Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перемена ног, контрперемены




Высшая школа верховой езды

Н. Г. Громова.

Для любителей выездки (как подготовить лошадь)

------------------------------------

Предисловие

Эта брошюра написана мною с одной целью - помочь современным всадникам и тренерам осознать, что выездка лошади требует не только любви к лошади. это и привело вас, дорогие мои читатели, к стремлению сблизиться с благородным животным. Требуются и знания, которые помогли бы вам найти контакт с лошадью не только через ласку, морковку, сахар, а и через понимание друг друга в процессе работы. Лошадь - большое животное, сильное, со с) характером и мировосприятием. С этим необходимо считаться и искать подходы с тем, чтобы выездка стала не средством покорения, подчинения лошади, помощником в достижении определенной цели в спорте.

Мой главный совет: будьте терпеливы, не спешите "вкладывать в голову лошади" больше, чем она может освоить. Следуйте принципу "тише едешь - дальше будешь". Для продвижения в своей работе вперед, необходимо знать, как и в какой последовательности все делать. Этому и посвящена эта книжка.

Важное добавление: изучайте Правила FEI. Вдумчивый человек может извлечь из них очень много для своей работы. Самое главное в ней - заложить основы выездки, то есть разработать и установить правильные движения с постоянным ритмом, приучить лошадь сохранять прямолинейность и сбор для дат периода работы, научиться самому всаднику и лошади поддерживать нужный импульс. Результатом проделанной работы станет раскрепощенность, гибко всего тела лошади. Следует не забывать, что достижение доверия лошади требованиям всадника и отсутствие у нее психического напряжения осуществляется через связь между рукой человека и ртом лошади, которая должна быть постоянной и легкой. Счастья Вам и удачи!

Выездка лошади составляет основу успешного использования ее во всех видах верховой езды, в любом виде конного спорта.

Цель всадника - систематически работая с лошадью, сделать ее спокойной, легко управляемой и послушной. Для этого необходимо планомерное гимнастическое развитие тела лошади, заботливое, любовное отношение к ней.

Задача выездки - подведение лошади к наивысшему раскрытию возможностей и беспрекословному послушанию, достижению совершенной гармонии между ней и всадником.

Выбор лошади нередко определяет дальнейший спортивный успех всадника самом высоком уровне и начинать выбор следует еще на конном заводе. При этом немаловажно учитывать добронравный характер лошади. Для выездки более пригодна лошадь длинных линий, с длинной, хорошего рисунка, шеей и небольшой головой.

Для правильного движения лошади немалое значение имеют ее хорошее кос плечо, длина спины и крупа, а также правильный постав ног и гармония пропорциях между длиной ее туловища и ног. При выборе следует учитывать правильность движений лошади на всех аллюрах, но особенно - свободу на шагу рыси. Движение должно быть нескованным, со свободным выносом плеча, хорошей работой скакательных суставов. Галоп также должен быть со свободным выносом плеча, легким и грациозным.

Искусство всадника в процессе тренинга может исправить некоторые несовершенства строения лошади, но следует избегать чрезмерного принуждения, которое приводит к искусственным движениям, далеким от совершенства и гармонии.

Важнейшая задача всадника - сохранение и совершенствование гибкости. податливости лошади. Если она. защищаясь от неправильных или слишком жестких мер воздействия, становится скованной, то прогрессировать в работе уже не будет.

Итак, цель и смысл выездки - согласование и координация движений лошади. развитие у нее максимального чувства равновесия в различных видах движения, а также гибкости и совкости, то есть способности, воспринимая воздействие человека, быстро на него отвечать. Разрешение этой трудной задачи достигается с помощью правильного воздействия всадника на лошадь. Средствами же воздействия на нее являются шенкель, повод и корпус всадника.

Рассмотрим сначала воздействие па лошадь корпуса всадника, то есть, разговор пойдет о его посадке, а далее перейдем к работе шенкеля и повода.

