Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Прогресс нашего христианского характера равняется не количеству его достоинств, а количеству недостатков, над которыми мы одержали победу.

Истинная виноградная лоза.

Intro.

Сегодня мы с вами поразмышляем над Евангелием от Иоанна. И пока вы открываете его в своих Библиях, я напомню некоторую полезную информацию об этом Евангелии.

Автором Евангелия является апостол Иоанн, любимый ученик Христа, Сын Зеведеев. Также, возможно, он являлся двоюродным брата Христа. У нас нет особых причин сомневаться в авторстве Иоанна, несмотря на то, что в самом Евангелии нигде не указано, что именно Иоанн его написал. Написано Евангелие было в Ефесе, где Иоанн, возможно, был одним из руководителей церкви, когда он был уже в преклонных летах, примерно в 80-90 г. н.э. Это евангелие существенно отличается от синоптических, оно было написано после них и Иоанн желал дополнить повествование о Христе теми особенностями, которые не были упомянуты в более ранних евангелиях. Цель послания доказать то, что изложено в 20 главе 31 стихе: «Иисус есть Христос, сын Божий».

И сегодня мы отправимся в начало 15 главы. В цепочке жизненных событий Иисуса эта глава занимает следующее место: Господь находится вместе с учениками перед тем как прийти в Гефсиманский сад. Позади вечеря, Иуда их уже покинул. Ученики с Иисусом, возможно, находятся в пути или быть может они остановились - нам точно не известно. Но что мы видим однозначно это то, что Господь учит и говорит что-то очень важное. Он знает, что Ему осталось совсем немного времени провести с учениками. Дальше в 16 главе Иисус скажет: (Иоан.16:12) «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» и потому Он приготовил для них самое ценное последнее наставление, перед тем как уйти.

И сегодня мы поразмышляем над фрагментом той последней речи, с которой Господь обратился к ученикам.

1 "Я - истинная виноградная Лоза, а Отец мой - Виноградарь. 2 Он срезает те побеги Мои, которые не плодоносят, очищает и подрезает те, которые плодоносят, чтобы они приносили ещё больше плодов. 3 Вы уже очистились тем учением, что Я принёс вам. 4 Пребудьте же во Мне, а Я пребуду в вас. Подобно тому, как побег не может плодоносить сам по себе, если его отделить от виноградной лозы, так и вы не сможете плодоносить отдельно от Меня. 5 Я - виноградная Лоза, а вы - ветви. Кто пребудет во Мне, и в ком пребуду Я, будет обильно плодоносить, но без Меня вы ничего не сможете сделать. 6 Тот же, кто не пребудет во Мне, уподобится ветви, которая отброшена и засыхает. Такие ветви подбирают, бросают в огонь и сжигают.

Данный отрывок повествует нам о взаимоотношениях верующих со Христом и главным образом о их полной зависимости от Него. В тексте довольно много интересных деталей и того, о чем можно было бы порассуждать, но наша сегодняшняя тема выражена в первых двух стихах, на которых мы и сосредоточим свое внимание.

В Ветхом Завете Израиль часто изображается в виде виноградника Божьего. "Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев" (Ис. 5,1-7). "Я насадил тебя, как благородную лозу", - говорит Бог Израилю через пророка Иеремию (Иер. 2,21). Лоза в действительности сделалась образом Израиля. Лоза была эмблемой Маккавейских монет.

Иисус называет Себя истинной виноградной Лозой. Уильям Баркли, комментируя этот отрывок, отмечает, что образ лозы часто упоминается в Ветхом Завете, связанный с идеей вырождения. Исаия рисует картину одичавшего виноградника. Иеремия говорит, что лоза, которую Бог насадил, как благородную и самую чистую "превратилась в дикую отрасль чужой лозы". Теперь Иисус как бы говорит им: «Не смотря на то, что вы думаете, что принадлежа к израильскому народы вы являетесь истинной лозой Божией – на самом деле это не так. Как народ, как раз наоборот, вы – одичавшая лоза и пророки много раз вам это говорили. Я же – истинная виноградная лоза. И не принадлежность к израильскому народу, а взаимосвязь и живое общение со Мной может дать вам спасение.»

