Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению




Целью контрольной работы является закрепление полученных знаний и формирование навыков теоретического анализа учебного материала, необходимых для дальнейшего освоения профессионально-педагогических дисциплин. Задания к контрольной работе представлены в одном варианте. Содержание контрольной работы направлено на освоение разных тем дисциплины с целью наиболее полного охвата материала. Выполнение задания предполагает моделирование деятельности преподавателя по подготовке и конструированию технологии дистанционного обучения. Перед выполнением работы студентам необходимо внимательно ознакомиться с методическими указаниями, изучить теоретический материал, представленный в учебной и научной литературе, рекомендуемой для освоения данной дисциплины. Работа должна содержать не более 10 страниц машинописного текста, причем студент должен не просто изложить материал, содержащийся в учебнике, но и применить умение использовать навыки проектирования, синтеза, логики и других методов изучения педагогических технологий. В завершении работы необходимо указать список использованных источников. Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к данным видам работ. Защита контрольной работы будет проводиться на практических занятиях по курсу «Педагогические технологии», поэтому полностью выполненная контрольная работа гарантирует успешную деятельность в ходе практических занятий во время сессии.

Структура и содержание контрольной работы

1. Проведите анализ учебно-методической литературы по вопросу дистанционного обучения. Рассмотрите реализацию системы дистанционного обучения в России и в Европе, проведите аналогию; классификацию дистанционного обучения; принципы организации дистанционного обучения; достоинства и недостатки.

2. Составьте модель дистанционного обучения, используя критерии моделирования дистанционной системы обучения.

Критерии моделирования дистанционной системы обучения:

К1 «Целевой уровень образования»:

К1.1 – высшее образование;

К1.2 – дополнительное (повышение квалификации);

К1.3 – профессиональная подготовка (переподготовка);

К1.4 – обучение без требований свидетельств.

К2 «Категория обучаемых»:

К2.1 – школьники (элективные курсы);

К2.2 – студенты ВУЗов, колледжей;

К2.3 – взрослые;

К2.4 – безработные (желающие изменить, получить новый профиль);

К2.5 – инвалиды.

К3 «Применение ДО в процессе обучения»:

К3.1 – полная замена традиционных способов обучения (весь процесс проходит дистанционно, очные встречи лишь на выпускном квалификационном экзамене, либо защите выпускной квалификационной работы);

К3.2 – дополнение традиционных способов обучения.

К4 «Организационные методы обучения»:

К4.1 – индивидуальные;

К4.2 – смешанные;

К4.3 – групповые.»

К5 «Изучаемая предметная область»:

К5.1 – гуманитарные науки и дисциплины;

К5.2 – естественные науки, дисциплины;

К5.3 – инженерные знания;

К5.4 – профессиональные навыки.

К6 «Способы обмена информацией»:

К6.1 – почта;

К6.2 – факс, телефон;

К6.3 – радио, телевидение;

К6.4 – система телекоммуникаций.

К7 «Вид носителя информации»:

К7.1 – печатное издание;

К7.2 – аудиоресурсы;

К7.3 – видеоресурсы.

К8 «Адаптивность»:

К8.1 – адаптивные системы ДО (приспосабливаемость под каждого обучаемого, адаптивность к процессу обучения в зависимости от материалов, уровня понимания);

К8.2 – в состав ДО не входят компоненты, обеспечивающие адаптивность.

3. Дайте словесное описание полученной Вами модели.

4. Составьте два перечня средств обучения, которые могли бы быть использованы в процессе реализации спроектированной Вами модели при дистанционном обучении по выбранной Вами дисциплине. В первый перечень включите традиционные средства обучения, а во второй – средства обучения, связанные с телекоммуникационными технологиями. Результаты оформите в виде таблицы.

