Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендуемые правовые источники.




Конституция РФ — ст. 2, 45, п. "в", "г" и "о" ст. 71, п. "а", "б" и "л" ст. 72, п. "е" ст. 114 и ст. 118.

Закон о судебной системе — ст. 1 и 4.

Закон о Конституционном Суде — ст. 1.

Закон об арбитражных судах — ст. 1.

Закон о судоустройстве — ст. 4.

Закон о прокуратуре — ст. 1.

Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по пра­вам человека Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. — ст. 1, 3, 15, 16 и 29 (СЗ РФ, 1997, № 9, ст. 1011).

Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. — ст. 1 и 10 (ВВС *, 1992, № 15, ст. 769; 1993, № 2, ст.77; РГ, 1994, 14 и 19 января).

*В последние годы это официальное издание законодательства неодно­кратно переименовывалось. До мая 1990 г. оно называлось "Ведомости Вер­ховного Совета РСФСР", до февраля 1992 г. — "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР", а до сентября 1993 г. — "Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верхов­ного Совета Российской Федерации". В апреле 1994 г. ему присвоено наи­менование "Собрание законодательства Российской Федерации".

Почти двадцать лет после революции 1917 г. у него было еще одно наз­вание — "Собрание узаконений РСФСР".

 

Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. — ст. 1 и 13 (СЗ РФ, 1995, № 33, ст. 3349; 1998, № 30, ст. 3613; 1999, № 2,ст. 233).

УПК — п. 1, 6, 6а и 7 ст. 34, ст. 117 и 125.

Закон о милиции — ст. 1 и 2.

Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039 — п. 7 (СЗ РФ, 1996, № 30, ст. 3605; 1997, № 36. ст. 4133; 1998, № 17, ст. 1915; 1998, №22, ст. 2413; 1998, № 43, ст. 5333; 1999, № 50, ст. 6197).

Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасно­сти в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. — ст. 8 (СЗ РФ, 1995, № 15, ст. 1269).

Положение о Федеральной службе безопасности Российской Феде­рации, утвержденное Указом Президента РФ от 6 июля 1998 г. № 806 — п. 8 (СЗ РФ, 1998, № 28, ст. 3320; № 32, ст. 4384; № 41, ст. 5004; 1999, № 2, ст. 267).

Федеральный закон "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. — ст. 13 и 14 (СЗ РФ, 1996, № 22, ст. 2594; 1997, № 29, ст. 3502).

Федеральный закон "О внешней разведке" от 10 января 1996 г. — ст. 6 (СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 143).

Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. — ст. 30 (ВВС, 1993, № 17, ст. 594; СЗ РФ, 1994, № 16, ст. 1861;1995,№ 50,ст.5610; 1997,№ 29,ст. 3507; 1998,№ 31, ст. 3805; 1998,№ 31, ст. 3831; 1999, № 23,ст. 2808).

Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. — ст. 10 (ВВС, 1993, № 31, ст. 1224; СЗ РФ, 1995, № 26, ст. 2397; 1996, № 1, ст. 4; 1997, №30, ст. 3586; 1997, № 47, ст. 5341; 1999, № 7, ст. 879).

Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. — ст. 2 (ВВС, 1993, №29, ст. 1114; СЗ РФ, 1995, № 51, ст. 4973).

Положение о Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 г. № 1272 — п. 1, 7 и 8 (СЗ РФ, 1999, № 39, ст. 4590).

Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 21 марта 1991 г. — ст. 1 (ВВС, 1991, №15, ст. 492; 1992, № 33, ст. 1912; № 34, ст. 1966; 1993, № 25, ст. 2958; 1997, № 47, ст. 5341; 1999, № 28, ст. 3484).

Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. № 254 "Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам" — п. 1 (СЗ РФ, 1999, № 11, ст. 1299; № 37, ст. 4492).

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. — ст. 69 (СЗ РФ, 1999, № 18, ст. 2207).

Контрольные вопросы

1.Назовите и кратко охарактеризуйте основные признаки правоох­ранительной деятельности.

2.Назовите и кратко охарактеризуйте основные направления (функ­ции) правоохранительной деятельности.

3. Перечислите правоохранительные органы, выполняющие эти функции.

4. Какими критериями следовало бы руководствоваться при определении круга правоохранительных органов?

5. Определите предмет и систему дисциплины "Правоохранитель­ное органы".

6.Чем можно объяснить особую роль правосудия и конституционного контроля в правоохранительной деятельности?

Глава II

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах

Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодатель­ных и иных правовых актов. Сколько их — точно определить невозможно. Но во всяком случае можно смело утверждать — не менее полусотни. Невозможно также точно вычислить и объем таких ак­тов: в некоторых из них содержатся многочисленные статьи, пара­графы, пункты и т.д.

Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных право­вых предписаний в значительной мере объясняется тем, что учеб­ная дисциплина "Правоохранительные органы" касается многих государственных и негосударственных организаций и должностных лиц. И все они призваны выполнять в высшей степени ответствен­ную деятельность. В силу этого требуется особо тщательная правовая регламентация построения соответствующих организаций, их полномочий и полномочий должностных лиц. Требование тщатель­ности обусловлено в первую очередь стремлением свести к минимуму или полностью исключить вероятность, скажем, произвола, судеб­ных или следственных ошибок, которые порой калечат судьбы лю­дей, наносят непоправимый ущерб их правам и свободам.

Для характеристики массива правовых актов о правоохрани­тельных органах существенно также то, что в этом массиве сосуще­ствуют акты разного юридического значения (разной юридической силы). В нем "соседствуют" и взаимодействуют положения Консти­туции РФ и федеральных законов с положениями конституций, уста­вов и иных законов субъектов Российской Федерации, указы Пре­зидента РФ с постановлениями Правительства РФ, положения меж­дународных соглашений с положениями ведомственных норматив­ных актов и т.д. У названных и других документов — свой юриди­ческий статус, свое значение. И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на кото­рую опирается система правоохранительных органов.

Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать классификация актов, которые в совокупности образуют эту базу.

Осуществлять ее целесообразно, опираясь на два основания. Одно из них — предмет (содержание) группируемых актов независимо от их юридической силы. Другое — группировка актов по их юридическому значению.

Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию

Всю сумму рассматриваемых правовых актов в зависимости от их содержания (предмета) можно подразделить на следующие группы актов:

— общего характера;

— о судебной власти, правосудии и судах;

— об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих;

— о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;

— об организации выявления и расследования преступлений;

— об организации юридической помощи.

Сгруппированный по такой схеме перечень основных (не всех) актов мог бы выглядеть следующим образом.

А. Акты общего характера

Конституция РФ.

Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. (ВВС, 1999, № 52, ст. 1865).

Закон о безопасности.

Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г. (СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1455).

Международные документы:

Всеобщая декларация прав человека (Сборник документов, с.39—43).

Международный пакт о гражданских и политических правах (там же, с.53—68).

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (СЗ РФ, 1998, № 14, ст. 1514 и № 20, ст. 2143) — см. также: Сборник доку­ментов, с.539—570.

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (СЗ РФ, 1999, № 13, ст. 1489).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...