Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

(Другие названия: психоанализ, анализ, фрейдистская психотерапия, психодинамический подход)




(Другие названия: психоанализ, анализ, фрейдистская психотерапия, психодинамический подход)

Развитие психотерапевтического консультирования связано с именем Зигмунда Фрейда, его ранними экспериментами с гипнозом и его «лечением разговором», когда он позволял пациентам, страдающим истерией, обнаруживать свои самые сокровенные бессознательные желания. Работая с конца девятнадцатого века и до самой смерти, которую он встретил в изгнании, вдалеке от родной Австрии, Фрейд не только кардинальным образом изменил все наши представления о психологии человека, но оставил после себя целую армию психоаналитически ориентированных мыслителей, готовых продолжать его дело. Карл Юнг, Отто Ранк, Альфред Адлер, Вильгельм Райх,


Глава 5. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ИНСАЙТ Q 129

Карен Хорни, Теодор Рейк, Франц Александер, Гарри Салливан, Эрик Эриксон, Эрих Фромм, Гейнц Кохут и Анна Фрейд — это люди, которых по праву можно назвать выдающимися теоретиками, которые принимали участие в доработке и ревизии психоаналитического подхода, подгоняя его под себя и под свои нужды. Нужно отметить, что даже создатели абсолютно новых направлений в консультировании, например Фриц Перлз, Альберт Эллис, Эрик Берн и Ролло Мэй, все когда-то'были психоаналитиками, но затем смогли преодолеть ограничения традиционного психоанализа.

И еще нужно уточнить: существует различие между психоанализом — использованием в работе ортодоксальной теории Фрейда — и психоаналитически ориентированной психотерапией, которая предполагает более гибкое (в зависимости от предпочтений практика) использование некоторых понятий, введенных Фрейдом. Некоторые теоретики успешно свели долгосрочные психоаналитические методы к краткосрочному психодинамическому подходу, который более эффективен, экономичен и больше соответствует реальностям психотерапевтической практики (Bauer, Kobos, 1984; Da-vanloo, 1978; Schwartz, 1997; Strupp, Binder, 1984). Наша цель будет состоять в том, чтобы обратить ваше внимание на наиболее универсальные и практические идеи психоаналитической теории, которые более всего соответствуют практике консультирования.

Основные психоаналитические понятия

Традиционный психоанализ чрезвычайно сложен, и для его прохождения требуется очень много времени. Чтобы стать психоаналитиком, нужно, имея медицинское образование, пройти пятилетнюю подготовку, включающую в себя как прохождение личной психотерапии, так и посещение семинаров. Большинство психоаналитиков имеет медицинское образование, хотя исторически сложилось так, что этой теории отдают предпочтение и частнопрактикующие специалисты, специализирующиеся в социальной работе и других дисциплинах.

В обыденной речи мы часто употребляем такие психоаналитические термины, как, например, эго, катарсис, бессознательное, защитные механизмы и рационализация, и поэтому каждый консультант должен иметь хотя бы общее представление об этих понятиях. Даже тем, кто вообще не собирается использовать данный подход в своей работе, необходимо овладеть психоаналитическим словарем, поскольку он используется как средство общения с другими специалистами, как особый подход к анализу этиологии и развития проблем человека и как база для создания новых стратегий в консультировании. Далее мы предлагаем вам обзор самых общих психоаналитических понятий.

Уровни осознания. Фрейд ввел понятие нескольких уровней осознания, мотивирующих наше поведение. Он постулировал наличие нескольких уровней психики: сознательный уровень, в котором хранятся мысли и чувства, доступные нам в любой момент, предсознательный уровень, в котором мысли и чувства хранятся на грани осознания, это значит, если мы постараемся, то сможем получить к ним доступ, и, наконец, бессознательный уровень, оберегающий наши самые сокровенные тайны. Преодолеть эти уровни и получить больший доступ к психике человека можно, только


130 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Мнение специалиста

Любой консультант, где бы он ни работал, хорошо знает «застывший» язык психоанализа. Вообще, все консультанты используют этот жаргон. Кроме того, существует столько шуток про Фрейда и психоанализ, но дело в том, что вы не знаете, когда вам смеяться, если незнакомы с этой теорией. Вот так.

Теория дает вам основу для всей дальнейшей работы. Я знаю всего лишь несколько частнопрактикующих консультантов, которые в своей работе отдают предпочтение исключительно теории Фрейда. В то же время многие консультанты используют в своей работе некоторые элементы этой теории, но в целом применяют ее не так, как это делал Фрейд. Кроме того, эта теория прекрасно подходит для того, чтобы клиенты смогли понять свое прошлое и особенно то, как оно влияет на их актуальное поведение. Например, когда я занимаюсь семейным консультированием, я использую некоторые психоаналитические идеи, чтобы понять происхождение проблем в семье.

позволив бессознательным мыслям всплыть на поверхность. Это можно сделать посредством анализа сновидений, свободных ассоциаций, эмоционального катарсиса и интерпретаций, вызывающих инсайт, по своей силе достаточный для того, чтобы освободить бессознательные, подавляемые желания и облегчить процесс их дальнейшего осознания.