Иисус объяснял им, что никакие внешние особенности не могут сделать человека праведным пред Богом. Только пребывание в Нем может сделать это.

Сегодня мне хотелось бы побольше сосредоточить наше внимание на теме следующего стиха.

Мы более подробно поговорим о двух видах ветвей, а именно: плодоносящие и неплодоносящие ветви. И главной целью наших размышлений станет вопрос: «А какой ветвью являемся мы?»

Думаю, нам всем в целом понятно толкование этой аллегории: плодоносящие ветви – это истинные верующие. И доктор Мак-Артур толкуя этот текст, пишет, что «если смотреть непосредственно по контексту, то видно, что это сравнение относится к ученикам, оставшимися верными Иисусу Христу, но, безусловно, в широком контексте имеются в виду все верующие. А неплодоносящие ветви – это люди, которые изображают, что они верят, но отсутствие у них плода показывает, что не произошло истинного спасения и что они не питаются от лозы. В прямом контексте имеется ввиду Иуда, но образ распространяется на всех, кто заявляет о вере во Христа, но на самом деле не имеет спасения».

 

I. Отсечение.

Итак, первое, о чем бы мне хотелось поговорить это отсечение. Мы читаем, что всякую ветвь, не приносящую плода, Бог отсекает. Такое категоричное заявление естественно заставляет нас сразу же задаться справедливым вопросом – а что же такое плод? Отсутствие чего именно так сильно порицается и сурово наказывается Богом.

И для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нам сначала придется поговорить о том, что является неправильным представлением плода.

К большому сожалению, в современном христианстве довольно распространено мнение о том, что плоды это эквивалент дел. Иными словами плодом нужно считать поступки человека. Хочу сразу внести ясность, речь идет не просто о ритуально-религиозной деятельности (чтение Библии, молитвы, посещение собрания, пение песен, служение), но о конкретных правильных поступках в реальной жизни, по которым можно судить о христианском характере.

Такое понимание плода во многом обусловлено посланием Иакова, в котором апостол авторитетно утверждает, что вера без дел мертва. И надо сказать, что это действительно так, но Иаков никогда не утверждал, что отсутствие дел является причиной мертвой веры, скорее наоборот, оно является ее следствием. Иными словами не вера вытекает из дел, а наоборот – дела должны вытекать из веры.

Перелистнув пару страниц, в 4 главе того же послания мы видим, как Иаков дает совет, что делать человеку, который ведет мирской образ жизни. И Апостол не советует ему начать делать как можно больше хороших дел, чтобы его вера ожила, но он говорит: «очистить руки, исправить сердце, сокрушиться и смириться перед Господом». Примирение с Богом и подчинение себя Его власти и авторитету неизменно подтолкнет человека к правильным поступкам, и, в данном случае, уже полностью соответствующим его внутреннему содержанию.

Писание много раз утверждает, что поступки не должны быть главным фокусом и целью для человека, потому что всегда есть опасность начать делать поступки из-за неистинных мотивов и когда эти неистинные мотивы обнаружатся, уже может быть слишком поздно.

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; (Матф.7:22,23)

Согласитесь, эти люди не просто ходили в церковь и пели песни по воскресеньям. Судя по их деятельности, они были лидерами и вдохновителями огромного количества людей, примером для подражания.

Разумеется, всегда найдутся те, которые скажут: «Пророчества? Бесы? Чудеса? Это точно кто-то из харизматов! Это Ледяев или Бенни Хинн! И нет ничего удивительного, что Иисус их отвергнет!»

Но я думаю, мы понимаем, что в этом тексте Иисус не преследовал цели описать злоупотребление вывеской даров – как признак неистинной веры. Он хотел показать, что даже самые яркие и высокодуховные поступки еще ничего не доказывают.

Как мы видим, внешне правильное поведение не всегда свидетельствует о том, что ветвь на лозе. Что же на самом деле является плодом и что должно является основным свидетельством и доказательством, прежде всего для самого верующего, что человек не будет отсечен от лозы и признан сухой ветвью? Ведь в евангелии от Матфея Христос дает нам закон как распознать истинное состояние души: «по плодам их узнаете их».

А.

