Обработка и интерпретация результатов
Результаты методики обрабатываются с помощью специального ключа. "Результативным" считается ответ испытуемого, который совпадает с ключом, и за него дается один балл. (Отметим, что ответ "не знаю" по шкале натуралистической эрудиции всегда является "нерезультативным"). КЛЮЧ ОПРОСНИКА "НАТУРАФИЛ" Растения Животные Природа ------------ ------------- ----------- 1.- 6.+ 11.- 16.+ 21.- 26.+ 31.- 36.- 41.- 46.- ПА 2.+ 7.+ 12.+ 17.+ 22.- 27.+ 32.+ 37.+ 42.+ 47.+ К 3.- 8.+ 13.+ 18.+ 23.- 28.+ 33.+ 38.+ 43.+ 48.- Пк 4.+ 9.- 14.- 19.+ 24.+ 29.+ 34.- 39.+ 44.+ 49.+ Пс 5.- 10.- 15.- 20.+ 25.- 30.- 35.+ 40.- 45.+ 50.- НЭ ------------ ------------- ------------
Интенсивность отношения = ПА + К + Пк + Пс; Результат по шкале определяется как сумма баллов в данной строке. Первая строка — перцептивно-аффективная шкала (ПА), вторая — когнитивная (К), третья — практическая (Пк), четвертая — поступочная (Пс), пятая — дополнительная шкала натуралистической эрудиции (НЭ). Параметр интенсивности субъективного отношения к природе определяется как сумма баллов по четырем основным шкалам. Результаты по каждой шкале (от 0 до 10 баллов) переводятся в стандартную шкалу станайнов с М = 5 и s = 2 с помощью Таб. 2.
Таблица 2. Таблица перевода баллов по шкалам опросника "Натурафил" в станайны Исходные баллы | 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||||||
ш | перцептивно-аффективная | 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |||||
к | когнитивная | 1 1 2 3 4 4 5 6 7 8 9 | |||||
а | практическая | 1 1 2 3 4 5 5 6 7 8 9 | |||||
л | поступочная | 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9 | |||||
ы | натуралистической эрудиции | 2 3 4 5 6 7 8 9 9 9 9 |
Показатель параметра интенсивности, полученный путем суммирования результатов по четырем основным шкалам, переводится в стандартную Т-шкалу с М = 50 и s = 10 с помощью Таб. 3.
Таблица 3.
|
|
Таблица перевода баллов интенсивности опросника "Натурафил" в Т-шкалу
баллы | 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 |
Т-баллы | 10 10 17 17 21 21 27 27 30 30 34 34 37 37 40 40 43 43 46 46 49 |
баллы | 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 |
Т-баллы | 49 52 52 55 55 58 58 62 62 65 65 68 68 71 71 75 75 77 77 83 |
Результаты, полученные по стандартным шкалам, являются окончательными данными исследования.
Отметим, что использование таблиц перевода в стандартные оценки позволяет рассматривать результат испытуемого по отношению к популяции школьников 10-17 лет и определить его положение по сравнению со средним показателем для школьников (таб. 4).
Таблица 4.
Интерпретация показателей интенсивности отношения к природе
станайн / Т-баллы | характеристика результата |
1 / до 32 | крайне низкий |
2 / 33 — 37 | низкий |
3 / 38 — 42 | ниже среднего |
4 / 43 — 47 | средний |
5 / 48 — 52 | средний |
6 / 53 — 57 | средний |
7 / 58 — 62 | выше среднего |
8 / 63 — 67 | высокий |
9 / более 68 | очень высокий |
Кроме того, с помощью методики "Натурафил" можно получить еще целый ряд дополнительных показателей.
Когерентность по интенсивности — показатель того, насколько согласованным является субъективное отношение к природе по сферам своего проявления. Этот показатель приблизительно можно высчитать, определив разницу между максимальным и минимальным результатом по четырем основным шкалам (после переведения в станайны).
Все остальные показатели, которые будут описаны, являются лишь приблизительными характеристиками диагностируемых явлений: для их точного измерения необходимы специальные методики.
1) Когерентность по широте показывает насколько согласованным является субъективное отношение к природе по группам охватываемых им объектов.
