Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие связной речи младшего школьника через систему анализаторов в практике дополнительного образования




Время проведения эксперимента: 2011-2012, 2012-2013учебные года.

Место проведения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 58 (начальное звено).

Цель эксперимента: через внедрение комплексного дополнительного образования, влияющего на развитие анализаторов ребёнка, обогатить и расширить кругозор, речь и понятийный аппарат учащихся младшего школьного возраста, устранить пробелы в поэтапном развитии речи.

Участники эксперимента:

1.Руководитель: Левицкая Татьяна Фёдоровна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

учитель- логопед, общий стаж работы 27 лет.

.Участники: Мурашова Наталия Юрьевна - педагог

дополнительного образования

(кружковая работа), общий стаж работы 8 лет.

Трубачева Марина Владимировна - учитель

математики и информатики, общий стаж работы 14 лет.

Экспериментальная группа: Для проведения данного эксперимента была взята группа ребят 1 «б» класса (10 человек).

Критерии оценки: Результаты деятельности ребят прослеживались с 1 по 2 класс по полугодиям по следующим показателям:

А) Теория. Владение специальной терминологией (обогащение учебно-терминологической лексики);

Б) Практические умения и навыки (Прим.: выразительное чтение);

В) Общеучебные умения и навыки (Прим.: сочинение);

Г) Предметные достижения (различные выступления, проекты)

Таблица 1. Структура дополнительного образования

Кружки: Руководитель: Цели данного кружка Время работы Общая цель
1. «Бисероплетение» Мурашова Н.Ю. -развивать интерес у ребят делать поделки своими руками; -научить ребят элементарному счету и некоторым простым геометрическим понятиям; -развивать эстетический вкус; -развивать мелкую моторику рук; -научить ребят составлять план своей работы; -создать благоприятную атмосферу для общения (беседы). Вторник четверг с 9.30 до 11.00 (динамическая пауза - 25 минут) Суббота с 10.00 до 11.00 Воздействуя на слуховые, зрительные и кинетические анализаторы развивать систему фонетических, лексических, грамматических средств общения, восприятия логико-математического мышления и самовыражения у детей младшего школьного возраста. Помочь им пережить процесс адаптации с минимальным риском для психики и с максимальной самоотдачей погрузится в процесс обучения.
2. «Танцевальный» Мурашова Н.Ю. -развивать творческие возможности детей; -учить выразительно и непринужденно двигаться; -развивать умение использовать счет и ритм в движении; -развивать умение владеть своим телом; -научить детей проецировать «рисунок танца» через внутреннее ощущение пространства: «шахматный порядок», движение по квадрату, кругу, диагонали и т.д.  Вторник четверг, суббота с 11.00 до 12.00 Воздействуя на слуховые, зрительные и кинетические анализаторы развивать систему фонетических, лексических, грамматических средств общения, восприятия логико-математического мышления и самовыражения у детей младшего школьного возраста. Помочь им пережить процесс адаптации с минимальным риском для психики и с максимальной самоотдачей погрузится в процесс обучения.
3. «Театральный» Мурашова Н.Ю. -через занятия по «словесному действию» научить голосовой, дыхательной, артикул-ляционной гимнастике; -через знакомство с художественными произведениями приви-вать любовь к литературному чтению; -обогатить словарный запас детей; -научить ребят работать с произведениями (стихо-творная форма и проза) -выработка навыка выразительного чтения; -работа над постановкой голоса; -развитие театральных навыков. Вторник, четверг динамические паузы по 25 минут во время перерыва на кружке «бисероплетение» (словесное действие: артикуляционная, голосовая, дыхательная гимнастика) суббота с 15.30 до 16.30 (театральный кружок) Воздействуя на слуховые, зрительные и кинетические анализаторы развивать систему фонетических, лексических, грамматических средств общения, восприятия логико-математического мышления и самовыражения у детей младшего школьного возраста. Помочь им пережить процесс адаптации с минимальным риском для психики и с максимальной самоотдачей погрузится в процесс обучения.

 

Из таблицы мы видим, что каждый кружок, имея свою программу развития, и подчинены единой цели: совершенствование своего родного языка, обогащение словаря ребенка различными терминами, развитие мышления, воображения, памяти и внимания.

