Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мнение специалиста. Техники гештальт-консультирования




Мнение специалиста

 

Меня всегда привлекала гештальт-философия, но я никогда ей специально не занимался. Вероятно, в своей работе я пользуюсь многими приемами гештальт-подхода, но я никогда точно нь знал что это такое. Я вспоминаю, как один раз я увидел книгу, в которой приводилось интервью, взятое у Перлза, и на обложке было написано что-то типа: «Наконец Фриц раскрывает секреты своей теории». Я купил эту книгу, пришел домой и сразу же погрузился в чтение. Первым вопросом который задали Перлзу, был такой: «Итак, Фриц, расскажи нам, о чем же твоя теория». Но Перлз не только не ответил на этот вопрос, но в течение тех нескольких минут, пока у него брали интервью, изображал из себя аэроплан.

Но даже если я не понимаю, что это все значит, мне все равно нравится эта бессмыслица. Может быть, Перлз расценил бы это как прогресс, ведь он был таким антиинтеллектуальным, В любом случае, когда-нибудь я соберусь и «прочувствую» эту теорию, раз уж ее нельзя изучить по-другому.

тверждением этого факта является сам Перлз, который был харизматической личностью.

Гештальт-консультирование акцентирует роль личной ответственности за развитие осознания и за переживаемые чувства. Незаконченные дела из прошлого переходят в настоящее, представляя собой тупик, который нужно преодолеть. Термин «застревание» (stuck) используется, когда человек не может решить проблему и поэтому избегает быть «здесь и сейчас». Полярности — другое ключевое понятие в гештальт-подхо-де, оно употребляется для описания отдельных частей личности, находящихся в конфликте между собой. В автобиографии Перлз прерывает свой рассказ, чтобы привести внутренний диалог между своими поляризованными, конфликтующими субличностями:

Собака сверху:   Стой, Фриц, что ты делаешь?

Собака снизу:    Что ты имеешь в виду?

Собака сверху: Ты прекрасно знаешь, что я имею в виду. Ты перескакиваешь с одной мысли на другую.

Собака снизу:    Я все еще не понимаю, в чем же дело.

Собака сверху: Ты действительно не понимаешь, в чем дело? Вообще, какого черта ты думаешь, что даешь ясную картину твоей психотерапии?

Собака снизу: Ты хочешь сказать, что я должен подойти к доске, начертить таблицы, дать четкое определение каждому термину, распределить по категориям каждую противоположность?

Собака сверху:   Это неплохая идея. Тебе действительно следует так сделать.

Собака снизу: Так что я, по-твоему, должен делать? Запретить реке течь? Прекратить свою игру в мусорный ящик?

Собака сверху: Что ж, было бы неплохо, если бы ты сел и стал себя дисциплинировать...


136 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Собака снизу:      Иди к черту. Ты хорошо меня знаешь. Если я пытаюсь делать

что-нибудь намеренно или под давлением, то я начинаю злиться и саботировать. Всю мою жизнь я просто плыл по течению. (Perls, 1969, р. 117-118)

Техники гештальт-консультирования

Существуют буквально сотни техник, развитых в рамках гештальт-подхода. Мы приводим здесь несколько наиболее популярных.

Горячий стул. Эта техника требует, чтобы человек полностью сосредоточился и отвечал на вопросы как можно более честно и искренно. Он должен стремиться быть все время «здесь и сейчас» — задача, которую действительно сложно выполнить, учитывая, что могут быть заданы самые личные вопросы: «Чего ты хочешь сильнее всего на свете? », «Чего в своей жизни ты стыдишься больше всего? », «Кто из группы тебе нравится больше всех и почему? »

Выражение недовольства. Перлз полагал, что очень важно выражать свое недовольство, поскольку в противном случае это чувство может трансформироваться в чувство вины. Чтобы проверить это, составьте список всех ситуаций, по поводу которых вы испытываете чувство вины. Теперь замените «испытывать чувство вины» на «злиться»: «Я испытываю чувство вины потому, что не провожу с детьми достаточно много времени» превращается в «Я злюсь потому, что вынужден тратить свое время на детей». Исследование и выражение недовольства может помочь человеку выйти из тупика и проработать незавершенные дела.