Стадии индивидуального развития. Как человек, имеющий медицинское образование, Фрейд питал особый интерес к неврологии и инстинктивным основам поведения. Он рассматривал процесс развития личности как прохождение ряда генетически запрограммированных стадий, каждая из которых служит выражением принципа удовольствия — то есть ребенок стремится любым способом избавиться от напряжения и поддержать психическое равновесие путем получения удовлетворения в оральной, анальной или генитальной сфере. Исходную фрейдовскую концепцию психосексуального развития часто сравнивают с более поздней адаптацией этой теории, сделанной Эриком Эриксоном (Erik Erikson, 1950), которая более актуальна в наше время для консультантов, пытающихся разобраться с последовательностью стадий человеческого развития. Фрейд, в основном, сосредоточивал свое внимание на изучении развития ребенка и на том, какое влияние имеет детство на всю оставшуюся жизнь; а стадии развития по Эриксону отражают весь жизненный цикл человека, при этом особое внимание уделяется социальным факторам.

Структура психики. По Фрейду, здоровая личность состоит из трех частей, которые гармонично функционируют и взаимодействуют друг с другом, позволяя человеку удовлетворять базовые потребности и желания. Каждая из этих сторон личности не столь обособлена, как это предполагает общая структура психики, и поэтому их следует рассматривать с особым вниманием как процессы, влияющие на то, что вы из себя представляете и как вы реагируете на окружающий мир.

Ид — это источник всей энергии и инстинктивных влечений. Его единственная психологическая функция состоит в том, чтобы любой ценой избавлять человека от на-


Глава 5. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ИНСАЙТ □ 131

пряжения, дискомфорта и страданий. Ид нетерпеливо, импульсивно и инфантильно, и когда дело касается желаний, оно не задумывается о последствиях.

Эго является посредником между неконтролируемой энергией ид и реальным миром. Эго пытается рационально, разумно и логически направлять слепые действия. Эго выступает в роли интегратора, миротворца, посредника, стремящегося найти социально приемлемые способы удовлетворения потребностей.

Суперэго прежде всего связано с нравственными вопросами. Это наше «я» — идеальное, в отличие от двух других частей нашей личности, которые существуют по принципу реальности и удовольствия. Суперэго, являясь нашей совестью, постоянно стремится к совершенству и целомудрию. Сражаясь против гедонистического ид, супер-эго нередко уходит с поля боя, унося в качестве трофея чувство гордости или вины, в зависимости от того, какой путь решения конфликта выбрало эго.

Защитные механизмы. Защитные механизмы — это основной вклад психоанализа в практическое консультирование. Работа этих механизмов, описываемых как система защит, используемых эго, аналогична работе иммунной системы человека, стремящейся к поддержанию температурного баланса, постоянного давления и определенного соотношения веществ. Изменение — это враг. Так же как мы не осознаем наличие в кровяном русле антител, активированных для борьбы с чужеродными белковыми молекулами, так и наши психологические механизмы защиты функционируют без участия нашего сознания, стремясь избавить нас от тревоги и снизить напряжение. Это очень тонкие стратегии, их разнообразие и возможности впечатляют; но эти несознаваемые психологические защиты препятствуют любому изменению и тем самым затрудняют работу консультанта. Поэтому лучше знать в лицо своих противников, мешающих претворению в жизнь наших попыток помочь другому человеку.

Вытеснение: выборочное устранение из зоны осознания болезненных переживаний, имевших место в прошлом; это своего рода форма цензуры, позволяющая блокировать травматический опыт.

Проекция: приписывание другому человеку собственных неприемлемых характеристик или качеств, например, один человек, испытывая чувство гнева, обвиняет другого в том, что тот зол.

Отрицание: искажение реальности путем воображения, что какое-то нежелательное или неприемлемое событие на самом деле не произошло. В отличие от вытеснения, отрицание функционирует скорее на предсознательном, чем бессознательном уровне.

Сублимация: неявная трансформация запрещенных стремлений в социально приемлемые действия. Например, спортсмены могут бессознательно выбрать для себя этот путь как способ избавления от агрессии. Такие творения, как картины Леонардо да Винчи или сонеты Шекспира, Фрейд рассматривал как сублимацию неприемлемых сексуальных желаний.

Формирование реакции: замещение неприемлемой реакции другой, противоположной ей по смыслу, используется для противостояния возможным угрозам. Чувство вины может быть замещено чувством возмущения, ненависть — преданностью, обида — гиперопекой.


132 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Рационализация: неправильный логический вывод, совершаемый с целью оправдания или объяснения противоречивых сведений. Например, «Неважно, выполню я это задание или нет, я вылечу отсюда в любом случае».

Замещение: перераспределение энергии от одного объекта к другому, так, например, младенец, не получая материнскую грудь, начинает сосать палец или другой предмет.

Идентификация: присвоение в чрезмерной форме ценностей, установок, стандартов и качеств других людей, являющихся авторитетами. Например, ребенок, совершив плохой поступок, начинает сам себя наказывать.

Регрессия: возврат на более раннюю стадию развития из-за страха. Любой уход от реалистичных и контролируемых размышлений можно считать регрессией.

Фиксация: стремление остаться на прежнем уровне развития, тем самым нарушая план нормального психологического развития. Обычно так человек защищается от тревоги и страха перед необходимостью перейти на следующую ступеньку психологического развития.

В целом механизмы защиты — это нерациональные методы, которые эго использует для того, чтобы справиться с тревогой. Эти механизмы стремятся к отрицанию, сокрытию или искажению реальности и служат помехой нормальному психологическому развитию. В основном, они свойственны инфантильному, недостаточно развитому эго; однако они остаются и после того, как эго становится достаточно зрелым. С точки зрения психоаналитической теории, единственная цель консультирования состоит в том, чтобы способствовать здоровому развитию эго.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...