Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психотерапия реальностью. Мнение специалиста. Экспрессивная психотерапия




Психотерапия реальностью

Вследствие неудовлетворенности современной психоаналитической теорией Уильям Глассер (Glasser, 1965, 1990, 1998) создал новое направление в консультировании, получившее название «психотерапия реальностью». Этот подход можно назвать дидактическим, ориентированным на решение проблем, на принятие ответственности и на необходимость справляться каким-то образом с потребностями, возникающими на основании существующей у человека «реальности». Психотерапия реальностью основана на допущении, что все люди должны развить у себя определенную идентичность, которая может быть или «идентичностью удачника», или «идентичностью неудачника».

В последние годы наблюдается возрождение интереса к психотерапии реальностью. Это, очевидно, связано с пересмотром вопроса о личной ответственности человека за собственные проблемы и с несколькими недавними публикациями (Glasser, 1990, 1998; Wubbolding, 1990, 1991; Glasser, Wubbolding, 1995), в которых были приведены в соответствии с современными проблемами школы и общества некоторые исходные идеи Глассера.

Задача консультанта состоит в том, чтобы глубоко вовлечься в работу с клиентом, мотивируя его на выполнение запланированных действий, что должно привести к конструктивным изменениям в его поведении и к формированию «идентичности удачника». Психотерапия реальностью — это активный, директивный и когнитивный подход, затрагивающий поведенческий аспект и предполагающий заключение вероятностных контрактов. В процессе работы консультант играет одновременно и конфронтирую-щую, и поддерживающую роль.

Психотерапия реальностью — это краткосрочный подход, пользующийся значительной популярностью в школах, организациях и исправительных учреждениях. Овладеть основами этого подхода на самом деле очень легко, а для того чтобы достичь достаточно высокого уровня мастерства, не требуются длительная подготовка и су-первизия. К недостаткам психотерапии реальностью можно отнести тенденцию к по-


Глава 6. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДЕЙСТВИЕ □ 165

Мнение специалиста

В работе я всегда предпочитаю пользоваться психотерапией реальностью, поскольку ее можно сравнить с дорожной картой. Вы всегда имеете представление о том, где вы и ваш клиент находитесь сейчас и куда вам нужно двигаться дальше. Мне действительно нравится этот подход.

Я не думаю, что эта психотерапия может причинить кому-то вред. В целом, я просто помогаю людям оценить возможные последствия совершаемых ими действий. Чтобы заниматься этим, мне вовсе не нужно быть экспертом.

ощрению конформного поведения, опасность подмены ценностей клиента ценностями консультанта и тенденцию избавлять от симптомов, а не работать с настоящими причинами проблем.

Экспрессивная психотерапия

К экспрессивной психотерапии относится множество психотерапевтических подходов, достаточно сильно отличающихся друг от друга, но их всех объединяет предположение, что невербальные средства самовыражения играют важную роль в освобождении клиента от проблем. В то время как большая часть теорий, описываемых в этой книге, основывается в первую очередь на когнитивных и поведенческих факторах, экспрессивная психотерапия не опирается на использование вербальных средств, что позволяет более легко преодолевать сопротивление и более продуктивно исследовать нерешенные вопросы и конфликты.

Экспрессивная психотерапия редко используется сама по себе, часто она служит дополнением к какой-либо теории. В качестве контраста к более традиционным подходам, описываемым ранее, сейчас я предлагаю на ваше рассмотрение несколько альтернативных теорий.

Арт-терапия. Долгое время арт-терапия использовалась как форма работы с детьми, помогающая им выразить свои чувства и рассказать о том, что они нарисовали. «Журнал по арт-терапии» (Journal of Art Therapy) предлагает использовать арт-тера-певтические техники для того, чтобы наладить сотрудничество с детьми, собрать необходимые данные для постановки диагноза и в особенности для того, чтобы помочь людям проявлять больше творчества и научиться выражать свои эмоции. Когда вербальные стратегии оказываются неэффективными, консультанты прибегают к использованию таких альтернативных средств, как музыкальные инструменты, игры, лепка, фотографии, рисунки, куклы, карикатуры, стихотворения, ведение дневника и постановка спектаклей (Gladding, 1998). Эти техники, так же как и другие преимущественно невербальные стратегии, используемые в психодраме, музыкальной и танцевальной психотерапии, помогают преодолеть сопротивление и разрушить эмоциональные блоки.


166 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Музыкальная и танцевальная психотерапия. Движения под музыку или без нее — также популярная форма экспрессивной психотерапии. Была даже создана Американская ассоциация танцевальной психотерапии, объединившая практиков, использующих подобные техники в своей работе. Так же как и большинство других невербальных видов психотерапии, эти техники позволяют избежать ненужной интеллектуализации и проявлений вербальных защит, помогая людям научиться более полно себя выражать, войти в более тесный контакт со своим телом и разумом и творчески подойти к исследованию собственного потенциала.

Биологическая обратная связь. Другая техника, которую можно использовать для улучшения самоконтроля, это биологическая обратная связь, дающая клиенту точную информацию о его психофизиологических реакциях. Можно получить данные об активности головного мозга, частоте сердечных сокращений, мышечных движениях, кровяном давлении и кожно-гальванических реакциях и использовать их для улучшения мышечного и нервного контроля. Каткий и Голдбанд (Katkin, Goldband, 1980) предлагают использовать биологическую обратную связь для обучения навыкам релаксации и, следовательно, для снижения уровня напряжения, контролирования головных болей, лечения сосудистых заболеваний, таких как повышенное кровяное давление, увеличения сопротивляемости хроническим заболеваниям, лечения сексуальных расстройств, профилактики внутренних кровоизлияний или профилактики проблем, связанных со стрессом.

