Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Испаноязычные американцы




Исследования показывают (например, Marin, Triandis, 1985), что испаноговорящие американцы больше коллективисты, чем не испаноговорящие. И одним из аспектов этого коллективизма является более сильная ориентация на гармонию внутригрупповых отношений. Если рабочая группа должна рассматриваться как ин-группа, то она должна быть гармоничной группой. Испанцы используют для описания этой ориентации термин, который мы назвали «культурная симпатия» (Triandis, Marin, Lisansky, Betancourt, 1984). Это означает, что они ценят людей, которые им симпатичны даже больше, чем не-испанцы. Другими словами, от другого человека они ожидают проявления лояльности, чувства собственного достоинства, дружеского расположения, вежливости, привязанности и уважения, чтобы вести себя более социализированным образом, чем это обычно свойственно не-испанцам. Кроме того, они, по сравнению с не-испанцами, в большей степени ожидают от другого человека, что он не будет их критиковать, принижать или противостоять им. Легко видеть, что эта культурная особенность может приводить к недопониманию (или ложному восприятию поведения – В.С.), когда встречаются между собой испанцы и не-испанцы. Не-испанцы могут критиковать, и поскольку такое поведение широко распространено в англоязычной культуре, испанцы будут это интерпретировать, как «они относятся к нам с предубеждением и враждебностью».

В таблице 9-2 показано различие между испанцами и не-испанцами по параметру жертвенности ради своего семейства (феномен фамилизма, familism).*

____-------------------

* По содержанию – это осознаваемая решимость жертвовать своими интересами ради интересов и потребностей семьи - прим. переводчика, В.С.

--------------------------

Далее: ксерокс табл. 9-2 со стр. 248 книги и перевод обозначений.

1 – Таблица 9-2. Выраженное желание идти на лишения, чтобы остаться со своим семейством (в процентах, десятые доли опущены)

2 – основное население

3 – испанцы

4 – событие

5 – Ваш отец умер

6 – Ваша мать умерла

7 – Ваш отец серьезно заболел

8 – Ваша жена умерла

9 – Ваш брат умер

10 – Ваша сестра выходит замуж

11 – Ваша дочь выходит замуж

12 – Ваша племянница выходит замуж

13 – Ваш племянник совершает обряд крещения

14 – Ваш сын совершает обряд крещения

15 – Ваш брат совершает обряд крещения

16 – Ваше семейство собирается на праздник Рождества Христова

17 – Ваше семейство собирается на традиционную летнюю семейную встречу

18 – к Вам приезжает из-за границы тетя

19 – Ваше семейство собирается вместе отпраздновать день 4- го июля

20 – Годовщина свадьбы Ваших родителей

21 – День рождения Вашей матери

22 – Ваша мать серьезно заболела

23 – День рождения Вашего отца

24 – источник: Триандис, Мейрин, Беттакорт, Чанг, 1982.

---------------------

Подтверждение этих данных было получено при изучении аккультурации испанцев: чем больше степень аккультурации, тем меньше проявление этого феномена, по сравнению с менее аккультурированными испанцами (Triandis, Marin, Betancourt, Chang, 1982). Согласно другим данным, испанцы более комфортно чувствуют себя с членами своего семейства, чем в рабочем коллективе. Не-испанцы часто проявляют противоположную тенденцию, «одобряя» состояние независимости от своего семейства (Triandis, Marin, Hiu, Lisansky, Ottati, 1984). В то же время испанцы, по сравнению с не-испанцами, больше предпочитают ситуации сотрудничества, а не конкуренции (Triandis, Ottati, Marin, 1982); ценят «чуткость», «лояльность», «уважение», «чувство долга» и «согласия». Не-испанцы, больше чем испанцы, ценят «честность» и «сдержанность» (Triandis, Rashima, Lisansky, Marin, 1982). Испанцы больше чем не-испанцы могут проявлять терпение по отношению к вышестоящим, плохо организованным руководителям до тех пор, пока последние оказывают им социальную поддержку (Triandis, Hiu, Lisansky, Marin, Betancourt, 1982). Большинство этих характеристик согласуются с коллективизмом, но у нас нет данных, касающихся того, что такие же тенденции проявляются и в других этнических группах. Не исключено, что не-аккультурированные американцы азиатского происхождения также будут демонстрировать наличие этих атрибутов.

