Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уплотнение вант-путенсов , проходящих через палубу




Если вант-путенсы все же проходят через палубу, их следует, по возможности, пропускать сквозь приподнятый над уровнем палубы выступ или обойму (рис. 43), поскольку в этом случае упрощается обеспечение герметичности соединения.

Уплотнение 1 вант-путенса, находящегося на уровне палубы, всегда покрывается водой, появляющейся на палубе при дожде или забрызгивании, а если вода течет по палубе сплошным потоком или судно идет с таким большим креном на подветренный борт, что предохранительный буртик оказывается в воде, то уплотнение будет испытывать еще и некоторое давление. Следовательно, если уплотнение негерметично и через него возможна течь, то вода будет проникать вниз всякий раз, когда палуба станет мокрой, даже при легком дожде или просто обильной росе. А в случае большого скопления воды на палубе, например, при крепком ветре, течь, по всей вероятности, окажется значительной.

Если уровень, на котором вант-путенс проходит через палубу и уплотняется, поднять, например, отформовав выступ или обойму, то уплотнение расположится выше уровня воды, собирающейся на палубе при дожде или забрызгивании, а упомянутые отформованные конструктивные элементы будут играть роль естественных.ограждений. И в данном случае уплотнение может очутиться в воде при погружении буртика с подветренного борта, но обычно это случается довольно редко. Кроме того, выступ или обойма позволяют создать надежное уплотнение на большей длине.

В некоторых случаях вместо выступов и обойм можно использовать формованный предохранительный буртик или отогнутую вверх полку палубы в месте соединения ее с корпусом. Применяя в процессе оснащения,,сухие" способы крепления, необходимо тщательно заделывать предохранительный буртик или подкладную планку.

Рис. 43. Уплотнение вант-путенсов, проходящих сквозь палубу: а - неудачная конструкция; при негерметичности уплотнения вода будет проникать вниз; б - отформованная вокруг вант-путенса обойма позволяет поднять уплотнение выше уровня находящейся на палубе воды; способ пригоден лишь в тех случаях, когда положение вант-путенса определено до начала формования; в - вант-путенс проходит через формованный предохранительный буртик, что позволяет поднять узел уплотнения над уровнем палубы; г - вант-путенс пропущен сквозь надежно заделанный предохранительный буртик из дерева.

Уплотнительный материал должен неизменно сохранять свою эластичность и не стареть. Ни шпаклевка, ни смола не обладают достаточной эластичностью (см. § 1.23), поэтому применение обычной шпаклевки или приформовка вант-путенсов к палубе приведет к бесконечным заботам и неприятностям. За вант-путенсами, проходящими сквозь палубу, требуется постоянный уход. Идеальное решение - использование для уплотнения эластомерного материала: трубки из полисульфидной, силиконовой, полибутадиеновой или неопреновой резины.

Растяжение и направленный внутрь прогиб вант-путенса на судне, идущем под парусом при свежем ветре, не говоря уже о случайных ударах, вызывают перемещения, достаточные для растрескивания любого хрупкого уплотнительного материала. Правда, наибольшие напряжения испытывает такелаж, расположенный с наветренного борта и не омываемый водой. Такелаж подветренного борта всегда несколько ослаблен. Это значит, что когда вант-путенс наиболее интенсивно смачивается водой, перемещения отсутствуют и усилия не воздействуют на него. И все же если уплотнительный материал не обладает достаточной эластичностью, вода найдет любые неплотности, вызванные действием нагрузок и перемещениями во время предыдущего галса.

Носовой штаг

Носовые штаги устроены проще, чем ванты, поскольку они крепятся к такой части судна, которая обладает естественной прочностью. Хорошо отформованный форштевень вряд ли нужно дополнительно усиливать, а присоединительным элементом для штага чаще всего служит массивная планка, которая присоединяется к форштевню крепежными деталями, расположенными на значительном расстоянии одна от другой. Форштевень, являющийся основным конструктивным элементом судна, обычно имеет настолько развитое поперечное сечение, что его прочности оказывается вполне достаточно для надежного крепления носового штага.

Главный, или внутренний, носовой штаг иногда смещают от верхней оконечности форштевня внутрь судна, и он проходит сквозь палубу. Обычно так бывает на судах с удлиненной, нависающей носовой частью. Носовой штаг, проходящий сквозь палубу, крепится к форштевню в его нижней части, поскольку маловероятно, чтобы палуба обладала достаточной прочностью и могла бы сама выдержать такое крепление. Иногда штаг крепится к специально устанавливаемой на палубе арматуре. При этом внутренняя сторона арматуры соединяется с форштевнем отдельным тросом или стяжкой из металлического прутка. Указанный способ позволяет избежать забот, связанных с необходимостью уплотнения штага, проходящего сквозь палубу.

