Раздел 8. Поволжский район
Состав: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Сара- товская, Ульяновская области, республики: Татарстан и Калмыкия. Главные города: Самара – 1150 тыс. чел., Казань – 1180 тыс. чел., Волгоград – 1005 тыс. чел., Саратов, Тольятти, Ульяновск, Пенза, Астрахань. Поволжье входит в число трех наиболее крупных и развитых районов (Центр – Урал – Поволжье), составляющих хозяйственную основу России. В своем развитии район много воспринял от этих со- седей и занимает промежуточное положение между ними, как с точки зрения географии, так и хозяйственного профиля. От Центра он вос- принял традиции машиностроения, от Урала получил металл на его развитие, а на собственных нефтегазовых, гидроэнергетических и зе- мельных ресурсах создал мощную энергетическую, нефтеперераба- тывающую и химическую индустрию и сильный аграрный комплекс. Сегодня эти отрасли определяют специализацию района. Таким обра- зом, развитие района определялось благоприятным сочетанием удобно- го географического положения и значительных природных ресурсов. Географическим «стержнем» района выступает Волга, которая издавна соединяла север и юг, запад и восток Европейской России и открывала ей выход к южным морям и странам востока. На Волге расположены все крупные города района. Железные дороги, пересе- кая ее в нескольких точках, соединяют Центральную Россию с Ура- лом и Азиатской частью страны. В 30-е годы аграрное в прошлом Поволжье (наряду с соседним Волго-Вятским районом) стало первым регионом на пути сдвига про- мышленности на восток. На его территории было размещено более 300 заводов, эвакуированных в годы второй мировой войны из приф-
ронтовых районов. Эти предприятия вошли в хозяйственный ком- плекс Поволжья. Создание каскада ГЭС на Волге и освоение нефтега- зовой Волго-Уральской провинции в послевоенные годы укрепило энергетику района и сформировало мощную нефтепереработку, неф- техимию, отрасли органического синтеза. В Поволжье сформирова- лись квалифицировнные кадры, которые, в свою очередь, стали при- влекать сюда отрасли массового и высокотехнологичного машино- строения. Так постепенно наращивался производственный потенциал этого района, который из аграрно-торговой окраины старой Европей- ской России превратился в один из базовых районов российской эко- номики. Главная отрасль промышленности – машиностроение, дающее более 1/3 его промышленной продукции и выпускающее транспорт- ную и военную технику, технологическое оборудование. Ведущее ме- сто занимает автомобилестроение – единственная отрасль, которая в период экономического кризиса 90-х годов не испытала сильного об- вала. В Поволжье построены самые крупные в стране автомобильные заводы – Волжский (ВАЗ), дающий сейчас 70% легковых машин в стране (в Тольятти), Камский (КАМАЗ) по выпуску грузовиков и ди- зельных двигателей (в Набережных Челнах), Ульяновский (УАЗ), за- вод троллейбусов в Энгельсе, и другие. В десятках городов Поволжья и других районов работают предприятия, выпускающие детали, обо- рудование, узлы для этих машин. Поволжье выделяется производством аэрокосмической техники: самолеты строят в Казани, Самаре, Саратове, Ульяновске, вертолеты – в Казани, ракетные комплексы – в Пензе и Ульяновске. Судострое- ние развито в Астрахани и Волгограде, в котором выпускают также и тракторы. Станки, приборы, технику для химической и нефтяной промышленности производят в Самаре, Волгограде, Саратове, Каза- ни, Пензе и др. городах. Многие заводы выпускают военную технику.
