Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Надзор прокурора за законностью проведения следственных действий в ходе дознания и предварительного следствия




 

НПА:

- ФЗ «О прокуратуре»

- УПК РФ

- Приказ Генпрокуратуры от 06.09.07 №136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»

Прокурорский надзор за законностью производства следственных действий является одним из важных средств обеспечения допустимости доказательств, с целью получения которых выполняются следственные действия, а также соблюдения законных прав граждан на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Перечень и характер полномочий прокурора по надзору за исполнением законов о производстве следственных действий возможно только с момента дачи прокурором согласия на возбуждение уголовного дела в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК. Давая такое согласие, прокурор тем самым не только санкционирует производство следственных действий, которые направлены на собирание доказательств, но и проверяет обоснованность и законность тех следственных действий, проведение которых, в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК, допускается и до получения согласия прокурора на возбуждение дела (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение экспертизы).

Виды следственных действий перечислены в гл. гл. 23, 24, 25, 26, 27 УПК РФ. Ими являются: осмотр, освидетельствование, допрос, очная ставка, обыск, выемка, предъявление для опознания, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, назначение судебной экспертизы. Перечень следственных действий, изложенных в УПК РФ, - исчерпывающий. Сведения, полученные при расследовании преступления путем выполнения иных действий, помимо перечисленных, доказательствами не являются.

Прокурор обязан осуществлять надзор за расследованием преступлений таким образом, чтобы наряду с установлением обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, иных имеющих значение для расследования сведений, строго соблюдались требования уголовно - процессуального закона о порядке выполнения следственных действий, которыми устанавливаются эти данные, а также об их содержательной и удостоверительной стороне. В этих целях прокурор использует как свои полномочия по осуществлению процессуального руководства предварительным расследованием, так и предоставленные ему законом надзорные полномочия, перечисленные в ст. 37 УПК РФ.

Применение этих полномочий на досудебных стадиях уголовного процесса ориентировано на то, чтобы обеспечить выполнение субъектами расследования перечисленных ниже обязательных требований при производстве следственных действий:

1. Следственные действия могут производиться только по возбужденному уголовному делу, т.е. после дачи прокурором согласия на его возбуждение в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ. Исключение составляют те следственные действия, которые законодатель разрешает выполнять до возбуждения уголовного дела в порядке проверки заявления или сообщения о преступлении, а также по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы). При этом следует иметь в виду, что до возбуждения уголовного дела могут быть назначены только такие экспертизы, для производства которых не требуется получение образцов для сравнительного исследования. Таковые могут быть получены только на основании постановления лица, производящего расследование, с оформлением соответствующего протокола согласно ст. 202 УПК РФ.

2. Изучая материалы уголовных дел, прокурор обязан обращать внимание на отражение в них факта разъяснения участникам следственных действий их прав и обязанностей, предусмотренных уголовно - процессуальным законом. В протоколах допросов потерпевших и свидетелей должна содержаться запись о том, что им разъяснено конституционное право не свидетельствовать против самих себя, своего супруга или своей супруги и других близких родственников, а подозреваемому или обвиняемому - право отказаться от дачи показаний. Эти положения закреплены в ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, а также в п. 3 ч. 2 ст. 42, в п. 1 ч. 4 ст. 56, в п. п. 2 и 3 ч. 4 ст. 46 УПК. В соответствии с ч. 3 ст. 425 УПК обязательно уч.е педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста. Это же правило распространяется и на те случаи, когда ему исполнилось 16 лет, однако он страдает психическим расстройством либо отстает в психическом развитии. Последнее обстоятельство должно быть установлено на первоначальном этапе расследования соответствующими медицинскими документами с обязательным последующим проведением комплексной психолого - психиатрической экспертизы. Это следует из содержания ч. 3 ст. 20 УК. Уч.е защитника в уголовном судопроизводстве обязательно в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 51 УПК. Согласно п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 53 он вправе присутствовать при предъявлении обвинения, участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с уч.ем подозреваемого, обвиняемого или по ходатайству самого защитника.