Таблица

Средства обучения, используемые при дистанционном обучении

Средства обучения Характеристика средств обучения
Традиционные средства обучения
Рабочая тетрадь Рабочая тетрадь является одним из средств управления мыслительной деятельностью и включает специальные типы заданий, упражнений. Выполняя такие задания, обучаемые расчленяют весь процесс мышления на отдельные операции. Задания строятся таким образом, чтобы, работая над ними, обучающиеся производили все операции и выстраивали четкий алгоритм действий. В качестве операций, которые необходимо выполнить обучающимся, могут выступать следующие: включение в определении пропущенных слов; запись формулы с определенными компонентами; создание алгоритма выполнения каких-либо операций; последовательность заполнения таблицы, внесение в нее информации поясняющего характера; преобразование схемы; определение элементов конструкции и т.д.
Телекоммуникационные средства, применяемые в профессиональном образовании
Мультимедиа Мультимедиа — интерактивная система, обеспечивающая одновременное представление различных медиа — звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Например, в одном объекте-контейнере (англ. container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней. В образовании мультимедиа используется для создания компьютерных учебных курсов (популярное название CBTS) и справочников, таких как энциклопедии и сборники. CBT позволяет пользователю пройти через серию презентаций, тематического текста и связанных с ним иллюстраций в различных форматах представления информации. Теория обучения за последнее десятилетие была значительно развита в связи с появлением мультимедиа. Выделилось несколько направлений исследований, такие как теория когнитивной нагрузки, мультимедийное обучение и другие. Идея медиа-конвергенции также становится одним из важнейших факторов в сфере образования, особенно в сфере высшего образования. Определяемая как отдельные технологии, такие как голосовые (и функции телефонии), базы данных (и производные приложения), видео-технологии, которые сейчас совместно используют ресурсы и взаимодействуют друг с другом, синергетически создавая новые оперативности, медиа-конвергенция – это стремительно меняющийся учебный курс дисциплин, преподаваемых в университетах по всему миру. Кроме того, она меняет наличие, или отсутствие таковой, работы, требующей этих “подкованных” технологических навыков.

5. Разработайте традиционное средство обучения (одно) и средство с применением телекоммуникационных технологий (одно) по выбранной Вами теме при этом придерживаясь следующего порядка:

5.1. Проанализируйте содержание учебного плана подготовки специалистов и, руководствуясь разработанной Вами в пункте 2 моделью, выберите дисциплину или профессиональный модуль, для которого предусматривается разработка фрагмента модели дистанционного обучения.

5.2. Выберите содержание (тему) и, используя два-три учебника, составьте полный конспект темы.

5.3. Используя составленный конспект темы, выписать все значимые понятия, которые содержит учебный материал. Понятия вписать в таблицу спецификации и учебных элементов (таблица). В таблицу заносятся понятия, входящие в состав учебного материала урока. Каждому учебному понятию (элементу) присваивается порядковый номер. Далее понятия классифицируются по различным основаниям (опорное или новое понятие) и отмечаются значком «+». Как правило, первый номер присваивается понятию, являющемуся ведущим в данной теме урока. Обычно это понятие совпадает с наименованием темы.

 

Таблица

Спецификация учебных элементов

№ п/п Учебный элемент (категория) Опорное понятие Новое понятие
       
       

 

5.4. Вычленить операции, позволяющие сформировать отобранные новые понятия учебных элементов.

5.5. Разработать одно средство обучения для дистанционной подготовки по выбранному Вами предмету, с учетом содержания спецификации учебных элементов, включающее все опорные и новые понятия.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1) Анализ понятий «технология обучения» и «методика обучения».

2) Игровая технология, ее место и возможности в учебном процессе.

3) Классификация видов, типов дистанционного обучения.

4) Классификация игровых технологий.

5) Классификация педагогических технологий.

6) Методика разработки модульно-компетентностной программы.

7) Методическое обеспечение дидактической игры.

8) Методическое обеспечение модульной единицы: построение информационного блока, варианты построения контролирующего блока.

9) Назначение и структура современных педагогических технологий.

10) Основные типы технологий обучения, их краткая характеристика.

11) Основные этапы разработки и реализации учебных проектов.

12) Основы организации дистанционного обучения: общая характеристика элементов управления и элементов взаимодействия.

13) Понятие «дистанционное обучения»: предпосылки создания и перспективы развития в образовательном пространстве.

14) Преимущества и недостатки модульно-компетентностной технологии обучения.

15) Принципы проектного обучения.

16) Свойства современных педагогических технологий.

17) Современная классификация педагогических технологий.

18) Соотнесите понятия «профессиональный модуль», «междисциплинарный курс».

19) Структура профессионального модуля.

20) Дидактическое обеспечение модульно-компетентностной технологии обучения.

21) Функциональный анализ профессиональной деятельности специалиста.

22) Контроль и оценка результатов изучения профессионального модуля.

23) Контроль и оценка результатов изучения междисциплинарного курса.

24) Методическое обеспечение проектной деятельности.

25) Сущность и принципы модульно-компетентностного обучения.

26) Сущность и содержание проектного обучения.

27) Сущность и содержание дистанционного обучения.

28) Сущность и принципы игровой технологии обучения.

29) Виды презентаций учебных проектов.

30) Критерии оценки продукта проектировочной деятельности учащихся.

31) Классификация учебных проектов.

32) Основная цель и идея современного метода проектов.

33) Сущность метода учебных проектов.

34) Структура и содержание проектировочной деятельности обучаемых.

35) Формы продуктов учебной проектировочной деятельности.

36) Управление деятельностью учащихся над учебным проектом.

37) Структура модульно-компетентностной образовательной программы.

