Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Двигательная активность школьника на уроках физической культуры.




Школьный возраст - время, когда формируются основной фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярность занятий физической культурой позволяет направленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствует росту. [25]

Холодов Ж. К. [33] считает, что двигательная активность включает в себя сумму движений выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.

Литвинов Е. Н. [25] отмечает, что двигательная активность – это естественная потребность человека в движении. Количество шагов, которые совершает человек в течение какого-либо периода, составляет объём двигательной активности. Ученые выяснили, что норма двигательной активности школьников- 18-25 тысяч шагов в течение дня, или 3,5-4,5 часа ходьбы.

При свободном режиме в летнее время за сутки дети 13 – 14 лет от 12 до 16 тысяч движений. Естественная суточная активность девочек на 16-30 % ниже, чем у мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания. В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, всё более уменьшается.

Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объём суточной двигательной активности.

Учёные установили, какой объём суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений (табл.1).

 

Таблица 1

Двигательная активность учащихся средних классов при разных видах мышечной деятельности (по Н. Т. Лебедевой)

Вид мышечной деятельности Продол- житель- ность, (мин.) Объём движений, (шаги)  
Мальчики Девочки

 

Утренняя гимнастика (дома)  
400-500 500-700

 

Гимнастика на уроке (в школе)  
200-300 300-400

 

Физкультпауза на уроках и при самостоятельной работе    
120-150 150-200

 

Подвижные игры на переменах: больших малых на уроках физкультуры на открытом воздухе     60-90     700-1000 800- 1200 400-500 500-600 1200-3240 3000-4000 4000-5000
Внеклассные занятия   6840-9120

Примечание. В зависимости от содержания за урок физической культуры мо-

жет быть обеспечено до 43-57 % суточного числа движений. [33]

В.И. Дубровский (13) условно разделяет двигательную активность на три вида:

1) физическую активность во время обучения;

2) общественно-полезную активность в процессе физического

воспитания;

3) спонтанная физическая активность в свободное время.

Нормой суточной двигательной активности является наличие (20-24 %) динамической работы в дневном распорядке, то есть 4-5 уроков в неделю. Два урока физкультуры в неделю компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11 %. Для нормального развития девочек необходимо 5-12 часов в неделю, а мальчиков 7-15 часов занятий разного характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, утренняя гимнастика и другие). [13]

Ашмарин Б. А. (2) отмечает, что двигательные возможности детей обусловлены специфическими для каждого возраста морфофункциональными и психологическими особенностями.

Волковым В. М. (8) были проведены исследования по выявлению возрастных особенностей формирования двигательных умений и навыков в процессе физического воспитания.

Полиевский С. А. (29) отмечает, что необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность, которая является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма, повышения работоспособности и выносливости. Ни одно лекарство не даёт такой прекрасной возможности нейтрализовать вредные последствия нервных перегрузок, какую даёт физическая культура. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, двигательной активности, обусловливающей появление гиподинамия, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82-85 % дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Малоподвижное положение за партой или учебным столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечнососудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. [13].

Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает

почти на 50 %, снижаясь от младших классов к старшим, девочки делают в

сутки меньше шагов, чем мальчики. Двигательная активность в воскресные

дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает. [31]

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогает перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают деятельность желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. [28]

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем в организме человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. [9]

Учителя-практики в своей работе с воспитанниками большое внимание обращают на повышение общей и физкультурной грамотности учащихся, на осознание ими своего физического самосовершенствования ради собственного здоровья и готовности к грядущей взрослой жизни. Очень важно на уроках сочетать двигательные упражнения с теоретической подготовкой, с объяснением и показом возможностей человеческого организма, демонстрацией путей его познания и укрепления. (20)

Недаром, одной из основных задач физического воспитания в среднем школьном возрасте и на протяжении всего периода обучения в школе является воспитание привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта; уметь самостоятельно организовывать активный отдых. (34)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...