Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сконструированные зрительные образы




Человек конструирует мысленный образ того, чего ему не доводилосьвидеть, либо по-новому сочетает хранимые в памяти картины. Он буквально"выстраивает их в голове". Чтобы выявить соответствующее движение глаз, выможете, например, спросить собеседника: "Как выглядела бы эта комната, еслибы стены были ярко-голубые в желтую полоску?"

Вспоминаемые зрительные образы

Человек пользуется мысленным образом, чтобы вспомнить зрительныекартины. Обратите внимание на то, что некоторые люди обращаются к зрительнойпамяти, расфокусируя взгляд и глядя вперед, а не вверх; вам можетпоказаться, что они смотрят сквозь вас, на что-то за вашей спиной. Возможно,это относится к легкодоступной, "лежащей на поверхности" информации. Чтобывыяснить, как меняется взгляд собеседника при зрительных воспоминаниях,спросите его, например: "Вы можете вспомнить, как выглядел ваш лучший друг вначальных классах?"

Сконструированные звуки

Собеседник конструирует ранее не слышанное звучание либо по-новомусочетает "известные" звуки. В этом случае ему приходится не воспроизвестизвучание в памяти, а мысленно создать, синтезировать его. Чтобы уточнитьдвижение глаз собеседника при этом процессе, предложите ему вообразить своюначальницу, говорящую голосом Утенка Дональда (Один из популярнейшихперсонажей американских мультфильмов. - Прим.).

Вспоминаемые звуки

В данном случае человек вспоминает услышанные ранее звуки и голоса.Чтобы определить изменение его взгляда, задайте вопрос: "Что я только чтосказал?" или "Вы помните голос своей матери?" Впрочем, достаточно простопредложить ему вспомнить любимую песню.

Кинестетика

Как мы уже знаем, это движение глаз соответствует обращению к чувствам.Предложите собеседнику: "Представьте себе прикосновение влажной фланели" илиспросите: "Вы когда-нибудь съезжали по перилам?" Эти слова вызовутпредставление, основанное на телесных движениях и тактильных ощущениях -характерных особенностях кинестетической модальности. Кроме того, к этойкатегории относятся чувства как эмоциональные переживания - например, вслучаях, когда человека "дрожь берет" или он "чует нутром".

Рис. 6.1. Сигналы глаз.

Аудиально-дискретные процессы

Эти движения глаз указывают на то, что человек ведет мысленный разговор(внутренний диалог, беседу с самим собой). Чтобы вызвать такую реакцию,предложите ему, например, повторить про себя слова национального гимна. Вы можете придумать собственные примеры и получить немало удовольствия,проверяя с их помощью друзей и коллег. Если вы хотите уточнить конкретныедвижения глаз (скажем, просто чтобы убедиться, что они соответствуют нашимописаниям), воспользуйтесь вопросами, которые достаточно отчетливо выявляютсистему представления, а также процессы конструирования или воспоминания.Пользуйтесь точными сенсорными предикатами ("видеть", "слышать","чувствовать"), а не нейтральными глаголами ("думать", "вспоминать","представить" или "вообразить"). Например, просьба "представить себе березу"может активизировать все системы представления либо, напротив, ни одну изних. С другой стороны, упоминание о конкретном цвете определенно потребуетзрительного воображения, а о шелесте сухой листвы на ветру - активизируетаудиальную систему. Если вы хотите установить сенсорные предпочтения собеседника, то рядвполне нейтральных вопросов довольно быстро поможет вам выявить его ведущуюи первичную системы представления: вам нужно просто внимательно смотреть ивслушиваться, чтобы понять, какую модальность собеседник использует чащевсего. Внимательно наблюдая за движениями глаз собеседников в различныхобстоятельствах, вы научитесь быстро и не колеблясь определять обращение кразличным системам представления, отточив умение улавливать быстрые исложные изменения во взгляде. Кроме того, практика поможет вам убедиться вправильности расчерченной общей схемы движений глаз, вы начнете доверять ей.Изменения в общей сумме характеристик взгляда станут для вас немаловажныминдикатором сенсорных предпочтений других людей, и вы сможете пользоватьсяим для подстройки и установки раппорта.

СИНЕСТЕЗИЯ

Иногда ваши наблюдения могут привести к выводу, что собеседник, судя повсему, одновременно пользуется двумя системами представления. Например,движения его глаз указывают на преобладание визуальных процессов, но в речион пользуется кинестетическими предикатами, что подтверждается также языкомтела. Случаи, когда две и более системы представления используются в унисон,мы называем "синестезией". К примеру, некоторые звуки могут вызывать учеловека телесные ощущения или цветовые ассоциации. В других случаях яркие,эмоционально насыщенные воспоминания могут приводить к сочетанию неприятныхкинестестических ощущений с приятными зрительными образами. При этом самчеловек редко понимает, почему у него возникают именно эти чувства. Чтобы заговорить на "языке" такого человека, вам, возможно, придетсявоспользоваться смешанными предикатами. В приведенном выше примере вы можетесказать: "Я вижу, что вы чувствуете". Хотя эта фраза выглядит странной сточки зрения грамматики, человек с визуально-кинестетической синестезиейпрекрасно вас поймет, что, в свою очередь, поможет установке раппорта. У людей с синестезией часто очень хорошая память, так как привоспоминаниях они обращаются к большему набору сенсорных "записей". Верно иобратное: люди с выдающимися способностями к запоминанию обычно пользуютсясразу несколько системами представления, даже если это не естественнаясинестезия. Конечно, память отражает и богатство их реальной, мультисенсорной жизни. Сходным образом, то есть в мультисенсорном режиме,проявляется и живое воображение. С интересным примером этого явления мы столкнулись в 1996 году, когдапо заказу английского телевидения работали над записью интервью с принцессойДианой, - не подозревая, естественно, что всего год остался до еетрагической гибели. Деликатный характер вопросов этого интервью, котороекасалось принца Чарльза и других членов королевской семьи, мог обернутьсявозникновением самых непредсказуемых конституционных проблем в Британскомкоролевстве, так что упомянутое интервью было событием весьма немаловажным.Выступая в роли "нейролингвистических экспертов", мы по видеозаписиотслеживали движения глаз принцессы Дианы и пытались определить характер еемыслительного процесса. Как и следовало ожидать, мы обнаружили, что ееглазные движения вполне укладываются в ту самую схему, которую вы изучилисегодня. Мы выяснили, что принцесса Диана демонстрирует синестезиюаудиально-дискретной и кинестетической систем. Это значит, что при мысленномразговоре с собой у нее пробуждались кинестетические ощущения, а приобращении к кинестетическому представлению она погружалась во внутреннийдиалог: одно неизменно сопутствовало другому. Таким образом, особенно частымбыло перемещение взгляда влево вниз. Это указывало на то, чтоаудиально-дискретная система в данном случае постоянно сопровождаеткинестетические язык и физиологию. Интересно, что мы при этом - хотя эторазочарует жадных до сенсаций журналистов - не заметили никаких свидетельств сконструированных представлений, которые обычно связывают с ложью. Синестезия встречается чаще, чем можно было бы предположить. Человек,обладающий этой особенностью, считает ее нормой, пока ему не придетсяудостовериться, что далеко не все мыслят сходным образом. Один "синестетик"из числа участников нашего семинара внезапно понял, почему справляется сподсчетами в уме намного лучше других: он "видел" каждую операцию в яркихкрасках, "классифицируя" яркие и тусклые цвета соответственно как "простые"и "более сложные" для вычислений, - то есть проделывая путь более чемнеобычный.

СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...