Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста




V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста

 

Цель этапа: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

Примерная продолжительность этапа – четыре недели.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1. Произнесение двух фраз прозаического текста по схеме.

 

Исходное положение: произвольное.

Логопед проговаривает фразы, например:

«Это яблоко. Яблоко большое и красное. »

И зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Инструкция: «Сейчас мы будем вместе говорить о яблоке. Обратите внимание на схему и послушайте меня». (Логопед выполняет ротовой вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе опускает руку и произносит первую фразу. )

«Это яблоко». (Небольшая пауза: 1-2 сек. )

«Яблоко большое и красное».

Теперь произнесем все вместе по моему знаку:

 

ЭТО ЯБЛОКО.

     
 


ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ.

 

После того как дети вместе с логопедом четко выполнят упражнение, можно перейти к самостоятельному (не сопряженному) произнесению текста по сигналу логопеда.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2. Произнесение трех-четырех фраз прозаического текста по схеме.

 

Исходное положение: произвольное.

Логопед проговаривает фразы, например:

«Это яблоко. Яблоко большое и красное. Оно сочное и сладкое. »

И зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается).

 

Инструкция: «А теперь мы более подробно расскажем о яблоке:

 ЭТО ЯБЛОКО. ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ. ОНО СОЧНОЕ И СЛАДКОЕ.

 

(Соотнося каждое слово со схемой, логопед произносит текст, выполняя перед началом каждой фразы быстрый ротовой вдох и подъем руки. ) Теперь произнесем все вместе».

 

При выборе текстов необходимо учитывать возраст и речевые возможности детей.

 

УПРАЖНЕНИЕ 3. Произнесение прозаического текста, каждую фразу которого необходимо закончить, называя экстренно предъявленный предмет или предметную картинку.

 


Исходное положение: произвольное.

Инструкция:  «Сейчас вы будете подбирать слово и сами заканчивать фразу: " НА СТОЛЕ ЛЕЖАТ ЯБЛОКО И... " (Логопед показывает грушу. Дети хором отвечают: " ГРУША" . )»

 

УПРАЖНЕНИЕ 4. Самостоятельное проговаривание текста при предъявлении картинного или предметного материала (фрукты, овощи и т. п. ).

 

Исходное положение: произвольное.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас перечислит, что лежит на столе.

Перечислять будете по моему сигналу. Вова, ты начинаешь. Будь внимателен. (Логопед взмахивает рукой, и ребенок начинает называть картинки или предметы. Логопед плавно опускает руку по мере проговаривания ребенком слов. )

 

Варьирование текста и постепенный переход на самостоятельное высказывание способствуют автоматизации речевого дыхания.

Все этапы развития диафрагмального, фонационного и речевого дыхания соотносятся с планом работы логопеда, воспитателя группы, музыкального руководителя, преподавателя физической культуры и ритмики.

 

Перечень музыкальных произведений, рекомендованных для использования на занятиях по развитию дыхания у детей с нарушениями речи (размер дву- и четырехдольный, темп умеренный)

1. Русская народная песня «Ах, утушка луговая», обр. Т. Ломовой.

2. Русская народная песня «В сыром бору тропинка», обр. С. Бодренкова.

3. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде», обр. Н. Римского-Корсакова.

4. Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся», обр. П. Чайковского.

5. Русская народная песня «Как на тоненький ледок», обр. М. Иорданского.

6. Русская народная песня «Как у наших ворот», обр. А. Луговской.

7. Русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я», обр. Е. Тиличевой.

8. Русская народная песня «Ходила младшенька по борочку», обр. Н. Римского-Корсакова.

9. Русская народная песня «Ходит Ваня», обр. М. Раухвергера.

10. Русская народная песня «Я на горку шла», обр. С. Разоренова.

11. М. Филиппенко «По малину в сад пойдем».

12. Ю. Чичков «Физкульт-ура! ».

13. С. Джоплин рэгтайм «Соревнуемся».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...