Итак, что такое «плод»? Греческое слово καρπόν, (карпон) – имеет как буквальное значение плод, урожай, так и переносный смысл – результат. Оно употребляется евангелистами, когда Иоанн Креститель говорит о достойном плоде покаяния; когда Иисус говорит о добром и худом дереве и их соответствующих плодах; в притче о сеятеле, где семя, попавшее в добрую почву приносит многократный плод; а также о зерне, которое умирает и приносит много плода и во многих других местах используется одно и тоже слово. Так что с точки зрения грамматики здесь все довольно просто.

Чтобы ответить на наш вопрос – что же является плодом на виноградной ветви в духовном смысле, сегодня мы постараемся кратко рассмотреть два важных вида плода.

Итак, первый плод, над которым мы с вами поразмышляем – это плод Духа.

Галатам 5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».

Из этого отрывка мы вами может пронаблюдать перечисление нескольких существительных. Думаю, все знакомы с особенностью этого текста, что слово «плод» стоит в единственном числе и это значит, что все перечисленное является неделимым и единым плодом. Разумеется, возникают некоторые сложности с буквальным пониманием, как может быть плод один, а описаний и характеристик этого плода такое большое разнообразие и количество.

И в этом нет ничего удивительного, потому что Павел, движимый Святым Духом, описывал нечто очень не простое для понимания и более того, нечто совершенно не похожее ни на что другое, с чем он мог бы столкнуться в своей прежней жизни. Это было нечто кардинально новое. И потому возможно было даже трудно одним словом описать, то с чем он столкнулся. Плод, произрастающий от Духа настолько многогранен, всеобъемлющ и вместе с тем гармоничен, что понадобился целый список слов, чтобы как-то его описать.

Мы часто воспринимаем слова Писания статично, как надиктовку текста. Но я советую чаще думать, как бы это звучало, если бы Павел говорил об этом устно, с присущей ему эмоциональностью.

Представьте себе, как Павел рассказывал бы о плоде Духа, если бы его спросили лично. Он, наверно, сказал бы: «Понимаете, галаты, плод Духа это и любовь и радость и мир и долготерпение и т.д. И все это вырастает в человеке одновременно под воздействием преславной силы Духа Божьего!»

Плод Духа это одно из самых необычных и загадочных явлений нашей эры, перевернувшее наш мир - мы должны это хорошо понимать. (Римская империя, тайна христианства)

Что же это за плод и как он вырастает и как, все-таки, в общем можно охарактеризовать этот плод? Плод Духа – это свидетельство Святого Духа о личности Божьего Сына в теле возрожденного человека, т.е. чем больше в жизни человека произрастает плод Духа, тем больше он уподобляется Иисусу Христу.

Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. (2Кор.3:17,18)

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. (Рим.8:29)

А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.(Кол.3:10,11)

Плод Духа – это не воспитанность, не добродетели, не радушное гостеприимство, не полуночные бдения и посты, не инициативность и масштабная церковная деятельность, не отсутствие вредных привычек, не ходатайственные молитвенные цепочки и т.д. и т.п. Хотя это все не исключается, но по своей сутиплод Духа – это, прежде всего, возрастающая схожесть вашего характера с характером Иисуса Христа.

Друзья, вот истинный плод, радующий глаз Виноградаря. Господь ждет того, что в нашей жизни протекали реальные изменения. Протекают ли эти изменения в вас?

Есть и другой более важный вопрос. Есть ли перед нами образ Личности, которой мы восхищены и которой мы стремимся подражать? Или у нас в голове только набор норм, заповедей и запретов, традиций к которым нас приучили с детства и мы занимаемся самосовершенствованием?

Знаете, порой христиане теряют истинную цель и начинают стремиться к какому-то моральному идеалу или к совершенству характера, сформированным этим миром. Но вопрос в том, есть ли у нас цель подражать не какому-то абстрактному образу и воплощению всего лучшего в человечестве, а конкретной личности Иисуса Христа? Личности, которая вовсе и не вписывается в то, что в мире принято считать идеалом человеческого характера.

Леонард Рейвенхилл, обличая американскую церковь, однажды сказал: «Если бы Иисус проповедовал тоже, что проповедуют современные проповедники, то Его никогда бы не распяли.» Нам очень важно самым внимательным образом относиться к тому, кем мы считаем Иисуса и насколько это соответствует действительности.

