Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательная область «Художественное творчество»




Образовательные задачи

Четвертый год жизни:

развивать эстетическое восприятие объектов и явлений природы (смена времен года, погода), произведений декоративно-прикладного искусства и книжной графики (иллюстрации Е. Чарушина, Ю. Васнецова);

— учить находить в объемном или плоскостном изображении черты знако­мых предметов, персонажей, явлений и называть их;

— в рисовании поощрять собственный выбор цвета материала, размера и фона листа бумаги, способа рисования для создания яркого образа (маз­ками, пятнами, штрихами, линиями);

— учить лепить из комка глины, соленого теста, пластилина, раскатывать комок между ладонями и на плоскости доски прямыми и круговыми движениями, создавать образ способом отщипывания, отрывания, сплю­щивания, вытягивания соединять готовые части;

— в аппликации учить приемам создания образа — расположению и после­дующему наклеиванию готовых частей предметов, в том числе геометри­ческих и растительных форм для украшения салфеток, ковриков и др. на белом или цветном фоне листа, соблюдать последовательность наклеива­ния элементов, ориентируясь на цвет и форму;

— создавать выразительные образы с помощью интеграции рисования, леп­ки, аппликации, используя приобретенные навыки и умения;

— учить оценивать результаты своего изобразительного творчества.

Пятый год жизни:

— знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (дымков­ская, филимоновская, богородская игрушка, семеновская или полхов-май-данская матрешка), произведениями разных видов изобразительного ис­кусства (живопись, графика, скульптура);

— объяснять значение слов: «художник», «музей», «выставка», «картина» и др., поощрять интерес к изобразительной деятельности;

— расширять тематику детских работ, учить самостоятельно находить сю­жеты для своих работ в окружающем мире и художественной литературе;

— учить передавать характерные особенности предметов, явлений природы;

— знакомить с цветовой гаммой, вариантами композиций и разным распо­ложением предметов и персонажей на листе бумаги;

— в рисовании учить создавать с натуры или по представлению образы знако­мых предметов, передавать их характерные признаки (цвет, форму, величину), создавать многофигурные композиции пейзажного и сказочного характера;

— в лепке создавать образы персонажей, передавать их настроение, обучать приемам зрительного и тактильного обследования формы, учить само­стоятельно находить способы соединения частей материала; расписы­вать вылепленные из глины игрушки;

— в аппликации составлять композиции из готовых или самостоятельно вырезанных элементов, использовать приемы обрывной аппликации, ак­куратно пользоваться ножницами;

 

 

— сочетать различные техники для создания выразительных образов в ин­дивидуальных и коллективных композициях;

— проявлять интерес и бережно относиться к результатам детского изобра­зительного творчества.

Содержание психолого-педагогической работы

Для обогащения содержания изобразительной деятельности воспитатель организует наблюдение за природой в разное время года, обращает внимание детей на ее красоту и разнообразие. В рисовании предлагает воспроизвести листопад, снегопад, радугу и другие явления природы, и дети сами выбирают фон, размер листа бумаги и ту цветовую гамму, которая им нравится.

В работе с детьми эффективны «сотворчество» со взрослым, использование игровых приемов. Беседы с детьми от лица того или иного персонажа (прине­сенная воспитателем игрушка) рождают у них живой интерес к образу, создают непринужденную обстановку на занятии, что тоже помогает развитию замысла.

Раскрывая тот или иной сюжет, дети сначала выбирают цветной фон (зеле­ная полянка, голубая вода, темное небо), а затем воспроизводят действие (жуки побежали по дорожке, цветы выросли на полянке, в окнах домов зажглись огни и т.д.). Воспитатель обращает внимание на выразительность форм, цветовую гамму, расположение на листе бумаги. В процессе рисования несколькими крас­ками дети знакомятся с разнообразием оттенков и их сочетаниями.

Занятия аппликацией могут предшествовать рисованию. Чтобы ребенок в рисунке смог передать движение, характерные особенности персонажа, воспи­татель на занятии по аппликации определенным образом располагает элемен­ты фигуры (птичка летит, клюет, повернула головку) и предоставляет детям возможность практического поиска расположения частей с целью передачи выразительности целого образа.

