Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональная подготовка специалистов в области формирования экологической культуры

СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

       Профессиональная подготовка педагогов к эффективному осуществлению процесса комплексного экологического образования и просвещения может состоять из пяти следующих блоков: эколого-теоретического, психолого-педагогического, эколого-гуманитарного, натуралистического и методического.

       Эколого-теоретический блок подготовки включает овладение педагогом умением использовать экологический потенциал естественнонаучных дисциплин. В значительной мере этот аспект эколого-педагогической подготовки студентов решается в рамках курса "Охрана природы", который читается студентам всех специальностей большинства педагогических ВУЗов. Данный курс строится на основе многосторонних межпредметных связей и выполняет интегративную и системообразующую функции в сфере развития адекватных экологических представлений студентов.

       Этот синтетический по содержанию академический курс опирается на комплекс естественных наук и призван формировать у студентов целостную картину системы "человек — общество — природа". В рамках данного курса раскрывается ряд фундаментальных понятий: основные закономерности организации биологических систем (организмов, популяций, видов, биоценозов, биогеоценозов, биосферы), их иерархия, целостность и взаимозависимость; научно-техническая революция как отражение антропогенеза в эволюции биосферы; рациональное использование природных ресурсов; охрана и преобразование природы; оптимизация окружающей природной среды как управление взаимодействием природы и общества.

       На основе курса "Охрана природы" формируется понимание того, что общество и биосфера находятся в состоянии коэволюции; что, будучи частью природы, человек должен подчиняться ее законам. Человеческую деятельность следует не противопоставлять биосферным законам, а гармонически интегрировать и т.п.

       Эколого-гуманитарный блок подготовки учителя предусматривает повышение его эрудиции в области экологически ориентированной художественной литературы, творчества писателей-натуралистов; искусствоведческих вопросов, рассматривающих раскрытие темы природы в литературе, музыке, визуальном искусстве. Важное место занимает подготовка учителя к проведению эстетического анализа природных объектов и этическому осмыслению их витальных проявлений, а также к пониманию этики взаимоотношений человека с миром природы. Умение педагога раскрыть гуманистическое значение взаимодействия личности с миром природы является важнейшим профессиональным условием эффективного экологического образования в сфере развития и коррекции субъективного отношения к природе.

       Натуралистический блок подготовки педагогов предусматривает формирование практических умений и навыков взаимодействия с природными объектами как в естественной среде, так и в условиях интерьерного содержания растений и животных, а также в антропогенной среде.

       Комплекс экологических технологий, которые необходимо освоить педагогам включает исследовательские навыки: наблюдение природных объектов; их определение, в том числе по следам, голосам, гнездам и т.д.; правила поведения в природной среде; биотехнические и другие природоохранительные стратегии и технологии.

       Технологическая подготовка педагогов для компетентного содержания растений и животных в образовательной среде предполагает получение знаний по биологии, морфологии, физиологии и систематике соответствующих природных объектов; развитие умений и навыков по изготовлению и техническому оснащению устройств для их содержания; усвоение биотехнических сведений о кормлении, условиях содержания, особенностях разведения; овладение ветеринарными и фитопатологическими приемами; понимание основ эстетического оформления демонстрационных конструкций и т.д. Необходима компетентность в содержании наиболее популярных и традиционных растений и животных: декоративное растениеводство, аквариумистика, декоративное птицеводство, кинология, фелинология и т.д.

       Психолого-педагогический блок подготовки предусматривает как общую психолого-педагогическую подготовку: общая, возрастная и педагогическая психология, теория и история педагогики, — так и специальную: психология экологического сознания и экологическая педагогика.

       В рамках психологии экологического сознания рассматриваются закономерности развития системы экологических представлений людей, их субъективного отношения к миру природы, выбора стратегий и технологий взаимодействия с природными объектами. Раскрываются механизмы развития экологического сознания личности; демонстрируются процессы его онтогенетического развития; анализируется эволюция общественного экологического сознания в процессе социогенеза; показываются методы психологического измерения субъективного отношения к природе; дается типология отношений людей к природе и характеристика различных типов этого отношения и т.д.

       Экологическая педагогика вооружает учителей представлением о сущности экологичной личности, принципах, методах и приемах ее формирования. Анализируется содержание и формы процесса экологического образования, рассматривается эффективность различных педагогических стратегий экологического образования в мире и т.д.