К сожалению, сегодня нет возможности широко раскрыть эту тему, но я поделюсь с вами чисто практическим моментом. До тех пор пока христианин стремится к образу доброго и хорошего человека, он будет в целом оставаться доволен собой. Да, возможно, человек будет видеть свои какие-то недостатки и понимать, что ему нужно стремиться и работать над своим характером, но в целом положение дел для него никогда не будет казаться катастрофическим. Его разум не будет испытывать глубокой тревоги за состояние своей души, его недостатки никогда не будут в его собственных глазах такими уж огромными, его сердце никогда не будет поистине сокрушаться о своем несовершенстве.

Но когда человек устает от своего внешне, вроде бы благополучного христианства, которое никогда не приносит истинного удовлетворения души и начинает взирать на Божьего Сына и стремиться к образу Иисуса Христа – то Дух Святой начинает активно Себя проявлять и день, когда человек пресытится, и начнет считать себя достигшим, никогда не настанет.

Человек никогда не бывает достаточно тронут и разбит осознанием собственного ничтожества, пока не сравнит себя с величием Бога. (Жан Кальвин)

Чем глубже христианин познает своего Господа, тем больше он видит несоответствие и несовершенство своего характера и тем больше он у него появляется стимул к тому, чтобы изменяться и достигать более полного послушания Святому Духу.

Вы скажете: «Да ведь это замкнутый круг! Это как приманка в виде зайца на собачьих бегах, бежишь за тем, чего никогда не сможешь достигнуть!» На самом деле это действительно так. Но почему так происходит, и почему это не должно смущать верующего мы еще поговорим в другой раз. Главное, что нам нужно запомнить, что плод Духа – это характер, который с каждым годом все трудней отличить от характера Христа.

Можете ли вы назвать то, в чем вы стали более похожи на Иисуса за последний месяц, пол года, год? Отчего вы отказались за последнее время, из того, что Иисус не посчитал бы достойным? Что вы начали делать из того, что вы никогда раньше не делали, просто потому что так делал Иисус?

Если преображение своего характера в образ Иисуса Христа и заинтересованность в этом преображении отсутствуют в христианине, то эта ветвь останется без плода, и Виноградарь, несомненно, сочтет ее сухой ветвью, которая будет брошена в огонь.

B.

Второй плод, о котором хотелось бы сегодня поговорить – это плод познания нашего Господа. Писание неоднократно и недвусмысленно заявляет, что познание характера и сущности Бога является одним из главных плодов, который Виноградарь ожидает получить от ветви.

2Пет.1:8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. (καρπόν,)

2Пет.3:18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.

Кол.1:10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога

Еф.1:17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его

Фил.3:8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа

Кол.3:10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его

Почему Господь так сильно заинтересован в том, чтобы Его дети познавали Его? Почему Он настаивает на этом и ожидает этого в то время, как нам достоверно известно, что мы здесь на земле не сможем Его полностью познать (1 Кор.13 гл.), да и в небесах мы никогда не сможем этого сделать, потому что вся вечность будет посвящена тому, что мы будет познавать Его больше и больше, но до конца не познаем никогда?

Возникает вопрос: если этот процесс настолько безграничен и настолько пространен, то почему бы не отложить его до лучших времен, когда мы уже будем лицом к лицу с Господом? Или почему хотя бы не сфокусироваться на более предметных и конкретных вещах, имеющих практический результат, а познание отнести к второстепенным задачам? Что мы зачастую, кстати, и делаем.

Надо сказать, что такой вопрос совершенно не корректный и не должен возникать у возрожденного человека, потому и мы не станем на него отвечать.

Самая основная причина, почему познание Бога является важным и почему каждый христианин стремится к этому познанию - это потому, что дитя Божье любит своего Творца и Спасителя. И его совершенно естественным образом влечет к своему Господу. Рожденный от Духа человек испытывает неподдельный интерес к Тому, Кто перевернул его жизнь. И все это происходит естественно, без принуждения и каких-то дополнительных стимулов.

Господь – это источник воды живой для души. И как бы далеко человек, вкусивший живую воду, не отошел от этого источника, он не в силах все время противостоять той жажде, которая гонит его обратно.

Ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе (Блаженный Августин)

Вкусите, и увидите, как благ Господь! (Пс.33:9)

Поэтому не стоит относиться к стремлению познавать Господа только как к предписанию, но также и как к свидетельству и показателю истинного обращения.

Кроме того, познание Бога несет в себе очень важную практическую часть, несмотря на то, что мы вначале в этом усомнились)))

Познание Бога – это ключевое и основополагающее звено в христианской практической жизни. Здесь мы можем проследить следующую логическую взаимосвязь. Каждый христианин знает, что все, что он делает, как и все мироздание призвано достигать одной цели – прославлять Творца. Прославлять Бога мы можем не иначе как, подчинив свою волю Его воле, проявляя послушание. Воля Бога, прежде всего, выражена в Его заповедях. Истинное послушание всегда начинается с должного исполнения самой первой и самой главной заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего». Когда исполняется первая заповедь, то из сердца, которое покорил и пленил Господь вытекает любовь к ближнему, послушание, стремление прославлять Бога. И в этом случае опять-таки все это происходит с правильными неэгоистичными мотивами.

Но откуда же берется любовь к Богу?

Она берется из познания Бога. Господь по Своей сущности и природе является полнотой совершенства и красоты, без изъяна и недостатка. Он бесконечно притягателен и прекрасен. Потому человеку не нужно пытаться относиться к Богу по принципу «стерпится-слюбится», но ему просто нужно, во-первых встретиться с Ним, во-вторых стремится узнать Его ближе, рассмотреть Его лучше, изучать, исследовать Его характер и искать Его лица. И чем больше человек узнает Бога и соприкасается с Ним, тем больше его сердце покоряется Божьей красотой и совершенством. И соответственно тем с больше человек повинуется закону, данному Тем, Кто ему глубоко небезразличен, как мы уже отмечали выше.

Потому познание Бога является важнейшим плодом на лозе здоровой ветви в винограднике Господа.

Итак, ответьте себе на вопрос – является ли познание Бога одной из практических целей вашей повседневной жизни? Есть ли у вас интерес к Нему, является ли Он тем, что вас привлекает? Что вы делаете, что бы удовлетворить этот интерес? Что вы можете назвать о Его характере и Личности, из того, что вам открылось в результате вашего познания?

Следующий, не менее важный, вопрос. Рождает ли в вас то, что вы узнаете о Боге еще большую привязанность и страстность к Нему? Воспламеняет ли это ваше сердце? Потому что это и есть доказательство того, что то, что вы узнали – есть реальная живая истина, а не теоретическое знание академического характера. Именно по такому принципу все будет происходить на небесах и именно так все должно происходит уже сейчас на земле.

Это есть вечная жизнь: чтобы они знали Тебя, единственного Истинного Бога, и Иисуса Христа, посланного Тобою. (Иоан.17:3)

Христос говорит, что вечная жизнь – это и есть познавать Бога. И эта вечная жизнь не начнется на небесах, она будет продолжением того, что уже началось на земле. Вопрос в том – началось ли что-то уже сейчас?

Однажды Алексей Коломийцев сказал примерно следующее: «Господь не допустит, чтобы вы скучали в раю, если вам скучно познавать Бога, то Он вас туда просто не пустит».

Для нас сегодня есть хорошая возможность проверить свое сердце – действительно ли оно увлечено Богом и ищет все большего и большего познания о Нем? Потому что христианин, не имеющий этого желания – сухая ветвь.

 

 

Итак, нашей основной целью сегодня было посмотреть, почему Виноградарь отсечет некоторые ветви. И причина вполне ясна – это отсутствие плода. Даже без всяких аллегорий у винограда больше нет никакой практической пользы, кроме плода, потому что сама древесина виноградного дерева ни к чему не пригодна. Потому плод – это именно то, чего ожидает Виноградарь от ветви на лозе. И мы сегодня рассуждали о том, что является основными видами плода и что на самом деле представляет ценность в глазах Виноградаря. Мы так много думаем и говорим о наших ценностях, но иногда нам стоит подумать и о том, что является ценностью для Бога.

