Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательная область «Здоровье»




Образовательные задачи

Второй год жизни:

— обеспечивать медико-педагогические условия, способствующие своевре­менному развитию всех физиологических структур и функций организ­ма ребенка;

— осуществлять целенаправленные оздоровительные и профилактические мероприятия;

— выполнять целесообразный режим дня.

 

 

Третий год жизни:

— продолжать осуществление мероприятий по охране и укреплению здо­ровья детей;

— обеспечивать условия для приобщения детей к выполнению гигиенических и закаливающих процедур, формировать культурно-гигиенические навыки;

— создавать атмосферу психологического комфорта и предупреждать утом­ление;

— обеспечить выполнение физиологически целесообразного единого для всей группы режима дня.

Содержание психолого-педагогической работы

 

Режим. Рациональный режим дня предусматривает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток и организацию всех видов деятель­ности и отдыха в соответствии с возрастными психофизиологическими особен­ностями и возможностями организма; режим должен быть гибким (табл. 2).

Неизменными должны оставаться: соблюдение четких, в соответствии с воз­растом детей, интервалов между приемами пищи (4—4,5 ч), время приема пищи; обеспечение необходимой длительности суточного сна не менее 13—15 ч, вре­мя отхода ко сну; проведение ежедневной прогулки (до 3—4 ч в день). Возмож­ны изменения в отдельных режимных процессах, например, проведение заня­тий в период активного бодрствования не в четко фиксированное время, а в зависимости от конкретных условий, программных задач, самочувствия детей.

Режим дня в группе должен предусматривать постепенность перехода от одного процесса к другому. При организации дневного сна укладывание и подъем осуществляются постепенно. Если к моменту подъема ребенок еще не про­снулся, что может быть связано с поздним засыпанием или увеличенной инди­видуальной потребностью в сне, ему нужно дать возможность проснуться са­мостоятельно. При подготовке к прогулке, особенно в холодное время года, необходимо предусмотреть возможность более раннего выхода на участок тех детей, которых одели раньше других (под присмотром взрослого).

Дети второго года жизни, в возрасте от 10 мес. — 1 года до 2 лет в условиях детского сада составляют вторую группу раннего возраста, которая живет по разным режимам.

Дети младшей подгруппы (от 10 мес. 1 года до 1 года 6 мес.) днем спят два раза; дети старшей подгруппы (от 1 года 6 мес. — 1 года 7 мес. до 2 лет) спят днем один раз, что обусловлено психофизиологическими особенностями орга­низма ребенка раннего возраста.

В связи с этим организация жизни детей построена таким образом, что млад­шая и старшая подгруппы бодрствуют отдельно, соединяясь вместе только в утренние (прием детей) и вечерние часы (уход домой), игры-занятия прово­дятся в отдельные отрезки бодрствования.

Ввиду того что возрастной диапазон младшей подгруппы (10 мес. — 1 год 6 мес.) существенно различен по психофизиологическим возможностям детей, воспитатель выделяет подгруппы:

— до 1 года и 1 год 2 мес;

— 1 год 2 мес. — 1 год 6 мес.

С каждой возрастной подгруппой отдельно проводится игра-занятие, не более 5—7 мин с младшей и 8—10 мин со старшей подгруппами. С детьми 2 лет в начале

 

 

Таблица 2

Примерный режим дня

Режимные моменты От 1 года до 1 года 6 месяцев От 1 года 6 месяцев до 2 лет От 2 до 3 лет
Прием детей, осмотр До 8.00 До 8.00 До 8.00
Спокойные игры     8.00— 8.20
Завтрак 7.50—8.30 8.00—8.40 8.20—9.00
Предметная деятельность, игра по инициативе ребенка под руковод­ством взрослого 8.00—9.30    
Сон (первый) 9.30—12.00    
Постепенный подъем, обед 12.00—12.30    
Активное бодрствование: — игры-занятия 1 (общие) — по подгруппам -»-«игры-занятия 2 (общие) — по подгруппам 12.30—15.00 13.00—13.10 13.10—13.20 14.00—14.10 14.10—14.20 8.40—11.30 9.10—9.20 9.20—9.30 9.00—12.00 9.30—9.45 9.45—10.00
Прогулка 9.30—11.30 10.00—12.00
Обед 11.30—12.00 12.00—12.30
Сон (второй — для детей 1 года — 1 года 6 мес.) 15.00—16.30 12.00—15.00 12.30—15.00
Постепенный подъем, оздорови­тельные и гигиенические процеду­ры, полдник 16.30—17.00 15.00—16.00 15.00—16.00
Активное бодрствование: — игры-занятия (общие) — по подгруппам 17.00—19.00 16.00—19.00 16.20—16.30 16.30—16.45 16.00—19.00 16.30—16.40 16.45—17.00
Прогулка или предметная, игровая деятельность детей 1 года — 1 года 6 мес. 17.30—19.00 17. 00—19.00 17.00—19.00
Уход домой До 19.00 До 19.00 До 19.00

года — по подгруппам, а в конце года — со всей группой по 8—10 мин. Если состав детей по возрасту более ровный, деление возможно на две подгруппы. Последнее решает сам воспитатель, исходя из педагогической целесообразности.