Дети знакомятся с изделиями народных мастеров сел Дымково, Филимоно-во, после чего сами расписывают вылепленные из глины игрушки.

Организуя коллективную работу, включающую рисование, лепку и аппликацию, воспитатель предлагает детям выполнить композиции: «Улица города», «Мы едем на дачу», «Прогулка в зоопарк». Каждый ребенок самостоятельно выбирает себе партнеров по интересам и находит место для своей работы в общей композиции.

Воспитатель консультирует родителей по организации изобразительной де­ятельности в семье.

 

Образовательная область «Музыка»

Образовательные задачи

Четвертый год жизни

Слушание музыки:

— приучать внимательно слушать от начала до конца небольшие музыкаль­ные пьесы или фрагменты более крупных сочинений;

— учить определять общее настроение музыки и ее первичные жанры (марш, песня, танец);

— различать средства музыкальной выразительности (низкий и высокий регистры, темп, динамику);

 

 

— вызывать эмоциональный отклик на музыку, двигательную импровиза­цию под нее (самостоятельно или в сотворчестве с воспитателем), отда­вая предпочтение небольшим, интонационно ярким программным пье­сам с преобладанием изобразительности;

— начинать знакомить со звучанием отдельных инструментов (фортепиано, скрипка);

— регулярно включать музыку для слушания в структуру музыкальных за­нятий; проводить интегрированные музыкальные занятия с использова­нием специально подобранных произведений художественной литерату­ры и изобразительного искусства, соответствующих музыке по настрое­нию и способствующих ее эмоциональному восприятию и пониманию

Музыкальное движение:

— дать почувствовать многообразие музыки, которую можно воплотить в движении;

— познакомить с разнообразием и выразительным значением основных ес­тественных движений (ходьбы, бега, прыжков), элементарными танцеваль­ными движениями, не добиваясь пока качественного их исполнения;

— развивать ориентировку в пространстве (помочь ребенку увидеть себя среди детей, в большом пространстве зала, помочь уйти от «стайки»), учить двигаться в разных направлениях;

— обучая элементарным танцам, начинать с танца «стайкой», переходить к парным танцам врассыпную и только потом по кругу;

— предлагать музыкально-двигательные сюжетные этюды и игры, развива­ющие эмоциональность и выразительность, музыкально-двигательное творчество («Зайчики идут в гости», «Котята играют с кошкой» и др.).

Пение:

беречь детский певческий и речевой голос, не допуская громкого пения и форсированного звучания речи, учить сначала подпевать, а затем петь легко и звонко;

— приучать правильно стоять во время пения, легко вдыхать, «нюхая цветок»;

— начинать специальную работу над интонированием мелодии голосом, не добиваясь пока ее чистого воспроизведения.

Игра на детских музыкальных инструментах:

~ учить играть на дерево-, металлозвучных и других ударных инструментах, опираясь на тембровый слух;

— поощрять ориентировочно-тембровый этап развития инструментальной импровизации, на котором ребенок исследует клавиатуру инструмента, прислушиваясь к тембрам его звучания;

— предоставлять возможность воспроизводить на детских музыкальных ин­струментах не только контрастные степени громкости (форте и пиано), но и переходы между ними;

— развивать чувство темпа, учить воспроизводить равномерную метричес­кую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также на различных детских ударных инструментах.

Музыкальная игра-драматизация:

— использовать в музыкальной игре-драматизации движение, игру на детских музыкальных инструментах, художественное слово, мимику и пантомиму;

 

— начинать с игр-драматизаций, не включающих песен, и, сводя к миниму­му словесный текст, в полной мере использовать движения, поручать в этих играх 1—2 роли взрослому;

— предлагать несложные, понятные и интересные сюжеты игры-драматиза­ции, музыкальный текст, яркий и высокохудожественный, доступный для воплощения детьми в движении, пении.

