Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи




ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ

ОРГАНЫ

Учебник для студентов

юридических вузов и факультетов

 

Издание пятое,

переработанное и дополненное

 

 

Под редакцией

Заслуженного юриста РФ, профессора,

доктора юридических наук,

заведующего кафедрой уголовного процесса,

правосудия и прокурорского надзора

юридического факультета

Московского государственного университета

имени М. В. Ломоносова

К.Ф. Гуценко

 

 

 

Москва

ЗЕРЦАЛО

 

 

ББК 66.99(2)9

Г 93

Рекомендовано Советом по правоведению

Учебно-методического объединения университетов России

В качестве учебника для юридических вузов

Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы.

Г 93 Учебник для юридических вузов и факультетов. Издание 5-е,

переработанное и дополненное. Под ред. К. Ф. Гуценко. М.:

Издательство "Зерцало", 2000. — 400 с.

 

ISBN 5-8078-0055-9

 

Данное издание учебника по курсу "Правоохранительные органы" является пятым. Потребность в нем возникла в связи с тем, что первое (лето 1995 г.), второе (осень 1996 г.), третье (весна 1997 г.) и четвертое (осень 1998 г.) издания к настоящему времени существенно устарели, и ни одно из них не может быть рекомендовано безоговорочно для использования в учебном процессе. Это обусловлено прежде всего тем, что в течение всего указанного периода времени шел и продолжает идти непрерывно процесс обновления российского законодательства, в том числе имеющего принци­пиальное значение для организации и основ деятельности правоохрани­тельных органов.

Пятое издание, как и первые четыре, подготовлено на базе учебной программы, составленной в соответствии с требованиями Государственно­го образовательного стандарта профессионального высшего образования по специальности 021100 — "Юриспруденция" и используемой препода­вателями и студентами юридического факультета Московского государ­ственного университета им. М. В. Ломоносова. В этом издании максимально обновлен материал, содержавшийся в предыдущих изданиях, с учетом всех текущих изменений законодательства и иных правовых актов.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, учебные планы которых рассчитаны на подготовку юристов широкого профиля. Для всех, кто интересуется построением и полномочи­ями правоохранительных органов.

Нормативный материал дается по состоянию на 1 января 2000 г.

 

© К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев, 1996

© Издательство "Зерцало", 1996

Ó К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев, 1997

© К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев, 1998

Ó К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев, 2000

Ó Издательство "Зерцало", 2000

 

Указатель сокращений

АПК Арбитражный процессуальный кодекс Рос­сийской федерации. Принят 5 мая 1995 г.

БНАФОИВ — Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

ВВС — Ведомости Верховного Совета РСФСР; Ве­домости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.

ВВАС — Вестник Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации.

ВВСС — Ведомости Верховного Совета СССР, Ведо­мости Съезда народных депутатов СССР и Вер­ховного Совета СССР.

ГПК — Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Принят 11 июня 1964 г.

Закон об арбитражных судах — Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федера­ции" от 28 апреля 1995 г. (СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1589).

Закон о безопасности — Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. (ВВС, 1992, № 15, ст. 769; 1993, № 2, ст. 77; РГ, 1994, 14 и 19 января).

Закон о военных судах — Федеральный конституционный закон "Овоенных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 г. (СЗ РФ, 1999, № 26, ст. 3170).

Закон о Конституционном Суде — Федеральный конституционныйзакон "О Конституционном Суде РоссийскойФедерации" от 21 июля 1994 г. (СЗ РФ, 1994, №13ст. 1447).

Закон о милиции — Закон РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 г. (ВВС, 1991, № 16, ст. 503; 1993, № 33 ст. 1316; СЗ РФ, 1996, № 25, ст. 2964; 1999, № 14 ст. 1666; № 49, ст. 5905).

Закон о мировых судьях — Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. (СЗ РФ, 1998, № 51, ст. 6270).

Закон о прокуратуре — Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской федерации" от 17 ноября 1995 г. (СЗ РФ, 1995, № 47, ст. 4472; 1999, № 7, ст. 878; № 47,ст. 5620).

Закон о статусе судей — Закон РФ "О статусе судей в Российской Фе­дерации" от 26 июня 1992 г. (ВВС, 1992, № 30, ст. 1792; 1993, № 17, ст. 606; СЗ РФ, 1995, № 26, ст.2399;1999,№ 29,ст. 3690).