Классическая посадка всадника на лошади должна быть не только удобной для управления ею, но и элегантной. Он должен сидеть над центром тяжести лошади. находящегося сразу за холкой. Правильность посадки всадника определяется воображаемой линией, проведенной от уха всадника через плечо и бедро к каблуку сапога. Если эту линию не удается провести, посадка всадника не даст ему устойчивого, уравновешенного положения в седле (рис. 1).См. Приложение 4. Лошадь находится в движении постоянно и всадник не сможет сохранить правильную посадку, если он не будет полностью раскован и гибок. Любая форма напряжения не только нарушает посадку, но и вызывает ответную скованность лошади. Любое перемещение массы всадника, не совпадающее с естественным равновесием животного, то есть любая потеря собственного равновесия, ведет к сопротивлению лошади, особенно это заметно на свободных аллюрах. Молодые лошади боятся ускорять и расширять свой мах, если они не уверены, что всадник не "идет с ними". Поэтому нужно постоянно следить за свободой и правильностью своей посадки. Необходимо научиться делать это самостоятельно, не дожидаясь замечаний тренера. Каждые 2-3 минуты проверять себя: правильно ли лежат (и работают) шенкеля, на месте ли руки (их положение), не закрепощена ли спина. шея. Эту проверку следует делать обязательно, доведя ее до автоматизма: сверху вниз, снизу вверх. Требуются постоянный контроль и работа над собой.

Чтобы научиться хорошо и уверенно сидеть в седле, нужно чаще ездить без стремян. Грациозность в посадке появляется тогда, когда всадник может держать голову не только прямо, но и поворачивать ее при необходимости во время выполнения упражнений, на всех аллюрах и различных поворотах. При этом, ее плечи должны быть свободно опущены, локти лежать вдоль корпуса отделяться от него. Неправильное положение локтей немедленно сказывается на контакте руки всадника со ртом лошади, нарушаются мягкость и постоянство воздействия кисти руки, заключающееся в легком движении повода на себя и назад (натягивая или отпуская пальцами повод). Поясница при этом слегка не вперед, но не зажата, а гибка и упруга, колени плотно прижаты к седлу. Шенкель приложен к лошади так, чтобы он мягко, легко "обнимал" ее бока, чувствовал дыхание, и имел возможность воздействовать на лошадь раньше шпоры. Всадник сидит на лошади исключительно за счет равновесия и не должен держаться за лошадь ни ногами, ни руками (они служат только для управления). Разумеется это достигается большим трудом и постоянными упражнениями. Даже такая, казалось бы, мелочь, как положение носка (он должен быть выше каблука), связана правильным воздействием всадника на лошадь, а следовательно, и с реакцией на это воздействие самой лошади.

Немаловажное значение имеет прикрепление к сапогу шпоры. Лучше, если оно будет постоянным. Шпора должна действовать всегда на то место, на которое нужно и это место должно быть неизменным, поэтому она не должна шататься. Тогда у лошади будет вырабатываться условный рефлекс на воздействие шенкелем или шпорой. Если это воздействие будет неточным по месту применения, то только затянется выездка, но и вообще можно испортить лошадь, сорвав нервную систему, так как она никогда не будет знать, что делать и как отвечать то или иное требование всадника.

Работу с молодой лошадью нужно начинать без шпор и только через некоторое время можно надеть гаркроты, то есть шарообразные шпоры. К более строгим шпорам (с репейком) нужно переходить очень осторожно. Более "строгие" шпоры не рекомендуется применять вообще, так как они перестают быть помощниками всадника и становятся средством истязания лошади. Следует помнить, что лошадь реагируя на боль, может "ложиться", то есть не идти вперед или не отодвигать сторону зад при воздействии шпорой, а валиться на нее. В этом случае, ни о какой выработке условных рефлексов не может быть и речи.

Не рекомендуется использование шпоры в качестве средства наказания. Если требуется вызвать импульс, а лошадь стала плохо чувствовать шенкель и шпору, то можно частыми давящими движениями подколенной части шенкеля (иногда добавлением быстрых покалывающих движений каблука со шпорой), а не просто сильным нажатием им на бок лошади, выслать ее вперед, дать рвануться по прямой ни в коем случае, не задерживая ее в этот момент поводом. Этого бывает вполне достаточно для "освежения" чувствительности боков лошади. Более подробно применение шенкеля будет описано ниже.

Хлыст всегда полезен при работе с лошадью, но применять его для наказания можно лишь в исключительных случаях. Главное назначение хлыста - усиленное воздействия шенкеля. Работа с лошадью в руках невозможна без хлыста: с его помощью она познает взаимосвязь воздействий хлыста и шенкеля (и переход - о хлыста к шенкелю).

