Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

с максимальной эффективностью




 

• Логопед выбирает рассказ, наиболее соответствующий эта­пу обучения, индивидуальным и произносительным возмож­ностям ребенка. Быстрой ориентировке в звуковом соста­ве рассказа поможет фонетическая символика, данная нами в верхней части каждого листа с текстом.

• Взрослый (логопед либо, по его заданию, воспитатель или родитель) выразительно читает ребенку весь рассказ цели­ком. В это время ребенок рассматривает картинку к расска­зу и усваивает его содержание.

• Взрослый выясняет, насколько понят ребенком смысл всего рассказа, а также отдельных слов и выражений {оркестран­ты, фрак, арфа, снимать мерку и др.). Особое внимание уде­ляется анализу рассказов со скрытым смыслом («Первый концерт», «Воробей на крыше», «Смешной фрак», «Карна­вальный костюм» и пр.). При необходимости дается нрав­ственная оценка поступков героев. Важно, чтобы такая ра­бота проводилась перед заучиванием текста. Таким образом, обеспечивается его смысловая доступность.

• Заучивание рассказа (сказки) проводится путем повторе­ния предложений по одному, а при необходимости — по два или по три. Затем весь текст повторяется целиком. Очень важно, чтобы на этом этапе и взрослый, и ребенок произносительно выделяли основной автоматизируемый звук (в каждом рассказе он выделен жирным шрифтом).

• Рассказ или сказка, снабженные сюжетной картинкой, — пре­красная база для различных лексико-грамматических уп­ражнений. Например, можно предложить ребенку выбрать из рассказа маленькие слова (предлоги), закончить предло­жения по их началу, поупражняться в согласовании слов, сло­вообразовании и словоизменении. Однако следует помнить, что при выполнении лексико-грамматических упражнений ребенок пользуется не заученной, а самостоятельной ре­чью. Автоматизация вызванного звука в этом виде речи от­носится к заключительному этапу.


• Когда рассказ выучен, на его базе полезно поработать над
совершенствованием связной речи. Можно предложить
ребенку:

— подробно описать предметы, объекты, героев, местность, время года и пр.;

— добавить в рассказ предшествующие или последующие со­бытия;

— составить аналогичный рассказ со сменой времени дей­ствия;

— рассказать услышанную историю от первого лица или лю­бого из действующих лиц и т.п.

Однако следует помнить, что во всех названных упражнениях ребенок будет пользоваться самостоятельной речью, т.е. бо­лее сложной по сравнению с заученной. Автоматизация вызван­ного звука в этом виде речи относится к последнему — заключи­тельному этапу.

• И, наконец, если ребенок уже овладел грамотой, можно использовать наши рассказы и сказки для самостоятельно­
го чтения.
Детям с нарушением произношения полезно
читать тексты, насыщенные автоматизируемым звуком.

 

Успехов вам!

Отличник просвещения, логопед высшей квалификации

Ткаченко Т.А.

 



 


БАБУШКИНЫ ПЫШКИ

 

Жила Наташа в новом доме и с детьми пока не познакомилась. Была у Наташи бабушка Луша.

Как-то бабушка напекла много пышек. Пышки вышли большие, пышные.

Наташа угостила пышками школьников, живущих на её этаже. Это были Лёша, Даша и Маша.

Так пышки помогли Наташе познакомиться с детьми!

 



 


ТИШЕ ЕДЕШЬ — ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

 

Шофер ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.

Вдруг шофёр видит: по краю дороги плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку*, а на ней, поверх таких же мешков, сидит му­жик. Обгоняя тележку*, шофёр крикнул мужику: «На лошади да­леко не уедешь!»

Неожиданно мотор машины заглох. Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь — дальше будешь!»

 



 


ПОДАРКИ ДЛЯ АЛЁШИ

 

Лёше было пять лет. У Лёши были мама, папа, дедушка и ба­бушка.

На Новый год бабушка купила Лёше книжку* о лошадях. Де­душка купил внуку шахматы. Мама купила Лёше заводную ма­шину. А папа положил под ёлку коньки, клюшку и шайбу. Так в Новый год сбылись" все Лёшины желания!

 

 



 


ПУШОК-ШАЛУН

 

Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома поджидал.

Днём вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и ба­бушкина шаль, и папина шапка-ушанка. А мамины шлёпанцы лежали в её шляпе, на шкафу! Кот-шалун сидел под вешал­кой и шевелил ушами.

 

 



 


ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО

 

На одном болоте жила-поживала жаба. Нашла она жестя­ное кольцо и спрятала его в кустах ежевики. В тот же день уви­дел жабу журавль, подошёл поближе и говорит ей жалобно: «Милая жаба! Я умоляю Вас быть моей женой!». «Хорошо! — отвечает жаба. — Приходите попозже, к кустам ежевики».

Журавль подошёл к ежевике с уже открытым клювом. Ему хо­телось быстрее проглотить жабу. Но тут выбежала жаба и ловко сунула журавлю в клюв жестяной кружок. При этом жаба хитро сказала: «Вот тебе, журавушка, обручальное кольцо!».

Долго не мог удивлённый журавль закрыть клюв.

 



 


ЖУК И СОРОКОНОЖКА

 

Как-то утром на лесной дорожке* жук увидел сороконожку*. Сороконожка* была в жёлтой шляпке. «Как она хороша!» — поду­мал жук.

Подойдя к сороконожке*, вежливый жук приподнял свою шляпу. Сороконожка* тоже была вежливой. Она подала ему свои лапки для пожатия и прошептала: «Доброе утро, милый жук!»

Лапок было так много, что последнюю лапку жук пожал уже бли­же к ужину.

 

 

* В этом слове Ж произносится как Ш.


 

ЖУРАВЛИ

 

Весной, когда тает лёд на болоте, можно услышать крик жу­равлей.

Журавль — большая серая птица на длинных тонких ногах. Осе­нью журавли улетают в жаркие страны, а весной возвращаются к нам.

Летят журавли клином. Впереди летит вожак. Вожак — это са­мый большой, выносливый, самый «уважаемый» журавль.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...