Для определения этого показателя необходимо подсчитать количество ответов испытуемого, совпадающих с ключем, в трех блоках (по 10 пунктов), обведенных рамками: "Растения", "Животные" и "Природа". В них входят ключевые вопросы, диагностирующие отношение к трем группам объектов природы: растениям; животным; биоценозам и "природе в целом". Когерентность по широте это разница между максимальным и минимальным результатом в этих трех блоках.
|
|
Анализ результатов по трем блоками позволяет сделать предварительное суждение о том, по отношению к каким группам объектов интенсивность является большей, а по отношению к каким — меньшей.
2) Обобщенность. Разница между средним результатом по блокам "Растения" и "Животные", в которых диагностируется отношение к отдельными объектам природы, и результатом по блоку "Природа", в котором диагностируется отношение к биоценозам и "природе в целом", может служить косвенным показателем обобщенности субъективного отношения к природе у данного испытуемого.
3) Характер активности личности, обусловленный ее субъективным отношением к природе. Определенную информацию об этом можно получить, сопоставляя результаты по отдельным аспектам, которые были заложены при построении шкал: проявляет ли личность активность в познавательной и практической сферах, обусловленную только ситуацией, или она является надситуативной; активность по изменению окружения направлена только на сами природные объекты или на людей, связанных с природой.
Для того, чтобы определить степень выраженности ситуативной активности в познавательной и практической сферах, необходимо суммировать количество ответов, совпадающих с ключом, в нечетных столбиках второй и третьей строки, т.е. в вопросах №№ 2, 3, 12, 13, 22, 23, 32, 33, 42, 43.
Для того, чтобы определить степень выраженности надситуативной активности в познавательной и практической сферах, необходимо суммировать количество ответов, совпадающих с ключом, в четных столбиках второй и третьей строки, т.е. в вопросах №№ 7, 8, 17, 18, 27, 28, 37, 38, 47, 48.
Для того, чтобы определить степень выраженности активности, направленной на изменение окружения (поступочный компонент), связанной непосредственно с объектами природы, необходимо подсчитать количество ответов, совпадающих с ключом, в нечетных столбиках четвертой строки, т.е. в вопросах №№ 4, 14, 24, 34, 44.
|
|
Для того, чтобы определить степень выраженности активности, направленной на изменение окружения (поступочный компонент), связанной с людьми, взаимодействующими с природой, необходимо подсчитать количество ответов, совпадающих с ключом, в четных столбиках четвертой строки, т.е. в вопросах №№ 9, 19, 29, 39, 49.
Качественный анализ этих показателей может дать дополнительную информацию о структуре параметра интенсивности субъективного отношения к природе у данного испытуемого.
7.2. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДОМИНАНТНОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ "ДОМИНАНТА"
Экспресс-методика диагностики доминантности субъективного отношения к природе базируется на классификации отношений личности, разработанной А.Ф.Лазурским и С.Л.Франком. Ими выделялось 15 групп отношений к различным объектам (явлениям природы, общества, к себе и т.д.). Поскольку методика предназначена, в первую очередь, для диагностики доминантности отношения именно к природе, для упрощения процедуры тестирования эти группы были объединены в девять категорий: материальные ценности, природа, окружающие люди, секс, государство, труд, нравственность, наука и искусство, я сам.
Методика проводится в письменной форме на специальном бланке, возможен индивидуальный и коллективный вариант проведения. Она может применяться в основном варианте (одна серия) с испытуемыми в возрасте начиная с 10-11 лет и в модифицированном (три серии) — с 13-14 лет. Время проведения не ограничено.
Основной вариант
Испытуемому предлагается выбрать три "наиболее важных" и три "наименее важных" для него понятия из предлагаемого списка. Им присваиваются соответственно ранги 1, 2, 3 и 9, 8, 7; трем невыбранным — средний ранг 5. Такая процедура ранжирования существенно облегчает задачу испытуемым и, в целом, повышает валидность методики, поскольку именно эти три противоположные позиции являются наиболее значимыми и достаточно четко дифференцируются личностью в отличие от средних.
|
|
Ранг, полученный понятием "природа", позволяет вынести предварительное суждение о доминантности отношения к ней. В методике сохранена формулировка А.Ф.Лазурского — "природа и животные": как показали пилотажные исследования, она оказалась наиболее оптимальной.
Модифицированный вариант
В этом случае испытуемому предлагается выбрать три "наиболее важных" и три "наименее важных" понятия: 1) в эмоциональном плане, 2) в плане получения информации, 3) в плане практических занятий. Как показывает опыт, испытуемые достаточно хорошо разводят эти три сферы и результаты доминантности отношения к природе по этим трем аспектам могут существенно отличаться друг от друга.
|
|