Энергия лошади в движении контролируется и направляется с помощью повода При мягкой работе рук шенкель наталкивает лошадь на повод, а руки совершают легкий перебор поводьями. "Жесткая" рука делает рот лошади грубым. малочувствительным, а в углах ее губ может даже образоваться мозоль. Такая "жесткая" рука всадника может испортить лошадь, особенно мягкоуздую, то есть от природы с мягким чувствительным ртом. Если же лошадь очень энергичная и постоянно стремится "вытянуть" повод ("лечь в него"), то рекомендуется грубо с ней не бороться, но и не давать ей упираться в него. То отдавая лошади повод, то принимая его, следует при этом перебирать его левым-правым мизинцами.

Молодую лошадь начинают выезжать на уздечке с трензельным железом, В дальнейшем переходят на мундштучное оголовье, но спешить с этим переходом не следует. Чем дольше вы будете работать на одном трензеле, тем лучших результатов достигнете в дальнейшем. Работа над школьными элементами, то есть упражнениями высшей школы верховой езды, совершается с помощью мундштучного оголовья.

Существуют разные виды разбора поводьев.

При начальной (рис. 2) выездке лошади рекомендуется применять разбор поводьев 2-2 и 3-1, а переход к классическому (соревновательному) разбору осуществлять только уже на выезженной, опытной лошади. При этом разборе трензельный повод проходит с наружной стороны мизинца или же держится между мизинцем и четвертым пальцем руки. Считается, что всадник правильно держит трензельные поводья, если кисти его рук, находясь близко друг от друга, не лежат на шее лошади, а большие пальцы направлены вверх. Если же всадник держит руки очень низко, то они вынужденно напряжены, это напряжение чувствует рот лошади, отсюда идет сопротивление поводу со стороны лошади.

Если всадник держит кисти рук горизонтально, то обязательно развернутся локти, возникнет напряжение в руках, а это приведет к изменению контакта со ртом лошади. Неровный контакт со ртом лошади возникнет и при нахождении рук на разных уровнях, что тоже плохо. В положении, когда суставы пальцев повернуты вверх, руки становятся более жесткими, негибкими. В случаях, когда всадник держит руки близко к холке лошади, их подвижность сильно ограничивается и поддержание постоянного контакта со ртом лошади в движении будет уже невозможно.

Разборы поводьев № 2 и № 4 рекомендуется применять в первый период работы с мундштучным оголовьем, так как они позволяют оказывать ровное давление мундштучным железом на челюсти лошади.

Полезным упражнением для "смягчения" рта лошади и достижения равномерного мягкого упора в повод является частая смена постановления лошади. Но проводиться она должна так мягко, чтобы это не отразилось на самом движении, не тормозило его и не сбивало лошадь с ритма. Если нарушается равномерность движения лошади, то нужно уменьшить ее постановление. Распространенной ошибкой с тяжелыми последствиями является требование всадника от лошади принятия ею определенного положения головы с помощью жестко зажатого повода и грубого натяжения внутреннего повода (для постановления). Это не только делает рог лошади грубым, но и мешает ей правильно работать задними ногами (подводить внутреннюю заднюю ногу при сгибании). Возникает, так называемая, "хромота на повод".

Очень смягчает рот лошади легкий перевод трензельными поводьями, осуществляемый постоянно в течение всей работы. Этот перевод (отзыв) поводом в виде вибрации мизинцами (то правым, то левым поводом) помогает поддерживать внимание лошади, направляя его на всадника. Отзывая. поводом, всадник как бы говорит ей: "Слушай меня! Будь внимательна! Сейчас от меня последует новое требование, будь готова!"

Работая с лошадью, не скупитесь на ласку. Она может выразиться. похлопывания по шее. либо одобрительного голоса. Всякое поощрение вызывает у лошади доверие к человеку, успокаивает, закрепляет ее условный рефлекс на требование всадника. Важно, чтобы лошадь поощрялась вовремя, то есть тотчас же как только она уступила требованию и выполнила то, что нужно в этот момент всаднику. Своевременность как ласки, так и наказания - главнейшее условие нормального развития взаимоотношений человека и лошади. Особо недопустимо наказывать лошадь через некоторое время после ее сопротивления, она просто этого не поймет. Непростительно для всадника наказывать лошадь тогда, когда она не выполняет того, к чему ее еще не подготовили. Ласка способствует правильному и быстрому восприятию лошадью указаний всадника, в то время как наказание вызывает в ней страх перед ним, затормаживая восприятие, развивает нервозность. Никогда не следует забывать, что причину человек должен искать, прежде всего в себе, а не в лошади. Терпение - главный помощник человека в работе!