Оставшееся время бодрствования отводится для самостоятельной игровой де­ятельности ребенка под присмотром и при активном участии воспитателя и няни.

По утрам ежедневно проводится утренняя гимнастика (4—5 мин). Важное место отводится двигательной деятельности детей на открытом воздухе. Еже­дневно во время прогулки воспитатель организует подвижные игры и физи­ческие упражнения продолжительностью 5—10 мин.

В теплое время года игры, игры-занятия, гимнастика проводятся на воздухе.

Сон. Общая продолжительность дневного сна детей до полутора лет — не менее 3,5—4 ч (при двухразовом сне). После полутора лет дети спят днем один раз — 2,5—3 ч. Необходимо учесть, что физиологическая потребность в сне у разных детей одной возрастной группы неодинакова.

Начиная с раннего возраста, подготовка ко сну должна стать для детей при­ятным ритуалом. Она включает не только туалет и переодевание, но и опреде­ленный настрой на сон. Перед укладыванием в группе создается 1 спокойная обстановка. Во всех помещениях соблюдается тишина. При раздевании взрос­лые разговаривают тихо или полушепотом, ласково, не торопят детей. Во время засыпания и сна взрослый находится в спальне.

Возбудимые дети и дети, находящиеся в адаптационном периоде, засыпают с трудом, часто пробуждаются. Воспитателю нужно использовать все возможные способы и приемы, способствовующие улучшению качества их сна — посидеть около ребенка, взять его за руку, успокоить ласковой, тихой речью, колыбельной.

Гигиенические условия. Во всех помещениях группы необходимо поддержи­вать нормальный температурный режим и чистоту воздуха, регулярно провет­ривать помещения. Комфортной для детей второго — третьего года жизни счи­тается температура воздуха в группе 22—23 °С; в спатьне 19—20 "С. Спиртовой термометр крепится к стене в недосягаемом для ребенка месте.

При повышенном уровне загрязнения окружающего воздуха можно использо­вать кондиционные или фильтрующие установки, приборы искусственного кли­мата. Ежедневная влажная уборка обеспечивает чистоту всех помещений группы.

Естественное и искусственное освещение в группе должно быть достаточ­ным, равномерным и рассеянным. Нельзя допускать мигания световых потоков и шума осветительных приборов. При просмотре диапозитивов и других видео­материалов в группе используется местное освещение (бра, настольные лампы).

Для естественного освещения важно, чтобы стекла окон были всегда чистыми и хорошо пропускали дневной свет. На подоконниках не должны стоять высокие растения с широкими листьями. Не следует занавешивать окна нераздвигающимися тюлевыми занавесками, шторами. При необходимости окна могут быть оборудова­ны легко раздвигающимися солнцезащитными устройствами.

Участок детского сада должен быть чистым, территория его озеленена. Он оборудуется всем необходимым для разнообразной двигательной и игровой деятельности. В летние дни участок нужно поливать.

Питание. Полноценное сбалансированное питание детей раннего возраста имеет первостепенное значение для их нормального роста и развития.

На втором году жизни вкусовые восприятия становятся более дифференци­рованными, развивается жевательный аппарат, дети начинают есть самостоятельно.

Процесс кормления в дошкольном учреждении обеспечивает воспитатель. Начиная со второго года жизни, взрослый может кормить детей, сидящих по двое-трое за столом, помогая им пользоваться ложкой, пить из чашки. По мере развития самостоятельности и умений детей можно сажать по четверо за сто­лами, расставленными таким образом, чтобы в центре находился воспитатель, который видит всех детей и при необходимости может помочь каждому.

Дети должны есть сами, без принуждения, не спеша, тщательно пережевывая пищу.

Гигиенические и закаливающие процедуры. К полутора годам врожденный им­мунитет снижается. В связи с этим для предупреждения роста заболеваемости

 

особая роль отводится оздоровительным, гигиеническим и закаливающим про­цедурам, создается общий эмоционально благополучный фон.

В помещении и на прогулке детей одевают так, чтобы они не перегревались и не переохлаждались. Одежда должна быть просторной, не сковывающей движений чистой, аккуратной, из натуральных тканей. Сменная обувь — удобной, легкой, с задником, точно соответствовать размеру ноги. Кроссовки, туфли и босоножки из искусственных материалов нежелательны. Каждому ребенку сле­дует иметь дополнительную одежду, которая хранится в индивидуальном шка­фу или в специально отведенном месте. В помещении дошкольного учрежде­ния дети и взрослые носят облегченную одежду.

Во время одевания взрослый объясняет ребенку, почему сегодня, например, нужно одеться теплее (сильный ветер, мороз), привлекая его внимание к разным предметам одежды и объясняя, чего надевать, как и в какой последовательности.

В холодный период года дети гуляют при температуре не ниже —15 °С (при 4—5 слоях одежды) в безветрданую погоду.

