Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции




Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функцио­нальные органы.

Особенность управления природопользованием и охраной окру­жающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитие экономики, уп­равление развитием социальной сферы (здравоохранение, образо­вание и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющим государст­венное управление использованием и охраной природных ресур­сов, относятся:

• Федеральное Собрание РФ;

• Президент России;

• Правительство России;

• администрация субъектов РФ, а также

• органы местной администрации.

При анализе системы органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования общей компетенции принципиальным является вопрос: участвуют ли в этом процессе представительные органы? В соответствии с принци­пом разделения властей государственное управление возлагается на органы исполнительной власти. Ранее, когда вся власть принад­лежала Советам народных депутатов, представительные органы осуществляли и управление охраной окружающей среды. Их учас­тие в управлении было даже закреплено в Законе «Об охране окружающей природной среды». В число органов государственного эко­логического контроля, наряду с Правительством и специально уполномоченными государственными органами, были включены Верховный Совет РФ и представительные органы субъектов РФ (ст.70).

С учетом действия принципа разделения властей роль Феде­рального Собрания РФ в государственном управлении природо­пользованием и охраной окружающей среды минимальна. Она сво­дится, в частности, к принятию решения об объявлении зоны чрез­вычайной экологической ситуации и зоны экологического бедст­вия в соответствии со ст. 58 и 59 Закона «Об охране окружающей природной среды». Кроме того, на парламент возлагается ряд кон­трольных полномочий, предусмотренных Конституцией РФ, кото­рые имеют косвенное отношение к рассматриваемой сфере. Причем в основном они принадлежат Государственной Думе. Контрольные полномочия Государственной Думы проявляются в том, что она дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Прави­тельства России и решает вопрос о доверии Правительству России.

С учетом того, что государственное финансирование охраны окружающей среды имеет решающее значение для достижения целей поддержания и восстановления благоприятного состояния окружающей среды, контроль Государственной Думы за деятель­ностью Правительства при формировании бюджета — важная функция управления. Контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе по статьям, касающимся охраны окружаю­щей среды, относится к совместному ведению обеих палат Феде­рального Собрания. На регулярной основе такой контроль от имени Федерального Собрания осуществляет специально создан­ный орган — Счетная палата. Контрольная деятельность Счетной палаты регулируется Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации».

Природоохранительная деятельность Президента России регу­лируется многими актами, включая Конституцию РФ. К важней­шим функциям управленческой деятельности Президента, предус­мотренных Конституцией, можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики госу­дарства; нормотворчество; организацию системы центральных ор­ганов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимо­действия органов государственной власти в области природополь­зования и охраны окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды и природопользовани­ем осуществляется как непосредственно Президентом РФ, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальными структурами в администра­ции Президента были Советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья, Межведомственная комиссия по экологичес­кой безопасности Совета Безопасности РФ. Однако первая из на­званных структур упразднена.

При анализе деятельности Президента РФ по управлению при­родопользованием и охраной окружающей среды, нельзя не обра­тить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших эко­логических проблем. Об этом свидетельствует не только упраздне­ние должности Советника по вопросам экологии в собственном ап­парате. Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» было упразднено Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и на его основе образован Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, имеющий более низкий статус в срав­нении с министерством. Тем же Указом ликвидирован как самосто­ятельный Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России, отвечавший за санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Госсанэпиднадзор стал частью Минздрава РФ.

Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды опреде­лена многими нормативными правовыми актами — как общими, так и экологическими. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

• обеспечивает проведение в Российской Федерации единой го­сударственной политики в области экологии;

• осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;

• проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» в отдельной статье опреде­лил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Согласно ст. 18, Правительство РФ:

• обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологи­ческой безопасности;

• принимает меры по реализации прав граждан на благоприят­ную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

• организует деятельность по охране и рациональному исполь­зованию природных ресурсов, регулированию природополь­зования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

• координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Более подробно полномочия Правительства РФ регламентиро­ваны в Законе «Об охране окружающей природной среды», иных актах законодательства об окружающей среде. В частности, Пра­вительство РФ:

• обеспечивает разработку и реализацию государственных эко­логических программ;

• координирует деятельность министерств и ведомств на тер­ритории РФ в области охраны окружающей среды;

• устанавливает порядок образования и использования феде­рального внебюджетного экологического фонда;

• организует подготовку и распространение ежегодного госу­дарственного доклада о состоянии окружающей природной среды;

• устанавливает порядок разработки и утверждения экологи­ческих нормативов выбросов и сбросов загрязняющих ве­ществ в окружающую природную среду, лимитов использо­вания природных ресурсов, размещения отходов;

• устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязне­ние окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;

• принимает решения об организации особо охраняемых при­родных территорий и объектов и включении их в природно-заповедный фонд Российской Федерации;

• организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан и др.