Хочется обратить внимание на порядок подгонки трензельного и мундштук железа ко рту лошади. Напомню, что удила нужно подбирать каждой лошади индивидуально, так как известно, что одна и та же лошадь на одном железе лучше, а на другом - хуже. Для молодой лошади необходимо брать "мягкое есть толстое железо, причиняющее ей меньше неприятных (болевых) ощущений. Это важный момент в работе с лошадью. Удила служат для управления лошадью: трензельное действует давлением на язык, беззубый край нижней челюсти углы рта лошади, мундштучное - на беззубый край нижней челюсти и на небо верхней. Удила находятся поверх языка лошади. Мундштук усиливает действие повода, поэтому для того, чтобы лошадь не стала дурноезжей, не следует пользоваться им резко и грубо.

1 - налобник

2 - суголовный ремень

3 - подбородный ремешок

4 - переносье

5 - щЈчные ремни.

6 - трензельное удило

7 - мундштук и грызло

8 - поводья

9 - трензельное кольцо

рис. 3. МУНДШТУЧНОЕ оголовье

Мундштук должен соответствовать рту лошади и лежать на беззубых краях нижней челюсти против выемки подбородка, не касаясь клыков. Для чувствительного рта грызло должно быть мягче (толще), а рычаги щЈчек мундштука - короче. В работе мундштук не должен слишком заваливаться, для чего к верхним кольцам щечек мундштука прикрепляют соединительную цепочку или ремешок, проходящий но подбородку лошади. Ввиду того, что мундштук является очень сильным рычагом воздействия па нижнюю челюсть лошади, пользоваться им надо очень мягко.

При подгонке мундштука, следует обращать внимание на грызло: при слишком длинном - мундштук будет передвигаться во рту лошади из стороны в сторону и беспокоить ее десны и язык, а при коротком - будет жать щЈчками и ущемлять губы, на которых могут образоваться потертости и ссадины.

Мундштук необходим как помощь, для того. чтобы лошадь сдала в затылке и правильно поставила голову. В остальных случаях при работе с лошадью употребляется трензель. Трензельное удило нужно пригонять так, чтобы оно лежало под мундштучным, не образуя складок, и не доходило до углов рта. Если же его пригнать выше, то оно будет давить на углы рта, а ниже - болтаться во рту лошади, способствуя образованию у нее дурной привычки - перекидывать язык через удило. Отучить от этой привычки бывает порой очень трудно.

Сбор лошади.

Прежде чем перейти к описанию самой работы с лошадью, остановимся на таком важном моменте, как правильное понимание сбора лошади, ибо вся выездка прежде всего направлена на то, чтобы придать лошади соответствующую осанку, основой которой является сбор.

Сбор - это гармоничное сокращение корпуса лошади по горизонтали, причем определенному подъему ее шеи и затылка соответствует определенное подведение зада - через поясницу, а не только за счет скакательных суставов. Поэтому медленно, буквально шаг за шагом, нужно одновременно поднимать перед и заставлять лошадь округлять поясницу. Только тогда, когда мышцы спины лошади станут крепкими, можно переходить к следующей ступени сбора. В таком случае достигается гармония в работе всех частей тела лошади.

Для достижения сбора необходима полная раскованность лошади. Очень важно. чтобы шенкель действовал раньше повода, который должен воспринимать импульс, создаваемый шенкелями. Для того, чтобы у лошади, к тому моменту. когда она пройдет весь круг выездки наступил правильный сбор, не следует спешить поднимать ее шею и сгибать затылок, делать это нужно постепенно. Для сохранения и совершенствования естественности движений, подчеркиваю, не следует форсировать работу с молодой лошадью, особенно в первый год выездки.