Чем младше ребенок, тем менее совершенен его механизм терморегуляции и тем быстрее он может переохладиться или перегреться. Кроме того, у разных детей разная температурная чувствительность. Вот почему так важно следить за температурой воздуха в помещении, одеждой ребенка и его состоянием.

Закаливание может быть общим и местным, воздушным и водным. Хороший оздоровительный эффект наблюдается при сочетании местных и общих видов закаливания.

Помните, что закаливающие процедуры приносят пользу лишь в том случае, если они проводятся систематически, т.е. ежедневно в одно и то же время. При­чем оздоровительный эффект может наблюдаться лишь через 3—6 месяцев.

Дети второго года жизни принимают воздушные ванны, находясь без одеж­ды в течение 3—5 мин во время переодевания (от 3 до 7 раз в день при комфорт­ной температуре воздуха в помещении), массажа. Для детей третьего года жиз­ни время проведения воздушных ванн увеличивается до 6—10 мин; использу­ется дозированное хождение детей босиком в помещении. Температура пола должна быть не ниже 18 °С.

При проведении общего воздушного, а также общего и местного водного закаливания важно, чтобы существовала изначальная разность температур — не менее 3 °С — для детей второго года жизни и 4 °С — для детей старше. Эта разность температур должна постепенно увеличиваться.

Во время общего закаливания воздухом температура в отдельном помеще­нии снижается на 2 °С каждые 5 дней — с 23 до 17 °С. Не следует снижать температуру сразу после праздничных и выходных дней.

Сначала детей приучают к умыванию лица, рук до локтя водопроводной водой, после чего приступают вначале к местным, а затем к общим процедурам (обливание или обтирание всего тела).

При общем закаливании водой может использоваться как теплая, так и про­хладная вода. В помещении, где проводятся процедуры, температура воздуха не должна быть ниже 22 °С. Температуру прохладной воды снижают на 2 °С каж­дые 4—5 дней — с 36 до 28 °С. Температуру теплой воды увеличивают на 2 °С каждые 4—5 дней с 36 до 42 °С; ребенка обтирают махровой варежкой.

При местном закаливании температуру воды снижают на 2 °С каждые 3— 4 дня с 35 до 23 °С. Например, для детей третьего года жизни целесообразно

 

устраивать «топтание» в ванночке с «морской водой», дно которой покрывает мелкая галька (диаметром до 0,8 см). Такую процедуру проводят с целью мест­ного закаливания и массажа рефлексогенных зон стопы.

При закаливании обязателен индивидуальный подход к ребенку: учет его эмоционального и физического состояния, индивидуально-типологических особенностей. В период адаптации и после перенесенных заболеваний закали­вание можно начинать только по рекомендации медицинского персонала.

Помните, что все гигиенические и закаливающие процедуры, осуществляе­мые воспитателем, должны проводиться при эмоционально положительном от­ношении к ним ребенка.

Культурно-гигиенические навыки. Формирование культурно-гигиенических навыков начинается с полутора лет. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными.

Постепенно дети приучаются:

— мыть руки с мылом до и после еды, после прихода с улицы, в случае загрязнения, после посещения туалета;

— умывать лицо, пользоваться полотенцем, насухо вытирая лицо и руки;

— жевать с закрытым ртом, пользоваться ложкой, салфеткой, пить из чашки;

— полоскать рот питьевой водой после каждого приема пищи;

— очищать нос, пользуясь носовым платком;

— проситься на горшок и пользоваться им;

— быть опрятными, замечать погрешности в одежде и пытаться их исправлять;

— одеваться и раздеваться, соблюдая определенную последовательность, скла­дывать и вешать одежду в шкафчик;

— застегивать и расстегивать пуговицы, молнию, кнопки, зашнуровывать и расшнуровывать ботинки;

— убирать на место игрушки и вещи с помощью взрослых.

Дети от 1 до 3 лет требуют постоянного внимания и опеки, подсказки и напоминаний. Только в совместной деятельности взрослого и ребенка совер­шенствуются навыки.

В начале второго года жизни ребенка необходимо приучить проситься на горшок и пользоваться им. Важно, чтобы это естественное стремление под­креплялось положительными эмоциями взрослого, чтобы атмосфера была мак­симально доброжелательной и спокойной. Нужно не только своевременно вы­саживать ребенка на горшок, но и создавать все условия для того, чтобы он сам мог определить, когда ему необходимо пойти в туалет, умел обратить на себя внимание и обратиться к взрослому за помощью в любой ситуации (на про­гулке, во время занятий).

Во время дневного сна некоторым детям можно пользоваться памперсами, но приучать к ним во время активного бодрствования не рекомендуется. Осо­бенно это относится к мальчикам, у которых половые железы (яички) должны развиваться в норме при более низкой температуре, чем температура тела, чего невозможно достичь при использовании памперсов.

У мальчиков культурно-гигиенические навыки формируются сложнее. Маль­чики отличаются повышенной чувствительностью к патогенным воздействи­ям окружающей среды (экология, социальные условия и т.д.). У них более вы­ражены аффективные реакции на разлуку с матерью, осложняющие адаптацию к дошкольному учреждению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...