Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Глава I. Магическая модель мира




2. Глава I. Магическая модель мира

2. 1. Различные виды описания мира (картины мира)

Мы с Вами не можем броситься в воду, «не зная броду», не зная, просто ли чистая вода перед нами или же река с токсичными отходами. Поэтому вначале мы очертим круг вопросов, на которые хотелось бы получить приемлемые ответы.

Для понимания, нам понадобится несколько базовых определений (аксиом).

Такого рода аксиомы и соглашения, позволят нам установить общий контекст рассматриваемых явлений. Наиболее объективная, из известных науке, форма определений - «парадигма», которая не только описывает известные свойства явления, но и предсказывает их развитие во времени и пространстве.

Парадигма представляет собой набор терминов, объединенных в систему, включающую описание законов существования и развития объектов и явлений, определенных данными терминами. Парадигма - иными словами, это научная теория, описывающая какую-то часть нашего объективного и субъективного мира в динамике его развития. Конечно, мы не сможем сразу же создать научную теорию магии, попробуем лишь заложить ее фундамент.

Основополагающим камнем в фундаменте любой теории является понятие «модели».

Модель - это отображение одних объектов (явлений) в другие объекты (явления) в соответствии с фиксированным набором правил. Набор таких правил составляет инструментарий моделирования и, как всякий инструмент, он подбирается человеком, исходя из цели предстоящей деятельности (в нашем случае, исходя из цели моделирования).

Целью нашего моделирования является создание непротиворечивой системы знаний о магии, учитывающей те знания, что собрала современная наука об окружающем нас мире.

Картина мира - это также, очевидно, разновидность модели, отражающей окружающую нас реальность в поле восприятия одного из нас (субъекта).

Данная модель определяет правила отображения и интерпретации реальных объектов и явлений в это поле восприятия человека. Как утверждают ученые-психологи, картина мира конкретного человека активно формируется в раннем детстве, а затем пополняется и корректируется в течении жизни на основе получаемого опыта и знаний.

Воспринимаемый образ хранится в памяти человека (в правом, образном полушарии головного мозга) как нечто неразрывное, неделимое. В левом (аналитическом) полушарии головного мозга, отвечающим за работу с символами и регламентами, хранятся правила интерпретации и анализа данного образа, а также его основные (характерные) признаки. Это в некоторой степени упрощение, но с этим придется смириться, поскольку всякое научное моделирование основано на упрощении, не зависимо от того, как бы сложно не выглядела сама теория.

Конечно, скучно читать такого рода «сухие определения», но нам потребуется весь ваш ясный ум для того, чтобы разобраться в магических явлениях, освободившись, с одной стороны, от мистики некоторых магов, с другой - от догматов некоторых ученых. Мистика погружает явление в темноту невежества, а догматы классической науки - освещают нам лишь те темные уголки вселенной, на которые направлен узкий лучик фонарика ученого.

Заметим, что с каждым событием или объектом человек связывает в своей памяти не только объективные данные (разделяемая с другими людьми информация), но и субъективные, которые он возможно домыслил, возможно неверно интерпретировал, а возможно просто не верно воспринял. Это указывает на наличие в любой модели, включая научную, субъективной составляющей, которая во многом основана на вере в то, что данная информация верна. Да и объективная составляющая модели является лишь условно верной, т. е. основывается на предположении правильности аксиом, положенных в ее основу. В этих условиях, единственно возможным критерием правильности построенной модели (или теории) является степень ее соответствия реальному миру, возможность на ее основе прогнозировать поведение реальных объектов.

Мышление - это процесс формирования отношения субъекта к окружающей его реальности и к самому себе. Мысль, как элемент отношения к миру, побуждает человека к действию или к другой мысли (осмыслению).

