Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мнение специалиста. Теория Анны Роу. Теория Джона Крамбольца




Мнение специалиста

Почему мне нравится профконсультирование? Это вызов. Оно пробуждает во мне детектива или исследователя, когда я занимаюсь сортированием данных и теорий, чтобы помочь кому-то выяснить, какое же решение он хочет принять. Это консультирование носит личный характер — в истинном смысле этого слова. Что может быть более личным, чем работа, которой отдаешь всю жизнь? Если работа не ладится, это влияет на жизнь человека, а не только на его работу. Точно так же происходит, когда все идет хорошо.

Пожалуй, именно на личностном уровне для меня все становится очевидным, потому что работа относительно конкретная — выяснение, решение, сужение диапазона выборов. Мне также нравится играть роль эксперта. Профконсультант должен быть чем-то вроде библиотекаря, озадаченного поисками, потому что человеку нужно многое знать о мире работы. И мне это тоже нравится.

• Консультант должен помочь клиенту спрогнозировать, насколько предполагаемая профессия будет соответствовать потребностям клиента.

• Консультант должен оставаться с клиентом и в то время, когда клиент устраивается на работу, чтобы оказать дальнейшую помощь, если желаемая работа недоступна.

• Консультант должен вести клиента еще в течение нескольких месяцев после устройства, чтобы посмотреть, так ли хорошо эта работа соответствует потребностям клиента, как предполагалось.

Теория Анны Роу

На основе изучения раннего детства различных ученых Роу (Roe, 1957) создала теорию, которая делает акцент на удовлетворении потребностей в выборе профессии. Люди, чьи родители в детстве воспитывали их в атмосфере гиперопеки, отвержения или приятия, предрасположены компенсировать (или повторять) в своей работе то, чего им не хватало (или то, что им нравилось) в детстве.

Роу предполагала, что эмоциональный климат в семье бывает трех видов:

1) эмоциональная концентрация на ребенке;

2) пренебрежение ребенком;

3) принятие ребенка.

Концентрация эмоций на ребенке имеет две крайности — гиперопека и повышенная требовательность. Гиперопекающие родители ограничивают развитие ребенка и провоцируют зависимость. Родители, которые предъявляют ребенку непомерно высокие требования, устанавливают слишком высокие стандарты для ребенка и исподволь способствуют развитию конформизма.

Пренебрегающий тип воспитания делится на два — отвержение ребенка и игнорирование. Отвергающий родитель возмущается ребенком, относится к нему холодно или с безразличием и делает все возможное, чтобы не допустить ребенка в свою жизнь. Игнорирующие родители менее враждебны, но также не уделяют ребенку внимания и не проявляют каких-либо эмоций, ограничиваясь минимальным обеспечением жизнедеятельности ребенка.


Глава 11. ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 301

Принимающий паттерн делится на условное приятие и приятие с любовью. Условно принимающие родители любят своего ребенка и заботятся о нем, но не слишком сильно и только тогда, когда они не слишком заняты. Они кажутся дружелюбными. Родители, принимающие ребенка с любовью, очень теплы, внимательны, хвалят и любят своего ребенка. Они поддерживают его и помогают в нужной мере.

Эти шесть вариантов образуют, согласно Роу, два типа профессионального поведения. Дети из любящих, гиперопекающих и сверхтребовательных семей выбирают профессии, направленные на людей. При остальных типах воспитания — условно принимающем, пренебрегающем и отвергающем — люди, в основном, выбирают профессии, не связанные с людьми. Эта теория породила множество исследований, которые все же не смогли подтвердить ее правомерность. Вероятно, виной тому неправильные интерпретации и непонимание того, что хотела сказать Роу (Brown, Lum, Voyle, 1997). В любом случае, проблематично неадаптированное приложение к современной жизни теории, которой уже больше сорока лет. Однако положение о том, что профессии восполняют потребности, которые не были удовлетворены в детстве, все еще заслуживает внимания.

Теория Джона Крамбольца

Крамбольц разработал социально-ориентированную теорию, в которой попытался синтезировать факторы, оказывающие влияние на выбор профессии. Во-первых, Крамбольц подчеркивает значение генетических факторов — то, каким образом раса, пол, культурные и физические характеристики, врожденные интеллектуальные способности и возможности ограничивают одни выборы и расширяют другие. Не всякий сможет стать профессиональным баскетболистом, нейрохирургом или балериной, несмотря на мотивацию и интерес.

Во-вторых, в профессиональном развитии играют определенную роль факторы окружающей среды. Экономический климат, доступность профессий, трудовое законодательство, устав профсоюза, технологическое развитие, семья, система образования и другие не зависящие от клиента внешние условия влияют на выбор профессии.

В-третьих, предыдущий опыт (в терминологии бихевиоризма — условные стимулы и подкрепление) формирует у человека интерес к определенным видам деятельности. Одних детей родители приучали к чтению, у других развивали физические и механические навыки.

Последний важный фактор, согласно Крамбольцу, — «профессиональные навыки» человека, т. е. его установки, рабочие привычки, личное восприятие и способность изменять стратегию решения проблем с гибкостью, соответствующей ситуации.

Крамбольц (Krumboltz, 1978) определяет обязанности консультанта в процессе профконсультации как помощь в обучении логической последовательности принятия решений, в организации исследований, которые предоставят нужную информацию, и в осуществлении выбора на основе полученной информации.

Дальнейшее развитие этой теории привело к появлению различных практических положений, которые могут быть использованы в консультировании (Mitchell, Krumboltz, 1996; Zunker, 1998).


302 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1. Решение о выборе профессии должно приниматься согласно не только существующим на данный момент интересам и способностям клиента, но и тем, которые могут возникнуть.

2. Клиентам можно предоставить структурированный учебный материал, который поможет им расширить границы своих выборов и возможностей.

3. Нужно принять меры, которые подготовят людей к изменениям в окружающем мире, где понадобится развитие новых умений и способностей.

4. Профконсультирование должно быть сведено именно к консультированию, а не к ограничению выбора профессии.

5. Метод когнитивного реструктурирования следует применять, чтобы помочь тем, чье мнение о возможных для них выборах и ситуациях не устоялось.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...