к изучению учебного материала учащимся (студентом). В связи с этим имеют значение критерии и систематичность проведения проверочных процедур. Систематичность проверки является стимулом к систематическому изучению предмета в ходе учебного курса. В этом заключается важная роль регулярного проведения текущей проверки и оценки.

3. Аттестационная. Данная функция проявляется в выявлении знаний, умений и навыков учащихся, усвоенных ими на определенном этапе обучения. Это необходимо для определения их готовности к дальнейшему обучению или выполнению трудовой деятельности. Совокупность предметов, изученных студентом, и полученных им отметок, характеризует степень его подготовленности по данной образовательной программе.

Чтобы контроль осуществлял свои функции, служил повышению эффективности обучения. Он должен удовлетворять следующим требованиям:

1. Систематичность, означающая регулярность проведения контроля. Нарушение этого требования ухудшает отношение учащихся к учебе, отрицательно влияет на качество знаний. Учащиеся начинают не систематически готовиться к урокам, высчитав, когда их спросят. Нерегулярность контроля со стороны администрации приводит к тому, что она не знает состояние дела, по отдельным урокам трудно судить о качестве знаний.

2. Разнообразие форм проведения, способствующее выполнению обучающей и воспитывающей функций контроля успеваемости, повышению интереса учащихся к его проведению, помогающее всесторонне раскрыть суть дела. Например, письменные, устные, индивидуальные, фронтальные собеседования, лабораторные работы, экзамены.

3. Объективность, исключающая преднамеренное и ошибочное суждение о деятельности учителя и учащихся. Знания, умения и навыки школьников проверяются и оцениваются с точки зрения выполнения государственных учебных программ. Учитель должен знать, какие дополнительные знания имеет ученик, какую дополнительную литературу читает, но не следует за это ставить отметки. Качество усвоения содержания программ – основной критерий оценки знаний.

4. Всесторонность, охватывающая все разделы учебных программ, знание теоретических положений, практические умения и навыки учащихся. Поэтому при посещении уроков необходимо знакомиться с программой и намечать, по каким темам контролировать.

5. Единство требований у учителей, осуществляющих контроль успеваемости учащихся.

6. Индивидуальный характер, предусматривающий проверку и оценку знаний, умений и навыков каждого ученика по результатам его личной учебной деятельности, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы класса или группы школьников, поэтому при коллективной форме работы каждый отчитывается за свой участок работы.

Также существует контроль администрации за ходом учебной деятельности, за ходом обучения: реализация плана, программ, методов обучения и т. д. (П. И. Пидкасистый).

Методами административного контроля уровня знаний, умений и навыков учащихся в школе являются:

1. Проведение устного опроса учащихся лично проверяющим или учителем по заранее предложенным вопросам. Руководитель школы в конце урока может в тактичной форме задать несколько вопросов учащимся, чтобы проверить, как усвоен материал урока, как подготовились к уроку и т. д.

2. Проведение директорских письменных контрольных работ в отдельных классах, по параллелям класса или по всем классам по определенным предметам. Работы проверяются учителем, комиссией или в отдельных случаях администрацией школы.

3. Изучение ученических тетрадей, чертежей, схем, карт; такое изучение помогает определить систематичность работы, степень усвоения материала, работу учителя по проверке домашнего задания.

4. Проверка умений и навыков учащихся в проведении практических и лабораторных работ.

Директор школы, ректор института, проректор, декан с директивными документами осуществляют контроль за содержанием, методами и организацией учебного процесса, за выполнением требований учебных программ.

В практике работы учебных заведений имеется много видов контроля администрации за качеством знаний:

а) Предварительный контроль (просматриваются планы, материалы, подготовленные для проведения занятий, проводятся беседы с учителями о методах и формах объяснения, закрепления, приемах самостоятельной работы учащихся и т. д. ). Целью предварительного контроля является проверка готовности учителя к занятиям. Высокий уровень готовности дает большую гарантию того, что и проведен урок будет хорошо, качество знаний будет высокое.

б) Текущий контроль осуществляется в повседневной деятельности путем наблюдения за ходом занятий, просмотром ученических тетрадей, классных журналов, контрольных работ, студенческих конспектов и т. д.

в) Итоговый контроль предполагает изучение результатов работы учащихся за определенный период (журналы, ведомости зачетов и экзаменов, контрольные работы).

Осуществление этих видов контроля проводится разными методами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...