Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постижение собственного мира




В этой главе:

• Как видит мозг

• Надежный "автопилот"

• Системы представления

• Определение предпочитаемых форм восприятия

• Движения глаз

• Синестезия

На первом уроке мы ввели концепцию "субъективных переживаний", которуюиллюстрирует модель НЛП. Теперь мы подробнее ознакомимся с деятельностьюважнейших органов чувств и системами представлений (В литературе по НЛПиспользуется также понятие "репрезентационные системы". - Прим. персе.), посредством которых каждый из нас воспринимает мир по-своему. Мы поговорим озрении, слухе и осязании. Кроме того, вы узнаете, как определять собственныепредпочтения в восприятии и системы представлений других людей, с которымивы вступаете в общение. Эти умения составляют еще одну важную сторонураппорта.

КАК ВИДИТ МОЗГ

Начнем с разговора о том, как мы воспринимаем те или иные явления - тоесть "чувствуем" или "воспроизводим" у себя в голове, - а также о важностиподсознательных мыслей и "машинального" поведения. Модель НЛП, с которой выпознакомились на первом уроке, предполагает определенную структуру"субъективных переживаний" и описывает наше мышление как динамическуюсистему, то есть непрерывный процесс. Согласно модели НЛП,

Мы "видим" не глазами, а мозгом

Мы по-настоящему "видим" - точнее, истолковываем увиденное глазами, -только после того, как волны света "регистрируются" зрительными участкамикоры головного мозга. То же относится и к другим органам чувств. Несмотря насложное устройство "рецепторов" наших органов чувств, само восприятиепроисходит именно в мозге, где все мы храним, помимо прочего, переживанияпрошлого, уже сформированные убеждения и отношения. Однако даже такое описание дает лишь очень неполную картинунепередаваемо сложного процесса восприятия. На практике физическиеограничения сужают сферу восприятия посредством рецепторов еще до того, какмы переходим к фильтрации внешних данных. В случае зрения, например, мы способны обработать только крошечную долюощущаемых волн света. За пределами человеческого восприятия остаются, вчастности, целые миры ультрафиолетового и инфракрасного излучения-неспособность видеть их заложена в самом "устройстве" человеческого зрения.Фильтры восприятия, которые искажают и обобщают получаемые сведения,одновременно классифицируют и упрощают непрерывные сигналы органов чувств.Благодаря этому мы способны действовать на высокой скорости и спримечательной эффективностью, даже воспринимая лишь крошечную долю внешнегомира. В нашем распоряжении потрясающе мудрая, поистине уникальная своимсовершенством система. Сесть за руль - прекрасный повод вспомнить, чтоименно она ведет машину. Однако даже такая фантастически эффективная система выживания,случается, может подвести в запутанном современном мире человеческихвзаимоотношений. Например, "поспешные выводы" сберегают немало драгоценноговремени, но отнюдь не способствуют хорошим отношениям с окружающими. Так илииначе, мы представляем, то есть истолковываем, других людей и весь мир всоответствии со своими индивидуальными критериями, в модели НЛПфиксированными как фильтры восприятия. НЛП позволяет вам обрести большуювласть на тем, как "видит" ваш мозг, оно открывает богатый выбор реакций наявления окружающего мира и поступки других людей.

НАДЕЖНЫЙ "АВТОПИЛОТ"