Работа с полярностями. Эта техника используется для того, чтобы помочь человеку изучить полярные стороны своей личности. Консультант исследует с клиентом его проблему и определяет противоположные чувства. Затем ставятся два стула, клиента просят сесть на один из них и поговорить от одной из этих полярных позиций, обращаясь к пустому стулу. Следуя инструкции консультанта, клиент потом перемещается на второй стул, занимая противоположную позицию. Например: «Я не могу больше так жить со своей женой, когда она меня постоянно затыкает, я не могу это принять. Я больше не проведу ни минуты в этом доме. Я собираюсь развестись с ней и покончить со всем этим. Лучше быть одному, чем страдать». С другого стула: «Даже если я испытываю очень сильное недовольство и, может быть, даже злость по отношению к жене, мне все равно необходимо пытаться наладить наш брак. Мы прожили вместе много лет, наши дети заслуживают того, чтобы жить в полной семье, и мне действительно не нравится идея остаться одному и начинать все с начала. Кроме того, я сам не идеальный муж». Цель этой техники — взглянуть на свои чувства, свое недовольство или страх с различных позиций.

Присвоение проекции. Это упражнение способствует присвоению проекций, то есть тех своих негативных качеств или особенностей личности, которые мы обычно избегаем, приписывая их при этом другим людям. Например, клиент говорит другому члену группы: «Мне кажется, что ты манипулируешь мной», и затем присваивает эту


Глава 5. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ИНСАЙТ □ 137

проекцию: «Я манипулирую тобой». Или: «Я не думаю, что тебе можно доверять» и затем «Я не думаю, что мне можно доверять».

Критика гештальт-консультирования

Даже из этого краткого обзора гештальт-подхода очевидно, что это направление значительно отличается от всех других теорий, ориентированных на инсайт, тем, что его создатели уделяли очень мало внимания четкому определению понятий, а основной акцент делался на переживаниях. Вследствие этого гештальт-подход предлагает множество стратегий, помогающих клиенту и консультанту находиться «здесь и сейчас» и работать над интеграцией поляризованных частей личности.

Но гештальт-консультирование часто критикуют за отсутствие четко сформулированной теории и за то, что его эмпирическая база достаточно ограниченна. Также критика этого подхода состоит в следующем:

1) наблюдается тенденция, что консультанты, работая в рамках этого подхода, становятся чрезмерно манипулятивными и контролирующими;

2) иногда гештальт-консультирование рассматривают как антиинтеллектуальный подход, поскольку мыслительным процессам уделяется слишком мало внимания;

3) гештальт-консультирование иногда рассматривается как бесполезное мероприятие, организуемое с единственной целью привлечь внимание, и содержащее в себе определенный потенциал насилия;

4) иногда гештальт-подход поддерживает установку «это не мое дело», что может развить чувство безответственности;

5) слишком мало внимания уделяется приобретению полезных жизненных навыков.

Другие подходы

Поскольку объем книги ограничен, а теоретических подходов слишком много, мы можем детально рассмотреть всего лишь несколько из них. Наша цель состоит в том, чтобы кратко познакомить вас с основными концепциями, оказывающими влияние на большинство практикующих консультантов. Вы сможете углубить свои знания в этой области при помощи других курсов и книг, посвященных исключительно теории консультирования (см. например Capuzzi, Gross, 1995; Cottone, 1992; Corey, 2000; George, Cristiani, 1995).

Но я все же хотел бы вкратце остановиться еще на двух инсайт-ориентированных подходах, которые популярны в консультировании. Решение рассказать об этих двух подходах не так подробно, как о предыдущих, основано на моем личном мнении, что в настоящее время они не столь важны, как описанные выше подходы. Я не хочу сказать, что эти теории не имеют такой же потенциальной ценности и значимости, как другие; скорее, это мое личное мнение о том, с чего студентам следует начать обучение.

Адлерианское консультирование

Альфред Адлер был сначала одним из учеников Фрейда, но потом отделился от него и самостоятельно развил очень целостную для своего времени теорию, которая сочетала


138 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

в себе принципы, заимствованные из психоанализа, с более практическим подходом, делавшие акцент на следующих идеях:

1) социальный контекст, обусловливающий поведение человека;

2) межличностный характер проблем клиента;

3) когнитивная организация стиля мышления данного клиента;

4) важность выбора и ответственности в процессе принятия решений.

