Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межкультурный тренинг




Культурный шок * Этапы приспособления * Факторы, обуславливающие успех в межкультурных отношениях * Подготовка к зарубежному путешествию * Личность туриста * Трудность определения границы * Многообразие культурного научения * Общекультурный и культурно-специфический тренинг * Самоанализ * Эмпирический тренинг * Знакомство с местными культурами * Полевые исследования * Культурный ассимилятор как проводник межкультурной чувствительности * Тренинг модификации поведения * Дополнительные сведения в отношении тренинга * Стратегии улучшения межкультурных отношений* Оценка межкультурного тренинга * Заключение

 

В предыдущей главе показано, что в межкультурных отношениях часто возникают трудности. В этой главе мы проанализируем феномен культурного шока и более подробно обсудим различные формы тренинга, способствующего снижению влияния культурного шока и улучшению межкультурных взаимоотношений. Информация, изложенная в этой главе, будет особенно полезной для тех людей, которые собираются сотрудничать с представителями других культур, будь то в Соединенных Штатах или других странах. Дипломаты, миссионеры, советники, представители сферы бизнеса и образования и студенты, которые по нескольку недель и более проводят за границей, найдут в ней много полезного материала. Туристы обычно изолированы от людей других культур, но эпизодически они с ними вступают в контакты. Поэтому часть изложенного материала может оказаться полезной и для туристов.

Культурный шок

Как было отмечено в главе 9, когда люди перемещаются из одной культурной среды в другую, они могут переживать состояние культурного шока (Oberg, 1954), феномена, характеризующегося проявлением ряда физических и психологических симптомов (Furnham, Bochner, 1986).

Эти симптомы могут включать в себя следующие проявления: чрезмерно частое мытье рук и озабоченность вопросами санитарной профилактики (качеством питьевой воды, пищи, чистотой посуды, постельных принадлежностей); боязнь физических контактов с другими людьми; состояние рассеянности; появление легких психосоматических расстройств; бессонницу; утомление / усталость; ощущение беспомощности; приступы раздражения; чрезмерные опасения быть обманутым, ограбленным, избитым; повышенную чувствительность к появлению малейших симптомов физического недомогания или раздражения кожного покрова; злоупотребление алкоголем или таблетками; сильное чувство тоски по родине (ностальгию).

Действие культурного шока на человека может иметь ряд последствий. Например, Фернхэм и Бохнер (Furnham, Bochner, 1986) сообщили, что у американских, немецких и польских женщин, проживающих в Великобритании, уровень самоубийств в два раза выше, чем у англичанок, хотя среди мужчин таких различий не выявлено. По-видимому, женщины труднее, чем мужчины, приспосабливаются к жизни в другой культуре. Чем больше культурная дистанция между собственным и принимающим обществом, тем сильнее могут проявляться признаки культурного шока. Чем обширнее жизненный опыт индивида от встреч и восприятия экзотических городов, запахов, пищи и людей, тем ниже уровень культурного шока.

Одно из объяснений этому феномену состоит в том, что подавляющая часть нашего поведения осуществляется под контролем обычаев, привычек и традиций. Мы реагируем на специфические сигналы-намеки окружающей среды и ожидаем, что другие люди будут вести себя известным нам образом. Когда окружающая среда нам неизвестна и незнакома, когда люди ведут себя так, что мы их поведение не понимаем, у нас возникает состояние утраты контроля. Когда люди переживают это состояние, развиваются симптомы депрессии и беспомощности. При этом повышается вероятность смертельных исходов по сравнению с людьми, у которых сохраняется ощущение контроля над своей собственной жизнью (Langer, 1983).

Собственная эффективность (см. например, Bandura, 1989) зависит от нашего чувства контроля над окружающей средой. Если мы способны предсказывать вероятное поведение других людей, когда можем эффективно воздействовать на них, когда знаем, как получать вознаграждения и избегать наказания, тогда мы обладаем контролем над окружающей средой. Находясь в новой культурной обстановке, мы зачастую не можем предугадывать поведение других людей или не способны побудить их делать то, что нам хочется. Представители других культур в ряде случаев оказываются загадочными и непроницаемыми. И тот факт, что мы не можем с ними общаться, является большим препятствием.

Наша эффективность зависит от широты жизненного опыта успешного взаимодействия с окружающей средой. Она возрастает, как только мы становимся способными преодолевать возрастающие препятствия на нашем жизненном пути. Чем больше мы знаем о другой культуре, тем выше уровень нашего контроля. Когда у нас развиты навыки взаимодействия с представителями другой культуры, усиливается ощущение контроля, а практика развивает и укрепляет эти навыки. Они помогают нам приобретать ресурсы (статус, деньги, информацию, товары) и получать социальную поддержку, подкрепляя уверенность в том, что мы можем контролировать окружающую среду. Однако когда мы находимся за границей, то часто приходится сталкиваться с новыми ситуациями, в которых у нас нет достаточного опыта. События, которые, по нашим представлениям, должны были бы наступать, не наступают. В то же время, менее ожидаемые события происходят, таким образом, расхождения между ожиданиями развивают чувство отсутствия эффективности и потери контроля.