Мышление - это всегда процесс резонанса человека с окружением. Наука до сих пор считала мышление функцией головного мозга, однако наличие мышления у людей, у которых головной мозг фактически отсутствует (его заменяет спиномозговая жидкость, и это не мешает им думать), заставляет обратить взоры на восточные теории, которые указывают, что все наши мысли приходят к нам извне. Ученые также считали, что разумность зависит от величины мозга, однако часто у гениальных людей мозг оказывался меньше нормы (например, у В. И. Ленина он меньше нормы на 300 гр., у А. Франса еще меньше). Затем появилась теория, что разумность определяется числом извилин (которые увеличивают поверхность коры головного мозга), но и здесь ученых поджидала неудача, самые умные по этому критерию оказались дельфины, извилин у которых в 2 раза больше, чем у человека, при сопоставимом весе мозга. Поэтому теперь многие считают, что мозг является лишь антенной, которая позволяет человеку выходить на резонанс с неким биоинформационным энергетическим полем, окружающим Землю.

Сейчас доказано, что мышление в достаточной мере присуще и животным. Например, вполне успешно проходило обучение обезьян языку жестов. При этом обезьяны усваивают до 400 «слов» (понятий) и применяют их сознательно не только к тем объектам, по отношению к которым проходило их обучение. Например, термин «открыть», который демонстрировался им на примере двери от клетки, обезьяна применяла и к двери комнаты, и что более важно и к крану водопровода. Это доказывает, что процесс мышления развивался и у животных и у человека по одним и тем же законам.

Поле восприятия - совокупность моделей (образов), представляющих собой проекцию окружающего мира на память человека. Заметим, что поскольку человек воспринимает и самого себя, то в поле восприятия есть и образ его «я». Кроме того, в поле восприятия попадают вторичные образы, представляющие модели объектов, полученные через приборы (например, через телевизор или тепловизор), считанные с носителей информации (книги, картины, фотографии) или переданные человеку иным вербальным или невербальным способом, включая образы, порожденные его собственным мышлением (включая сновидение).

Картина мира древних людей не была столь примитивной, как принято думать, она отличается от современной картины не столько правилами интерпретации окружающей реальности, сколько - количеством достоверной информации о ней. Действительно, ранее считалось, что дождь идет потому, что так решил Бог дождя, теперь это объясняется иначе - климатические явления в атмосфере привели к образованию дождевой тучи, которая с учетом розы ветров, оказалась над нашими головами. Всякая интерпретация в силу своей природы, в чем-то ошибочна, в чем-то ограничена и, в конечном счете, отражает только те аспекты реальности, что важны в данный момент для человека, который интерпретирует эту реальность. В этом смысле любую картину мира можно сравнить с набором топографических карт, описывающих окружающую человека действительность. Восприятие человека устроено так, что, воспринимая окружающую реальность, он выделяет в этой реальности фрагменты, знакомые ему по прошлому опыту восприятия. Такое выделение происходит на основе шаблонов (стереотипов) восприятия.

Восприятие человека в отличии от животных в целом имеет более высокий уровень абстракции. Человек может выделять в зрительном поле элементы геометрических форм: линия, круг, шар, угол и т. п. На уровне воспринимаемых звуков, человек выделяет «звукобуквы» и ноты. На уровне запахов человек также выделяет составные элементы - виды запахов, феромоны. Эти элементы он может использовать при описании новых для него форм восприятия.

Восприятие животных устроено схоже. Более того, человек по отношению к животным скорее развил свой процесс мышления, чем само восприятие. У многих животных органы слуха и обоняния действуют в более широком диапазоне, любая собака даст фору любому человеку в поиске вещей по запаху. Но не обделены животные и зачатками абстрактного мышления (моделирования): фактически любой хищник (волк, тигр, лев) при возможности побежит наперерез добыче, моделируя возможную точку встречи с ней, а не будет тупо гнаться за нею по пятам. Известны и более сложные примеры, например, строительство своего жилья и использования животными иных подручных средств для достижения поставленных ими целей. Известны также синергетические эффекты мышления животных, например, «эффект сотой обезьяны1». Но животным гораздо в меньшей степени присуще творчество, поскольку этот процесс напрямую почти никак не способствует повышению их выживаемости. Например, сложно придумать для страуса, зачем бы ему понадобилось рисовать на песке. У человека же искусство возникло из вполне земных потребностей. Например, они рисовали животных для того, чтобы обеспечить себе успех на охоте, пели для того, чтобы усилить действие ритуала (возникал резонанс) и т. п. Конечно, в зачаточном состоянии мы наблюдаем это и у животных: брачные песни птиц и крики животных, танец пчелы, характеризующий в сжатом виде весь путь, который она пролетела до источника меда, чтобы передать эту информацию другим пчелам.