Крепить штаг к нижней части форштевня под палубой следует пропущенными насквозь болтами, в противном случае возникает опасность расслоения. Правда, это не относится к форштевню острой клиновидной формы, если нагрузка в точке крепления достаточно рассредоточена, а крепежное устройство надежно заделано внутри форштевня.

Фордуны

Стоячие фордуны можно рассматривать как ванты. Обычно их крепят на кормовом подзоре или на транце судна, используя боканцы. Если же фордуны выполняют разветвленными или сдвоенными, то их крепят на кормовых скулах. Места крепления фордунов на кормовых скулах можно сделать очень прочными, поскольку этому способствует сама форма скул, и, кроме того, нетрудно при необходимости увеличить их толщину. Основанию боканца нужна надежная опора. Соединение будет прочнее, если опереть боканец в транце на уровне палубы, а не крепить к палубе болтами. В случае же крепления его болтами для повышения надежности соединения к основанию боканца нужно приформовать или прикрепить специальный выступ.

Яхты с высокими скоростными и маневренными характеристиками часто снабжают механическими или гидравлическими устройствами для обтяжки фордунов. Такие устройства позволяют получить очень большие усилия натяжения при условии, что крепительные планки установлены весьма надежно, а корпус снабжен надлежащими подкреплениями. Следует иметь в виду, что нередко системы различных сложных устройств, применяемые для обтяжки такелажа, превращаются лишь в дорогостоящие средства сгибания корпуса судна и придания ему контуров банана. Если корпус не обладает достаточной жесткостью, то усиленная обтяжка такелажа будет бессмысленной. Не устанавливайте мощных устройств для обтяжки такелажа на судно, спроектированное без учета их установки, если вы предварительно не усилили места крепления такелажа, стеклопластиковую конструкцию вокруг этих мест, степс мачты и вообще весь корпус судна. В противном случае могут возникнуть серьезные повреждения.

Результирующее тянущее усилие, действующее на бегучую часть фордуна, прикладывается между неподвижным его участком и прикрепленным к палубе. Хвостовики крепительных планок отгибаются на соответствующий угол. Тянущее усилие, действующее на направляющую, сосредоточено в точке обтяжки и может быть очень большим. Здесь необходимо более значительное подкрепление. Усилие, прикладываемое к рычагу, теоретически действует вдоль палубы, но может быть направлено и вверх, если обтяжка происходит под нагрузкой. Рычаги и направляющие являются частью такелажа и должны быть надежно прикреплены к палубе, имеющей усиления.

Степс мачты

На современных яхтах степс мачты в большинстве случаев располагается на палубе или на крыше каюты. При этом каюта становится более свободной и устраняется один из источников течи. Степс мачты либо отформовывают в палубе, что исключает возможность регулировки его положения или замены, либо изготовляют отдельно из металла или в виде формованной конструкции.

При установке степса мачты на палубе внизу должна быть обеспечена надежная опора. Ею может служить главная переборка или стальной пиллерс, идущий вниз до киля. При двухкилевой схеме необходим поперечный флор. На яхтах меньших размеров, где нет переборок, в качестве опоры используют формованные палубные бимсы или стальную балку, которые передают нагрузки на борта или полупереборки. Обратите внимание на то, что палубный бимс должен быть продолжен вниз по бортам каюты до прочной части конструкции; при этом по углам необходимо устанавливать ребра жесткости, а вблизи не должно быть проемов для иллюминаторов, ослабляющих конструкцию.

Переборки с большими вырезами следует подкреплять в верхней части палубным бимсом или стальным уголком.

Крышу каюты в районе установки степса мачты необходимо подкрепить снизу, чтобы она могла воспринимать значительную сосредоточенную нагрузку. Подкреплением часто служит специально отформованная выпуклость в палубной конструкции, заполнения деревянным вкладышем или стальной пластиной. В трехслойную конструкцию в этом случае нужно устанавливать сплошной вкладыш.