Закон о Судебном департаменте — Федеральный закон "О Судебном де­партаменте при Верховном Суде Российской Федерации" от 8 января 1998 г. (СЗ РФ, 1998, № 2, ст.223).

Закон о судебной системе — Федеральный конституционный закон "О Судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. (СЗ РФ, 1997, № 1, ст. 1).)

Закон о судебных приставах — Федеральный закон "О судебных при­ставах" от 21 июля 1997 г. (СЗ РФ, 1997, № 30, ст.3590).

Закон о судоустройстве — Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. (ВВС, 1981, № 28, ст. 976; 1992, № 27, ст. 1560; № 30, ст. 1794; 1993, № 33, ст. 1313; СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3300; 1999, № 1,

ст. 5).

КоАП — Кодекс РСФСР об административных пра­вонарушениях. Принят 20 июня 1984 г.

Основы законодательства о нотариате — Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержден­ные Верховным Советом РСФСР 11 февраля 1993 г. (ВВС, 1993, № 10, ст. 357).

Положение о Министерстве юстиции — Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954 (СЗ РФ, 1999, № 32, ст. 4043).

РГ — Российская газета.

САПП — Собрание актов Президента и Правитель­ства Российской Федерации.

Сборник документов — Международные акты о правах человека. Сборник документов /Сост. В. А. Карташкин и Е. А. Лукашева. М., 1998.

СЗ — Собрание законов Союза ССР.

СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Фе­дерации.

СППВС1 — Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961—1996. М .,1997.

СУ — Собрание узаконений РСФСР.

УК — Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят 13 июня 1996 г.

УПК — Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Принят 27 октября 1960 г.

1В этом сборнике постановления Пленума Верховного Суда РФ опубликованы с учетом многочисленных изменений, внесенных 21 декабря 1993 г. и 25 октября 1996 г.

Предисловие

 

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действу­ют органы, активно участвующие в реализации правовых предпи­саний. Эти знания нужны не только для будущей профессиональной практики во всех сферах юридической деятельности после оконча­ния учебного заведения и получения соответствующего диплома. Ими должны владеть судья и прокурор, следователь и дознаватель, ад­вокат и юрист, работающий в законодательном или исполнительном учреждении, в государственной или частной коммерческой либо про­изводственной организации. Они крайне нужны также студенту-пра­воведу, будущему юристу, при усвоении многих дисциплин, которые предстоит познать в ходе всего обучения в юридическом вузе.

Учебная дисциплина "Правоохранительные органы" дает об­щую, исходную информацию о правоохранительной деятельности и тех государственных и негосударственных учреждениях, которые призваны осуществлять ее. Круг таких учреждений сравнительно широк. По распространенному мнению к ним принято относить преж­де всего суды, прокуратуру, органы юстиции и внутренних дел, нало­говую полицию, адвокатуру и подобные ей организации и формиро­вания. В выполнении некоторых правоохранительных функций уча­ствуют также многие иные органы, включая, к примеру, те, которые, обеспечивая решение других весьма важных государственных задач, одновременно вносят большой вклад в выявление и расследование преступлений (к примеру, путем осуществления оперативно-розыск­ной деятельности или дознания).

Цель изучения данной дисциплины — дать будущим юристам четкое представление о том, как строятся и какие выполняют функ­ции эти учреждения, как они взаимодействуют друг с другом, ины­ми государственными и негосударственными организациями, како­во их социальное предназначение. Естественно, в учебнике по дис­циплине, которая изучается обычно в течение не более одного семе­стра, невозможно одинаково всесторонне осветить все это. Поэтому основное внимание, без малейшего намерения умалить значение других учреждений, уделяется судам, поскольку именно они наде­лены такими ответственными полномочиями, которые в совокупно­сти образуют то, что принято именовать самостоятельной ветвью государственной власти — судебной.

Одна из основных особенностей предмета заключается и в том, что он требует от изучающих усвоения содержания не одного-двух правовых актов, а большого их числа. В общей сложности студенту приходится иметь дело примерно с пятьюдесятью правовыми актами различного уровня, начиная от Конституции РФ, норм международных договоров, обязательных для Российской Федерации, и кончая ведомственными нормативными актами. Пожалуй, немногие юридические дисциплины обладают такого рода особенностью. Для студента-первокурсника (предмет преподается, как правило, уже в первом семестре), еще не имеющего достаточно серьезного опыта "общения" с правовой "материей", такой объем специфической информации представляет значительную сложность.