Для развития поясничных мышц, что приводит к правильному положению и работе зада лошади, немецкая школа рекомендует длительное время (не менее года) работать лошадь на трензеле, позволяя ей тянуть шею и голову вниз (даже в положении лбом) при соответствующем посыле шенкелем. Такое положение шеи и головы облегчает вымах плеча и естественное округление поясницы (при слишком раннем поднятии шеи поясница "проваливается"), задние ноги начинают, под воздействием шенкеля, работать энергично. Если лошадь не делает этого самостоятельно, то нужно прибегнуть к средствам воздействия - шенкелю и поводу. причем, всегда надо помнить, что любое воздействие начинается с поясницы всадника, проходит через шлюсс (бедро) к шенкелю в подколенной части и середине ноги. Только на тупых и вялых лошадях подключается низ ноги со шпорой чаще, чем это желательно.

Обратите внимание на то, что часто упоминается слово "ритм". Для того, чтобы добиться четких ритмичных движений, нужно следить за их соблюдением с самого начала работы с лошадью. Эластичное со свободным выносом плеча движение от зада должно быть в одном ритме. Раскрепощенность лошади, когда она идет с опущенной шеей и головой, позволит всаднику решить задачу номер один -выработать ритм в движении лошади и сохранять его постоянно, независимо от вида аллюра.

Немецкая школа устанавливает выработку определенных качеств у лошади, по их значимости, в следующем порядке: ритм, гибкость, принятие повода, импульс. прямолинейность, сбор.

Для первого года работы с лошадью характерен тупой угол, образованный линиями - см. рис. 5. Второй и третий годы выездки характеризуются приподнятостью шеи и большим подведением задних конечностей лошади, что изменяет тупой угол до прямого. При этом усиливается деятельность ее задних ног, в результате чего возникает пружинящее взаимодействие между передними и задними ногами. У хорошо выезженной лошади опустится круп за счет округления поясницы, большего сгибания бедренных и скакательных суставов. Смещение центра тяжести на задний отдел лошади позволит ее освобожденным передним ногам выходить вперед легко и плавно.

Сравните изменения в положении частей тела лошади по годам тренировки (рис. 5). Четвертый год работы позволяет достичь высшей степени сбора, когда достигается равновесие лошади на всех движениях. На собранных аллюрах шея лошади должна свободно подниматься из холки, а в своей верхней части образовывать мягко изогнутую дугу, высшей точкой которой является затылок. Голова лошади должна своей передней линией слегка выходить за линию отвеса. На более свободных аллюрах следует разрешать лошади вытягивать согнутую шею и выдвигать вперед нос.

 

Рис. 5. Изменения положений частей корпуса лошади

Чаще всего наблюдается "сбор" переда и неправильно работающий отставленный зад, что является результатом опасной склонности всадника слишком много воздействовать на лошадь руками и недостаточно шенкелем. Опытные конники всегда говорят, что в работе с лошадью должно быть 70% воздействия шенкелем, а 30% - повода. Только такое распределение усилий всадника может привести к нужному результату.

Единой для всех лошадей постановки головы и шеи не существует. Для каждого животного важно найти наиболее подходящее ему и соответствующее его сложению положение. Это относится также к выработке ширины шага. махов на рыси и галопе.

Правильный сбор приводит к тому, что лошадь не ищет поддержки в руке всадника. Она самостоятельно несет шею и голову на соответствующей высоте. Чтобы проверить, "несет" ли лошадь сама себя. можно применить поглаживание. используемое и как успокаивающая мера. При этом всадник медленно продвигает руки с поводьями по шее лошади вперед, а потом назад, но посыл в это время не прекращает.

Работа с лошадью

Каждое занятие нужно обязательно начинать с разминки лошади на корде (рис.6). Для этого лучше использовать жесткий капцунг.

 

Его нельзя опускать слишком низко по носу лошади или оставлять свободным, так как это может причинить ей сильную боль. Нельзя пристегивать корду к отдельному трензельному кольцу, так как возможно протягивание трензельного железа через рот лошади. Желательно использовать ремешок, соединяющий трензельные кольца (рис. 7).

Приучать лошадь к корде необходимо с помощником. Кордовый должен стоять в центре круга, а его помощник - вести лошадь по кругу, успокаивая ее голосом и оглаживая, затем он отходит в центр, а лошадь продолжает движение по кругу самостоятельно. Если лошадь будет упрямиться, то помощник кордового должен провести ее по кругу еще раз.

