Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами




В системе центральных органов федеральной исполни­тельной власти имеется ряд органов, на которые также возложены специальные задачи по государственному управлению природо­пользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач. К таким органам относятся:

• Федеральная служба России по гидрометеорологии и монито­рингу окружающей среды;

• Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ;

• Министерство здравоохранения РФ;

• Федеральная служба геодезии и картографии России;

• Министерство внутренних дел РФ;

• Государственный комитет РФ по стандартизации, метроло­гии и сертификации;

• Министерство строительства РФ;

• Федеральный горный и промышленный надзор России;

• Федеральный надзор России по ядерной и радиационной без­ опасности;

• Государственный таможенный комитет РФ;

• Федеральная пограничная служба РФ;

• Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвы­чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и монито­рингу окружающей среды (Росгидромет) и его подведомственные органы являются специально уполномоченными государственны­ми органами РФ в области охраны окружающей среды по вопросам мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Их де­ятельность в этой части координируется Госкомэкологией России. Росгидромет проводит свою деятельность на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1994 г.

Основные задачи Росгидромета включают:

• гидрометеорологическое и гелиогеофизическое обеспечение народного хозяйства, органов государственной власти, насе­ления и Вооруженных Сил РФ и мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, ком­плексный фоновый мониторинг и космический мониторинг состояния природных объектов;

• оценку климатических изменений, агроклиматических и по­верхностных водных ресурсов РФ и субъектов РФ;

• исследование гидрометеорологических и геофизических про­цессов в атмосфере, на поверхности суши и в Мировом океане, включая Арктику и Антарктику, околоземном космическом пространстве;

• осуществление активных воздействий на гидрометеорологи­ческие и другие геофизические процессы и явления в интере­сах народного хозяйства;

• государственный надзор за проведением предприятиями, уч­реждениями и организациями работ по активному воздейст­вию на гидрометеорологические и другие геофизические про­цессы и явления;

• выполнение в установленном порядке международных обя­зательств РФ по вопросам гидрометеорологии и гелиогеофизики, климата и его изменений, мониторинга загрязнения окружающей среды, состояния верхних слоев атмосферы и ее

озонового слоя, изучения Мирового океана, Арктики и Ан­тарктики, активного воздействия на гидрометеорологичес­кие процессы.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России) занимает особое место в системе функцио­нальных органов, обеспечивающих государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды, так как яв­ляется специально уполномоченным государственным органом по охране и регулированию использования животного мира на терри­тории России в части охраны и регулирования использования охот­ничьих животных и рыболовства.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяй­ства и продовольствия РФ, утвержденным постановлением Прави­тельства РФ от 12 августа 1994 г., на него возложены задачи разра­ботки и реализации мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Минсельхозпрод оказывает содействие органам исполнительной власти субъектов РФ в орга­низации рационального использования земельных, лесных, вод­ных и других природных ресурсов; осуществляет государственное управление охотничьими хозяйствами, охрану и контроль за охот­ничьими животными и ведением охотничьего хозяйства; ведет над­зор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в РФ; обеспечивает воспроизводство плодородия и сохранение почв, защиту растений от сорняков, вредителей, болезней и реали­зует мероприятия по охране окружающей среды; организует защи­ту от проникновения на территорию Российской Федерации болез­ней животных и растений, вредителей, сорняков и других каран­тинных объектов.

Решение о включении подразделений по управлению охотни­чьими ресурсами и рыболовству в структуру Министерства сель­ского хозяйства и продовольствия не может быть признано опти­мальным. Это Министерство призвано решать задачи обеспечения населения страны продовольствием. Такие потребности удовлетво­ряются, как известно, и за счет ресурсов животного мира. Трудно в такой ситуации рассчитывать, что Министерство в своей деятель­ности будет ориентировано на обеспечение рационального исполь­зования соответствующих природных ресурсов. Очевидно, на осно­ве Департамента по охране и рациональному использованию охот­ничьих ресурсов и Департамента по рыболовству целесообразно создать самостоятельную государственную структуру (структуры).

Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) являет­ся федеральным органом исполнительной власти, обеспечиваю­щим проведение государственной политики в области здравоохра­нения и санитарно-эпидемиологического благополучия населе­ния. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Госу­дарственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России, отвечавший за санитарно-эпидемиологическое благополу­чие населения, был ликвидирован как самостоятельный орган го­сударственного управления. Он стал частью Минздрава России.