Положение усугубляется также тем, что в наши дни идет непрекращающийся бурный процесс обновления законов и других пра­вовых актов. Процесс этот проявляется, разумеется, и в постоянном обновлении законодательства, имеющего непосредственное отношение к осуществлению правоохранительной функции государства, к организации и основам деятельности соответствующих органов, а равно в обновлении практики применения такого законодательства.

Авторы, учитывая опыт преподавания дисциплины "Правоохранительные органы" на юридическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова, в настоящем издании учебника, как и в предыдущих, стремились максимально способствовать тому, чтобы изучающие данную учебную дисциплину имели полное представление о соответствующем правовом материале. В конце практически всех глав приводятся перечни действующих актов или их структурных единиц, прямо связанных с конкретными темами. Найти тексты актов и изучить их содержание должны помочь не только эти перечни, но и подготовлен­ная авторами данного учебника Хрестоматия, издание которой возоб­новлено после некоторого перерыва (см.: Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Хрестоматия. М.: Издательство "Зерцало", 1999).

Изучение правового материала по первоисточникам призвано способствовать выработке у студентов уже на самых начальных эта­пах профессиональной подготовки весьма важного для любого грамотного юриста умения искать и находить в "безбрежном юридичес­ком море" необходимые документы, а равно навыков работы с ними.

Прошло более четырех с половиной лет после выхода в свет пер­вого издания данного учебника. Срок, казалось бы, небольшой. Но именно в это время приняты многие правовые акты, которые нельзя не учитывать при изучении организации и основ деятельности су­дов, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания и других правоохранительных органов. Только за время, прошедшее после сентября 1998 г., когда увидело свет предыдущее (четвертое) издание учебника, появилось около двух десятков законов, между­народных договоров Российской Федерации и других правовых ак­тов, имеющих то или иное отношение к вопросам, рассматриваемым в рамках учебной дисциплины "Правоохранительные органы".

Наиболее существенные изменения связаны с дальнейшим со­вершенствованием судебной системы Российской Федерации. Они проявились прежде всего в принятии Закона о мировых судьях (но­ябрь 1998 г.) и Закона о военных судах (июнь 1999 г.). Первый из них явился еще одним шагом к реализации давнего замысла об образо­вании судебных учреждений, которые были бы максимально прибли­жены к населению и разгрузили бы испытывающие чрезмерно вы­сокую нагрузку гражданские суды общей юрисдикции основного звена. Второй из названных законов положил начало радикальной перестройке подсистемы судов, функционирующих в Вооруженных Силах РФ и других военных структурах.

Крупные события по-прежнему происходили вокруг Министер­ства юстиции РФ и системы его органов и учреждений. Они, как из­вестно, несколько лет тому назад вступили в полосу ощутимых пре­образований. Определенным подведением итогов этим преобразова­ниям явился Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г., которым ут­верждено новое Положение о Министерстве юстиции.

Уточнялись также организация и основные функции иных пра­воохранительных органов. К примеру, вновь претерпели многочис­ленные дополнения и изменения Закон о прокуратуре (февраль, ноябрь 1999г.) и Закон о милиции (март, декабрь 1999 г.), изданы но­вые Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ (ноябрь 1998 г.) и Положение о Фе­деральной службе налоговой полиции (сентябрь 1999 г.).

В это же время продолжали по-прежнему проявлять активность и высшие судебные инстанции. Состоялось принятие этими инстан­циями ряда решений, которые, несомненно, будут играть заметную роль в корректировке полномочий правоохранительных органов, в совершенствовании их взаимодействия.

К необходимости обновления учебника и подготовке его нового издания авторов подталкивало также непрерывное общение со сту­дентами, познававшими предмет по предыдущим вариантам учеб­ника, а также с коллегами, использовавшими их в процессе препо­давания.

Авторы глубоко признательны всем, кто высказал конструктивную критику по предыдущим изданиям учебника и внес квалифи­цированные предложения по их улучшению.

Автором глав I—IV, VII, Х—XIV и § 4 гл. XVII, указателя со­кращений и алфавитно-предметного указателя является доктор юри­дических наук, профессор К. Ф. Гуценко, а глав V, VI, VIII, IX, XV, XVI §1-3 гл.XVII-кандидат юридических наук, доцент М.А. Ковалев.

 

Нормативный материал дается по состоянию на 1 января 2000 г.