Сначала позвольте лошади идти таким аллюром, каким ей хочется. Молодая лошадь обязательно будет играть, "козлить", но через несколько минут она успокоится. После этого приучайте лошадь к командам, к вашему голосу: пускайте ее 5 минут в одну сторону, 5 минут - в другую рысью, затем несколько минут шагом, потом 2-3 минуты в обе стороны галопом и снова шагом, что будет вполне достаточно для первого разогрева.

Работая лошадь на корде, обращайте внимание на то, чтобы корда никогда не провисала и рука, держащая корду, как бы вела лошадь на уровне головы, немного опережая ее движение. Корду необходимо держать в левой руке при движении налево и в правой руке - при движении направо, с тем, чтобы другая рука могла досылать лошадь бичом, если потребуется. Не свертывайте корду кольцом и не обматывайте кордой руку. Это опасно, так как бывали случаи, когда лошадь. испугавшись, бросалась в сторону, волоча за собой человека, "привязанного" к ней кордой. Посмотрите внимательно на рисунок, показывающий, как надо держать корду правильно. Даже если лошадь попытается вырвать корду, она легко размотается на всю длину, дав время человеку собраться и сообразить, что нужно предпринять дальше, и прежде всего резко принять корду на себя. Кисть руки должна работать как пружинка и воздействовать на рот лошади через мягкое чередование движений, набирая или отдавая корду (при этом меняется угол согнутой в локте руки).

После этого полезно поработать лошадь "в руках" (рис. 8). С этой целью следует пробудить у лошади понимание одновременного воздействия высылающих и сдерживающих импульсов. Особенно полезно работать в руках молодую лошадь. Начинать работу в руках с лошадью надо сначала на месте, т.е. установить ее ровно

надавливать трензелем то на одну, то на другую челюсть до тех пор, пока она не начнет "отжевывать". Затем, продолжая надавливать на удила, заставить лошадь поочередно согнуть н немного опустить голову в затылке как направо, так и 1 (при этом правая рука человека должна держать левое кольцо трензеля, а левая за правое). После этого рекомендуется работать ее на свободном, а потом на собранном шагу, а затем переходить к троту (короткой рыси). Если обучение слишком поспешно и непоследовательно, то лошадь будет склонна прятаться за повод с жесткой, зажатой спиной.

Лошадь нужно поставить у стенки манежа, а всадник должен стоят внутренней стороны у головы лошади. Высылающее воздействие на лошадь оказывает голосом, пощелкиванием языка, показыванием или применением хлыста. В левой руке он держит концы трензельных поводьев и хлыст, в правой руке трензельные поводья (около рта лошади) под ее подбородком (рис. 8). Несколько шагов, сделанных молодой лошадью, требуют немедленного поощрения. Если лошадь, не понимая, что нее требуется, сопротивляется, нужно хлыстом дотронуться до ее бока около подпруги (там, где впоследствии будет действом шенкель). В это время правая рука как бы толкает лошадь вперед, принуждая двигаться. Движение по прямой вдоль стенки манежа нужно делать в обе стороны. Далее нужно добиться, чтобы животное также спокойно двигалось рядом с человеком рысью. Сначала человеку придется бежать рядом, все время успокаивая лошадь голосом. Затем рысь сокращается до такого предела, когда самому моя идти широким шагом, а лошадь будет продолжать движение короткой рысью (тротом). В это время лошадь привыкает к голосу человека, и легкому воздействию по ее боку палочкой (вместо шенкеля), одновременно возникает мягкая связь кисти руки со ртом лошади. Когда лошадью усвоено это упражнение и выполнятся охотно и непринужденно, можно перейти к работе с мундштучными удилами (р. 9-10).

Для этого, стоя у левого плеча лошади, нужно правой рукой взять трензельные и мундштучные поводья так, чтобы большой палец правой руки был наверху (трензельный повод держится между большим и указательным пальцами), при этом правый мундштучный повод находится под мизинцем, а левый - между третьим четвертым пальцами. Правая рука поддерживает голову лошади на определенной высоте. Периодическим движением нижней части кисти правой руки спереди назад всадник стремится к тому. чтобы лошадь под давлением мундштука раскрыла р(отодвинув назад челюсть, что вызывает ее сгибание в затылке. В тот момент, когда лошадь это сделала, воздействие мундштучного железа прекращается. Проделывать это нужно несколько раз и на ходу.

