Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности восприятия.




Восприятие. Общая характеристика.

Сам. Работа.

1. Свойства восприятия.

2. Характеристика зрительного восприятия.

3. Классификация восприятия.

4. Восприятие человека человеком.

Переживание внешней действительности осуществимо только через ощущение. Но реальность никогда не переживается в виде отдельных цветов, отдельных ощущений. Посмотри в окно и никто не скажет, что он отдельно видит столько-то зеленого цвета, столько-то красного, он будет говорить о деревьях, ребенке, который одет в красную шапочку. Одним словом, действительность нам дана не как хаос отдельных ощущений, а в виде предметов с определенными свойствами. Переживание предмета и называется восприятием; ощущение –это лишь то, что привносится в восприятие нашими органами чувств.

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятия. Все эти формы отражения представляют звенья чувственного познания.

Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций, событий, возникающих при воздействий раздражителей на рецепторы.

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (что –то обожгло, что-то блеснуло перед глазами), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений. Переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается проявлением образов предметов. Термин восприятие иногда заменяется термином перцепция.

Выделяется четыре уровня перцептивного действия:

1. обнаружение- на этой стадии субъект может ответить на вопрос «есть ли стимул».

2. Различение (собственно восприятие). Формирование образа.

3. Опознание. Когда образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия.

4. Идентификация. Отождествление воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти.

Процесс восприятия требует:

- выделения из комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус…) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением от несуществующих признаков.

- объединения группы основных признаков, т. е. идет узнавание предмета.

При восприятии знакомых предметов (стакан…) процесс узнавания происходит очень быстро, человеку достаточно объединить два-три признака, чтобы прийти к нужному решению.

Особенности восприятия.

1. Носит активный опосредованный характер. Восприятие человека опосредовано его прежними знаниями, сложившимися из опыта.

2. Носит предметный и обобщенный характер. Человек воспринимает не только комплекс доходящих до него признаков, но и оценивает их как определенный предмет, например, воспринимая какой-то признак как часы, стол, стул… Этот обобщенный характер восприятия развивается с возрастом и умственным развитием.

3. Оно постоянно. Из нашего опята с предметом мы получаем достаточно точную информацию о его свойствах: знаем, что тарелка круглая, коробок спичек прямоугольный, мышь маленькая, а лошадь большая.

4. Оно подвижно и управляемо.

Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

1. Предметность. Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы. Предметность -Это способность отражать объекты и явления окружающего мира в форме отдельных предметов. Возникновение этого свойства происходит в процессе онтогенеза, с первого года жизни. Предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (движение глаз, руки, ощупывающей предмет; движение гортани, воспроизводящие звук и т. д.). При зрительном восприятии имеют место микро и макродвижения глаз. Если смотреть в какую-либо точку неподвижного предмета, то возникает представление, что мы фиксируем точку неподвижным взором. Но в действительности зрительное восприятие сопровождается незаметными для нас микродвижениями. Т.О., предметность обусловлена моторным комплексом. Предметность не является врожденным свойством восприятия.

Восприятие предметно и осмысленно, не сводится лишь к чувственной основе. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное для нас значение. Швейцарский психолог Роршах установил, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются осмысленно (облако, озеро, собака…)

При проведении фронтального опроса учитель поочередно вызывает для ответа нескольких учеников. В каждый момент наиболее отчетливо в восприятии учителя и учащихся выступает ответ одного из опрашиваемых. Содержание и форма ответа, поведение ученика являются предметом восприятия. Деятельность остальных (их реакции, поднятие рук…) становится фоном восприятия.

Предмет и фон восприятия динамичны. То, что было предметом восприятия, может за ненадобностью или по завершению работы слиться с фоном. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой.

2. Целостность. Восприятие дает целостный образ предмета. Целостный образ складывается на основе обобщения знаний, получаемых при ощущениях. Например, при восприятии лекции студент видит преподавателя, слышит его речь, записывает основное содержание, комплекс действующих раздражителей вызывает возбуждение зрительных, слуховых, двигательных рецепторов. Возникшее возбуждение передается в мозг – это и определяет целостность восприятия.

(См. Еникеев С.111).

3.С целостностью связана структурность. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем абстрагированную обобщенную структуру ощущений. Н-р, человек слушает мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают звучать в сознании, когда идет информация о новой ноте. Мелодию мы воспринимаем в целом. Очевидно, что последняя услышанная нота сама по себе не может быть основой для понимания- в сознании слушающего продолжает звучать вся мелодия. Т.о., восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета, с которым мы столкнулись в реальном мире. (См. Еникеев С. 112, рис. 45).

4. Константность. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине… Например, движущийся вдали грузовой авто будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные.

5. Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому при восприятии сказываются особенности личности человека.

Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни – апперцепция. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, практика. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно дать характеристику воспринимаемому объекту. Известно, что восприятие рисунка, мелодии у разных людей своеобразны. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а что хочется. Зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, установок- апперцепция. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает определенное отношение к ним. Например, отношение студентов к восприятию методических знаний различно до и после практики. Во время практики повышается активность.

6. Осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Воспринимая предметы, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается. Восприятие всегда связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет, значит мысленно назвать его, отнести к определенной группе, классу предметов, обобщить. Степень обобщенности восприятия зависит от особенностей имеющихся у человека систем понятий, т. е. от уровня знаний. Например, воспринимаемый ярко-красный цветок осознается или как астра, или как представитель семейства сложноцветных. Процесс осмысления воспринимаемой информации м. б. представлен структурно-логической схемой:

1. на первом этапе восприятия происходит выделение стимулов из потока информации и принятия решения о том, что они относятся к одному классу.

2. происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать предмет.

3. на третьем этапе происходит отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

Восприятие связано с речью. Слово позволяет глубже познать предмет. (См. Гамезо. Атлас. С.141).

Зрительное восприятие.

При осязательном восприятии человек улавливает лишь отдельные признаки предмета и лишь затем их объединяет в целый образ. Посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ предмета.

Строение зрительной системы.

Зрительная система имеет сложное строение. Если отделы кожной чувствительности представляют простые окончания чувственных нервов, то глаз- представляет сложнейший аппарат, который распадается на ряд его составляющих частей. В аппарате глаза выделяют:

- светочувствительную часть (сетчатку)

- вспомогательные приборы двигательного характера (радужная оболочка, хрусталик) обеспечивают приток световых лучей.

1.Сетчатка представляет частичку мозговой коры (Лурия). Сетчатка состоит из палочек и колбочек, которые разлагают светочувствительное вещество и превращают световую энергию в нервную энергию.

Известно явление «куриной слепоты» нарушение возможности видеть в сумерках. Это объясняется нарушением работы аппарата палочек, связанным с недостатком витамина А1 , препятствующим восстановлению светочувствительного вещества.

2. радужная оболочка глаза может сужать или расширять зрачок. При сильном освещении зрачок сужается, при слабом – расширяется, регулируя таким образом поступление света в глаз.

Хрусталик представляет подвижную линзу, преломляющую световые лучи. В зависимости от расстояния до предмета, который рассматривает человек, кривизна хрусталика может меняться и изображение падающее на сетчатку становится четким.

Классификация восприятий (восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения).

В основе лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии.

-В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные, вкусовые.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, а комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое, кинестетическое.

- Основой другого типа классификации восприятия являются сложные формы восприятия: пространство, время и движение.

1. Восприятие пространства.

Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление находится во времени. К пространственным свойствам предмета относят: величину, форму, положение в пространстве- объемность и удаленность предметов.

- В восприятии величины предмета существенную роль играет величина его изображения на сетчатке. Чем больше изображение предмета на сетчатке, тем большим кажется нам предмет. Величина изображения воспринимаемого предмета на сетчатке глаза зависит от величины зрительного угла. Чем больше величина зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке. (Сделать плакат Соотношения величины зрительного угла и величины изображения предмета на сетчатке глаза. Маклаков. Общая психология. С.222).

Учет удаления предметов осуществляется за счет нашего опыта восприятия предметов при меняющемся расстоянии до них. Поддержкой воспритяи величины служит знание о приблизительной величине предметов. Как только мы узнаем предмет, мы сразу воспринимаем его величину такой, какая есть на самом деле.

- Восприятие формы - процесс зрительного восприятия. При восприятии формы явление константности сохраняется. Например, когда мы смотрим на квадратный или круглый предмет, находящийся сбоку от нас, его проекция на сетчатке будет выглядеть как эллипс или как трапеция. Т.О., восприятие формы оказывается постоянным и устойчивым, т. е. константным. Восприятие формы требует выделение предмета из фона, а это требует выделение контура. (См. Гамезо. С.148).

При удаленности предметов значение имеет в восприятии пространства взаимоположение светотеней, которые зависят от расположения предметов. Восприятие формы предмета, находящегося в значительном удалении, может меняться. В этом процессе значение имеет быстрое, скачкообразное движение глаз. Глаз как бы ощупывает предмет. Глаз, по мнению Сеченова, функционирует в качестве измерительного прибора. При восприятии объемной формы существенную роль играет глубинное зрение. Чем ближе расположен предмет, тем интенсивней глубинное зрение. Так, форма куба вблизи кажется более вытянутой, а вдали уплощенной. Тоннели, аллеи протяжные объекты издали кажутся короче, чем при восприятии с близкого расстояния.