Американцы азиатского происхождения

 

Есть данные, что эти этнические группы также больше являются коллективистами, по сравнению с основными американцами (Triandis, Bontempo, Betancourt, at al. 1986). Естественно, эти группы весьма неоднородны и коллективизм может оказаться их единственным общим атрибутом. Блестящим примером сравнения американцев с китайцами является работа Хcю (Hsu, 1981).

 

Другие группы

 

В Соединенных Штатах имеется порядка 125 этнических групп, имеющих численность, достаточную для включения их в Гарвардскую энциклопедию американских этнических групп и этнического многообразия (Harvard Encyclopedia of Ethnic Diversity and American Ethnic Groups) (Thernstrom, 1980). За неимением возможностей в данной книге мы, естественно, не можем говорить обо всех других группах. Вместо этого сконцентрируем внимание на общем способе анализа межгрупповых отношений.

 

Барьеры межкультурных отношений

В стремительно «уменьшающимся» современном мире, благодаря развитию коммуникаций и межконтинентальных авиапутешествий, значимость межкультурных отношений между различными национальностями и странами продолжает быстро увеличиваться. К сожалению, подавляющее большинство этих отношений имеют негативно-враждебную окраску. Когда вы открываете свежую газету, скорее всего, наткнетесь на заголовки о войнах, забастовках, протестных движениях, террористах, об экономических бойкотах и санкциях, религиозных противостояниях и языковых конфликтах, чем о новостях, описывающих сотрудничество, согласие и взаимное уважение. Почему?

Этноцентризм и культурная дистанция, объединяясь вместе, формируют и создают восприятие несхожести, непохожести, неодинаковости. Несхожесть ведет к конфликту, а конфликт к формированию негативных стереотипов. В результате люди имеют неизоморфные характеристики и воспринимают взаимоотношения, как неподдающиеся какому-либо контролю. Они испытывают состояние культурного шока и враждебности по отношению к другой группе. В ниже следующих разделах мы проанализируем некоторые из этих явлений.

 

Этноцентризм

Все мы – этноцентричные люди, некоторые больше, некоторые меньше, особенно если никогда не соприкасались с другой культурой. Может ли ситуация складываться как-то по-иному? Большинство из нас знают только свою собственную культуру. Поэтому естественно, что ее мы будем рассматривать в качестве стандарта, с которым будем сравнивать и выносить суждения о других людях. Чем больше другая культура похожа на нашу, тем она «лучше». В этом и состоит суть этноцентризма.

Большинство культур считают себя «центром мира». Китайцы назвали себя «Центральным царством». Греки назвали свои восточные земли «Востоком», западные - «Западом». Римляне переняли эту манеру самовыражения от греков, а в наше время эта терминология используется и носителями английского языка.

Один пример помогает увидеть, насколько сильно мы зависим от наших культур в восприятии и оценивании того, что происходит вокруг нас. В главе 4 мы уже обсуждали работу Шведера, Махапатры и Миллера (Shweder, Mahapatra, Miller, 1999), посвященную изучению детей и взрослых двух общин: традиционной индусской общины (город Бхубанешвар, штата Ориссия, Индия) и аналогичных выборок из американцев, проживающих в районе Гайдпарка (город Чикаго, штат Иллинойс). Вспомнили? Исследователи использовали тридцать девять сценариев, описывающих поведение респондентов этих выборок из Ориссии и Иллинойса, которое они считали как нарушение должного поведения. Они задавали восемь стандартных вопросов о каждом сценарии, касающихся нарушения должных норм поведения, чтобы определить степень восприятия «неправильности» поведения в обеих культурах. Давайте рассмотрим сценарий 4, касающийся следующего вопроса: «Вдова в вашей общине (группе) ест рыбу два раза в неделю из трех возможных случаев».

Вот результаты интервью, касающегося ответов индусских респондентов*.

Вопрос: Является ли поведение вдовы неправильным?

Ответ: Да. Вдовам не следует есть рыбу, мясо, лук или чеснок, также как и другую «горячую» пищу. Они должны ограничивать свою диету «холодной» пищей, рисом, зеленью, овощами.

Вопрос: Насколько серьезно нарушение нормы?

Ответ: Это очень серьезное нарушение. У нее возникнут большие скорби, т.к. она ест рыбу.

Вопрос: Это является грехом?

Ответ: Да, это очень большой грех.

Вопрос: Как быть, если об этом никто не узнает? Если это сделано секретно и скрытно? Будет ли в этом случае нарушение нормы?