Конечно, сам процесс представления происходит машинально. Мы можемотчасти сознавать свои намерения, но в целом этот непрерывный процесс протекает в подсознании. Вообще говоря, мы способны одновременно удерживатьв сознании совсем немного мыслей. Это значит, что в подавляющем большинствесвоих действий мы опираемся на подсознание. Однако основополагающиефизиологические акты (например, дыхание и пищеварение), а также простейшиедействия (умение поймать мяч или без раздумий, скажем, взять со стола стаканс водой) подразумевают великолепную координацию сотен мышц. Обычно мы просто не задумываемся о том, как (с физиологической точкизрения) совершаем те или иные действия. Даже если мы начнем думать об этом,то просто не сможем удержать в голове все составляющие этих операций. Большетого, размышляя о том, как применяется уже усвоенное умение, мы весьмарискуем просто запутаться. Чтобы убедиться в этом, попробуйтепродемонстрировать другим, как нужно завязывать галстук. В большинствеслучаем мы полностью доверяем своему "автопилоту", то есть действуем незадумываясь. К режиму сознательных действий нам приходится переходить лишь тогда,когда мы сталкиваемся с незнакомым явлением или новыми обстоятельствами. Востальном мы полагаемся на уже известные шаблоны мышления и привычныедействия. Мы помещаем каждую крупицу полученных сенсорных данных в отдельный"ящичек", какими бы иррациональными ни оказались принципы классификации иистолкования этих сведений. Затем мы вверяем эту "коллекцию" автоматическойсистеме управления, которая занимается всеми привычными действиями. Иныеточки зрения и формы поведения означают необходимость изменений и частонарушают нашу привычную и удобную версию "действительности". Итак, всевокруг должно, по мере возможности, быть отражено в чертеже, превратиться впрограмму и стать привычкой. Благодаря этому мы можем сберечь драгоценные иограниченные запасы сознательного мышления, которых хватает лишь на то,чтобы одновременно обрабатывать не более полудесятка единиц информации. Унас появляется возможность направить эти ресурсы на размышление о том, чегомы хотим, а не на обдумывание безнадежно запутанного вопроса о том, как мыэто делаем. К сожалению, думая и действуя по привычке, мы временами чувствуем себяслугами, а не хозяевами собственных мыслей и целей. Такое впечатление, чтомозг мыслит независимо от нас: мы делаем то, чего на самом деле не хотим, ине делаем того, что можно или следовало бы сделать. Научившись намереннополучать осознанный доступ к этим системам, мы можем стать в своих действиях эффективными и умелыми. Мы способны приручить эту "силу мысли", направить еев желаемое русло, нацелить на конкретные и стоящие результаты. НЛП поможетвам разобраться в этих процессах и тем самым обрести больше власти надсобой.

СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Вы уже встречались с основными образами мышления: зрительным, аудиальным и кинестетическим. Мы называем их модальностями,или системами представления, поскольку они определяют то, как мы представляем себе мир. Каждое из пяти чувств - зрение, слух, осязание, вкуси обоняние - имеет внутренний эквивалент, складываясь в "зеркальную"систему. В этих привычных модальностях мы вспоминаем, воображаем и "мыслим". Все сведения, поступающие в мозг посредством органов чувств,переводятся в смысловую форму и образуют наши субъективные "переживания" - представление воспринимаемого мира. Мысли в сознании основаны на той же сенсорной модели. В этом разделе мы сосредоточимся на системахпредставления. Вы узнаете, как определять предпочитаемую форму восприятиячеловека (его основную систему представления). Хотя органы чувств устроены у нас примерно одинаково, все мыпредставляем явления каждый по-своему, неким неповторимым и уникальнымобразом. Наши системы представления исполняют роль особого языкапереживаний. Этот "язык" распространяется на все душевные процессы(мышление, воспоминания, воображение, восприятие и сознание). Самыепростейшие знания о системах представления и их особенностях позволят вамполучить больше власти над своим разумом. Получив возможность управлятьтолкованием явлений, вы начнете управлять своими ощущениями и,следовательно, поведением. Что касается оценки результатов, то такиепознания помогут вам "творить" собственные переживания (см. урок второй). Мы получаем, кодируем и храним информацию, пользуясь четырьмя основнымисистемами представления: 1. Визуальная (V): зрение. 2. Аудиальная (А): слух. 3. Кинестетическая (К): ощущения, осязание, движение. 4. Аудиально-дискретная (Ad): внутренний диалог. С последней, аудиально-дискретной системой представления вывстречаетесь впервые. Иногда ее называют разговором с самим собой. Есть ещедве системы - вкусовая и обонятельная, - но в плане повседневного общения ихзначение гораздо меньше. В НЛП их обычно объединяют с кинестестическойсистемой. Интересно, однако, что временами запахи и вкусовые ощущенияспособны пробуждать давние воспоминания, и потому в некоторых случаях могутоказывать большее воздействие, чем сигналы трех основных органов чувств.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...