Мы привыкли получать удовольствие от привычной пищи, от наблюдения известных нам спортивных мероприятий или других культурных событий, а в гостевой культуре мы можем быть лишены этих привычных вещей и событий.

Кроме этого, у себя дома мы, скорее всего, имеем родственников и друзей, которые смогут протянуть нам руку помощи при возникновении тех или иных проблем в нашей жизни. Социальная поддержка вероятнее всего будет больше доступна в собственной культуре, чем в незнакомом месте.

Фернхэм и Бохнер (Furnham, Bochner, 1986) проанализировали восемь теоретических концепций, имеющих отношение к объяснению феномена культурного шока. Они пришли к выводу, что потеря контроля, расхождение между ожиданиями и реальными событиями, отсутствие социальной поддержки и достаточных навыков являются наиболее важными факторами, объясняющими это явление.

Гао и Гудикунст (Gao and Gudykunst, 1990) произвели проверку этих положений и обнаружили подтверждение правильности этой теории. Несхожесть культур (дистанция между двумя культурами), недостаточность знаний о другой культуре и неудовлетворительные социальные контакты обуславливают появление культурного шока, который опосредуется высоким уровнем тревожности и отсутствием уверенности в характеристиках, которые мы приписываем членам другой культуры. Как уже было показано в предыдущих главах, приписываемые характеристики и атрибуты зачастую помогают нам объяснить поведение людей принимающей культуры.

Как отмечалось в главе 9, воспринимаемая несхожесть между нами и людьми гостевой культуры имеет своим следствием отсутствие ощущения контроля. Был упомянут ряд дополнительных факторов, которые обуславливают ощущение потери контроля и неудовлетворенности от взаимоотношений:

  • история конфликтных отношений;
  • культурная дистанция;
  • незнание и неосведомленность о другой культуре;
  • низкая компетенция в разговорном языке места пребывания;
  • отсутствие друзей и знакомых;
  • неравный статус визитера и хозяев;
  • и отсутствие высших общих целей.

Когда присутствует комбинация этих факторов человек, скорее всего, будет испытывать состояние культурного шока.

Воспринимаемая культурная несхожесть вместе с возможностью частых контактов ведут к переживанию потери контроля, некомпетентности и депрессии. Эти чувства и переживания усиливаются, если власти и значимые другие не одобряют межкультурные контакты. Все это может оборачиваться враждебностью к представителям другой культуры, ошибками в приписывании характеристик поведению другого человека и неспособностью предсказать его действия.

Эти чувства ведут к формированию более негативных межгрупповых установок, избеганию контактов и более формальному социальному поведению. Избегание и формальность усиливают восприятие культурной несхожести. При взаимодействии стереотипы доминируют над реальными восприятиями, и у людей накапливается намного больше неизоморфных (несовпадающих – В.С.) характеристик друг о друге. А это, в свою очередь, еще больше усиливает ощущение потери контроля, приводя к культурному шоку. Культурный шок зачастую толкает людей посещать «американский клуб» (если иностранец американец, или другие подобные ассоциации). Там они могут встречаться с людьми, кто также переживает состояние культурного шока, где они вместе выпивают и сочувствуют друг другу. Они не используют возможные преимущества от пребывания в другой культуре, не изучают язык и обычаи, что помогло бы им преодолеть это состояние.

Следующий пример поможет вам в определенной степени понять, что может происходить при возникновении культурного шока. Молодой американец женился на француженке и спустя несколько месяцев после свадьбы, они прилетели в Париж для встречи со своими новыми родственниками (для мужа). До этого времени у него не было в жизни никаких заграничных путешествий. Он знал только Бруклин и Манхэттен. Теперь он оказался в большом незнакомом городе, окруженным людьми, разговаривающими на незнакомом языке, которого он не знал. Все они выглядели немного странными и не похожими на соотечественников. Его новые родственники были довольно милыми людьми, но он не мог с ними разговаривать, и его жена изнывала от усталости из-за необходимости переводить каждое слово. Поэтому б о льшую часть своего времени пребывания во Франции он тратил, просиживая в библиотеке Американской информационной службы за чтением Американской истории!

По возвращению в Нью-Йорк, я спросил его, что во Франции произвело на него наибольшее впечатление. Он ответил: «Туалеты в музее Лувра». Я спросил его, почему, а он ответил: «Там только несколько туалетов работали также, как и американские!».

Когда культурная среда сильно отличается от собственной, культурный шок может возникать и у опытного путешественника. В первый раз я пережил это состояние, когда прибыл в Калькутту в Индии. Мы прибыли туда в четыре часа утра и было еще темно. И по пути из аэропорта в город фары автобуса выхватывали из темноты тысячи и тысячи «трупов», лежащих вдоль дороги. Позднее я выяснил, что это были спящие люди, большинство из которых делали это добровольно, чтобы сберечь деньги для своих семей в деревнях. Однако, даже зная это, мне трудно было избежать шокового воздействия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...