Театрализованная игра:

— включать в театрализованную игру музыкальные игры-драматизации, разыгрывание несложных сценок из жизни кукольных персонажей (раз­личные, в том числе доступные самим детям «техники вождения» ку­кол);

— приобщать к совместной согласованной игре, включающей индивиду­альные реплики, эмоциональное представление персонажей;

— обращать внимание на реакцию зрителей, побуждать к сочувствию пер­сонажам игры-драматизации или кукольного спектакля;

— использовать эти игры для воспитания потребности в интересном досуге, приобщать к культурным формам досуга.

Пятый год жизни

Слушание музыки:

— поддерживать желание и развивать умение слушать музыку, побуждать говорить о ее возможном содержании, делиться своими впечатлениями;

— знакомить с одним из главных средств музыкальной выразительности — мелодией и составляющими ее интонациями, используя яркие мелодич­ные пьесы (В. Калинников «Грустная песенка», П. Чайковский «Колы­бельная в бурю» и др.);

— продолжать знакомить с музыкальными инструментами и их звучанием (кларнет, флейта).

Музыкальное движение:

— учить воспроизводить в движениях характер менее контрастной двух- и трехчастнои музыки, самостоятельно определять жанры марша и танца и выбирать соответствующие движения;

— продолжать развивать музыкальное восприятие средствами музыкально­го движения: воспроизводить в движениях более широкий спектр средств музыкальной выразительности (тембровые, динамические и темповые из­менения, элементарные ритмические рисунки);

— особое внимание уделять основным естественным движениям (ходьбе, бегу, прыжкам), работая над их легкостью, пружинностью, координацией, развивать свободу и выразительную пластику рук;

— продолжать развивать ориентировку в пространстве (овладение общим пространством зала и его частями (центр, углы) в процессе движения всей группы и подгрупп);

— начинать знакомить с языком танцевальных движений как средством общения и выражения эмоций в различных танцах (подзадоривание, ут­верждающие притопы и др.);

—- развивать музыкально-двигательное творчество, учить использовать эле­ментарные мимические и пантомимические средства выразительности в музыкально-двигательных сюжетных этюдах и играх.

 

 

Пение:

— формировать певческие навыки, используя игровые приемы и известные детям образы;

— продолжать учить петь музыкально, интонационно чисто и выразительно;

— определив природные типы певческого голоса (высокий, средний, низ­кий), распевки и песни петь по голосам, следить за положением корпуса и головы ребенка во время пения, работать над дыханием;

— работать над каждым типом голоса в примарном диапазоне, укреплять его, не «тянуть» голос вверх;

— следить за тем, чтобы в окружении звучала нефорсированная, негромкая речь детей и взрослых, и за тем, чтобы пение детей было таким же не­громким и свободным.

Игра на детских музыкальных инструментах:

учить играть в ударном оркестре эмоционально и музыкально, развивать чувство ансамбля;

— продолжать развивать тембровый и динамический слух в игре на удар­ных и звуковысотных инструментах;

— добиваться овладения метрической пульсацией как основой ритмичес­кого рисунка и организующим началом музыкальной импровизации;

— знакомить со строением звуковысотных детских музыкальных инстру­ментов и способами игры на них.

Музыкальная игра-драматизация:

поддерживать желание участвовать в музыкальной игре-драматизации, решать игровые задачи, учить следить за развитием сюжета и вовремя включаться в действие, привлекать к изготовлению декораций и элемен­тов костюмов;

— предлагать воплощать каждый образ в движениях, обсуждать варианты исполнения (медведь — угрюмый, любопытный, задумчивый и т.д.), по­могать выбрать вариант, в наибольшей степени соответствующий харак­теру образа и содержанию сказки, поддерживать каждую творческую на­ходку ребенка;

— поддерживать проявления индивидуальности и элементы импровизации в ролевом поведении, музыкальном движении, речевом интонировании.

Театрализованная игра:

— использовать в театрализованной игре элементы музыкальной игры-дра­матизации;

— поощрять самостоятельные решения простых игровых задач, индивидуаль­ное и творческое исполнение своей роли, выразительный ролевой диалог;

— поддерживать инициативу участников, воспитателю оставлять за собой «режиссерскую» функцию;

— поддерживать активное участие в кукольных представлениях, вождение некоторых кукол, освоение простых техник кукловождения;

— помогать переносить элементы игровой драматизации в игры празднич­но-карнавального типа, а также в самостоятельные сюжетно-ролевые игры.