Следующий этап в работе - открывание рта лошади. Работа проводится уже мундштучным оголовьем. Мундштучные поводья при езде налево берутся в правую руку. Кисть руки, сжатая в кулак, тянет нижние концы мундштука снизу-вверх- назад. Грызло поворачивается и давит на беззубый край нижней челюсти, лужка грызла, встречая нЈбо, упирается в него. Это движение вынуждает лошадь разжать челюсть, т.е. открыть рот (за счет подвижной нижней челюсти). Немедленно следует поощрить лошадь, прекратив воздействие железом.

Закрывание рта лошади достигается сдачей в затылке, когда рот закрывается путем сближения верхней челюсти с нижней. Эту работу полезно выполнять на вольту, соблюдая правильное постановление.

Главное на любом этапе работы в руках - соблюдать терпение и осторожность. После этого можно приступить к боковым движениям, помогающим в развитии гибкости, свободы движения и они способствуют уравновешиванию лошади.

При работе на боковых движениях человек становится лицом к лошади. Левая рука берет за нижний конец левой щечки мундштука, отводит переднюю часть корпуса лошади от стенки манежа, правой же рукой всадник берет, идущий через шею мундштучный повод (кисть руки должна быть немного ниже плеча лошади) и. набирая его на себя, надавливает на правый край нижней челюсти лошади. В правой же руке находится хлыст, который следует прижимать к боку лошади в месте приложения шенкеля и заставлять идти ее в два следа. При работе налево все делается наоборот. Сев на лошадь, полезно сделать следующее упражнение: устанавливают лошадь ровно на ногах, придают голове и шее прямое положение. Затем заставляют ее сдать в затылке, насколько возможно (натягивая и сдавая поводья). Шенкель не позволяет лошади осаживать. После этого нужно плавно натянуть на себя правый повод, при этом, сдавая, левый, пока лошадь не согнет в затылке голову направо и наоборот. После усвоения этого упражнения на месте, оно отрабатывается в движении (сначала на шагу, а потом на рыси). Очень важно, чтобы лошадь двигалась от шенкеля.

Не следует увлекаться продолжительностью реприз и необходимо помнить о соблюдении последовательности в работе.

Затем можно перейти к работе лошади на кавалетти (рис. 14). Высота кавалетти зависит от положения крестовин. Важно, чтобы кавалетти были одной длины. Наилучший размер кавалетти: длина жерди - 3 м, толщина - 25 см. наибольшая высота от верха жерди до земли - 47,5 см, наименьшая высота от верха жерди до земли - 37,5 см. Первоначально для молодой лошади кавалетти - это просто разложенные на грунте жерди. Расстояние между жердями устанавливается тренером или самим всадником в зависимости от возможности лошади. Поднимать высоту кавалетти следует очень осторожно и постепенно, чтобы лошадь не получила серьезной травмы копыта или ноги на таком простом и безобидном на первый взгляд упражнении.

В начале езды с мундштучным оголовьем нужно обращать внимание па то, чтобы был уверенный упор в повод с обеих сторон. Воздействие трензеля должно преобладать. Молодые лошади только тогда будут доверчиво искать сами подвод, если при энергичном высылании вперед им дают возможность вытягивать нос держать впереди вертикали. Всадник всегда должен остерегаться затягивать шею и придавать носу лошади вертикальное положение. Такой соблазн возникает, если молодая лошадь спокойно воспринимает железо.

Лошадь может двигаться шагом, рысью и галопом - это ее аллюры. В процессе выездки каждый из этих аллюров подразделяется на несколько видов движения. Эти виды движений (внутри отдельного аллюра) отличаются Друг от друга степенью сбора, то есть изменением рамки лошади и захвата пространства.

Часть вторая.