 

К. Гуценко, январь 2000 г.

Глава I

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНЫ "ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ"

Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи

 

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и обра­зования, поддержание обороноспособности и охрана государствен­ной безопасности страны, а также выполнение других важных функ­ций — таково содержание этой многообразной и многоплановой де­ятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод че­ловека и гражданина, охране прав и законных интересов государ­ственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи — предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 45, п. "в" ст. 71, п. "б" ст. 72, п. "е" ст. 114 Консти­туции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблю­дение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: "Государствен­ная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Феде­рации гарантируется".

По своей сути приведенные и другие конституционные предпи­сания требуют, чтобы все государственные органы выполняли на­званные задачи. Одновременно сами граждане, разумеется, не ли­шаются возможности отстаивать любыми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственны­ми органами возложенных на них полномочий, всемерно содейство­вать им в этом.

Для подавляющего большинства государственных органов ди­апазон их деятельности не замыкается, естественно, на решении названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач — задач непосредственной охраны законности и право­порядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями.

У них на первом плане другие задачи — решение текущих перспективных экономических вопросов, вопросов культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т.д. Некоторые функции по охране законности и правопорядка они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.

Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимается значительно меньший круг органов. Это те органы, которые существуют только или глав­ным образом для выполнения такой роли. Их уже давно при­нято именовать органами охраны общественного порядка (нередко их называют и органами охраны правопорядка), т.е. органами, ко­торые призваны охранять обусловленный экономическими и соци­альными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и право­выми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России. Весьма близко к понятию органов охраны общественного порядка (правопорядка) примыкает понятие "правоохранительные органы". Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Круг конкретных орга­нов, которые они имеют в виду, не совпадает. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохрани­тельными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной обществен­ного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.

Чтобы четко усвоить суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, весьма важно уяснить призна­ки деятельности, получившей в определенной мере условное и при­знаваемое не всеми, но уже ставшее привычным для многих наиме­нование — " правоохранительная деятельность".

Данный термин и обозначаемое им понятие являются сравни­тельно молодыми. Они введены в юридический обиход всего лишь в конце 50-х — начале 60-х гг. По сравнению с возрастом других тер­минов и понятий, которыми пользуются юристы, это "младенческий" возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие "правоохранительная деятельность" еще не "устоялось". Вокруг него идут активные споры, высказываются разные сужде­ния, а вместе с этим — и разные мнения о том, какие органы надо считать правоохранительными. В действующем законодательстве по данному поводу четких указаний нет.

В соответствии с существующими доктринальными разработ­ками рассматриваемый вид государственной деятельности облада­ет рядом существенных признаков.

Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним при­нято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом. Например, если совершено преступле­ние, то может быть назначено наказание или иные меры воздействия, допускаемые по закону; если имуществу причинен ущерб, не вле­кущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязан­ность возместить этот ущерб; если по заключенному договору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изде­лия или оказании каких-то услуг, то возможно применение имуще­ственной санкции; если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить водительских прав, и т.д. Среди мер юри­дического воздействия важное место отводится мерам предупреж­дения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных законом пределах.

Вторым существенным признаком правоохранительной дея­тельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответ­ствовать предписаниям закона. Только закон может слу­жить основанием применения конкретной меры воздействия и чет­ко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздейст­вие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Например, в ст. 403 КоАП установлено, что лицо, распространившее о кандидате в депутаты или на выборную должность путем опублико­вания либо иным способом ложные сведения в целях влияния на ис­ход выборов, может быть подвергнуто штрафу в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (для должност­ного лица, совершившего подобное деяние, штраф соответственно может составить вдвое большую сумму). И такая запись в законе оз­начает, что установленная в нем мера взыскания может быть приме­нена только к виновному в указанном действии и только в обозначен­ных пределах. Не допускается применение и каких-то иных мер взы­скания, скажем, ареста, исправительных работ, хотя кому-то они мо­гут показаться более уместными для данного случая и более справед­ливыми. Отступление от приведенного предписания закона под ка­ким бы то ни было предлогом и в каком бы то ни было направлении считается актом беззакония, несовместимым с охраной прав и свобод.

В-третьих, характерным для правоохранительной деятель­ности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях. По соответствующим правилам проводится разбирательство имущественных споров, споров, связанных с увольнением, и т.д. Во всяком случае, для принятия решения о применении или не применении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, под­лежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным, а также иные негативные последствия, в том числе при определенных условиях — для должностного лица, допустившего нарушение.

Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими — по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоря­жение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных орга­нов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (про­цессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопро­сов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативно­сти, обоснованности, законности и справедливости, принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воз­действия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

С учетом сказанного можно определить понятие того, что при­нято считать правоохранительной деятельностью. Как видно по при­веденным признакам и их краткой характеристике, к ней следова­ло бы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклон­ном соблюдении установленного им порядка.

При характеристике понятия правоохранительной деятельно­сти важно иметь в виду, что в наши дни существует довольно рас­пространенная тенденция вкладывать в него разное и нередко крайне ограниченное содержание. К примеру:

для одних такая деятельность — это лишь то, что делается компетентными государственными органами в сфере борьбы с пре­ступлениями (другими словами, ставится знак равенства между понятием "правоохранительная деятельность" и понятием "борьба с преступностью");

для других — это борьба и с преступлениями, и с иными право­нарушениями (в основном теми, которые принято называть админи­стративными проступками — о них см. ниже, в § 1 гл. IV учебника);

для третьих — это то, что принято называть поддержанием общественного порядка (патрулирование в общественных местах, контроль за правильным проведением массовых мероприятий демонстраций, митингов, пикетирования, применение специальных средств для усмирения "разбушевавшейся" толпы и т.д.).

Столь упрощенный подход нельзя признать правильным, по­скольку он существенно искажает суть рассматриваемого вида го­сударственной деятельности и, как будет показано ниже (см. § 2 данной главы учебника), используется для "обоснования" весьма спорных суждений о том, какие органы следовало бы считать пра­воохранительными.

Сторонники такого подхода не хотят видеть, что сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка. Право должно охраняться не только от подобных, явно недопустимых актов беззакония или анти­общественных явлений. Но нужно не забывать, что в не меньшей мере недопустимыми являются также все и всякие иные прояв­ления противоправности, попытки недозволенно ограничи­вать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали — российскому граждани­ну, иностранцу, лицу без гражданства, какому-то должностному ли­цу, предпринимателю или коммерсанту, государственной или него­сударственной организации.

Все это и ему подобное должно пресекаться не менее решитель­но, чем преступления или нарушения порядка в общественных ме­стах, а его негативные последствия — устраняться или исправляться. В противном случае рассуждения о законности и правопорядке — пустой звук. Чтобы такое не случилось или не приобрело значитель­ных масштабов — и нужна деятельность, именуемая правоохрани­тельной в широком смысле этого слова.

Решение компетентного органа о восстановлении на работе чело­века, уволенного не в результате преступных "происков", а по ошибке или недоразумению, о возмещении вреда, причиненного по неосто­рожности, о возложении обязанности выполнить условия договора, к примеру, об издании какой-то книги, о лишении родительских прав того, кто не уделяет необходимого внимания своему ребенку, о вып­лате денежного содержания престарелым родителям, о признании противоречащим Конституции РФ закона, ущемляющего основные права и свободы гражданина и человека, и т.д., и т.п. Все меры подобного рода не менее важны для обеспечения законности и прав порядка, чем борьба с преступностью или так называемыми несанкционированными массовыми "мероприятиями". Такие меры тоже представляют собой охрану права с помощью юридических средств. Их совокупность — неотъемлемый компонент правоохранительной деятельности.

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, пока что в законодательном порядке четко не решен. Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судебной системе, Закон о судоустройстве, ГПК, УПК и некоторые другие*. В ст. 1 Закона о безопасности, в частности, подчеркнуто, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов являются: "личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность".

*Здесь и ниже наименование некоторых законов, которые в учебнике упоминаются многократно, дается сокращенно. Полное их официальное наименование приведено в Указателе сокращений.

 

Это положение и следовало бы считать основным ориентиром при раскрытии содержания задач правоохранительной деятельности в целом. Во всяком случае, в нем четко обозначены те ценности, которые должны охраняться.

По закону охрана названных ценностей возложена на все государственные органы, в том числе, естественно, и на правоохранительные. Она и составляет суть, обобщенное содержание задач последних, хотя, как будет видно ниже, для конкретных видов правоохранительных органов законодательство предусматривает свои, специфические задачи: для Конституционного Суда РФ — одни, для судов общей юрисдикции — другие, для арбитражных судов— третьи, для прокуратуры — четвертые, для милиции — пятые и т.д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...