И потому результатом нашей беседы должна стать следующая проверка своей души:

  1. имеются ли в моей жизни плоды и, к какой ветви меня можно отнести?
  2. трачу ли я время и усилия в своем освящении на то, что действительно является плодом, а не обольщением?

 

 

II. Обрезание.

В первой части мы начали размышлять о двух видах ветвей и более подробно остановились на плодах. Мы размышляли о двух неотъемлемых видах плода каждой здоровой ветви. И все эти размышления были направлены на то, чтобы мы проверили себя – не являемся ли мы сухой ветвью.

Теперь же пришло время поговорить о ветви, которая точно плодоносит и о том, какие действия в ее отношении предпринимает Виноградарь. Мы постараемся ответить на вопросы: почему Виноградарь обрезывает ветвь? Какую цель преследует Бог в обрезании? И как этот процесс должен формировать мышление христианина?

Начнем мы наши размышления с того, к чему мы пришли в прошлый раз - живая ветвь на виноградной лозе не может не приносить плода. Эта закономерность продиктована законами физического мира.

И это также справедливо для сердца живого верующего. Если в нем течет жизнь Святого Духа, то плод не может не прийти в жизнь человека, потому что, как и в физическом мире, - противоестественно. Да, иногда может быть, что ветвь принесла плод, который очень мал и слишком долго созревал. Но наличие самого плода является моментом принципиальным.

Подтверждение этой истины мы можем также видеть в притче о сеятеле, где Иисус описывает три вида почвы, которые по совершенно разным причинам не принесли плода. Голодные птицы, душащие терние и невспаханная земля вместе с иссушающей жарой – целый список довольно веских обоснований и объяснений, почему почва осталась без плода, на которые можно вроде бы сослаться и оправдаться. Но далее,в своей притче Господь рассказывает о трех других видах почв, которые принесли плод в разных соотношения – в 30, 50, 100 крат. И только на основании плода каждая из этих почв признается либо доброй, либо худой. Потому Иисус показал, что любые обстоятельства не могут служить достаточным оправданием отсутствия плода.

И перед тем, как начнем размышлять непосредственно над отрывком, в продолжение темы плодов, хотелось бы вкратце сказать буквально несколько слов об одном моменте, который может вводить нас в заблуждение в отношении плода Духа. В прошлый раз мы пришли к тому, что плодом Духа являются не поступки, а изменяющийся характер. Так вот иногда к работе Святого Духа приписывают то, над чем Он никогда не трудился.

Что я имею ввиду? Я имею ввиду положительные черты характера человека, которые у него сформировались еще до встречи с Господом, возможно с самого детства. Может быть эти черты стали результатом хорошего воспитания или благоприятных генов, христианского окружения с юности или наоборот, отсутствия дурного влияния этого мира, или может чего-то еще. Это может быть врожденная доброта, честность, спокойный характер, порядочность, трудолюбие, заботливость и многое другое…

Так вот, если христианин обладает какими-то положительными чертами характера, сформированными до покаяния, то это является проявлением Божьего милосердия и благословения по отношению к нему (например, благодаря верующим и богобоязненным родителям), но это не является плодом Духа. Это то, в чем Бог благословил человека, а не то, в чем человек сознательно покорил себя Богу. Потому всегда есть такая опасность, будучи воспитанными в библейском учении и имея в целом положительный характер, особенно на фоне мира, - начать думать о себе как о христианине, достигшем определенных высот. Хотя на самом деле, большая часть достижений человека может являться проявлением Божьего милосердия и благословения. Реальных же плодов, которых человек достиг сам по себе, может оказаться вопиюще мизерное количество.

Потому здесь важно отметить, что плод Духа – это всегда результат борьбы. Борьбы между плотью и Святым Духом. К сожалению, даже будучи возрожденными, мы продолжаем быть наследниками Адами и нести на себе проклятие бунта и эгоизма. Потому каждый шаг навстречу Богу – это шаг против своего «Я». Плод это всегда результат, достающийся от Бога человеку, который прилагает самые серьезные усилия. И из этого понимания вытекает следующая истина:

прогресс нашего христианского характера равняется не количеству его достоинств, а количеству недостатков, над которыми мы одержали победу.