Содержание психолого-педагогической работы

Слушание музыки. Использование высокохудожественного и доступного де­тям музыкального репертуара.

 

 

Регулярность специальных занятий по слушанию музыки и их методически правильное построение (простые произведения исполняются без предвари­тельных объяснений, а дети говорят о том, что они услышали, более сложные требуют сначала введения в их содержание, затем прослушивания, и лишь по­том дети могут выразить свои впечатления в рисунках).

Высокий профессионализм музыкального руководителя: исполнительское мастерство, хорошая теоретическая и методическая музыкальная подготовка, педагогические знания и такт. Проявление уважения к ребенку, его мнению о музыке, праву слышать и оценивать ее по-своему, культуры и деликатности в общении с ним.

Использование на занятиях по слушанию музыки профессионально подо­бранных произведений других, более доступных ребенку видов искусства — изобразительного и художественной литературы.

 

Примерный репертуар

Четвертый год жизни

А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года» (оркестр), В.-А. Моцарт «Весенняя» (сопрано или детский хор), И. Гайдн «Детская симфония» 1 ч. (оркестр), Б. Флисс «Колыбельная» (детский хор), Р. Шуман «Смелый наездник» (ф-но), М. Глинка «Дет­ская полька» (оркестр или ф-но), П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (оркестр), «Осенняя песнь», «Подснежник» из цикла «Времена года» (ф-но), В. Калинников «Грустная песенка» (оркестр), С. Рахманинов «Итальянская полька» (ф-но или оркестр), Д. Шостакович «Полька» из Первой балетной сюиты (оркестр), С. Прокофьев «Дождь и радуга», «Пятнашки» (ф-но), Г. Свиридов «Попры­гунья», «Упрямец», «Музыкальный ящик» (ф-но), С. Слонимский «Кузнечик» (ф-но), В. Агафонников «Танечка, баю-бай-бай», «Драчун», «Обидели», «Сани с колокольчика­ми» (ф-но), рус. нар. песни: «Ах вы, сени», «Во саду ли, в огороде», «Пойду ль я, выйду ль я» (рус. нар. хор и оркестр).

Пятый год жизни

А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года» (оркестр), Л. Дакен «Кукушка» (кла­весин), Л. Боккерини «Менуэт» (оркестр), В.-А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» (оркестр), «Хор» из оперы «Волшебная флейта» (хор, оркестр, ф-но), К. Сен-Сане «Куры и петухи» (ф-но или оркестр), Ж. Ибер «Маленький беленький ослик» (оркестр), М. Глинка «Жаворонок» (голос, ф-но), П. Чайковский «Колыбельная в бурю» (сопра­но или хор, ф-но), «Марш деревянных солдатиков» из цикла «Детский альбом» (ф-но), «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» (ф-но), Д. Шостакович «Вальс-шутка» из Первой балетной сюиты (оркестр), С. Прокофьев «Петя и волк» (оркестр), Г. Свиридов «Звонили звоны», «Парень с гармошкой» (ф-но), Ф. Шуберт «Марш» соч. 51 №3 (ф-но), К. Дебюсси «Кукольный кэк-уок» (ф-но), В. Ребиков «Кукла в сарафане», «Паяц». «Игра в солдатики» из цикла «Игрушки на елке» (ф-но), Г. Свиридов «Колыбельная песенка» (ф-но), В. Агафонников «Табакерка» (ф-но), рус. нар. песни: «Ходила младе-шенька», «Я на горку шла», «Таусень», «А я по лугу», «Я гнала гусей домой» (рус. нар. хор, оркестр).

Музыкальное движение. Необходимо показать детям все многообразие му­зыки. Пьесы, используемые для движения, должны быть яркими в художествен­ном отношении, «двигательными» и доступными детям по настроению. Музы­кальные образы этих пьес — самые разнообразные; средства музыкальной вы­разительности — ярко контрастные сначала и менее контрастные в дальнейшем.