3. Следственные действия должны быть направлены на получение сведений, имеющих значение по расследуемому, а также по связанному с ним иному преступлению; в связи с совершением подозреваемым или обвиняемым преступления, не связанного с расследуемым. Если в ходе следственного действия получена информация о преступлении, совершенном другими лицами и не связанном с расследуемым, по ней должно быть принято решение в соответствии с законом. В ч. 1 ст. 164 УПК законодатель указывает на обязательность вынесения мотивированных постановлений о производстве отдельных следственных действий (осмотра жилища, эксгумации трупа, обыска, выемки). Отсутствие таких постановлений равнозначно отсутствию формальных оснований на производство перечисленных следственных действий, что влечет недопустимость полученных доказательств. В постановлении должны быть сжато, но достаточно ясно сформулированы основания принятия решения о производстве следственного действия и приведены соответствующие аргументы. Постановление о производстве следственного действия может быть вынесено и в тех случаях, когда закон не требует его вынесения. Отдельные следственные действия могут быть выполнены только после обязательного проведения строго определенных законом предшествующих им следственных действий. В частности, очная ставка может быть выполнена только после допросов лиц, в показаниях которых имеются существенные противоречия. Проверка показаний на месте не может быть осуществлена без предварительного допроса лица, чьи показания намечается проверить. Также обязателен допрос опознающего до того, как ему будут предъявлены лица, предметы, фотографии, труп для опознания. Судебная экспертиза может быть назначена только после выполнения следственных действий, удостоверяющих факт появления объектов исследования, а также образцов для сравнительного исследования. Нарушение этих требований недопустимо. В ч. 4 ст. 173 УПК есть запрет на проведение повторного допроса обвиняемого по тому же обвинению, если он ранее отказался от дачи показаний. Повторный допрос возможен только по просьбе самого обвиняемого об этом.

4. Не могут быть допустимыми доказательства, полученные путем проведения действий, не предусмотренных уголовно - процессуальным законом. Различного рода протоколы "выдачи", "доставления", "изъятия", "обнаружения" предметов, документов и иных материалов не имеют юридической силы.

5. Следственные действия должны быть выполнены надлежащим субъектом, которыми являются: а) следователь, дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело; б) следователь или член следственной группы, которые включены в ее состав в соответствии с ч. 5 ст. 163 УПК; в) другой следователь, дознаватель, которому адресовано соответствующее следственное поручение на основании ч. 1 ст. 152 УПК; г) прокурор на основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК. Отсутствие правомочия на выполнение следственного действия влечет признание полученных в его результате сведений недопустимыми в качестве доказательств.

6. Следственные действия не должны проводиться в ночное время, за исключением не терпящих отлагательства случаев, как это допускает ч. 3 ст. 164 УПК. Такие случаи возникают, если есть основания опасаться, что промедление в производстве следственного действия может повлечь утрату доказательств или существенно снизить возможность их получения. В подобных ситуациях либо выносится постановление, в котором мотивируется необходимость проведения следственного действия в ночное время, либо, если УПК не требует вынесения постановления, мотивировка решения о производстве следственного действия в ночное время должна быть изложена в соответствующем протоколе.

7. Принимая решение о производстве следственного действия, требующего, в соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК, обязательного разрешения суда, следователь, дознаватель, прокурор обязаны предварительно оценить достаточность оснований, которыми можно аргументировать перед судом необходимость проведения данного следственного действия. Это тем более необходимо, если в определенных условиях принято решение о производстве одного или совокупности следственных действий, перечисленных в ч. 2 ст. 29 УПК, без разрешения суда, но с обязательным его уведомлением через надзирающего прокурора. В случае, если суд признает недостаточными представленные основания для проведения уже выполненного без его решения следственного действия, его результаты в соответствии с ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 75 УПК будут признаны не имеющими юридической силы.