Определенная картина мира складывается в сознании человека из шаблонных элементов воспринимаемого им мира и самих этих шаблонов восприятия. Конечно, в такой картине мира всегда есть место необычным, новым явлениям, которые занимают в этой картине свою «полочку» и получают «инвентарный номер». Про эти явления известно лишь то, что они объективно или субъективно существуют, но неизвестно как они устроены.

Предлагаемая ниже классификация картин мира в онтогенезе отражает отношение человека к источнику всего сущего:

1. Модель непосредственного отражения мира. Человек в это время не задумывался над источниками существования себя или окружающего, он просто всё воспринимал как данность, как это делают почти все животные.

2. Модель природных духов (источники сущего - духи стихий и прочих объектов и явлений природы). Здесь человек впервые задумался о причинах бытия как себя самого, так и окружающего мира.

3. Модель богов (источник сущего - пантеон богов или единый бог). Человек осознал себя венцом творения и закономерно, в связи с этим, мир духов также подчинил человекоподобным богам. Переходный период к этой карте мира - боги наполовину животные, наполовину люди.

1 Эффект состоит в том, что если сотню обезьян заставить заниматься несвойственной им деятельностью, требующей определенного уровня осознанности, то через некоторое время на одну из обезьян «снизойдет озарение» и она сможет выполнить задачу, которую никогда бы не выполнила, если бы выполняла ее одна. Синхронная работа обезьян порождает определенный энергетический эргрегор, в котором они непосредственно, напрямую, обмениваются приобретаемыми навыками. 4. Модель обыденного сознания (источник сущего - мать природа). Человек понял, что боги находятся далеко и часто его не слышат. Появилось сомнение, что они существуют, отсюда постепенно проявилась атеистическая карта мира, где мать Природа - источник всего сущего. Всё развивается по ее законам, пусть временно непостижимым для человека.

5. Научная модель мира (источник сущего - законы космоса). Человек не только задумался над мироустройством, но и попытался понять и объяснить закономерности этого мироустройства. Он решил, систематизировать картину мира, связать различные фрагменты этой картины в единое целое.

6. Модель ньюэйдж (источник сущего неизвестен, но познаваем). Человек осознал рамки классической науки, понял, что чем больше мы знаем, тем больше возникает вопросов. Человек ясно понял относительность своих знаний. Ученые осознали, что из любого правила, из любого закона имеются исключения - такова природа наших знаний, не имеющих абсолютного характера. Модель ньюэйдж безусловно основывается на научной картине мира, но не ограничивается ее догматами, всегда оставляя возможность для пересмотра концепции развития мира. Носители данной модели миропонимания призывают систематизировать все полученные наукой данные и вывести единую теорию Вселенной на всех уровнях ее развития.

Очевидно, что в современной картине мира, даже у продвинутых ученых, присутствуют элементы донаучного понимания мира. Например, кто-то из них верит в бога, кто-то в приметы, кто-то некоторые явления природы воспринимает как данность, не задумываясь о законах их существования и развития. Кроме того, дифференциация наук делает конкретного ученого узким специалистом, который понимает в других научных теориях часто не больше, чем домашняя хозяйка в синхрофазотроне. Это делает смешным безапелляционные высказывания некоторых ученых о том, что они знают о современном мироустройстве всё что можно. Они считают, что научная картина мира будет далее лишь уточняться и никаких революционных преобразований уже не будет. Смешно здесь то, что ровно также думали и Аристотель и многие ученые мужи до него.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...