Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменение его политической и этнической карты




В Х–ХIII вв. у восточных адыгов наблюдается дальнейшее развитие экономики, культуры и рост политического влияния на соседние народы. В этот период значительно увеличивается их численность. Бурное развитие земледелия и животноводства, в том числе и коневодства, требовало увеличения пахотной земли и пастбищных угодий, в связи с чем этот процесс сопровождался и дальнейшим освоением новых земель. Продолжали проживать между многочисленными адыгскими народностями различные пришлые племена, что значительно способствовало дальнейшему разрыву их экономических, этнокультурных и политических контактов. Словом, и в этот период продлился процесс дальнейшего обособления восточных адыгов от

западных.

Вместе с тем на Центральном Предкавказье Кабарда стала играть доминирующую роль и оказывать значительное влияние на соседние народы. Укреплению могущества Кабарды способствовали не только внутренние факторы, но и распад такого мощного союза племен, как аланского, жившего в непосредственной близости с ней. По утверждению католического монаха Юлиана, посетившего Аланию в 30-е гг. ХIII в., в этой стране «сколько местечек, столько князей, из которых никто не считает себя подчиненным другому. Здесь постоянная война князя с князем, местечка с местечком».

Хотя адыги в определенные исторические периоды их истории, когда этого требовала обстановка, выступали союзниками алан в борьбе с общим врагом, все же для них Алания была на Северном Кавказе серьезным соперником в распространении своего влияния на соседние народы, их экономику и культуру. Таким образом, в лице Алании Кабарда потеряла в ХIII в. сильнейшего конкурента и соперника на Северном Кавказе.

Однако в очередной раз прерывается относительно мирный процесс развития Кабарды с появлением к этому времени другого мощного врага для всех народов Северного Кавказа, в том числе и адыгов. Это были татаро-монгольские полчища, которые вторглись в пределы края и разрушили не только экономику и культуру северокавказских народов, но и на многие годы задержали их развитие.

Пагубными были последствия татаро-монгольского нашествия на Северный Кавказ особенно для адыгских народов. Помимо значительных негативных экономических и культурных последствий, это нашествие фактически поставило точку в окончательном разъединении адыгов и обособлении восточных от западных. В результате этого Кабарда окончательно потеряла всяческие связи с северо-западными родственными адыгскими народностями, и она теперь все чаще и чаще выступает как самостоятельная политическая единица. Другими словами, теперь восточные адыги выступают как отдельная кабардинская народность.

Однако следует отметить, что татаро-монгольское нашествие положило конец в ХIII в. и половецкому господству на Северном Кавказе (половцы (кипчаки) – тюркоязычный народ; с ХI в. жили в южнорусских степях). В ходе заво- евания многочисленных народов в 40-е гг. ХIII в. татаро-монголы создали феодальное ханство под названием Золотая Орда. В нее входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария (тюркоязычные племена), Крым, степи от Волги до Дуная, Северный Кавказ. Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости. Столицы: Сарай - Бату, с 1-й половины ХIVв.– Сарай – Берке (Нижнее Поволжье). В ХV в. распалась на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и др. ханства. А вообще Русь находилась под игом татаро-монголов с 1243-го по 1480 г. до окончательного свержения его Иваном III в 1480 г.

Таким образом, татаро-монгольское завоевание принесло не только разорение и физическое уничтожение многих тысяч представителей народов Северного Кавказа, но также очередной раз изменило политическую и этническую карту края. Было разрушено единство адыгских народов, на многие годы задержано их экономическое и культурное развитие. Население Северного Кавказа по своему национальному составу стало еще пестрее. Были ослаблены связи адыгских народов с Русью и другими странами. Однако следует отметить, что татаро-монголы не сразу завоевали Северный Кавказ и не всегда его народы были от них зависимы в одинаковой степени. И ХIII в. явился важнейшим периодом в истории Азии и Восточной Европы. В 1221 г. многотысячная армия Чингисхана опустошила большую часть территории Закавказья и в 1222 г. прорвалась через Дагестан на Северный Кавказ. В 1222–1223 гг. была осуществлена попытка объединения сил аланов и половцев (кипчаков) для отпора врагу, но последние предали алан

и не захотели выступать против татаро-монголов, которые по очереди разгромили и алан, и половцев (кипчаков). Они были рассеяны по всему региону, многие ушли в неприступные горы, где нашли убежище, часть в Приазовскиестепи, другая – за Днепр.