38) Связь функционального анализа профессиональной деятельности с профессиональными модулями.

39) Логика разработки модульно-компетентностной программы.

40) Назначение программы профессионального модуля.

41) Назначение междисциплинарного курса, структура междисциплинарного курса.

42) Принципы и признаки игровых технологий обучения.

43) Игровое моделирование содержания и форм профессиональной деятельности.

44) Виды проблемных ситуаций.

45) Реализация игровой технологии: создание мотивационной сферы у участников игры.

46) Формы и виды контроля в дистанционном обучении.

47) Информационные технологии (ИТ) дистанционного обучения.

48) Проблемы управления и администрирования учебной деятельности в дистанционной форме.

49) Психологические особенности дистанционного обучения.

50) Основные принципы дистанционного обучения. Достоинства и недостатки.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Резник, Семен Давыдович. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры [Текст]: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / С. Д. Резник, И. А. Игошина; под общ. ред. С. Д. Резника. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2014. 507 с.

2. Симонов, Валентин Петрович. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс [Текст]: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / В. П. Симонов. - Москва: Вузовский учебник, 2015. 319 с.

3. Даутова, О.Б .Дидактика высшей школы: современные педагогические технологии обучения студентов [Электронный ресурс]: [учебное пособие для вузов] / О. Б. Даутова; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 82 с.

4. Педагогика [Текст]: учебник для вузов [Гриф УМО] / [А. П. Тряпицына и др.]; под ред. А. П. Тряпицыной. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2014. 304 с.

5. Самойлов, Василий Дмитриевич. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма [Текст]: учебник для вузов [Гриф Учебно-методического центра "Профессиональный учебник"] / В. Д. Самойлов. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. - 207 с.

 

Дополнительная литература

1. Дудина, Марина Михайловна. Педагогические технологии [Текст]: практикум: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / М. М. Дудина; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2010. 170 с.

2. Матяш, Наталья Викторовна. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст]: учебное пособие для вузов по направлениям подготовки "Педагогическоен образование", "Психолого-педагогическое образование" / Н. В. Матяш. - 2-е изд., доп. - Москва: Академия, 2012. 156 с.

3. Митина, Юлия Алексеевна. Практикум по дисциплине "Педагогические технологии" [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Митина, Н.В. Морозова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2010. 74 с.

4. Панфилова, Альвина Павловна. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение [Текст]: учебное пособие для вузов / А.П. Панфилова. - 4-е изд., стер. Москва: Академия, 2013. 191, [1] с. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / [Н. В. Бордовская и др.]; под ред. Н. В. Бордовской. - Москва: КноРус, 2010. 431 с.

5. Корепанова, Мария Васильевна. Основы педагогического мастерства [Текст]: учебник для вузов / М. В. Корепанова, О. В. Гончарова, И. А. Лавринец; под ред. И. А. Лавринец. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2012. 238 с.

6. Эрганова, Наталья Евгеньевна. Практикум по педагогическим технологиям: учеб. пособие [для студентов, аспирантов, проф.-пед. работников] / Н.Е. Эрганова, И.И. Хасанова, О.В. Чернова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2011. 49 с.

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Библиотека Администрации Президента РФ – URL:http//194.226.30/32/book.htm

2. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена – http://lib.herzen.spb.ru

3. Российская библиотечная ассоциация – URL:http//www.rba.ru

4. Российская национальная библиотека – URL:http//www.rsl.ru

5. Межрегиональная ассоциация деловых библиотек – URL:http//www.librory.ru

6. Виртуальные библиотеки – URL:http//imin.urc.ac.ru

7. Базы данных компании East View Publications (Ист-Вью)

8. Реферативная база данных SCOPUS

9. Cambridge University Press: журнальные коллекции по гуманитарным и социальным наукам

10. Базы данных Gale Group – http://www.neicon.ru/res/gale.htm

11. Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru

12. Сетевая электронная библиотека – URL:http//web.ido.ru

13. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/

14. Университетский банк данных «Ресурс образования» – http://mgou.h11.ru

15. http://ref.by/slovari

16. Сайт «Идея» – http: //www.idea.ru

17. Интернет-журнал «Эйдос» – http://www.eidos.ru/journal

18. Сайт «Всероссийский интернет-педсовет» – http://pedsovet.org/forum/topic302.html

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционные и практические занятия проводятся в специализированной аудитории, оснащенной DVD-плеером, web-камерой, сканером, электронной доской, цифровой фотокамерой, цифровой видеокамерой, flash-накопителем, средствами беспроводного доступа к сети Internet, телевизором, видеомагнитофоном, ноутбуком и мультимедийным проектором. Каждому студенту выделяется индивидуальное рабочее место.

 


 

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Педагогические технологии»

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...