8. Осмотр, эксгумация трупа, обыск, выемка, следственный эксперимент, выемка и снятие копий с задержанных почтово - телеграфных отправлений, осмотр и прослушивание фонограмм, предъявление для опознания, проверка показаний на месте производятся с уч.ем не менее двух понятых. Если существует объективное препятствие их уч.ю в следственном действии и принимается решение о его проведении без них в соответствии с ч. 3 ст. 170 УПК, то в протоколе этого следственного действия должны быть изложены обусловившие принятие такого решения причины. Этими причинами могут быть: а) необходимость немедленного проведения следственного действия в труднодоступной местности, куда доставка понятых неосуществима либо крайне осложнена и влечет большие задержки во времени; б) необходимость проведения осмотра в неблагоприятных погодных условиях, когда в результате продолжающихся осадков или иных атмосферных явлений может быть необратимо изменена обстановка места происшествия, уничтожены следы и др.; в) невозможность одновременного нахождения производящих осмотр должностных лиц и понятых в ограниченном пространстве, где необходимо произвести осмотр или иное следственное действие; г) проведение следственного действия в условиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей (например, осмотр загазованного помещения, забоя в шахте и т.п.; самодельных взрывных устройств или приведенных в действие, но неразорвавшихся боеприпасов и т.п.). При ознакомлении с протоколами следственных действий, выполненных без уч.я понятых, прокурор обязан критически, но в то же время объективно оценивать убедительность причин, которые препятствовали их приглашению. При необходимости он вправе требовать соответствующих объяснений от следователя или дознавателя. Необходимо помнить, что проведение следственного действия без понятых - исключительное обстоятельство и подобная практика не должна быть системой. Применение технических средств фиксации хода и результатов следственных действий, проведенных без понятых - требование, установленное в ч. 3 ст. 170 УПК. Если в протоколе следственного действия есть запись о невозможности применения технических средств, прокурор обязан выяснить, чем она была обусловлена. Результаты отдельных следственных действий (проверка показаний на месте, предъявление для опознания, осмотр места происшествия, обыск) имеют важное доказательственное значение, и нередко возникает необходимость выяснить соответствие содержания протокола фактическим обстоятельствам, в которых продолжалось следственное действие. Особенно это необходимо, когда обвиняемый заявляет об оказанном на него во время проверки показаний на месте давлении, о подбрасывании ему изъятых при обыске предметов и в других ситуациях. Если технические средства применялись, но соответствующее приложение к протоколу следственного действия отсутствует, то содержащиеся в нем сведения могут быть признаны недопустимыми в качестве доказательств.

9.В ч. 6 ст. 164 установлена принципиальная возможность применения рименения технических средств при производстве следственных действий для обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. Если решение вопроса об их использовании в отдельных случаях законодатель оставляет на усмотрение субъектов расследования, то в других подобная альтернатива недопустима. Обязательными являются дактилоскопирование и опознавательная фотосъемка неопознанного трупа (ч. 2 ст. 178), фиксация хода и результатов следственных действий, проводимых без понятых (ч. 3 ст. 170). В соответствии с ч. ч. 5 и 8 ст. 166 в протоколах следственных действий должны быть указаны примененные технические средства, их технические характеристики, условия и порядок использования, полученные результаты. В протоколе отмечается, что участники следственного действия были заранее предупреждены о применении технических средств. К протоколам прилагаются фотоснимки и негативы, киноленты, диапозитивы, фонограммы допросов, кассеты с видеозаписями, носители компьютерной информации, слепки и оттиски следов, чертежи, планы и схемы.

10. Протоколы следственных действий, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 74 УПК, допускаются в качестве доказательств только тогда, когда их содержание и реквизиты полностью соответствуют требованиям, установленным для каждого следственного действия как в самом законе, так и в приложениях к нему.

Решение задачи по обеспечению эффективности прокурорского надзора как на первоначальном, так и на последующем этапах расследования требует, чтобы прокурор располагал не только достаточными знаниями и опытом практического применения норм материального и процессуального права, но и необходимой криминалистической подготовкой. Она входит в число обязательных критериев оценки его профессиональной состоятельности. В условиях напряженной криминальной обстановки и необходимости осуществления надзора за расследованием большого количества преступлений прокурор, естественно, не в состоянии обеспечить постоянный надзор за расследованием каждого из них. Ответственность за данный участок работы, а также за соблюдение требований закона о производстве следственных действий должны нести в первую очередь руководители следственных подразделений. Они наделены для этого достаточно широким кругом полномочий, предусмотренных ст. 39 УПК. В частности, начальник следственного отдела должен в ходе расследования проверять материалы уголовного дела и давать следователю письменные указания о производстве отдельных следственных действий. Эти указания обязательны для исполнения следователем. В ч. 3 ст. 38 не предусмотрено его право обжаловать такие указания прокурору. Тем не менее прокурор обязан постоянно контролировать ход расследования преступлений повышенной общественной опасности, вызвавших значительный общественный резонанс, для обеспечения оперативного и качественного установления и исследования всех их обстоятельств. Он вправе, а при необходимости обязан, давать следователям обоснованные и конструктивные указания о проверке версий и решении иных значимых задач с перечислением следственных действий, которые должны быть при этом выполнены. В указаниях могут содержаться рекомендации об очередности проведения этих действий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...