Адлерианские консультанты хотя и соглашаются с вышеописанными идеями, но имеют достаточную свободу при выборе стиля работы. Кроме того, они имеют много общего с экзистенциальными консультантами (особое внимание уделяется личной ответственности), когнитивными психотерапевтами (акцент на субъективном восприятии реальности), психоаналитиками (внимание к сновидениям и бессознательному) и даже бйхевиористами (внимание к постановке определенных задач, которые должны быть выполнены).

Возрождение интереса к адлерианскому Подходу стало очевидно в последние годы, частично благодаря систематизации и объяснению идей Адлера рядом авторов (Lun-din, 1989; Sweeny, 1989; Dinkmeyer, Dinkmeyer and Sperry, 1987). До этого популяризацией идей Адлера занимался Рудольф Дрейкерс. Он (Dreikurs, 1950) сформулировал пять основных особенностей адлерианской теории:

1. Социальная обусловленность. Практически любая проблема имеет социальный контекст и появляется вследствие потребности человека принадлежать к группе или найти в ней свое место. Хорошо адаптированный человек прекрасно ориентируется в жизни и действует в соответствии с имеющейся социальной ситуацией. Плохо адаптированный человек имеет комплекс неполноценности, неправильные представления, ошибочные цели и, кроме того, его чересчур волнует, что о нем думают другие и какие последствия это может для него иметь.

2. Самостоятельность и креативность. Адлер полагал, что жизнь — это движение, и в процессе деятельности у людей появляются силы менять стиль своих интеракций с другими людьми. Основа для Подобного оптимизма кроется в вере в то, что люди являются активными участниками своей жизни и могут менять ее.

3. Целенаправленность. По Адлеру, поведение направлено на достижение целей, которые вытекают из потенциального результата действий. Искать причины поведения бесполезно, так как они непознаваемы, но даже если бы это было не так, то их все равно невозможно изменить. Цели же, если они осознаны, можно менять и выбирать по своему усмотрению.

4. Субъективизм. Реальность, как мы ее воспринимаем, не абсолютна. Адлер утверждал, что не так важно, что с нами происходит, а важно, как мы это воспринимаем. Поэтому в любых взаимоотношениях Адлер обращал особое внимание на интеракции и движение, выделяя их в качестве единиц анализа.

5. Холизм. Люди по своей природе целостны, и их невозможно разложить на отдельные, самостоятельные единицы. В общении мы имеем дело с целостной личностью.

В адлерианской психологии чувство неполноценности является основой тревоги и разрушительно для клиента. Чувство неполноценности — это не чувство в полном смысле этого слова, а скорее система убеждений или набор умозаключений о том, какими мы должны быть. Ответная реакция человека на чувство неполноценности является основой для формирования характера.


Глава 5. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ИНСАЙТ □ 139

Адлер (1958) полагал, что цель консультирования состоит в том, чтобы, восстановив веру в себя, клиент смог преодолеть чувство неполноценности. Процесс индивидуального консультирования включает в себя четыре шага.

1. Осознать свои стереотипы. Когда мы были детьми, взрослые нам постоянно твердили о том, что мы недостаточно хороши, и тем самым принуждали нас становиться лучше.

2. Перестать бояться совершить ошибку. Из-за того, что мы боимся совершить ошибку, мы совершаем их еще больше. Кроме того, человеку свойственно ошибаться, а ведь все мы — люди. Ошибки дают возможность учиться, но только в том случае, если мы их признаем и не отчаиваемся при этом.

3. Разрешить себе быть несовершенным. Лучше не оценивать себя и делать все от себя зависящее, чтобы быть адекватным ситуации, чем испытывать чувство неполноценности, поскольку свои поведенческие навыки мы можем совершенствовать. Нам не нужно становиться лучше, чем мы есть.

4. Получать удовольствие от деятельности. Важно уметь не испортить получаемое удовольствие, чрезмерно задумываясь над такими вопросами, как успех, неудача или престиж. Стремление сделать все от себя зависящее и затем принять полученный результат увеличивает удовольствие, получаемое от жизни.

Адлерианский подход основывается на оказании помощи человеку в развитии такого стиля жизни, который был бы социально приемлемым и в то же время удовлетворял самого человека, был бы ориентирован на рост и холистическую интеграцию. Человек с психопатологией пребывает в унынии, а его вера в способность меняться утрачена.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...