Однако агрессивная политика монголо-татар на Се- верном Кавказе на этом не закончилась. Это была своего рода проба сил народов Северного Кавказа, и с 1237 г. татаро-монголы начинают широкомасштабную политику

завоевания Руси и Северного Кавказа. Письменные источники сообщают, что в 1237 г. монголы «пошли походом на черкесов и убили государя тамошнего по имени Тукара». Именно со времени татаро-монголов чаще всего начали называть адыгов черкасами (черкесами); термин «черкес» в форме «секесут» упоминается уже в 30-х гг. ХIII в. в монгольской хронике «Алтан тобчи» (Золотое сказание).

Впоследствии термин «черкес» становится широко известным во всех восточных (арабских и персидских) и западноевропейских источниках. К ХVв. он прочно утверждается для обозначения всех адыгов, а вся территория, занимаемая ими, стала называться Черкесией. Одни ученые связывают его с этнонимом одного из меотских племен керкетов. Другие же считают, что он возник в тюркоязычной среде. Надо полагать, что термин «черкес» возник именно в среде татаро-монголов, потому что со времени их нашествия он прочно входит в употребление во многие языки. В 1238 г.,

после упорных боев, татаро-монголы завоевали Аланию и взяли штурмом ее столицу Магас.

Таким образом, в результате кровопролитных военных действий 1237 1240 гг. татаро-монголы захватили большую часть Северного Кавказа. Но не все адыгские народности были покорены ими в этот период. Например, западные адыги еще оставались свободными от татаро-монголов, а кабардинцы продолжали борьбу против них, и их взаимоотношения носили неустойчивый характер. По свидетельству бывшего французского дипломата Вильтельма Рубрука, во второй половине ХIII в. – до середины ХIVв. часть адыгов признавала над собою власть Золотой Орды и платила ей дань, а другая продолжала борьбу за свою независимость. Поэтому татаро-монголы постоянно держали крупные военные силы в непосредственной близости к адыгам и совершали частые набеги на их земли. Крупные военные силы татаро-монголов стояли в Татартупе, Нижнем Джулате (Малая Кабарда). С ХIV в. взаимоотношения адыгов, алан и других народов с Золотой Ордой становятся такими, что они стали выступать нередко как союзники, и адыгские, аланские воины состояли в татаро-монгольских войсках. Более того, некоторые татарские военачальники и руководители отдавали своих детей на воспитание кабардинцам. В частности, Токтай-хан отдал на воспитание адыгским князьям- аталыкам своего малолетнего племянника – царевича Узбек-хана, который впоследствии, отравив Токтай-хана, захватил власть в Золотой Орде. При нем она достигла наи- высшего расцвета и ислам стал ее государственной религией. В столице Золотой Орды Сарай-Берке (Щэрай – по-кабар- дински.– К. У.) проживало немало адыгов, в нем даже был отдельный черкесский квартал. Арабский путешественник Ибн-Батута, который бывал в 1333 г. в Сарай-Берке, говорил, что этот город – один из красивейших и в нем проживают разные народы: монголы – это настоящие жители страны и владыки ее, некоторые мусульмане; асы, кипчаки, черкесы, русские и византийцы… каждый народ живет в своем участке (квартале. – К. У.) отдельно». Было время в истории Золотой Орды, когда власть Великого хана занимал Хаджи-Черкес (1367). Во второй половине ХIV в. наблюдается упадок могущества Золотой Орды, и вскоре после знаменитой Куликовской битвы она окончательно ослабла.

В ХV в. адыги продолжали находиться в подчинении татар. Территория Кабарды в начале ХV в. являлась татарской областью Бестан (Бештау) с главным гор. Жулат. Наряду с татарами постоянно на кабардинцев нападали ногайцы, кочевавшие у р. Кума. Воевали с кабардинцами и крымские татары.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...