Вот где рождается плод – когда кривое становится прямым, когда больное становится здоровым, когда злое становится любящим, когда эгоистичное становится жертвенным, когда гордое становится сокрушенным.

Согласитесь, в свете этой мысли наши успехи выглядят куда более скромно, чем мы привыкли о них думать…

Что ж, теперь мы можем приступить непосредственно к нашему отрывку.

и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

(Иоан.15:2 Б)

Слово «приносящую» (греч. φέρον) в данной форме обозначает не постоянное действие, а от случая к случаю. Это справедливо как винограду, который приносит плод в осенний период, так к духовной жизни, когда истина озаряет сознание человека и ему требуется определенное время, чтобы сделать эту истину практической и в результате принести духовный плод в своем характере.

Слово «очищает» (греч. καθαιρει) иногда используется в смысле «очищать от примесей», иногда в смысле «ритуального очищения». А Феокрит использует это слово в ироничном смысле - «задавать трепку, крепко пробирать или сечь».

Это часть второго стиха раскрывает нам еще одну, возможно, не самую популярную, но важную истину. Мы привыкли думать, что за наше послушание мы непременно получим благословение. И нам хочется, чтобы оно состояло в том, что мы сами сочтем за это самое благословение. Но порой благословение это далеко не все что мы получаем или оно может оказаться совсем не таким, как мы ожидали.

Наш стих недвусмысленно дает понять, что в ответ на то, что ветвь начинает приносить плод – Виноградарь делает нечто казалось бы нелогичное - Он еще больше обрезает ветвь.

Обрезание всегда болезненно для ветви. Почему же Господь обрезает ветвь? Казалось бы, Он должен быть доволен тем плодом, который принесла ветвь. Но в ответ на свое послушание христианин почему-то порой получает не награду и благословение, а еще большую порцию испытаний и жизненных сложностей. Думаю, порой Господь совсем отлично от нас понимает, что такое благословение.

Один пастор сказал такую фразу: «Когда я прихожу посещать людей, у которых какие-то трудности и переживания в жизни – у меня для них всегда одно утешение: «Завтра у тебя будут такие проблемы, что о сегодняшних ты мечтать будешь!».

Так где же справедливость и почему Господь поступает именно таким образом?

Мне кажется, что та радость, которую испытывает Господь от нашего послушания толкает Его на то, чтобы продолжать воспитывать нас еще с большим желанием.

Можно проиллюстрировать это следующим примером. Когда учитель видит, что ученик воспринимает все, чему учит его учитель и когда он успешно справляется с самостоятельным заданием, то любому учителю естественно еще больше хочется учить этого ученика и еще больше вкладывать в него знания, которыми он обладает сам. Думаю, так же и наш Господь – завидев нашу заинтересованность и желание освящаться и покоряться Его воле, Сам создает все необходимые условия, чтобы мы еще больше в этом преуспели. И в этом в определенной мере выражается Его понимание благословения!

Но есть еще одна более важная причина, по которой Виноградарь обрезает плодоносящую ветвь. Господь преследует определенную долгосрочную цель. Так что же это за цель?

Наш Синодальный перевод скрадывает изначальный смысл, заложенный в этом тексте. Греческое слово φέρη̣, которое у нас переведено как «принесла» имеет дословный смысл «она приносила» («и всякую плод приносящую очищает ее, чтобы больший плод она приносила» – греч. подстрочник).

Это глагол настоящего времени, несовершенного вида, действительного залога. Все эти характеристики говорят нам о следующем: глагол обозначает продолжительное незаконченное действие в настоящем времени, исполняемое непосредственно объектом, к которому относится это действие.

Потому то действие, ради которого делается обрезание, является не едино разовой реакцией, но долгосрочным длительным процессом.

Потому, мы можем увидеть, что целью Господа, прежде всего, является не какой-то конечный результат: не набор каких-то черт характера, достигнув которые мы могли бы успокоиться и считать дело сделанным. Да и это логично, потому что мы заведомо не в силах достигнуть того уровня, который мог бы полностью удовлетворить Господа.

Но Господь использует обрезание для того, чтобы научить человека образу мышления и действия. Иными словами Господь желает, чтобы стремлением и целью христианина был не результат, а сам непрекращающийся процесс.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.