       Наконец, методический блок — предусматривает разностороннюю методическую и технологическую подготовку учителя, дает ему комплекс педагогических умений, позволяющих эффективно осуществлять процесс экологического образования школьников. Это и проведение экскурсий в мир природы, и организация учебных экологических троп или летнего экологического лагеря, и подготовка школьных экологических праздников, и руководство различными экологическими играми и их разработка, и организация детских экологических движений и т.д.

       Методическая подготовка педагогов включает освоение ряда специальных навыков. Учитель должен владеть навыками оформительской работы, чтобы создавать вместе со школьниками стенды, стенгазеты, буклеты экологической направленности; навыками рисования природных объектов с натуры, в том числе в полевых условиях, чтобы иллюстрировать дневник и принимать участие в создании школьной экологической галереи; навыками фото и киносъемки в природе для создания школьной фото- фильмотеки; навыками записи природных звуков — для фонотеки; навыками коллекционирования как природных объектов (следов, семян, перьев и т.д.), так и их символов (почтовых марок, значков, эмблем и т.д.); навыками флористики и фитодизайна; навыками прикладного творчества с использованием природных материалов и т.д.

       Безусловно, всеми подобными навыками на высоком уровне овладеть очень сложно, но если учитель специализируется в какой-либо деятельности и достигает мастерства, то это является важнейшим фактором его авторитета и эффективного педагогического влияния. Однако, главным условием профессионального роста педагогов (как студентов, так и учителей) является их собственная активность в изучении опыта эффективного экологического образования, в поиске новых стратегий и технологий педагогического процесса. Согласно восточным педагогическим канонам, Учитель лишь показывает Путь, а Ищущий уже сам идет по нему так далеко, насколько сможет.

 

8.2. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ» (162 часа)

 

Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения,

при котором общество системой духовных ценностей,

 этических принципов, экономических механизмов,

 правовых норм и социальных институтов

 формирует потребности и способы их

реализации, которые не создают

угрозы жизни на Земле.

 

«Московская международная декларация

об экологической культуре».

Москва. 7 мая 1998 г.

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Участники программы и организация образовательного процесса

Программа «Основы формирования экологической культуры населения» направлена, прежде всего, на создание в российских регионах профессионально подготовленных инициативных групп специалистов различного профиля, в дальнейшем активно претворяющих в жизнь новую национальную экологическую политику России. В учебную группу из 15-20 человек могут входить научные работники и преподаватели вузов, воспитатели детских садов, школьные учителя и педагоги дополнительного образования (детских эколого-биологических центров и т.п.), работники музеев и библиотек, специалисты природоохранных служб, сотрудники заповедников и национальных парков, активисты неправительственных экологических организаций, представители органов муниципального самоуправления, представители религиозных конфессий, студенты и т.п. Программа разработана таким образом, чтобы быть актуальной и доступной для самых различных специалистов, искренне озабоченных проблемами охраны природы своего региона.

       Результаты участия в данной программе могут различаться для различных категорий участников. Одни из них (скажем, университетские преподаватели) могут ориентироваться на методическое усвоение программы с целью самостоятельного ее проведения в дальнейшем для других слушателей. Для кого-то из участников – это возможность расширить свое видение природоохранных проблем в гуманитарной плоскости; для кого-то – получить весомое подтверждение своих мыслей о первостепенной важности работы с населением, которая нередко недооценивается и подвергается критике их ближайшими коллегами; наконец, для всех – это возможность близко познакомиться с коллегами-единомышленниками для дальнейших совместных действий и взаимной поддержки.

       Осуществление образовательной программы предполагается на основе широкого использования интерактивных методов (тренингов, деловых игр, практикумов, конкурсов и т.д.) в три этапа по одной рабочей неделе. При этом соблюдается норматив индивидуальной учебной нагрузки, установленный для студентов – 54 часа в неделю. Обучение завершается защитой выпускного проекта и присвоением сертификата.

Предполагается обеспечение всех участников программы комплектом методической литературы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Содержательно программа состоит из пяти основных разделов: «Социально-психологические основы эффективного взаимодействия», «Формирование экологической культуры населения как приоритетное направление национальной экологической политики России», «Исторические и философские основы формирования экологической культуры», «Психологические основы формирования экологической культуры», «Педагогические и организационно-методические основы формирования экологической культуры». В каждом из разделов особое внимание уделяется специфическим проблемам региона, в котором в настоящий момент реализуется программа.

 

Раздел I

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...