Ответ: Какая разница в том, что что-то делается открыто или скрытно? Вдова должна стремиться к спасению, к воссоединению с душой своего мужа. Горячая пища будет отвлекать ее от этого стремления. Эта пища будет стимулировать ее сексуальные потребности и служить основанием потери своего здравомыслия. Она будет стремиться к сексуальным контактам и превратится в проститутку.

Вопрос: Не будет ли лучше, если в этом мире вдова будет следовать правилу «не есть рыбу»?

Ответ: Это было бы лучшим вариантом. Лучшее для вдовы – посвятить себя памяти своему усопшему мужу, к которому следует относиться как богу. Она грешит против закона и совести, если она употребляет в пищу рыбу.

Вопрос: В Соединенных Штатах вдова ест рыбу постоянно. Являются ли Соединенные Штаты подходящим местом, в котором вдовы могли бы прекратить употребление в пищу рыбы?

Ответ: Это как посмотреть, с одной стороны, они могли бы быть самым прекрасным местом, с другой - возможно, лучшим вариантом для американских вдов было бы не прекращать сексуальных отношений и стремиться выйти замуж за другого мужчину.

Вопрос: Как бы вы отнеслись к тому, чтобы в Индии стало нормой употребление вдовами в пищу рыбы. Правильно было бы сменить общепринятую норму?

Ответ: Нет. Есть рыбу для вдовы – это неправильно. Индусская дхарма – правда – запрещает это.

Вопрос: Вы считаете, что вдове, употребляющей в пищу рыбу, следует прекратить это делать или ее следует каким-то образом наказать за это?

Ответ: Ей следует прекратить это делать. Но этот грех будет оставаться с ней при жизни, и она будет от этого страдать.

 

Теперь давайте рассмотрим интервью с американскими респондентами.

 

Вопрос: Является ли поведение вдовы неправильным (предосудительным)?

Ответ: Нет, не является. Если она хочет есть рыбу, то может это делать.

Вопрос: Насколько серьезным является нарушение этой нормы?

Ответ: Это не является нарушением.

Вопрос: Является ли это грехом?

Ответ: Нет, не является.

Вопрос: Что будет, если никто не узнает, что она это сделала. Это сделано в тайне, без присутствия других лиц. Будет ли в таком случае такое поведение считаться неправильным?

Ответ: Это не будет неправильным в любом случае – и в приватных, и в публичных условиях.

Вопрос: Не будет ли лучшим вариантом, если во всем мире все будут следовать правилу – если вдова хочет есть рыбу, она может это делать. И это правильно?

Ответ: Да. Люди вольны есть рыбу, если они хотят этого. Любой человек имеет на это право.

Вопрос: В Индии употребление вдовой в еде рыбы считается нарушением нормы. Будет ли Индия в этом случае подходящим местом, если там будет внедряться право вдовы есть рыбу, если она этого захочет?

Ответ: Да. Возможно, такой запрет – это их традиция. Но вдова должна иметь свободу выбора, хочет ли она следовать этому обычаю. Почему бы ей не есть рыбу, если она этого хочет?

Вопрос: Как вы относитесь к тому, если в Соединенных Штатах для большинства людей будет принята норма – запрет для вдовы есть рыбу? Правильно ли будет вводить эту норму?

Ответ: Нет. Вы не можете приказать людям не есть рыбу. Они имеют право есть рыбу, если этого захотят.

Вопрос: Как вы думаете, вдову, которая ест рыбу, стоит удержать от этого или как-то наказать?

Ответ: Нет, не стоит (Shweder, Maharapta, Miller, 1990, с. 168-169).

 

Теперь давайте поразмышляем о том, как вы себя чувствовали, читая выше приведенные выдержки из статьи Швейдера с коллегами. Читая ответы индийских респондентов, не испытывали ли вы легкое удивление? А когда читали ответы американских респондентов, не показались ли они вам несколько скучными и однообразными?

Я подозреваю, что именно эти чувства возникали у вас при чтении этих интервью. Возникает вопрос – почему? Потому, что вы чувствовали по отношению к индусам некоторое «превосходство», а ответы американцев были для вас настолько очевидными, настолько предсказуемыми, что для вас не представляли никакого интереса. Именно в этом и состоит суть этноцентризма. Этноцентрическое мышление дает нам чувство превосходства над теми, кто не похож на нас, и это обуславливает такие очевидные ответы, что мы не рассматриваем собственное поведение с критической точки зрения.

