Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективность работы по повышению качества




Продукции

 

Весь мир, все предприятия озабочены проблемами качества продукции и его повышением. Чем вызвано такое стремление к повышению качества и в чем состоит эффект от этой работы?

Сущность экономического эффекта повышения качества продукции для изготовителей и потребителей, а также всего народного хозяйства в целом можно представить с помощью рисунка 11 [19, с. 77].

 

 


Рис. 11. Экономический эффект повышения качества продукции

 

Как видно, эффект является многосоставным, и для его определения необходимы разные подходы. Так, эффект для потребителей, для народного хозяйства во многом может быть определен путем анкетирования, опросов, позволяющих выявить степень удовлетворенности потребностей населения в качественных, разнообразных товарах и услугах, в повышении качества жизни в целом.

Эффект для изготовителей должен быть определен более детально. Методика оценки влияния мероприятий по улучшению качества на эффективность производства должна предусматривать возможность получения изготовителем эффекта как за счет уменьшения или полной ликвидации внутрипроизводственных потерь от брака и дефектов изготовления, так и путем совершенствования организации производства и труда, повышения эффективности использования производственного потенциала в результате реализации этих мероприятий. Реальный эффект при этом может принимать форму изменения производительности труда, фондоотдачи, объема выпуска продукции и ее себестоимости, прибыли предприятия [7, с. 45].

Перечень формул, с помощью которых можно выполнить расчет результатов влияния работы по улучшению качества продукции на эффективность производства, приведен в Приложении 3. Эти формулы выражают связь изменения производительности труда с сокращением численности производственного персонала и изменением трудоемкости изготовления продукции, вызванных осуществлением мероприятий по техническому перевооружению производства, повышению квалификации рабочих и улучшению организации их труда, совершенствованию выпускаемой продукции.

Изменение объема выпуска продукции учитывается предлагаемой методикой как следствие увеличения производительности труда в результате осуществления мероприятий по улучшению качества продукции, установления надбавок к ценам на изделия высокого качества. На размерах фондоотдачи результаты работы по совершенствованию продукции отражаются через изменение объема и совершенствование структуры производственных фондов, используемых предприятием, а также через рост объема продукции.

Влияние мероприятий по улучшению качества продукции на ее себестоимость отражается через изменение материальных и трудовых затрат, вызванное повышением уровня сдачи изделий с первого предъявления и сокращением количества возвратов готовой продукции на переделку. Это влияние может проявляться также через уменьшение потерь от брака, сокращение суммы уплачиваемых штрафов, изменение расхода сырья, материалов, зарплаты, амортизационных отчислений, совершенствование производственно-технической базы, повышение уровня специализации производства.

Прибыль предприятия в связи с улучшением качества продукции учитывается как результат увеличения объема реализованной продукции, установления надбавок к ценам на изделия высокого качества, изменения их себестоимости.

Практическое использование методики, как показал опыт, позволяет измерить вклад работы по улучшению качества продукции в повышение эффективности производства.

 

Краткие выводы

1. Качество продукции определяется потребителями, поэтому необходимо постоянно изучать их мнение. Предприятия должны проводить активные маркетинговые исследования, задействуя различные методы (анкетирование, опросы, интервьюирование и др.), с целью выявления удовлетворенности и получения информации для работы по повышению качества продукции.

2. Этап маркетинговых исследований позволяет выявить пожелания потребителей, а этап проектирования и разработки продукции (НИОКР) является важнейшим с точки зрения перевода на технический язык (чертежи, карты маршрутных технологий и др.) запросов потребителей, поэтому ошибки этого этапа могут свести на нет всю будущую работу по обеспечению качества продукции.

3. Этап материально-технического снабжения является важнейшим этапом в «петле качества», поскольку от качества исходного сырья, полуфабрикатов, комплектующих, инструментов и прочих составляющих производства продукции напрямую зависит ее качество.

4. Задачами службы технического контроля качества продукции является недопущение выпуска продукции, не соответствующей требованиям технических условий, путем организации контроля качества продукции и контроля параметров технологического процесса ее изготовления. При этом должны быть четко решены вопросы о видах применяемого контроля, методах и средствах его проведения, квалификации персонала и др.

5. Эффективность работы по повышению качества продукции является многосоставной, и эффект можно считать отдельно для изготовителей, для потребителей, для народного хозяйства в целом. Более детально может быть рассчитан эффект для изготовителей.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные задачи в области управления качеством этапа «петли качества» маркетинговые исследования.

2. Что представляет собой необходимая маркетинговая информация?

3. Назовите способы получения необходимой маркетинговой информации.

4. Назовите основные задачи в области управления качеством этапа проектирования разработки продукции (НИОКР).

5. Каким должно быть информационное обеспечение этапа НИОКР?

6. Каковы факторы, обеспечивающие качество проведения НИОКР?

7. Назовите основные задачи в области управления качеством этапа материально-технического снабжения?

8. Назовите требования к качеству поступающего сырья, комплектующих и пр.

9. Какие методы выбора поставщиков Вам известны?

10. Каковы требования к входному контролю качества?

11. Раскройте задачи и функции технического контроля качества продукции на предприятии.

12. Назовите виды технического контроля.

13. Назовите методы контроля качества продукции.

14. Назовите средства контроля качества продукции.

15. Поясните, что понимается под «технологией контроля».

16. Как можно определить эффект повышения качества продукции?

 

 

ПРАКТИКУМ

 

ТЕСТЫ

1. Из скольких этапов состоит «петля качества», устанавливающая взаимосвязь всех подразделений предприятия, обеспечивающих решение задачи по выпуску высококачественной продукции на всех этапах ее жизненного цикла?

а) 9 этапов;

б) 10 этапов;

в) 11 этапов.

2. Какова роль маркетинговых исследований рынка в системе управления качеством продукции?

а) Сбор информации о неудовлетворенности потребителей качеством продукции;

б) Определение удовлетворенности потребителей качеством продукции;

в) Первое и второе вместе взятые.

3. Второй этап в «петле качества» — это проектирование и разработка продукции. Какова его главная задача?

а) Подготовка всей необходимой документации (чертежи; маршрутно-технологические карты) к выпуску продукции;

б) Перевод на язык технических требований (стандартов на продукцию) мнения потребителей продукции;

в) Разработка новых видов продукции.

4. Какой из перечисленных ниже методов выбора поставщиков сырья является неправильным?

а) Оценка системы управления качеством у поставщика;

б) Испытания и анализ качества отдельных образцов продукции поставщика;

в) Личный опыт работы с данным поставщиком в прошлом периоде;

г) Использование опыта работы других предприятий с данным поставщиком.

 

ЗАДАНИЕ 1

Определите число контролеров для обслуживания пунктов окончательной приемки деталей.

Исходные данные. Годовая программа выпуска деталей: А — 500 тыс. шт., Б — 750, В — 135, Г — 600 тыс. шт. Средняя трудоемкость проверки одной детали соответственно составляет: 0,5; 1,0; 1,5; 1,0 мин. Выборочность контроля: по детали А — 15 %, Б — 10 %, В — 20 %, Г — 10 %. Число контрольных промеров на одну деталь составляет: по детали А — 3, Б — 2, В — 2, Г — 3. Коэффициент, учитывающий затраты времени контролера на заполнение первичной документации, перепроверку, подготовку, счет деталей равен 1,2. Годовой фонд времени работы одного контролера равен 1835 часам.

 

ЗАДАНИЕ 2

На производственном участке окончательный контроль качества продукции осуществляют два контролера. За участком закреплены детали четырех наименований со следующей продолжительностью контрольных операций (Табл. 4):

Таблица 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...