Программы кружков дополнительного образования были составлены таким образом, что дополняли друг друга, то есть составляли систему развития всех анализаторов ребёнка:

.   На кружке «Бисероплетение» (начиная с 1 класса) ребята тренировали мелкую моторику и овладевали навыками элементарного счета. В качестве эксперимента формировали учебно-терминологический словарь и визуально проецировали будущее изучение таблицы умножения. Пример: квадратный Губка Боб - мультипликационный герой. При плетении Спанч Боба дети должны были отслеживать закономерность: в каждом ряду (а их всего десять) должно быть всегда по 10 бисеринок.

На задание: «Набери на проволоку 23 бисеринки и соедини параллельным (или дуговым) плетением» - ребенок говорит: «Это десять, десять и три». Или «Набери 15 бисеринок: 7 зеленых и 8 белых в шахматном порядке…»

А когда дети уставали сидеть неподвижно, им предлагалась динамическая пауза: дыхательная, артикуляционная и голосовая гимнастика по программе театрального кружка или логоритмика.

.   На танцевальном кружке (начиная с 1 класса) дети двигались под счет и учились на слух и визуально ориентироваться в окружающем пространстве под музыку. В качестве эксперимента: внедрение геометрических понятий, используя описание рисунка танца (проект «Белые кораблики»).

Пример. На просьбы педагога: «встаем в две шеренги параллельно друг другу», «встаньте в шахматный порядок», «двигаемся по кругу, потом становимся в диагональ…», ребенок учится не только сам двигаться или стоять (т.е. владеть своим телом), как того требует рисунок танца, но и отслеживать боковым зрением движения других детей. А это в свою очередь тренирует внимание и ориентацию в окружающем пространстве.

.   Театральный кружок (занятия начинаются со 2 класса) - это кладезь всевозможных направлений для самовыражения разновозрастных детей с разным уровнем подготовки и различных талантов.

Это и развитие воображения, и освобождение мышц от зажимов (т.к. разминка обязательна и здесь) на занятиях первого года обучения, и логоритмика легко вписалась в мои занятия по «словесному действию». Дети заучивали стихи и делали разбор произведения. На занятиях по «сценарному мастерству» в игровой форме учились подбирать синонимы и антонимы, фразеологические обороты, писали сочинения на заданную и свободную тему. Поделки ребят из кружка «Бисероплетение» служили предметом для описания, анализа, наблюдения (форма, цвет, размер, материал, количество деталей), а также в творческих заданиях (к примеру: напиши историю этой вещицы). При помощи старших ребят, которые придумывали сценарии праздников, дети работали с сюжетом произведения, рисовали декорации, создавали реквизит (проект «Белые кораблики»), делали подборку музыки и слайдов с использованием ИКТ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА: Результаты индивидуального роста деятельности ребят прослеживались на протяжении полутора лет по следующим показателям:

 

1. Теоретическая подготовка ребенка · теоретические знания· владение специальной терминологией
2. Практическая подготовка  · практические умения и навыки · развитие мелкой моторики · владение специальным оборудованием · творческие навыки
3. Общеучебные умения и навыки · развитие навыков элементарного счета и геометрических понятий · умение аккуратно выполнять работу · уметь организовывать рабочее место · навыки соблюдения правил безопасности
4. Предметные достижения  · на уровне детского объединения · на уровне школы · на уровне города · собственный проект

 

Показатели заносились в индивидуальную карту ребенка, на основании которых делались аналитические выводы и строились графики роста качества знаний учащихся.