 

 

Форма пьес — вначале одно-, двухчастная, к концу четвертого года и на пятом году — трехчастная.

На занятиях как можно чаще нужно использовать образные движения, раз­вивающие у детей эмоциональность и выразительность (ребенок изображает зайчика, котенка и других персонажей).

Развивая основные движения, особое внимание следует уделять работе над пружинностью и легкостью в разнообразных видах ходьбы и бега, над свобо­дой рук и всего плечевого пояса.

Важно постоянно поощрять индивидуальные творческие проявления детей, побуждая их двигаться по-своему, по-разному, использовать метод сотворче­ства с воспитателем. Здесь также помогают игровые ситуации, в которых ребе­нок действует в роли какого-либо персонажа.

На четвертом году жизни необходимо проводить специальную работу по развитию ориентировки в пространстве. Если не работать над этим, в дальней­шем рассредоточить детей в пространстве зала, научить их двигаться свободно будет значительно труднее.

На музыкальном занятии с детьми четвертого года жизни очень важен по­каз движений взрослым. Поэтому желательно, чтобы с детьми двигался или сам музыкальный руководитель (тогда необходим аккомпаниатор), или хорошо под­готовленный воспитатель.

Приоритетное направление работы с детьми пятого года жизни — развитие основных движений. В этом возрасте усваиваются все виды ходьбы, бега, прыж­ков. Здесь уже меньшую роль играет прямой показ взрослого. Он важен на этапе разучивания, освоения движения, а затем достаточно только назвать его. Дети должны знать названия различных основных и танцевальных движений (высокий шаг, спокойная ходьба, легкий бег, мягкий бег, подскок, прыжки, пря­мой галоп, качание рук и т.д.).

Для занятий по музыкальному движению необходимы: просторный свет­лый зал с нескользким теплым полом и минимумом украшений, хорошо на­строенный музыкальный инструмент (пианино, аккордеон, баян), музыкальный центр с набором компакт-дисков с классической, народной и современной музыкой, набор разнообразных атрибутов для раздачи детям: ленты, султанчи­ки, игрушки, погремушки, колокольчики и т.д.

 

Примерный репертуар

Четвертый год жизни

Игровые упражнения: «Кто хочет побегать?» (лит. нар. песня в обр. Л. Вишкарёва), «Ходьба и бег» (латв. нар. мелодия), «Бегаем парами» (укр. нар. мелодия «Метелица» в обр. А. Алябьева), «Бодрая ходьба» (Л. Абелян), «Марш», «Весело шагаем» (Ж. Бизе «Хор мальчиков из оперы «Кармен»), «Ветерок и ветер» (Л. Бетховен «Лендлер»), «Гордый петушок развеселился» (франц. нар. мелодия), «Учимся танцевать» (рус. нар. песня «Ах ты, береза»), «Змейка» (В. Щербачёв «Куранты»).

Этюды: «Зайчик прыгает» (В. Агафонников «Маленький, беленький»), «Птички лета­ют» (Л. Банников «Птички»), «Вези меня, лошадка!» (муз. Е. Рагульской, ел. В. Татаринова «Лошадка»), «Вот какой я петушок!» (муз. Е. Рагульской, ел. Г. Бойко «Петушок»).

Игры: «Передай игрушку» (Т. Ломова «Мелодия»), «Зайки идут в гости» (М. Гедике «Колыбельная» фрагмент, М. Красев «Серый зайка умывается», рус. нар. песня «Заинька» в обр. Н. Римского-Корсакова), «Петух и курочки» (рус. нар. песня «Ах вы, сени» в обр. Г. Фрида), «Жеребята, домой!» (Н. Потоловский «Лошадка»).

