Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи стандартизации




 

Важным элементом в системе управления качеством продукции является стандартизация.

Стандартизация — это нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы и закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкций, методики или требований к разработке продукции [8, с. 15].

Главная задача стандартизации является двоякой:

1. Создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции.

2. Контроль за правильностью использования этой документации.

Работа по стандартизации в РФ началась с разработки документа «Концепция системы стандартизации РФ» (начало 90‑х гг.). Эта концепция содержит определенный ряд требований к формированию фонда стандартов:

1. Стандарты должны быть социально и экономически необходимыми. При разработке стандартов должно иметь место потребность заинтересованных сторон достичь определенных соглашений по качеству продукции, процессов, услуг.

2. Каждый стандарт должен иметь определенный круг пользователей и конкретность требований.

3. Стандарты не должны дублировать друг друга.

4. Стандартизация должна быть комплексной, т. е. должна распространяться на все этапы жизненного цикла продукции, начиная от разработки до утилизации; должна включать в себя требования к сырью — полуфабрикатам — конечной продукции; охватывать все составляющие процесса обеспечения качества, т. е. требования к самой продукции, методам контроля и испытания продукции, требования к метрологическому контролю качества.

Стандартизация распространяется на целый ряд объектов.

 

Объектами являются:

— Продукция (товары народного потребления или средства производства). В виде продукции объектом стандартизации являются:

— сырье и природное топливо;

— материалы и продукты;

— готовые изделия;

— отдельные аспекты однородных групп продукции: термины и обозначения, параметры и размеры, технические требования, методы контроля, правила приемки, правила маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

— Услуги:

— материальные услуги (транспортировка, пошив, парикмахер);

— нематериальные услуги (духовные, социально-культурные);

— отдельные аспекты однородных групп услуг (термины, технические требования, методы оценки, требования к персоналу).

— Процессы (работы):

— процессы, происходящие на отдельных стадиях жизненного цикла продукции;

— процессы, связанные с нематериальным производством (издательская, банковская, статистическая деятельности);

— измерительные процессы;

— процессы учета и переработки информации;

— процессы защитного действия.

Целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг.

Согласно закону «О стандартизации» стандартизация как деятельность направлена на достижение следующих подцелей:

1. Безопасность продукции, услуг, работ для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества.

2. Безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

3. Обороноспособность и мобилизационная способность страны.

4. Техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость продукции.

5. Единство измерений.

6. Качество продукции, работ, услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники, технологии.

7. Экономия всех видов ресурсов.

Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях, т. е. на принципах:

— системность и комплексность стандартизации;

— сбалансированность интересов сторон (участники работ по стандартизации (разработчики стандартов, изготовители и потребители) должны найти консенсус, который понимается как общее согласие или стремление сгладить, сблизить несовпадающие точки зрения, если нет полного единодушия);

— динамичность и опережающее развитие стандарта (все стандарты должны пересматриваться в результате НИОКР и НТП);

— эффективность стандартизации, т. е. применение стандартов должны давать экономический или социальный эффекты. Например: экономический эффект — экономия ресурсов, повышение надежности, информационной совместимости, а социальный эффект — обеспечение безопасности жизни, здоровья, окружающей среды;

— принцип гармоничности, т. е. обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых на разном уровне. Это способствует снятию препятствий в торговле, в том числе в международной;

— четкость формулировок в положении стандарта, т. е. не должно быть двусмысленных толкований норм.

Для достижения целей есть определенные функции стандартизации:

1. Функция упорядочения — это преодоление неразумного многообразия объектов. Например, раздутое, ненужное многообразие документов, номенклатура продуктов и т. д.

2. Охранная функция или социальная функция, т. е. обеспечение безопасности потребителя, государства, защиты природы от различного техногенного воздействия цивилизации.

3. Ресурсосберегающая функция — направлена на экономию материальных, энергетических, природных ресурсов.

4. Коммуникативная функция — обеспечивает общение и взаимодействие людей, специалистов и направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие экономическому сотрудничеству.

5. Функция нормотворчества и правоприменения контроля проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта и придание ему (этому документу) юридической силы и применения санкций.

6. Информационная функция, т. е. обеспечение нормативными документами, эталонами мер материального производства, а также каталогами, образцами продукции.

7. Цивилизирующая функция — направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющих качества жизни. (В частности, жесткие требования к содержанию вредных веществ в продукции, что непосредственно влияет на здоровье людей).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...