Данные приведены в таблице:

 

Таблица 2. Кружок «Бисероплетение»

Теория Практика ОУУиН Достижения Примечания

Фамилия Имя

2011 / 2013

2011 / 2013

2011 / 2013

2011 / 2013

Примечания
Полина С. 0 4 0,75 5 2,75 5 0 3,25 Школьные выставки
Вероника С. 0 4,5 1,75 5 3,25 5 0 3,75 Объемные фигурки по собственному проекту
Яна Г. 0 4 1,5 4,75 2,75 4,75 0 3,25 Проект «Африка»
Валерия Ш. 0 5 1,5 5 3 5 0 3,5  
София Я. 0 4 1,25 4,5 2,25 4,5 0 2 Школьные выставки
Оксана Б. 0 5 3 5 2,75 5 0 4,75 Проект «Бухта русалок»
Дюна Д. 0 4,5 1,5 5 3 5 0 3,75  
Валентина Ч 0 5 1,75 5 2,75 5 0 3,5 Проект «Острова мечты»
Дарья Ш. 0 5 1,5 5 3,25 5 0 3,75  
Люба К. 0 4,5 1,25 5 3 5 0 3,5  

 

Стоит сказать, что учителя отмечают успешность тех детей, которые посещают кружок бисероплетения. Ведь развитие мелкой моторики способствует улучшению почерка ребенка и педагогу значительно легче становится разбирать первые «каракули» первоклассников, а значит: есть, за что похвалить ребенка и поставить его другим в пример.

А положительные результаты лучше всего стимулируют адаптацию первоклассника к школе. Замечено, что и навыки элементарного счета приобретают скоростной режим. Дети, научившись работать с мелкими бисеринками, считать их и набирать на проволоку, легче и быстрее обращаются с простыми и двузначными числами: делят, складывают, отнимают… Через год после обучения детьми были разработаны и реализованы собственные проекты: картины «Бухта русалок», «Африка», «Острова мечты».

В танцевальном кружке рассматривалась деятельность ребенка по таким показателям:

 

1. Теоретическая подготовка · теоретические знания· владение специальной терминологией
2. Практическая подготовка  · практические умения и навыки · ОФП (общая физическая подготовка) · развитие умения использовать счет и ритм в движении · творческие навыки (артистизм)
3. Общеучебные умения и навыки (ОУУиН) · развитие навыков элементарного счета и геометрических понятий · обогащение словарного запаса · умение аккуратно выполнять свою работу · навыки соблюдения правил безопасности
4. Предметные достижения  · на уровне детского объединения · на уровне школы · на уровне города Результаты приведены в таблице.

 


Таблица 3. Танцевальный коллектив «Лия»

Теория Практика ОУУиН Достижения Печания

Фамилия Имя

2011 / 2013

2011 / 2013

2011 / 2013

2011 / 2013

Примечания
Полина С. 0 4 2 4,75 2,8 5 0 2,67 выступления на школьных концертах и мероприятиях районного масштаба
Вероника С. 0 4 2,25 4,5 2,6 4,8 0 3,33  
Яна Г. 0 4 2 4,5 2,2 4,4 0 3  
Валерия Ш. 0 4 2 5 3,2 5 0 3,33  
Оксана Б. 0 4 2,5 5 3 4,8 0 3,33  
София Я. 0 4 1,75 4,5 2,4 4,4 0 3  
Дюна Д. 0 4 2,25 4,75 2,6 4,6 0 3  
Валентина Ч 0 4 2,25 5 3,2 5 0 3,33  
Дарья Ш. 0 4 2,25 4,75 3,2 5 0 3,33  
Люба К. 0 4 2,75 4,75 3 5 0 3,33  

 

В театральном кружке обращалось внимание на развитие письменной связной речи, способности к выразительному художественному чтению, словесному действию и сценарному мастерству.

 

1. Теоретическая подготовка ребенка · теоретические знания· владение специальной терминологией
2. Практическая подготовка  · практические умения и навыки · ОФП (сценическая пластика, пантомима) · словесное действие (дыхательная и артикуляционная гимнастика) · сценарное мастерство · творческие навыки (артистизм)
3. Общеучебные умения и навыки (ОУУиН) · обогащение словарного запаса · работа с произведениями (стихи, проза) · выработка навыка выразительного чтения · подбирать и анализировать литературу · работа над постановкой голоса · выступать перед аудиторией
4. Предметные достижения  · на уровне детского объединения · на уровне школы · на уровне города

И хоть занятия в театральном кружке начинаются со второго класса, результаты, приведенные ниже, показывают, что уже через 4 месяца разница между способностью детей к связной письменной речью очевидна.