 

 

Танцы: «Ладушки» (Н. Римский-Корсаков, фрагмент из оперы «Сказка о царе Сал-тане»), «Пляска с ложками» (рус. нар. песня «Виноград»), «Пляска с бубном» (укр. нар. песня «Ой, под вишенкою» в обр. А. Алябьева), «Отвернусь и повернусь» (рус. нар. песня «А мы просо сеяли»), «Танец в двух кругах» (М. Сатулина), «Елочка» хоровод (муз. М. Кра­сева, ел. 3. Александровой); хоровод «Елочка» (муз. и ел. Ф. Финкельштейн).

Пятый год жизни

Игровые упражнения: «Пружинки» (рус. нар. песня «Посеяли девки лен»), «Покажите руки» (франц. нар. мелодия в обр. Л. Вишкарёва), «Подпрыгивай легко» (англ. нар. песня «Полли»), «Бег» (Р. Леденев «Бегом»), «Смело идти и прятаться» (И. Беркович «Марш»).

Этюды: «А что я нашел!» (П. Чайковский «Веселая прогулка»), «Танец осенних лис­точков» (муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной), «Танцующие снежинки» (польск. нар. пес­ня «Снежинки»), «Зимняя игра» (муз. и ел. А. Мовсесян), «Медведь и зайцы» (муз. и ел. Ф. Финкельштейн), «Жуки» (венг. нар. мелодия в обр. Л. Вишкарёва), «На лугу» («Дудоч­ка-дуда» муз. Ю. Слонова, ел. нар.).

Игры: «Мячики прыгают, мячики покатились» (М. Сатулина «Веселые мячики»), «Игра в мяч» (муз. М. Красева, ел. С. Вышеславцевой), «Веселись, детвора» (эст. детская песенка в обр. Т. Попатенко, рус. текст И. Черницкой). «Игра в снежки с Дедом Морозом» (бел. нар. песня в обр. М. Разорёнова), «Поиграем в салют» (Л. Бетховен «Контрданс»).

Танцы: «Веселые воротики» (рус. нар. песня «Ай, все кумушки, домой»), «Куклы» (франц. нар. песня в обр. Ан. Александрова, рус. текст И. Мазнина), «Русский танец» («По улице мостовой» рус. нар. мелодия), «Пляска с платочками» (рус. нар. песня «Перевоз Дуня держала» в обр. Н. Сушевой), «Топ и хлоп» хоровод (муз. Т. Назаровой-Метнер, ел. Е. Каргановой).

Пение. У каждого ребенка необходимо выявить прежде всего по тембру тип звучания певческого голоса, определить общий и примарный диапазоны и в соответствии с этими данными разделить детей на три группы: с высокими, средними и низкими голосами.

В процессе специальных двигательных игровых упражнений развивать об­щую и специальную пластику, необходимую для резонансной настройки пев­ческого аппарата.

Использовать и укреплять в голосе ребенка примарный диапазон.

Перед работой над песнями распевать детей по голосам.

Формировать правильное, ненапряженное положение корпуса во время пе­ния: спина прямая, грудь развернутая. Занятия с хором необходимо сочетать с работой по подгруппам голосов и индивидуальной работой.

Вокальный репертуар должен позволять всем детям участвовать в хоровых занятиях и петь в удобной для них тесситуре. Организация такого репертуара предполагает транспонирование имеющихся песен в нужные тональности, ис­пользование песен, в которых запев и припев удобны детям с разными голосами.

Примерный репертуар

Четвертый год жизни

«Колыбельная зайчонка» (муз. В. Карасёвой, ел. Н. Френкель), «Ладушки» (рус. нар. прибаутка в обр. Н. Римского-Корсакова), «Сорока-сорока» (рус. нар. прибаутка), «Пету­шок» (рус. нар. прибаутка в обр. М. Красева), «Жучка» (муз. Н. Кукловской, ел. С. Федор-ченко), «Кошка, как тебя зовут» (муз. М. Андреевой, ел. Г. Сапгира), «Плачет котик» (муз. М. Парцхаладзе, ел. П. Синявского), «Петушок» (муз. Ю. Тугаринова, ел. М. Павловой). «Петушок» (рус. нар. песня в обр. М. Красева), «Зайчик» (рус. нар. песня в обр. Г. Лобачёва)

 

«Елочка» (муз. М. Красева, ел. 3. Александровой), «Птичка» (муз. М. Раухвергера, ел. А. Барто), «Маленькая Юлька» (словенская нар. песня в обр. Е. Туманян, рус. текст 3. Александро-зой), «Куколка Маша» (муз. и ел. С. Невелыптейн), «Шапка да шубка» (рус. нар. прибаут­ка), «Солнышко, встань!» (муз. А. Филиппенко, ел. нар.).