Второе место в хозяйстве занимает нефтегазохимический ком- плекс. Район давал в 60–70 гг. более 60% нефти страны, сейчас исто- щенные запасы обеспечивают ему второе место по добыче нефти в России. Но здесь создана самая крупная в России нефтепереработка, нефтехимия, выпуск полимерных материалов и изделий их них – кау- чука, шин, пластмасс, волокон и многих других. В Самаре-Сызрани, Саратове-Энгельсе, Волгограде-Волжском, Нижнекамске, Астрахани созданы комплексы этих взаимосвязанных производств. Среди других выделяются производства основной химии (серы, соли, соды), цемента и других стройматериалов, меховых и кожевен- ных изделий, обуви, суконных и хлопчатобумажных тканей. В пище- вой промышленности важное место принадлежит рыбной промыш- ленности, дающей основной улов осетровых и других ценных рыб страны (в последние годы вылов осетровых временно преостановлен). Поволжье выделяется мощной энергетикой: крупные тепловые ГРЭС размещаются в центрах нефтепереработки и вырабатывают 3\5 энергии района, они дополняется Балаковской АЭС (Саратовская __________обл.) и Волжско-Камским каскадом из 4-х крупных ГЭС. Энергия отсюда по- ступает в Центр и на Урал. Сельское хозяйство по масштабам производства находится на уровне Сев. Кавказа. Здесь в равной степени представлены земледе- лие и животноводство, дающие по 15% их продукции от общероссий- ского уровня. Большие земельные площади и кормовые ресурсы по- зволяют содержать самое крупное в России поголовье крупного рога- того скота и овец, возделывать озимую (в Правобережье) и яровую (в Заволжье) пшеницу. Поволжье производит также сахарную свеклу, подсолнечник, просо. В низовьях Волги выращивают бахчевые куль- туры, помидоры и другие теплолюбивые овощи. Вокруг крупных го- родов работают комплексы по выращиванию птицы, свиней, ранних овощей. Крупное население района во многом сформировалось за счет притока его из Центральной России, что способствовало быстрому росту городов. И сегодня Поволжье – это район крупных городов, среди которых Самара, Казань, Волгоград имеют более 1 млн. чел, к ним приблизился и Саратов, а число городов с населением свыше 400
тыс. чел. больше, чем в самом «городском» – Центральном районе. Горожане составляют 3/4 всего населения района. Плотность сельско- го населения 10–15 чел., что существенно выше среднероссийского уровня. Население Поволжья в основном русское, но здесь прожива- ют и другие народы, в т.ч. татары – титульная нация республики Та- тарстан, калмыки, республика которых занимает самый сухой, полу- пустынный район России. Поволжье, как и другие районы России, сильно затронул эконо- мический спад 90-х гг. Вместе с тем в Самарской обл. и Татарстане, где велика доля автомобилестроения и нефтяной отрасли, спад произ- водства был существенно меньше, и они, сохранив прибыльность производства, вошли в состав 10–12 регионов, обеспечивающих глав- ные поступления в бюджет России. Экологическая ситуация Поволжья определяется, в первую оче- редь волжскими проблемами. Разделенная плотинами по сути на ряд водохранилищ с малой скоростью течения, Волга и ее дно загрязнены соединениями металлов, нитратов, нефтепродуктами, пестицидами и другими отходами. Сильно сократилось количество осетровых рыб вследствие сооружения плотин на пути их миграций и браконьерства. Загрязненность атмосферы превышает санитарные нормы во всех крупных городах Поволжья. В таких областях, как Самарская, Волго- градская, Астраханская, Саратовская, половина населения живет при постоянно повышенном ее загрязнении. Большинство пашни страдает от ветровой и водной эрозии, обусловленной сплошной распашкой земель, сильными ветрами из Заволжья и холмистым рельефом Пра- вобережья. Многолетний смыв и выдувание почв привели к утрате ими половины запасов гумуса почв. Здесь необходимы серьезные почвозащитные меры, «мозаичное» землепользование, органические удобрения и т.д. В перспективе можно ожидать восстановления выпуска транс- портной и сельскохозяйственной техники с серийным ее производст- вом для разных потребителей – от индивидуальных и мелкогруппо- вых до крупных. Особую роль может сыграть судостроение. В тради-