 

Таблица 4. Театральный кружок

Теория Практика ОУУиН Достижения Примечания

Фамилия Имя

2012 / 2013

2012 / 2013

2012 / 2013

2012 / 2013

Примечания
Полина С. 0 3 3,2 4,2 3,33 4,33 0 1,33  
Вероника С. 1 4 2,8 4 3,33 4,5 0 1,33  
Яна Г. 0 3,5 2,6 4 3 4,17 0 1,33  
Валерия Ш. 1 3,5 3,4 4,4 3,33 4,33 0 1,33  
Оксана Б. 1 4 3,2 4,8 3,33 4,67 0 2,67 «Варвара краса» ведущая
София Я. 0 3,5 2,2 3,6 2,83 3,83 0 1  
Дюна Д. 0 3 2,8 4 3 4,33 0 1,33  
Валентина Ч 1 4 2,8 4,2 3,33 4,5 0 2,67 Концерт в детском саду (ведущая)
Дарья Ш. 1 4 2,8 4,4 3,33 4,5 0 2,67 «Варвара краса» ведущая
Люба К. 1 3,5 3 4,4 3 4,17 0 1,33  

 

Для примера приведём два сочинения на одну и ту же тему: «История одной вещицы». Одно было написано на занятиях по сценарному мастерству, а другое, в виде эксперимента, на уроке русского языка, проведённом в конце первого полугодия во 2 классе. Письменные работы - это вид деятельности, который вызывал у ребят панический страх, так как нужно было оформить свои мысли правильным литературным стилем. Поэтому важно преподносить это в виде творческого задания или интересной игры. Детям были выданы различные небольшие бытовые мелочи и предложено написать рассказ о том, как эти предметы попали к нам в школу.

Сочинение учащейся 2 «а» класса С. Вероники:

Скрепочка.

Жила-была скрепочка. Она родилась на фабрике по изготовлению

скрепочек и долго путешествовала со своими подружками в тесной

коробочке, пока не попала в школу номер 58.

Когда скрепочка высыпалась из своей коробки, то увидела, что оказалась на огромном столе, в каком-то большом и важном кабинете. И ей пришлось много работать. Она скрепляла важные документы и очень гордилась собой.

Но была у скрепочки своя заветная мечта. Ей всегда хотелось заниматься творчеством и кого-нибудь вдохновлять. Или висеть высоко на новогодней елке вместе с флажками и гирляндами. А может быть участвовать в создании какого-нибудь сувенира или поделки, ведь чего только ни делают дети на уроках труда! (64 слова).

Сочинение учащейся 2 «а» класса П.Олеси:

Рыбка.

Жила-была рыбка. Она была из бисера, потому что ее сплели на занятиях по бисероплетению. Рыбку звали Полосатик. Ведь у нее были желтые и красные полосочки на боках. И еще у рыбки были два плавничка внизу и один сверху. Это была очень красивая рыбка. Она могла бы быть брелочком на телефоне или поделкой для мамы на 8 марта. Но сегодня она попала в наш класс и нас попросили написать про нее сочинение. -(33 слова)

Эти сочинения детям предложили написать, начиная со слов «Жила-была…» или «Жил-был…». Нужно было описать предмет и пофантазировать на тему: «Как сюда попали эти предметы». Цель данного эксперимента: проанализировать письменную связную речь детей, словарный запас и их способность к внутреннему монологу. Сразу видна разница между этими двумя сочинениями - описаниями.

Первое сочинение отличается своей ярко выраженной эмоциональностью, большим объёмом - 64 слово, при норме во втором классе 40-50 слов, сложными, по своей структуре, предложениями. Ребёнок не боится находить сопоставления, оживлять неживую природу. Очень много подобрано прилагательных, фразеологических оборотов. Этого ребёнка научили слушать, наблюдать, анализировать, высказывать свою точку зрения, сопереживать, а главное, его научили не бояться своей речи - источника общения.

Второе сочинение отличается своей простотой, ограниченностью выразительных средств, небольшим объёмом - 33 слова, при норме во втором классе 40-50 слов, в рамках программного обучения. Предложения, как правило, небольшие, нераспространённые, очень мало фразеологических оборотов, прилагательных, эмоционально не окрашены.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...