Минздрав России осуществляет свою деятельность на основе Закона РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемирлогическом благополучии населения»; Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.; Положения о Минис­терстве здравоохранения РФ, утвержденного постановлением Пра­вительства РФ от 3 июня 1997 г.1

' СЗ РФ. 1997. № 23. Ст. 2691.

К основным задачам Минздрава РФ относятся разработка основ государственной политики в области санитарно-эпидемиологичес­кого благополучия населения; осуществление государственного са­нитарно-эпидемиологического надзора; санитарно-гигиеническое нормирование, координация и регулирование вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблаго­приятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятель­ности.

К главным задачам Минздрава относится также создание функ­циональной подсистемы экстренной медицинской помощи в чрез­вычайных ситуациях Российской системы предупреждения и дей­ствий в чрезвычайных ситуациях и руководит ее деятельностью совместно с МЧС России.

В области профилактики заболеваний Минздрав РФ осущест­вляет мероприятия по профилактике инфекционных, паразитар­ных заболеваний, особо опасных инфекционных заболеваний, про­фессиональных заболеваний и отравлений, а также неинфекцион­ных заболеваний, связанных с воздействием на здоровье человека неблагоприятных факторов среды его обитания.

В области санитарно-эпидемиологического благополучия насе­ления Минздрав РФ осуществляет гигиеническую сертификацию продукции; создает государственную систему наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоя­нием среды обитания человека (социально-гигиенический монито­ринг), формирует базы данных о состоянии охраны здоровья человека и среды его обитания; проводит государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ.

Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскар-тография) является специально уполномоченным государствен­ным органом РФ в области охраны окружающей среды в части проведения экологического картографирования, а также монито­ринга окружающей среды. Она осуществляет топографо-геодезическое и картографическое обеспечение федеральных и регио­нальных экологических программ. Ее деятельность в данной сфере координируется Госкомэкологией России. Совместно с Госкомэкологией, Госкомземом, Рослесхозом, Министерством природных ресурсов РФ Роскартография создает соответствующие кадастры.

На Роскартографию возложено топографо-геодезическое карто­графическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы РФ, формирование банков данных об этой границе, границах континентального шель­фа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и границах зарубежных стран.

Роскартография проводит свою деятельность на основе Феде­рального закона от 26 декабря 1995 г. «О геодезии и картографии» и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г.

Министерство внутренних дел РФ (МВД России) является госу­дарственным органом, выполняющим специальные функции в об­ласти охраны окружающей среды, и правоохранительным орга­ном. Природоохранительная деятельность МВД России проводит­ся на основе Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции»2, Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г.2, Положения о милиции общественной безопасности (мест­ной милиции) в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г.3 МВД России в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в сфере за­щиты прав и свобод человека и гражданина и охраны правопоряд­ка, имеющее непосредственное отношение к охране природы.

1 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

2 СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. 3605.

3 САПП РФ. 1993. № 7. Ст. 562.

Специальные природоохранительные функции МВД России связаны с тем, что данное Министерство руководит Государствен­ной автомобильной инспекцией, осуществляющей надзор за со­блюдением владельцами автотранспортных средств правовых тре­бований об охране окружающей среды от загрязнения выхлопными газами. Оно организует работу, связанную с допуском авто-мототранспортных средств и водителей к участию в дорожном движении.

МВД и его органы участвуют в реализации мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций, а также в проведении карантинных мероприя­тий во время эпидемий и эпизоотии. Они обеспечивают обществен­ный порядок при ликвидации последствий крупных аварий, ката­строф, пожаров и стихийных бедствий.

Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) призван обеспечивать фор­мирование и реализацию государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе по во­просам природопользования и охраны окружающей среды.

Госстандарт совместно с Госкомэкологией РФ и другими природоохранительными органами обеспечивает включение в государст­венные стандарты на продукцию, работы, услуги обязательных экологических требований и принимает государственные стандар­ты РФ (за исключением стандартов в области строительства). Гос­стандарт совместно с Госкомэкологией России определяет номен­клатуру объектов, подлежащих обязательной экологической сер­тификации, устанавливает общие правила и рекомендации по про­ведению сертификации. Он осуществляет также государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований госу­дарственных стандартов, правил метрологии и сертификации.

