Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восприятие движения.




Восприятие движения очень сложный механизм и мало изучен. Можно предположить, что восприятие движения предметов обусловлено перемещением изображения по сетчатке глаза. Но это не так. Например, вы идете по улице. Естественно изображения предметов перемещаются по вашей сетчатке, но вы не воспринимаете предметы как движущиеся- они находятся на месте.

Почему мы воспринимаем движущиеся предметы? Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из нашего поля зрения и это заставляет нас передвигать глаза или голову, что бы вновь фиксировать на нем взгляд.

Признаки восприятия движения:

1. Восприятие движения объясняется движением глаз- мы воспринимаем одновременно движение в двух противоположных направлениях.

2. стробоскопический эффект. Для его возникновения отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными промежутками времени. Изображения сливаются, если между смежными раздражителями пауза равна 0,03 сек, когда пауза =1 сек изображения осознаются как раздельные. Наилучший эффект, когда паузы = 0,45 сек. На стробоскопическом эффекте построено восприятие движения в кино.

3. Косвенные признаки. Они создают опосредованное впечатление движения. При обнаружении неких признаков движения осуществляется их интеллектуальная обработка и выносится суждение, что предмет движется.

 

Существуют разные теории процесса распознавания образов. Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы, события быстро и легко и создается впечатление, что это просто. Это совсем не так. Восприятие сложный процесс.

Прежде всего, получаемая нами информация об объектах, явлениях, окружающего нас мира не являются результатом простого раздражения органов чувств и доведение до коры головного мозга возбуждения. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов, движение глаз, проговаривание…)

В свою очередь целостное отражение предмета требует выделения признаков (цвет, форма, вес, вкус…) от несущественных, здесь принимает участие мышление.

У детей в самом начале познавательной деятельности процесс восприятия состоит из отдельных актов элементарных ощущений. В силу несовершенства центральной нервной системы новорожденный видит мир перевернутым(как в фотоаппарате). Но с первых же дней он начинает этот мир ощупывать. В результате возникают связи м\д зрительным, кожными и мышечно-двигательными анализаторами и формируется восприятие. Индивидуальные особенности восприятия проявляются в быстроте, глубине, точности отдельных восприятий…

Понятие гештальта.

Как известно, предмет дан нам в виде ощущений, составляющих его содержание. Он всегда представляет собой единое целое и восприятие представляет собой целостность. Такая целостность называется гештальтом. Факторы гештальта:

1.Фактор близости. Перед нами 20 точек. Как мы воспринимаем эти точки- каждую в отдельности или они составляют целые группы? Если приглядеться, то увидим группы, каждая из которых содержит по 3 точки. Данный принцип имеет силу в сфере пространства, зрения и слуха- соседние звуки объединяются в одну группу, создавая ритм. (См. Узнадзе Общая психология. С.206, Гамезо Атлас. С. 141-143).

 

 

2. Фактор сходства. Схожие элементы объединяются в один гештальт. (Гамезо, С.143, рис. 11)

 

 

Сначала бросаются в глаза вертикальные, а не горизонтальные столбцы. Перед нами предстают отдельные столбцы в виде точек и кружочков. Здесь сходство, т. е. схожие элементы расположены вертикально.

3. Фактор замкнутости. Из двух или серии взаимосвязанных замкнутых и разомкнутых фигур воспринимаются замкнутые – квадраты и окружности (См. Гамезо. С. 144, рис. 14).

4. Прошлый опыт. Хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в истинном смысле (собакаестмясо, кошкаловитмышей).

Процесс восприятия протекает в связи с другими процессами личности: мышление (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), волей (организуем процесс восприятия).

По сравнению с ощущением, восприятие к более высокому уровню чувственного познания мира.

Различают виды восприятия в зависимости от объекта отражения:

- Восприятие величины и формы предметов.

При восприятии величины и формы предметов большое значение имеет изображение их на сетчатке глаза. Особенность строения человеческого глаза такова, что изображение предмета, находящегося на далеком расстоянии, будет меньшим, чем изображение равного ему предмета, расположенного близко от нас.

Наблюдения за деятельностью слепорожденных людей, прозревших после удачной операции, свидетельствуют, что не только от зрения зависит правильность восприятия величины и формы предметов. Прозревшие люди не сразу научаются лишь с помощью зрительного восприятия определять величину и форму предметов. Вначале они затрудняются отличить шар от круга, четурехугольный предмет от треугольного, не могут определить расстояние до предмета. Лишь после определенной практики в сочетании зрения, ощупывания предметов и двигательных реакций прозревшие приобретают свободную ориентировку в пространстве.

- Восприятие человека человеком.

В процессе общения каждый человек раскрывается как личность, индивидуальность в совокупности возрастных, половых, психологических особенностей, которые запечатлеваются в образах взаимодействующих людей. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те особенности его внешности, которые дают информацию о его психических и социальных качествах. Особо выделяются осанка, походка, мимика, голос, поведенческие реакции, манеры.

Особенности личности интерпретируются по ее внешности разными способами (Способы интерпретации внешности):

1. Эмоциональный способ. Социальные качества приписываются индивиду в зависимости от привлекательности его внешности. Красивый человек интерпретируется как хороший.

2.Аналитический способ. Каждый из элементов внешности связывается с конкретным психическим свойством человека (сжатые губы, нахмуренные брови- злой человек…)

3. Перцептивно- ассоциативный способ. Человеку приписываются качества внешне сходного с ним другого человека.

4. Социально-ассоциативный. Человеку придаются качества определенного социального типа по отдельным характеристикам (В шинели – военный, очки- учитель…).

В процессе коммуникативных отношений отражаются особенности внешнего облика людей, их манеры, привычки, речь, эмоциональные проявления…

В исследованиях, посвященных изучению особенностей восприятия человека человеком, подчеркивается выражение лица для распознания эмоциональных состояний. Большим информационным содержанием обладают жесты. Особенности жестикуляции могут раскрывать определенные качества личности, например, несобранность, суетливость… И процесс общения становится процессом психологического познания человека другой личностью. Процесс общения регулирует поведение.

 

Теории восприятия

 

1.Моторная теория восприятия.

Важная роль моторной активности в восприятии, особенно в зрении, признавалась многими исследователями (Гельмгольц, Сеченов, Ланге…) Однако на вопрос о специфическом вкладе моторики в формирование чувственного образа давали разные ответы. Одна из крайних позиций, рассматривающая кинестетические ощущения в качестве основы пространственного чувственного образа, получила название моторной теории восприятия. В ее основе- факты о процессах ощупывания и рассматривания в целях опознания, когда пальцы следуют по граням объекта, а взгляд фиксируется на контурах фигур, это особенно явно выражено у детей и для нового незнакомого объекта.

Д.Нотон и Л.Старк (1974) установили, что при рассматривании сюжетной картинки в целях запоминания человек вновь и вновь перемещает взор по одному и тому же стабильному маршруту, различающемуся у разных людей. Различные картинки вызывали разные пути осмотра у одного и того же наблюдателя. Согласно выдвинутой ими гипотезы, во внутреннем отображении объекта (памяти) его отдельные элементы связаны между собой в последовательность движением глаз от одного элемента к другому.

В.П.Зинченко и Б.Ф.Ломов (1960) высказали мнение, что движения глаз могут выполнять как вспомогательные (ориентировка, поиск, установка глаза в оптимальное для приема информации положение), так и гностическое (измерение, контроль, построение образа) функции.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...