Давайте на время сосредоточимся на нашем собственном поведении. Вы не замечаете, насколько оно этноцентрично? Мы считаем, что люди имеют право есть рыбу, поскольку наша культура индивидуалистична и рассматриваем нашу социальную жизнь как серию взаимодействий между автономными, независимыми индивидами. Индусы, будучи коллективистами, считают индивида взаимосвязанным с другими людьми и зависящим от них, как в случае с вдовой - она целиком и навечно связана со своим мужем. Швейдер с коллегами (1990) выражает это следующими словами:

«Хотя они не согласны в отношении морального права делать это, и индусы-брахманы, и американцы считают этот вопрос вопросом, относящимся к области морали (с. 169)».

Респонденты обеих выборок рассматривают обязательства как универсально обязывающими и неизменными.

«Для брахмана подходящим (релевантным) обязательством являлось статусное обязательство, связанное с институтом вдовства и взаимной опорой и доверием между мужем и женой. Для американца релевантным обязательством являлось обязательство защищать личные свободы и зоны свободного выбора автономных индивидов (с. 169)».

Противоречия по оси «индивидуализма – коллективизма» имеют место и в Соединенных Штатах. Например, дискуссия о возможности абортов отражает проблему свободы выбора для женщин (что является хорошо известной американской традицией индивидуализма) по сравнению с правом общности / коллектива (церкви или государства) навязывать свои ценности индивиду.

Поскольку мы являемся людьми этноцентичными, единственный способ улучшить межгрупповые отношения – это научиться подавлять свой собственный этноцентризм (Devine, 1989). Работы Кэмпбелла с коллегами по проблеме этноцентризма (Brewer, Campbell, 1976; Campbеll, Le Vine, 1968) позволили сделать ряд обобщений:

 

  1. То, что происходит в собственной культуре, считается «естественным» и «правильным», а что происходит в других культурах воспринимается как «неестественное» и «неправильное».
  2. Обычаи своей группы мы воспринимаем как универсально правильными и обоснованными.
  3. Мы не подвергаем никакому сомнению то, что ин-групповые нормы, роли и ценности являются правильными.
  4. Мы убеждены в том, что естественно и правильно помогать и сотрудничать с членами собственной группы, благосклонно относиться и испытывать гордость по отношению к ней, и не доверять, и даже испытывать враждебность по отношению к внешним группам

 

В исследовании, посвященном проблеме восприятия друг друга представителями тридцати африканских племен (Brewer, Campbell, 1976), была обнаружена следующая тенденция. Похожие племена воспринимали друг друга хорошими и привлекательными; а непохожие племена воспринимали друг друга плохими. Мы доверяем тем людям, поведение которых можно в той или иной мере предсказать. Когда мы сталкиваемся с людьми, имеющими «странные» обычаи и привычки поведения, то начинаем испытывать беспокойство и даже враждебность, т.к. не можем предсказать – что они собираются делать.

Давайте рассмотрим эту работу подробнее. В таблице 9-3 показано, как само - оценивание связано с показателями внешнего оценивания, достижения и потенциальных возможностей (силы, внушительности, значительности). Другими словами, «Если я считаю себя энергичным, умным, считают ли другие люди, что я такой и есть?».

_________________

далее: ксерокс табл. 9-3 со стр. 252 книги и перевод обозначений:

1 – таблица 9-3. Корреляции между самооценками и оценками, данными представителями аут-групп.

2 – Группы с высоким уровнем контакта с данной группой

3 – Группы с низким уровнем контакта

4 – оценочные показатели

5 – показатели достижения

6 – показатели потенциальных возможностей

7 – источник: Brewer, Campbell, 1976.

_______________

В таблице 9-3 показано, что самооценки положительно связаны с внешними оценками, но корреляции намного выше, когда племена находятся в более плотном контакте друг с другом, чем когда они не взаимодействуют.

В работе также обнаружено, что показатели привлекательности являются функцией кровного родства. Чем ближе группы, тем больше они нравятся друг другу. Благодаря культурной диффузии, племена, близко расположенные друг к другу, скорее всего, объективно будут похожими друг на друга. Эта схожесть, одинаковость отражается на показателях привлекательности. Короче говоря, чем больше другие любят нас, тем лучше они выглядят перед нами! В этом суть этноцентризма. Мы используем самих себя в качестве стандарта, и другие люди оцениваются в соответствии с тем, насколько они удовлетворяют или не удовлетворяют этому стандарту.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...