Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сведения, сообщенные клиентом консультанту, и конфиденциальность




Сведения, сообщенные клиентом консультанту, и конфиденциальность

Опасаетесь ли вы, что можете случайно или умышленно нарушить право клиента на конфиденциальность сообщаемой им информации?

Вопросы, связанные с соблюдением конфиденциальности, — одни из самых частых этических дилемм, с которыми сталкиваются консультанты. Не проходит и недели, чтобы так или иначе вы не были подвергнуты проверке — родителями, желающими знать, что вам рассказал их ребенок, другим консультантом, звонящим вам, чтобы получить информацию о клиенте, с которым вы ранее работали, вашим текущим клиентом, имеющим СПИД и продолжающим вести активную сексуальную жизнь, еще одним вашим клиентом, который грозится совершить суицид и вполне может реализовать эту угрозу, или даже вашим коллегой или супругом (супругой), который время от времени расспрашивает вас о работе с тем или иным клиентом. И если подобные дилеммы вызывают у вас особые сложности, вы можете все значительно упростить для себя, если сядете и продумаете свои реакции на ситуации, причиняющие вам наибольшее беспокойство (Huber, 1994; Steinman, Richardson, McEnroe, 1998).

В ситуации, аналогичной той, которая описана в начале этой главы, консультант вполне может принять сознательное решение нарушить данное им ранее обещание, поскольку его клиент совершает преступление. Этическая дилемма возникает вследствие конфликта между тем, что будет лучше для клиента, и тем, что будет лучше для остальных людей. На произошедшем судебном разбирательстве, известном в настоящее время под названием «решение Тарасова», рассматривался случай, когда консультант не смог предупредить будущую жертву убийства о потенциальной опасности, исходящей от его клиента, и поэтому был признан ответственным за совершенное пре-


Глава 14. ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ □ 371

ступление и должен был возместить ущерб родителям жертвы. Хотя впоследствии решение суда было оспорено, этот случай привлек широкое внимание общественности к обсуждению вопроса об ограничениях конфиденциальности.

Бергер (Berger, 1992), а также Артур и Свонсон (Arthur & Swanson, 1993) делают вывод, что помимо этических обязательств, вынуждающих нас хранить конфиденциальность, мы несем также этическую и юридическую ответственность, которая обязывает нас нарушать обязательства в тех случаях, когда: 1) клиент представляет опасность для себя самого или для окружающих; 2) клиент совершает преступные деяния; 3) имеется постановление суда; 4) это делается в интересах ребенка, являющегося жертвой насилия; 5) необходимо получить дополнительную консультацию или супер-визию. К несчастью, суды не предоставляют консультанту такую же защиту, какую имеют другие люди, также владеющие конфиденциальной информацией, например адвокаты, врачи, священники или супруги. Однако есть и оптимистичные новости: например, недавно, решением Верховного Суда по делу Джефф против Редмонда было признано (по крайней мере, на уровне федерального суда), что сведения, получаемые в ходе развития психотерапевтических отношений, должны быть защищены от разглашения (DeBell, Jones, 1997; Remley, Herlihy, Herlihy, 1997).

Но несмотря на постепенное признание особого характера психотерапевтических отношений, нам все еще приходится сталкиваться с болезненными для нас решениями об аннулировании ранее данных обещаний хранить полученную информацию в тайне в силу действия еще более сильного императива о защите человеческой жизни.

Ситуации, когда вы по небрежности раскрываете конфиденциальные сведения, — это совсем другое дело. Им нет оправдания. Мы не хотим сказать, что не испытываем время от времени искушения поделиться информацией со своими друзьями, супругами или коллегами. Но мы должны уметь сдерживать себя и не раскрывать деталей нашей работы, поскольку наши клиенты заслуживают того, чтобы сообщаемая ими информация находилась под защитой профессионального, этического поведения.