циях волжских жителей – жить рядом с рекой, пользоваться ее блага- ми. Этому может помочь создание средних и малых судов спортивно- го, рыболовного, транспортного, туристского назначения. Ожидается развитие сообщения судами «река – море» между морями Европей- ского региона, в котором Волга будет играть главную роль. В Повол- жье сейчас мало выпускается бытовой техники и товаров народного потребления, слабо развит третичный сектор. Это все – возможные точки роста. В интересах экономики России – возрождение роли По- волжья как торгово-транспортного перекрестка России, развитие раз- нообразной инфраструктуры и услуг для этих целей. Раздел 9. Уральский район Состав: Курганская, Оренбургская, Свердловская и Челябинская обл., республики Башкортостан и Удмуртия, Пермский __________край. Главные города: Екатеринбург – 1200 тыс. чел., Пермь 1000 тыс. чел., Челябинск – 1100 тыс. чел., Уфа – 1040 тыс. чел., Ижевск, Орен- бург, Магнитогорск, Нижний Тагил. Урал, расположенный на рубеже Европы и Азии, по своему эко- номическому потенциалу занимает 2-е место после Центрального района. Роль Урала определяется его мощной тяжелой промышленно- стью – черной и цветной металлургией, металлоемким машинострое- нием и производством вооружений, которые сформировались на бо- гатых металлических ресурсах района. По этим отраслям район зани- мает первые места в России. Специализация Урала формировалась с начала XVIII века. Пер- вая выплавка металлов на заводах Демидовых велась еще при Петре I. К середине XVIII века Урал стал мировым лидером по выплавке чер- ных металлов. В XIX веке металлургия находилась в упадке, а XX век ознаменовался возрождением этой отрасли. Металлургия района была связана с производством оружия, а в последние полвека – и с выпус- ком тяжелой производственной техники. Урал – основная металлургическая база страны, дающая полови- ну произведенной в стране стали. Она сложилась на местных желез- ных рудах, которые нынче почти исчерпаны. Руда завозится с КМА и Казахстана. На Урале работают 4 из 8 крупнейших металлургических комбинатов страны – Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско- Халиловский и Челябинский, производящие 4\5 чугуна, стали и про- ката Урала. Качественные сорта стали выпускают Чусовской, Серов- ский, Златоустовский, Алапаевский заводы. Различные виды сплавов производят в Челябинске и Серове. Цветная металлургия Урала включает почти полный набор от- раслей, что является уникальным случаем мировой практики. Она сформировалась на собственных ресурсах медной, никелевой, свин-
цово-цинковой руды, хрома, бокситов, золота, платины, которые уже сильно выработаны, поэтому активно используется и привозное сы- рье. Заводы размещаются во многих городах Урала. Медь производят в Красноуральске, Ревде, Кыштыме. Алюминий получают в Каменск- Уральском и Краснотурьинске, никель – в Орске и Реже, цинк – в Че- лябинске. Машиностроение Урала по объему производства уступает только Центру. Здесь выпускают тяжелую технику для металлургии, нефтя- ной, химической, горнодобывающей, лесной промышленности, куз- нечно-прессовое оборудование, экскаваторы, тракторы, вагоны. Са- мые большие заводы – «Уралмаш» и «Уралхиммаш» в Екатеринбурге, трубопрокатный и горного оборудования в Первоуральске, трактор- ный и трубопрокатный в Челябинске, горного оборудования и крано- вый в Магнитогорске, вагонов – в Нижнем Тагиле и др. Развито на Урале среднее и точное машиностроение: выпуск станков (Алапа- евск), инструментов (Златоуст), автомобилей (Миасс, Ижевск), сель- скохозяйственных машин и автобусов (Курган). Урал производит почти все виды вооружений: танки в Челябин- ске и Нижнем Тагиле, артиллерию в Екатеринбурге и Перми, ракет- ные комплексы в Глазове и Воткинске, БМП в Кургане, стрелковое оружие в Ижевске. Предприятия Урала вырабатывали специальные сплавы, виды топлива, взрывчатые вещества и другие материалы для ВПК. Крупных масштабов на Урале достигла химическая индустрия. В первую очередь – это производство калийных и азотных удобрений и соды в Пермском крае на местном сырье, серы – на отходах метал- лургии, продукции органического синтеза на основе нефтепереработ- ки и нефтехимии в Перми, Орске и особенно в Башкирии – Уфе, Са- лавате, Стерлитамаке, и газопереработки в Оренбурге. В Пермском крае и Свердловской обл. на местных ресурсах раз- вита лесная промышленность, в т.