Пятый год жизни

«Кошка» (муз. Ан. Александрова, ел. Н. Френкель), «Дождик» (рус. нар. попевка в обр. Т. Попатенко), «Белые гуси» (муз. М. Красева, ел. М. Клоковой), «Самолет» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найдёновой), «Паровоз» (муз. 3. Компанейца. ел. О. Высотской), •Андрей — воробей» (рус. нар. песня в обр. Ю. Слонова), «Барашеньки» (рус. нар. песня в обр. Н. Френкель), «Кукушечка» (рус. нар. песня в обр. И. Арсеева), «Осень» (муз. Ю. Чичкова, ел. И. Мазнина), «Про мишку» (муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной), «Новогодний хоровод» (муз. А. Островского, ел. Ю. Леденёва). «Как на тоненький ледок» (рус. нар. песня), «Горка и Егорка» (муз. Ю. Блинова, ел. С. Поликарпова и И. Шаферана), «Кто мне песенку споет» (муз. Е. Ботярова, ел. Р. Сефа), «Лошадки» (муз. Р. Лещинской, ел. Н. Кучинской, пер. с польского Н. Найдёновой), «Кискино горе» (муз. А. Петрова, ел. Б. Заходера), «Солнышко» (рус. нар. песня в обр. В. Кикты), «Про водичку» (муз. В. Жубинской, ел. И. Михайловой), «Ой, заинька по сеничкам» • рус. нар. песня в обр. Л. Абелян).

Игра на детских музыкальных инструментах. Первый оркестр, в котором играет ребенок, — ударный. В нем, как и во всех других видах оркестров и ансамблей, развивается вся система музыкальных способностей, но главным образом — тембровый слух и чувство ритма. Музыкальный репертуар, предла­гаемый для игры в ударном оркестре, составлен с учетом возможности выбора ударных инструментов, тембр которых соответствует звучанию пьесы.

Параллельно решается задача воспроизведения равномерной метрической пульсации. Если с тембровыми задачами дети начинают справляться достаточ­но скоро, то для овладения метрической пульсацией им необходимо значи­тельное время. Вся группа лишь к 5 годам начинает воспроизводить ее без ошибок, и этого нужно добиться обязательно, поскольку метрическая пульса­ция — основа овладения ритмическим рисунком.

Один из педагогических приемов — совместное музицирование взрослого и ребенка на фортепиано или каком-либо другом клавишном инструменте. Ребе­нок, воспроизводя в этих условиях метрическую пульсацию на одной клавише в нижнем или верхнем регистре, легче овладевает ею.

Подбор по слуху способствует формированию импровизации, если ребенку регулярно предлагать творческие задачи, а овладение метрической пульсацией становится ее организующим началом.

Важнейшее условие успешной работы с детским оркестром — наличие мно­гообразных, разного тембра ударных инструментов и чисто настроенных зву-ковысотных.

 

Примерный репертуар

С. Соснин «Начинаем перепляс», В. Шаинский «Мир похож на цветущий луг», С. До-рохин «Как на пишущей машинке», Г. Богино «Дятлу весело, дятлу грустно», Е. Попля-нова «Слово на ладошках», Ф. Госсек «Гавот», Д. Кабалевский «Ежик», В.-А. Моцарт «Колокольчики звенят» (отрывок из оперы «Волшебная флейта»), «Менуэт», «Казачок» (укр. нар. песня в обр. Н. Ризолла), «Дон-дон» (рус. нар. песня в обр. Р. Рустамова), Т. Заха­рьин «Осенний дождичек», «Тень-тень» (рус. нар. песня в обр. Ю. Слонова), А. Абрамов

 

 

«Начинаем мы считать», П. Чайковский «Танец маленьких лебедей» (из балета «Лебе­диное озеро»), «Марш деревянных солдатиков» (из цикла «Детский альбом»), «Дождик» (рус. нар. песня в обр. Т. Попатенко), Д. Кабалевский «Маленькая полька», Н. Римский-Корсаков «Белочка» из оперы «Сказка о царе Салтане», «Ах вы, сени» (рус. нар. песня), С. Рахманинов «Итальянская полька», Д. Шостакович «Шарманка», В. Агафонников «Сани с колокольчиками».

