Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе




 

Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное. Безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно - примитивная речь, насаждение телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультиками - всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая. Отсюда огромное ответственность и не меньшая важность работа педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формирование речи подрастающего поколения.

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющего человеческой речью, является собственно связная речь.

Связная речь предполагает обладание богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Проблемой развития речи в той или иной степени занимаются различные науки: психология и логика, языкознание и филология, частные методика, логопедия, даже философия…

По данной проблеме накоплен значительный теоретический и практический материал, помогающий логопедам и учителям в повседневной работе. (4, 3-5)

Рассмотрев все аспекты развития речи младшего школьника и проанализировав данную ситуацию в нашей школе на методических объединениях, педагогический коллектив пришёл к выводу, что на развитие речи ребёнка влияют ещё ряд факторов, а именно:

. Социальные:

родители перестали общаться с детьми, вследствие постоянной занятости на работе. Чтение ребёнку книги на ночь стало редким исключением. Совместные выходы в театры и кинотеатры, походы на природу или в зоопарк заменили компьютеры и домашнее видео, причём обсуждение просмотренного фильма тоже не входит в планы занятых родителей.

мы стали терять детей «ПОЧЕМУЧЕК». На вопрос ребёнка «Почему?» родители, как правило, стали отвечать «Не знаю» и у детей стал пропадать интерес к общению, естественно стала развиваться внутренняя речь, общение с самим собой, а эта речь отличается по своей структуре свёрнутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Ребёнок перестал получать дополнительную информацию, поэтому и речь ребёнка стала отличаться упрощённостью и скудностью высказывания.

из-за отсутствия денежных средств многие дети не посещают детские сады, то есть пропустили фазу развития речи в общении со сверстниками в дошкольном периоде, что сразу заметно при записи этих ребят в школу. Пострадал словарный запас, связная речь, словообразование, сравнение понятий, установление причинно - следственных связей.

большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребёнка - состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов, а так же его физическое состояние, то есть развитие общей моторики. Но не каждый родитель может позволить записать своего ребёнка в спортивную секцию или дополнительный кружок.

. Учебные:

успех в работе по развитию речи невозможен, если ученик отвечает только вследствие осознания необходимости выполнить задание, предлагаемое учителем (учитель спрашивает - надо отвечать!). В ситуации такого обучения, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету учителя, когда место связной речи занимают лишь «полные ответы» на бесчисленные вопросы, желание высказаться угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить двигателем высказывания детей. Несомненно, что иногда требование полных ответов от учащихся является целесообразным и обязательным, но это требование должно быть ограничено определёнными учебными ситуациями. Эта нужная и своеобразная форма работы имеет свою определённую цель: «…научить школьников правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в должной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить слова». Если учитель не ставит задачи специально работать над построением предложения, то требовать от ребёнка полного ответа не следует. Полные ответы не соответствуют природе устного речевого общения, поэтому они не способствуют развитию речи, а создают препятствие в работе, так как вносят в беседу искусственность и отбивают у ребёнка охоту говорить.

речь возникает из потребности высказываться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи. «Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, то есть у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства». Мотив речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает учитель. В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив, то есть желание сообщить другим о своих впечатлениях, о виденном и пережитом. Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми. В процессе живого общения высказывания детей должны быть свободными по форме, это могут быть слово, фраза, развёрнутое сообщение. Как правило, такая форма работы проводится очень редко на уроках из-за ограниченного времени. А вот на занятиях по бисероплетению есть возможность организовать беседу, которая протекает в уютной обстановке.

чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо «ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика», умеющего передавать замысел простыми словами, «в которые вслушиваются, с таким напряженным вниманием, слушатели… Рассказчик не может говорить в пустоту. Умение построить рассказ зависит от накопившихся и учтённых оценок слушателей». Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет.

Все эти факторы натолкнули наш коллектив на проведение эксперимента.

 


Практическая часть

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...