Современные тенденции

Поскольку этические и ценностные проблемы в консультировании отражают состояние, в котором находится современная культура, стандарты профессиональной практики продолжают эволюционировать. В ходе ряда исследований, проведенных консультантами-практиками (Hayman, Covert, 1986; Robinson, Gross, 1989), а также государственными департаментами по лицензированию (Herlihy, Healy, Cook, Hudson, 1987) и комитетами, занимающимися вопросами этики (Американская психологическая ассоциация, 1988), были выделены как наиболее часто совершаемые нарушения этики в настоящем, так и проблемы, которые, по-видимому, станут наиболее злободневными в будущем.

Ниже мы приводим обзор ситуаций, в отношении которых вы должны быть наиболее бдительны.

Обязанность принимать меры предосторожности. От вас может потребоваться оценить потенциальную опасность ваших клиентов, определить, способны ли они причинить вред себе или другим людям. Это может включать в себя как угрозу физического


372 □ Часть 4. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КОНСУЛЬТАНТА

насилия, так и дилемму, возникающую при работе с ВИЧ-инфицированными клиентами (Knapp & VandeCreek, 1990). И если вы уверены в приближении неминуемой опасности, то вы должны предпринять действия, направленные на предупреждение потенциальных жертв, инициирование судебного разбирательства или даже позвонить в полицию.

Большинство руководств рекомендуют делать следующее (Costa & Altekruse, 1994; Isaacs, 1997): 1) составить детальную картину происходящего, оценив при этом потенциальную опасность, исходящую от клиента; 2) очень тщательно документировать малейшие успехи, сделанные в ходе консультирования; 3) проконсультироваться с супервизором для получения дополнительной информации; 4) если это показано и необходимо, то добиться от клиента готовности сотрудничать с ва: (Я в предупреждении потенциальной жертвы/жертв о грозящей ей/им опасности; 5) связаться с властями, если вы, как специалист, убеждены в том, что клиент представляет угрозу для себя или окружающих. Кроме того, полезно подготовиться заранее к подобным критическим ситуациям, с которыми, мы надеемся, вам никогда не придется сталкиваться. То есть вы должны иметь под рукой всю необходимую информацию, подготовить документы об информированном согласии, уточняющие условия, при которых может быть нарушена конфиденциальность полученных сведений, иметь рядом собой список законов и правовых актов, регулирующих вашу практику, а также проконсультироваться у более опытных коллег (Standard, Hazier, 1995).

Сообщение о случаях совершения насилия над детьми. Закон достаточно прост: если у вас есть подозрение, что ребенку был причинен физический или эмоциональный вред, то в течение двадцати четырех часов вы должны сообщить властям о случившемся. Однако этическая дилемма состоит не в том, чтобы решить стоит ли сообщать о подозреваемом насилии, а в том, чтобы решить когда лучше это сделать. В одних случаях ради блага ребенка не стоит сообщать об инциденте до тех пор, пока не будут обеспечены меры безопасности, защищающие этого ребенка от возможного возмездия. В других случаях будет разумно, по крайней мере, поподробнее разузнать о том, имеют ли под собой какую-либо реальную основу выдвигаемые обвинения. Более половины всех сообщений о случаях насилия над ребенком были ложными заявлениями, сделанными родителями, занимающимися спорами об опекунстве (Schaefer, 1990b).

Использование компьютера. По мере того как консультанты все более и более охотно начинают использовать компьютер для хранения информации о клиентах, становится все сложнее ограничивать неправомочный доступ к имеющимся записям и гарантировать их конфиденциальность. Хотя компьютеры, помогая сохранять записи, получать доступ к документам, работать с бумагами и просматривать необходимую информацию, делают нашу жизнь намного легче, они также не гарантируют в достаточной степени защиту личных прав клиентов (Freeny, 1995). Неоднократно возникали этические и профессиональные сложности, в том числе были случаи, когда опасности подвергалась конфиденциальность и валидность полученной информации (Sampson, Kolodinski & Greeno, 1997). Передачу информации при помощи Интернета также вряд ли можно считать безопасной, ведь практически любой уважающий себя хакер может скачать передаваемую таким образом интересующую его информацию.


Глава 14. ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ □ 373

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...