Правовую основу деятельности Госстандарта России образуют Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации». Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг» 1, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений»2. Поло­жение о Комитете Российской Федерации по стандартизации, мет­рологии и сертификации, утвержденное постановлением Прави­тельства РФ от 11 июля 1994 г.

' ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. №26. Ст. 966. 2 ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. №23. Ст. 811.

Министерство строительства Российской Федерации (Минстрой России) обеспечивает разработку, принимает и издает госу­дарственные стандарты, нормы и правила в области строительства, архитектуры, градостроительства, обязательные для исполнения как юридическими, так и физическими лицами, и осуществляет контроль за их соблюдением на территории РФ. Названные стан­дарты, нормы и правила устанавливают экологические требова­ния, ориентированные на соответствующие сферы. Минстрой принимает практические меры по совершенствованию градострои­тельства и системы расселения, повышению качества архитектурно-планировочных и архитектурно-художественных решений зда­ний, сооружений и предприятий при застройке городов и других поселений в целях создания полноценной среды для жизнедеятель­ности населения. Правовой основой деятельности Минстроя Рос­сии служит Положение, утвержденное постановлением Прави­тельства РФ от 14 октября 1994 г.

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) организует и осуществляет на территории РФ государственное регулирование промышленной безопасности и го­сударственного надзора за соблюдением центральными органами федеральной исполнительной власти, предприятиями, объедине­ниями и организациями, независимо от их организационно-право­вых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и без­опасной эксплуатации оборудования с учетом экологических тре­бований; организует и проводит государственный горный надзор в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр зако­нодательства РФ, утвержденных в установленном порядке требо­ваний (правил и норм) по безопасному ведению работ, предупреж­дению и устранению их вредного влияния на население, окружаю­щую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр. Госгортехнадзор России лицензирует также отдель­ные виды деятельности, связанные с повышенной опасностью про­мышленных производств (объектов) и работ, а также обеспечением безопасности при пользовании недрами. Госгортехнадзор России осуществляет государственное регулирование и надзор на террито­рии РФ через образуемые им региональные органы (округа) и дей­ствует на основе Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г.

С учетом широкого использования в разных сферах радиоактив­ных и расщепляющихся веществ и материалов Федеральный над­зор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнад­зор России) призван занимать важное место в системе специальных органов экологического контроля. В соответствии с Положением, утвержденным распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992 г., основными задачами Госатомнадзора России являются формиро­вание системы правовых, экономических и организационно-тех­нических мер по обеспечению ядерной и радиационной безопаснос­ти; установление правил и норм в области ядерной и радиационной безопасности; надзор за соблюдением требований законодательства в области производства, обращения и использования ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России) в про­цессе осуществления таможенного дела обеспечивает защиту эко­логических прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; соблюдение разрешительного порядка перемеще­ния экологически опасных или значимых товаров через таможен­ную границу; пресекает незаконный оборот через таможенную гра­ницу РФ видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов (производных); содействует осуществлению мер по защите жизни и здоровья людей, защите животных и растений, охране окружающей среды; проводит тамо­женный контроль за ввозом и вывозом экологически опасной про­дукции.

Деятельность ГТК и его органов регулируется Таможенным ко­дексом РФ, принятым 18 июня 1993 г.', и Положением о данном Комитете, утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994г.2

Федеральная пограничная служба РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 29 августа 1997 г. «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного кон­троля в этой сфере» обеспечивает охрану биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и осуществляет государственный контроль в этой сфере.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет руководство и координацию работ в области предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями. МЧС России дей­ствует на основе Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О за­щите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера» и Положения, утвержденного по­становлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г.3

1 ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. №31. Ст. 1224.

2 Таможенные ведомости. 1994. № 12.

3 СЗ РФ. 1994. №4. Ст. 361.

Для реализации возложенных на него задач МЧС России орга­низует разработку и осуществление на территории РФ мероприя­тий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; руководит функционированием единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); проводит государственный надзор за выполнением установленных нормативных требований по предупреждению и ликвидации чрез­вычайных ситуаций, состоянием готовности органов управления, сил и средств РСЧС к выполнению неотложных работ при возник­новении чрезвычайных ситуаций; руководит функционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений; организует совместно с заинтересован­ными организациями и координирует работу по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, районированию тер­ритории РФ по наличию потенциально опасных производств, объ­ектов и угрозы стихийных бедствий, разработке и внедрению нор­мативных показателей степени риска на объектах народного хо­зяйства и территориях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...