При восприятии формы предмета существенно его взаимодействие с фоном (от французского fond – дно, основание). В зрительном восприятии фон выступает основанием для цветовых и пространственных характеристик объекта. Фон дает информацию о ситуации восприятия, обеспечивает константность восприятия. Возникает эффект двойственной фигуры. При этом происходит периодическое колебание внимания. (пример, ваза и человек). При совпадении контуров обоих объектов возникают двойственные фигуры (пример, лицо человека и дерево)-атлас Гамезо.

Сложен процесс восприятия объемной формы. Условия объемного восприятия предмета: 1. бинокулярное зрение

2. распределение света и тени на объемном предмете.

3. Монокулярное зрение

Мы воспринимаем объем формы, потому что человеческие глаза обладают способностью бинокулярного зрения. Бинокулярное зрение обусловлено тем, что человек смотрит двумя глазами. Суть бинокулярного зрения:

Когда оба глаза смотрят на один и тот же предмет, изображение этого предмета на сетчатке левого и правого глаза будет различным. Пример, возьмите полураскрытую книгу, поверните к себе корешком и поставьте прямо перед собой. Затем глядите на нее поочередно, то левым, то правым глазом. Вы заметите, что выглядит она не одинаково, что объясняется смещением изображения книги на сетчатке в разные стороны.

2. Распределение света и тени. Пространство трехмерно, поэтому для его восприятия необходимо задействовать целый ряд работающих анализаторов.

3.Монокулярноезрение (смотрение одним глазом) определяет правильную оценку расстояния в очень ограниченных пределах. Если смотреть одним глазом на нитку, натянутую на некотором расстоянии от нас, то трудно будет определить точно, впереди или позади нее падает бросаемый сверху маленький шарик. Если смотреть двумя глазами, то правильно можно принять это явление.

- Положение в пространстве. Существенную роль в восприятии пространственной глубины, удаленности предмета играет конвергенция и дивергенция глаз. Т.к. для отчетливого восприятия предметов нужно, чтобы их изображение падало на соответствующие точки сетчатки левого и правого глаза, а это невозможно без конвергенции или дивергенции обоих глаз.

Конвергенция – сведение зрительных осей глаз за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу. Например, это происходит при переходе взора с далекого предмета на близкий.

Дивергенция глаз – поворот их в стороны, разведение зрительных осей. Например, при переходе с близкого на далекий предмет.

Конвергенция и дивергенция вызывается сокращением и расслаблением глазных мышц. Поэтому они сопровождаются определенными двигательными ощущениями.

Наряду с ощущениями дивергенции и конвергенции глаз мы получаем ощущения от аккомодации глаза.

Восприятие удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика. При восприятии далеких предметов хрусталик становится плоским. При восприятии близких объектов кривизна (выпуклость) его возрастает. Это изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодацией. Но аккомодация дает информацию об удаленности предметов лишь в пределах 6 метров. Если предметы удалены на большее расстояние, то информация об удаленности поступает в мозг от взаиморасположения зрительных осей.

2.Восприятие времени - отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Восприятие времени изучено меньше, чем восприятие пространства, т.к. время не воспринимается нами как явление материального мира.

Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире.

Физиологической основой процесса восприятия времени, как доказал И.П.Павлов, являются условные рефлексы на время, которые постоянно вырабатываются у человека.

Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, ритмическое дыхание влияют на выработку рефлексов на время.

При восприятии времени обнаруживается склонность преувеличивать небольшие и преуменьшать большие промежутки времени.

Восприятие времени зависит от содержания деятельности человека. Время, заполненное интересным делом, течет быстро и наоборот.

На оценке времени сказывается установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что желанное событие долго не наступает.

Особенности восприятия времени:

Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия: 1. длительности

В зависимости от длительности чередования процессов возбуждения и торможения, мы получаем информацию о времени. Оценка длительности зависит от того, какими событиями заполнено время. Если событий много и они были интересны, то время шло быстро и наоборот. Оценка длительности зависит и от эмоциональных переживаний.

2. последовательности (необратимости времени), в основе которых лежат ритмические явления «биологические часы», например, чередование сна и отдыха. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло.

Временные отношения отражаются посредством:

1.хронометрии- отсчета времени (стрелки часов).

2.хронологии- отражения времени в соответствии с общими для всех событиями (времена года, исторические события).

3.хроногнозии – субъективного времени (субъективного переживания длительности событий в зависимости от их значимости и эмоциональной окрашенности).

При оценке временных интервалов и продолжительности событий следует учитывать особенности субъективного восприятия времени. При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных –переоценивается. Преуменьшение времени -всегда результат доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение всегда связано с торможением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...