Шаг

- это аллюр, в котором можно отчетливо услышать четыре удара кот землю через равные промежутки времени. В таком случае мы говорим о правильном шаге. Если же ноги лошади двигаются не через равные интервалы времени, то мы имеем дело с неправильным шагом или с вялой работой скакательных суставов, иногда - с иноходью. Для исправления ошибок на ходу рекомендуется применять жерди, разложенные на грунте. Переступая через жерди лошадь вынуждена идти правильным четырехтактным шагом. Шаг должен быть энергичным, но не поспешным, в легком поводу. Если лошадь движется в контакте с всадником, то это значит, что установлен ритм движения и может быть создан импульс. Пока лошадь не научилась двигаться свободно, без напряжения спокойно, контакт с ее ртом на шагу должен быть минимальным, иначе стремление сохранить контакт, создать преждевременный сбор вызовет сопротивление лошади, что приведет к потере ритма движения и качества аллюра. Различаются собранный, средний, прибавленный и свободный шаг. Для собранного шага (рис, 15) обязательна активная работа задних ног и округленность поясницы. Движение лошади смелое и энергичное. Голова ее - по отвесу, шея приподнята и округлена, то есть лошадь ведется на собранном шагу хорошем сборе, когда не теряется легкий контакт повода со ртом, а движения передних ног выше и захват пространства меньше, чем при других видах шага.

На среднем шагу лошадь движется энергично, спокойно, в поводу, но более непринужденно, чем на собранном шагу. Степень ее сбора уменьшена, шаг удлинен.

На прибавленном шагу лошади разрешается немного вытянуть шею и нос, но связь с всадником не должна нарушаться. Лошадь при этом идет максимально широким шагом, спокойно и энергично.

Свободный шаг - это аллюр отдыха. Лошади предоставляется полная свобода она может вытянуть шею, опустить голову. Это награда за ее груд и послушание.

Как же практически добиться, чтобы лошадь двигалась на шагу вперед? Это делается так: руки всадника чутко "прислушиваются" к намерениям лошади. Если она собирается перейти от посыла в рысь или трот (короткая рысь), нужно встретить ее перебором повода и тем дать понять, что работа продолжается на шагу.

Шенкель на шагу работает либо одновременно (если она затормаживает движение), либо попеременно то левым, то правым в темп движения (при выносе левого плеча усиливается правый шенкель, при выносе правого - левый). Ни в коем случае нельзя подключать к посылу поясницу всадника: это не только некрасиво, неэстетично, но и сбивает лошадь с четкою ритмичного и правильного шага, нарушая ее естественное равновесие. Особенно часто это наблюдается, когда требуется выслать лошадь на прибавленный шаг.

Известно, что на лошадь оказывает большое влияние перемещение центра тяжести, и это можно использовать при работе над прибавленным шагом. Чтобы лошадь двинулась вперед, расширив шаг (а не ускорив!), достаточно немного подать седалище вперед. Такое перемещение центра тяжести вперед освободит от нагрузки задний отдел лошади, и этого может оказаться достаточно, чтобы она расширила шаг. Разумеется, только длительная и терпеливая работа над расширением шага со свободным выносом плечей может привести к нужному результату.

Для улучшения любого вида движения, требующего расширения, очень полезно использовать работу в поле, особенно движение по направлению к конюшне. Нередко можно увидеть, как при переходе из среднего или прибавленного шага на собранный у лошади резко меняется рисунок самого движения на шагу: она начинает вышагивать прямыми, не сгибающимися ногами (как на ходулях). Это результат одной "болезни" всадника - затянутого повода. Исправление требует много времени и терпения, так как за малейшее воздействие поводом реакция будет однозначной - неправильное движение передних ног. Лучше всего исправлять этот порок работой на кавалетти и в поле, так как там лошадь идет энергично сама, без понуждения. Всякий раз, когда она не будет сбиваться на такой шаг, ее надо поощрять.

Рысь

- это аллюр в два темпа, У лошади работают попеременно диагональные пары ног: левая передняя - правая задняя и наоборот. Эти два темпа разделены фазой подвисания.

Различают собранную, среднюю, прибавленную и рабочую рысь. Для хорошей собранной рыси (рис. 16) характерна энергичная работа задних конечностей лошади, создающая предпосылку для легкого, свободного движения ее передних ног. Важным критерием качества рыси является эластичность самого движения. Этого можно добиться в процессе выездки, если не будете затягивать лошадь поводом, то есть будете соблюдать правило: 30% повода и 70% шенкеля. В этом случае, как говорят, лошадь "примет" вес на спину. Ее спина будет мягко колебаться и не подбрасывать вас; вы будете сидеть в седле глубоко и не отрываться от него; создастся впечатление слитности всадника с лошадью. На собранной рыси лошадь идет как бы в руках и ногах человека, отсюда ее подвижность и возможность легко направлять ее в любу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...