Музыкальная игра-драматизация, театрализованная игра. Возрастные воз­можности младших дошкольников определяют тип и степень сложности му­зыкальных игр-драматизаций, чаще всего сказок.

Сюжет игры-драматизации должен быть несложным, понятным и интерес­ным детям. Ее музыкальный текст, яркий и высокохудожественный, должен быть доступным для воплощения детьми в движении, оркестре, пении.

Первые игры-драматизации либо совсем не включают песен, либо 1—2 для хорового исполнения (в удобной для детей тональности). Минимальным дол­жен быть и исполняемый детьми словесный текст. Зато движения, несущие основную смысловую нагрузку и чаще всего имеющие коллективный характер, могут быть представлены в полной мере.

В этих играх 1—2 роли можно поручить взрослому, который организует де­тей, вдохновляет их своим примером на свободное и выразительное воплоще­ние образов. Так, в игре-драматизации «Цыпленок» (муз. В. Кузнецова) взрос­лый может сыграть Курочку-маму, которая заботится о своих цыплятах, учит их уму-разуму и спасает от Черного кота.

Прежде чем приступить к работе с детьми над тем или иным спектаклем, необ­ходимо составить общий план его мизансцен в конкретном помещении, проду­мать и начать готовить возможные декорации и костюмы. Хорошо, если они будут достаточно условными, оставляющими место для работы воображения, и легкими, чтобы дети хотя бы частично могли изготовить и установить их сами.

Подготовкой к игре-драматизации является вся предлагаемая в программе система работы по музыкальному движению (в особенности над образными этюдами), пению и художественной речи. Кроме общей должна быть продума­на и проведена специальная подготовка к конкретному спектаклю.

Перед разучиванием музыкальной игры-драматизации надо дать детям про­слушать ее от начала до конца. Воспитатель может проиграть музыку на форте­пиано и пропеть вокальные партии, если они есть, сопровождая свой показ небольшими комментариями.

Приступая к работе над каким-либо образом, взрослый должен ясно пред­ставлять себе его характер, рисунок движений и их композицию. Часто дети сами подсказывают оригинальные решения тех или иных элементов образа.

На коллективных занятиях сначала можно предложить детям воплотить каж­дый образ в движениях, а затем обсудить варианты исполнения. Медведь, кото­рый встречает в лесу Колобка (рус. нар. сказка «Колобок», муз. Н. Сушевой), у одного ребенка может быть угрюмым, у другого — любопытным, у третьего — задумчивым и т.д. Воспитатель помогает детям выбрать вариант, в наибольшей степени соответствующий характеру образа и содержанию сказки. Важно быть очень тактичным в анализе детского исполнения, высоко оценивать каждую творческую находку, чтобы не погасить воображение и не испортить ребенку настроение.

 

Самый сложный момент — сведение всех разученных сцен в одно целое. го надо делать постепенно, а весь спектакль проигрывать перед показом не более 2—3 раз.

Игра-драматизация не должна доводиться до состояния идеально отточен-аого спектакля, который готовится целый год, в этом случае она утрачивает очество импровизационности и успевает надоесть детям. Развивающая функ-_^ш этого вида деятельности будет реализована в большей мере при постанов­ке ежегодно 2—3 небольших спектаклей.

Примерный репертуар

Музыкальные картинки по сказке К. Чуковского «Цыпленок» (В. Кузнецов «Цыпле­нок»), музыкальная игра-драматизация по рус. нар. сказке «Колобок» (муз. Н. Сушевой).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...