Игровая психотерапия. Большинство консультантов, работающих с детьми, используют игровые техники, это могут быть настольные игры, рисование, игры в карты, конструктор, в переодевания или в мяч. Начиная с двух лет и заканчивая десятью годами, но особенно в раннем детстве и в период обучения в начальной школе, игра служит для детей основным средством самовыражения. Используя то, что игра предполагает взаимодействие, консультант с ее помощью строит с ребенком доверительные отношения, содействует коммуникативному процессу и даже решает некоторые проблемы. В каждой теории консультирования существует свое отношение к игровой психотерапии, но их всех объединяет общее мнение о том, что этот подход должен быть ориентирован на действия, а не на простой разговор о проблемах (James, 1997; Straus, 1999).

Гипнотерапия. Еще одна область, требующая от консультантов прохождения дополнительной подготовки и сертификации — это гипнотерапия. Начиная со времен Фрейда и до наших дней, гипноз всегда был весьма распространен в психотерапии, например, бихевиористы пытаются с его помощью усилить действие техник систематической десенсибилизации, психоаналитики — получить доступ к бессознательному, а многие другие практики используют в процессе консультирования техники повторения и техники работы с образами и фантазиями. Также гипноз стал частью программ по борьбе с лишним весом и курением; его методы, позволяющие достичь состояния релаксации и повышенной внушаемости, также используются как средство, помогающее обойти многие формы сопротивления клиента.


Глава 6. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДЕЙСТВИЕ □ 167

Физические упражнения. Другая, более естественная форма преодоления стресса — это выполнение определенных программ физических упражнений. Многие люди обнаружили, что занятия, например, бегом, ходьбой, водной греблей, ездой на велосипеде, аэробикой, плаванием, тяжелой атлетикой или единоборствами оказывают на них психотерапевтическое воздействие.

Лишь недавно эксперты в области медицины и поддержания психического здоровья начали признавать потенциальное влияние таких физических упражнений, как, например, бег, на развитие творческих способностей, уверенности в себе, самоконтроля и обретение благополучия и что они также помогают избавиться от зависимостей, скуки, тревоги и уныния (Sachs, Buflone, 1984). Поэтому бег и аналогичные физические упражнения стали включаться в состав многих психотерапевтических программ в качестве дополнения к основному лечению, в качестве заместительных поддерживающих систем после окончания прохождения консультирования или даже в качестве единственного средства достижения эффекта психологического и духовного омоложения. Некоторые психотерапевты уже достаточно давно признали (см. Glasser, 1976), что такие полезные привычки, как занятия бегом, способствуют избавлению от саморазрушительных паттернов поведения и являются формой избавления от стресса.

Резюме

В предыдущих главах мы рассмотрели несколько самых распространенных психотерапевтических моделей, используемых в настоящее время. В описанных в этой главе подходах, ориентированных на действие, основное внимание уделяется технике и технологии процесса изменения.

И нужно сказать, что растерянность, в которой вы сейчас пребываете, неизбежна, если не сказать желанна. Знакомство с такими разными представлениями о том, как лучше всего проводить консультирование и особенно то, что каждая система имеет свои преимущества, неизбежно должно было привести вас к информационной перегрузке.

Но ваш мозг на бессознательном, если не на сознательном уровне уже проводит анализ всех этих идей и принимает решения о том, что следует изучать дальше, а что следует отбросить в силу явных противоречий с вашими ценностными ориентапиями, личностными особенностями, навыками и интересами. В следующей главе вы сможете продолжить заниматься построением собственной пробной теории консультирования; на самом деле это то, чем вы будете заниматься на Протяжении всей оставшейся жизни.

Вопросы для самостоятельного изучения

I- Приведите пример из своей жизни, когда одного инсайта вам было недостаточно: вы понимали суть проблемы, даже имели представление о возможных причинах ее появления, но не могли изменить существующее положение вещей. Что бы вас могло


168 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

подтолкнуть (или подтолкнуло) к тому, чтобы вы произвели необходимые изменения?

2. Составьте поведенческий контракт, который обяжет вас произвести какие-либо желаемые изменения в жизни. Убедившись в том, что поставленные цели конкретны, их можно будет оценить и, самое главное, они стоят затрачиваемого времени, подпишите контракт.

Цели

Используемая процедура

Ежедневное поощрение

Ежедневное наказание

Поощрение в случае выполнения контракта

3. Используйте рационально-эмотивную поведенческую терапию (РЭПТ) для того, чтобы разрушить собственные иррациональные убеждения, лежащие в основе ситуации, по поводу которой вы испытываете негативные переживания. Совет: заметьте, что для студентов, обучающихся консультированию, наибольшей проблемой является страх неудачи и чрезмерное стремление к совершенству.

А (activating experience) — актуальный опыт В (irrational beliefs) — убеждение или интерпретация опыта С (emotional consequences) — эмоциональные последствия
Е (dispute irrational beliefs) — дискутирование иррациональных убеждений   D (new emotional effect) — новый эмоциональный эффект

4. Подумайте о проблемной ситуации, из которой вы не можете найти выход. Используя стратегию решения проблем, составьте список всего, что вы уже испробовали и что не дало никакого эффекта. Пообещайте себе больше не пытаться снова и снова использовать эти приемы (но если вы убеждены в том, что какой-то прием следует использовать еще один раз, и он обязательно сработает, то вычеркнете его из списка).

5. Потом составьте второй список, в котором укажите альтернативные приемы, которые могли бы сработать. Начните со стратегий, противоположных тем, которые вы уже пробовали применять. Пускай ваш список будет как можно более разнообразным и исчерпывающим.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...