Традиционным способом является установка мачты в степс, Находящийся на киле; при этом мачта проходит сквозь палубу. Для распределения весьма значительной сосредоточенной нагрузки в киль следует установить деревянный вкладыш или стальную опорную плиту. Хотя киль представляет собой самую прочную и жесткую часть формованного судна, по жесткости он все же уступает толстым массивным брусьям, из которых обычно изготовляют кили деревянных судов. Направленная вниз сила давления мачты при современном бермудском парусном вооружении велика, и очень важно распределить эту сосредоточенную нагрузку на значительную часть киля. Степс мачты нужно устанавливать на нечто массивное, лучше всего на балластину. Он не должен опираться на пустотелую конструкцию, например, на тонкую оболочку трюмного настила.

Для образования нижней части треугольника мачта - такелаж - корпус и противодействия сдавливающему воздействию мачты и такелажа на корпус необходимы прочные шпангоуты или переборки.

Палубу можно отформовать с приподнятым кверху буртиком вокруг отверстия для прохода мачты. Это позволит облегчить уплотнение и создать естественное ограждение, защищающее отверстие от попадания в него находящейся на палубе
воды.

Буртик служит хорошим основанием для юбки и дает возможность отказаться от применения мачтовых клиньев, чтобы не допустить попадания воды внутрь узла крепления мачты. Кромки такого буртика необходимо уплотнять. Поскольку формованная палуба имеет меньшую толщину, чем деревянная, и не столь массивна, то в случае применения мачтовых клиньев благодаря наличию защитного буртика для них создается достаточно развитая опорная поверхность. Следует избегать применения жестких мачтовых клиньев, которые при усердном заколачивании могут повредить формованную палубу. Для предотвращения подобной неприятности палубу вокруг отверстия необходимо надежно укрепить, например, путем увеличения ее толщины и установки толстой деревянной планки. Однако целесообразнее применять эластичные клинья или резиновое уплотнение. В палубный настил трехслойной конструкции следует установить вкладыш.

Если выступ вокруг мачты отформован за одно целое с палубой, то при смене рангоута или изменении положения мачты возникают затруднения. Буртик или обойму лучше отформовывать отдельно, тогда их можно крепить болтами или приформовывать в любом нужном положении.

§ 7.6. Кофель-планка

Если степс мачты находится на палубе, то установка кофель-планки рядом с мачтой не приводит к осложнениям. Направленное вверх тянущее усилие, создаваемое фалами, уравновешивается направленной вниз силой давления мачты. Сама же планка, как и вант-путенсы, испытывает усилие, направленное вверх.

Если степс мачты расположен на килевой балке, то кофель-планка явно тянет палубу кверху. Поэтому в месте установки кофель-планки под палубой должен проходить массивный бимс, а еще лучше - стяжка из стального прутка или троса, связывающая крепящие планку болты со степсом мачты. То же относится и к блокам, если фалы протянуты к лебедкам.

Бегучий такелаж

Бегучий такелаж обычно создает нагрузки в тех местах, где тросы закрепляются на крепительных утках или проходят через киповые планки (см. гл. 6). В этих случаях очень важно обеспечить равномерное распределение нагрузки под арматурой.

Погон или направляющую блока грота-штока следует надежно укреплять, а поскольку рабочее усилие направлено главным образом вверх, крепление должно производиться пропущенными сквозь палубу болтами к палубному бимсу или переборке.

Некоторые паруса могут быть притянуты прямо к палубе. Соединение с палубой проушин для крепления таких парусов должно быть надежным, а палубу в месте их установки необходимо усилить. Таким способом часто крепят передние паруса, при этом создается значительное тянущее усилие, направленное вверх. Для правильной постановки передние паруса необходимо хорошо натянуть с помощью лебедки или талей. Следовательно, значительное начальное усилие возникает еще до того, как паруса наполнятся ветром. Передняя шкаторина не должна иметь слабины, поэтому податливость палубы в месте крепления к ней парусов совершенно недопустима. Принимая это во внимание, при легкой конструкции палубы может понадобиться стяжка из троса или прутка, идущая вниз к форштевню. Впрочем, такой парус обычно поднимается на леере, для которого все равно необходима подобная стяжка. Поскольку усилие натяжения при генуэзском стакселе может быть приложено в любой точке погона, последний должен быть прикреплен пропущенными насквозь болтами по всей длине и снизу установлен на подкладной планке. Крепление винтами, ввернутыми во вкладыши или буртики, приводит к неприятностям. В случае крепления к деревянному буртику нужно для надежности использовать болты. Обычно в течение срока службы судна его такелаж заменяется. Поэтому следует предусмотреть возможность свободного доступа ко всем креплениям; они не должны находиться за несъемной обшивкой или облицовкой

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...