ч. переработка древесины, с круп- ными комбинатами в Соликамске, Краснокамске, Красновишерске; Урал дает 15% древесины и 20% производства бумаги в стране. В строительной индустрии выделяется производство цемента, асбеста, огнеупоров и как специфическая уральская отрасль – добыча и обра- ботка поделочных, декоративных и драгоценных камней. Легкая и пищевая промышленность развиты довольно слабо. В пищевой отрас- ли выделяется производство мяса и муки в южных областях. Мощная промышленность района требует много топлива и энер- гии. Их основой был привозной уголь, позднее – нефть Волго- Уральской провинции (в Пермском крае и Башкирии). Современная энергетика Урала – одна из самых мощных в стране. Она включает систему крупных ТЭС и ГРЭС и дополняется Белоярской АЭС (около Екатеринбурга), Камской и Воткинской ГЭС на Каме. Но своей элек- троэнергии Уралу не хватает, он получает ее из Поволжья и Западной Сибири. Сельское хозяйство дает около 10% продовольствия России и опирается на крупные земельные ресурсы Южного Урала, который находится в засушливой зоне с рискованным земледелием (в годы сильных засух). Район специализируется на производстве зерна, в ос- новном яровой пшеницы. Она отличается хорошим качеством благо- даря теплому сухому климату, но меньшей урожайностью. Урал ха- рактеризуется крупным мясомолочным животноводством и развитым овцеводством. Однако району не хватает своего продовольствия и он завозит много овощей, картофеля, круп, масла, сахара. Вокруг круп- ных городов создано пригородное хозяйство. Население Урала за советские годы сильно выросло, и по числу жителей и городов (150) район уступает только Центру. Население сосредоточено в промышленных ареалах горного Урала, а также в Башкирии и Удмуртии. Окраинные – предуральские и зауральские районы – заселены слабее. В городах проживает 75% населения. Урал, как и Поволжье – район крупных городов. Здесь 4 города- миллионера – это больше, чем в других российских районах. Сель- ское население проживает в основном на Южном Урале, но плотность его невелика – до 10 чел./м2. Наибольшее число сельских жителей – в Башкирии, где оно представлено коренным населением и татарами. В начале 90-х гг. Урал оказался в числе наиболее бедственных районов страны в связи с резким сокращением ВПК, что затронуло и все смежные отрасли. Здесь более 2\3 занятых работали в этом ком- плексе, что определило высокую безработицу. Вместе с тем продук- ция ресурсных отраслей – черные и цветные металлы, нефть и нефте- продукты – вышла на мировой рынок и приостановила экономиче- ский спад. Сейчас начата реконструкция ряда крупных предприятий этих отраслей, начинают оживать и машиностроительные заводы, обеспечивающие эту реконструкцию. Все это позволяет Уралу сохра- нить свою экономику и по ее объему почти сравняться с Централь- ным районом. Экологическая ситуация на Урале очень сложная. Из 40 самых загрязненных городов России 10 находится на Урале. В их числе Магнитогорск, Новотроицк, Челябинск, Нижний Тагил, Оренбург, Уфа, Первоуральск, Кыштым – центры металлургии, угольной энер- гетики, нефтегазохимии. Загрязненность атмосферы приводит к вы- падению осадков с вредными окислами, вызывает рост заболеваемо- сти населения, усыхание лесов, загрязнение почв. Тяжелое положение с водными ресурсами. Урал, лежащий на водоразделе Волги и Оби, имеет их небольшие притоки, которые чрезвычайно загрязнены, большая часть воды забирается на технологические нужды. Особую тревогу вызывает ареал радиационного загрязнения по- сле аварии 50-х годов в Челябинской обл., а также большое скопление объектов потенциальной опасности – полигонов испытания и захоро- нения разных видов вооружений, взрывчатых веществ, химического оружия, отработанного урана и др. Опасность представляет и изно- шенное оборудование химических, нефтеперерабатывющих и метал- лургических производств, десятков нефтегазопроводов, пересекаю- щих территорию Урала. В перспективе не должны наращиваться ресурсные и тяжелые отрасли, хотя именно они и «держат» сейчас экономику Урала. Его промышленность, более чем в других районах, нуждается в техноло- гическом обновлении для улучшения качества продукции, снижения ресурсоемкости и обеспечения экологичности производства. Здесь не должны строиться новые «гигантские» предприятия, бывшие основой уральской промышленности, необходима более продуманная конвер- сия ВПК, развитие производства товаров для населения и всех видов природоохранной деятельности. Необходимо предотвратить даль- нейшее превращение территории горного Урала в техногенный без- жизненный ландшафт, главным элементом которого являются дымя- щие заводские трубы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|