Правительство РФ осуществляет деятельность в области приро­допользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведает Департамент реформирования агропромышленного комплекса и защиты окружающей среды, созданный в 1997 г. (до этого — Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды). Вспомогательным органом Прави­тельства РФ является также Правительственная комиссия по ок­ружающей среде и природопользованию, действующая на основе Положения от 14 февраля 1997 г. К ее основным задачам относится рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением экологической безопасности, рациональным использованием природных ресур­сов, сохранением биологического разнообразия, разработкой и ре­ализацией стратегии устойчивого развития страны; рассмотрение предложений по совершенствованию государственного управле­ния и развитию федеративных отношений в сфере природопользо­вания и охраны окружающей среды, а также проектов и программ федерального и международного значения по изучению, освоению, воспроизводству, охране природных ресурсов и окружающей среды; контроль за выполнением решений Правительства РФ по вопросам, относящимся к его компетенции.

Деятельность органов общей компетенции в области природо­пользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов Российской Федерации регулируется как федеральным законода­тельством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Она включает обеспечение реализации государственной экологи­ческой политики; координацию деятельности министерств и ве­домств в данной сфере; планирование рационального природополь­зования и охраны окружающей среды; организацию ведения када­стров природных ресурсов на уровне субъектов; осуществление го­сударственного контроля за природопользованием и охраной окру­жающей среды и др.

Полномочия органов местного самоуправления в области охра­ны окружающей среды и природопользования определены как Фе­деральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и отдельными актами экологического законодательства. Мест­ное самоуправление осуществляется на всей территории России в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Это — наиболее многочисленная система органов в стране, призванная решать задачи в сфере взаимодействия общества и природы. При оценке этих органов важно иметь в виду, что экологические про­блемы, как правило, имеют локальный характер.

Местное самоуправление есть выражение власти народа, пред­ставляет собой признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населе­ния по решению непосредственно или через органы местного само­

управления вопросов местного значения, исходя из интересов на­селения, его исторических и иных местных традиций. К органам местного самоуправления относятся как выборные, так и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 6 Закона «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значе­ния, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К вопросам местного значения относятся:

• владение, пользование и распоряжение природными ресур­сами, находящимися в муниципальной собственности;

• обеспечение санитарного благополучия населения;

• регулирование планировки и застройки территорий муници­пальных образований;

• контроль за использованием земель на территории муници­пального образования;

• регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных со­оружений местного значения;

• благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

• участие в охране окружающей среды на территории муници­пального образования;

• организация и содержание муниципальной информацион­ной службы.

С учетом того, что организация государственного управления на федеральном уровне отнесена в соответствии с Конституцией РФ к компетенции Президента России и в законодательстве, как правило, не называются конкретные органы как адресаты норм, для органов общей компетенции важнейшей является функция координации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Она реализуется, во-первых, по­средством создания оптимальной системы органов исполнитель­ной власти. И, во-вторых, путем определения конкретных органов как головных и наделенных координационной функцией. В част­ности, функции координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъ­ектов РФ по совместному проведению природоохранных мероприятии, выполнению обязательств Российской Федерации, вы­текающих из международных договоров по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов, выполняет Прави­тельственная комиссия по окружающей среде и природопользо­ванию.

При характеристике деятельности органов общей компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды важно подчеркнуть, что эти органы как самостоятельно, так и совместно со специально уполномоченными органами в данной сфере, по их предложениям решают задачи по выработке и реа­лизации государственной экологической политики, разработке го­сударственных экологических программ. Органы общей компе­тенции определяют порядок осуществления некоторых функций государственного управления в природопользовании и охране ок­ружающей среды. Так, Правительство РФ определяет порядок осуществления некоторых функций управления, например, эко­логического нормирования, государственной экологической экс­пертизы, экологического лицензирования, определения платы за природопользование. При этом подготовка и принятие управлен­ческих решений по нормированию, государственной экологичес­кой экспертизе, определению платы за природопользование и за­грязнение окружающей среды не относится к компетенции орга­нов общей компетенции. Важно то, что этим заняты органы спе­циальной компетенции. И органы общей компетенции не вправе вмешиваться в этот процесс. Что касается такой природоохранной меры, как предоставление лицензий на природопользование, то эти лицензии выдаются в соответствии с законодательством и Пра­вительством РФ, и уполномоченными природоохранными орга­нами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...