Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательный портал




Лабораторная работа № 1

Тема: Работа с информационными ресурсами

Теоретическая часть

Образовательные Интернет ресурсы

Система WWW является сервисом глобальной сети Интернет, поэтому мы будем разделять понятия Интернет-ресурс и Web-ресурс.

Под Интернет-ресурсами [Булгаков, 2003] понимается размещенная на сайтах Интернет (серверах) текстовая, графическая и мультимедиа информация, которая может быть доставлена на компьютер пользователя по его запросу в форме файлов или наборов файлов (в том числе архивов) различных форматов (HTML, DOC, PDF, TXT и др.). Использование (чтение, просмотр) этой информации требует наличия соответствующих программных средств (браузеров) на компьютере пользователя. На сервере информация может храниться статически (в файлах) или формироваться динамически в зависимости от запроса пользователя (из базы данных). К Интернет-ресурсам также относятся размещенные на серверах исполняемые программы (дистрибутивы), которые могут по запросу пользователя передаваться на его компьютер для дальнейшего использования.

Под образовательными Интернет-ресурсами [там же] понимаются:

  • Интернет-ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения (учебные, учебно-методические, научно-методические и дополнительные текстовые и иллюстративные материалы, системы тестирования и др.) на определенной ступени образования и для определенной предметной области;
  • Интернет-ресурсы, предназначенные для информационного обеспечения системы образования в целом, деятельности образовательных учреждений или органов управления образованием (правовая, нормативная, статистическая, справочная информация).

Понятие Интернет-ресурс шире понятия Web-ресурс, т.к. последнее относится к гипертекстовой информации, размещенной в рамках сервиса WWW (World Wide Web).

Образовательные Web-ресурсы: сайты и порталы

Образовательные Web-ресурсы (далее сокращенно, ОВР) представлены в виде образовательных сайтов и образовательных порталов.

Сайт, в широком смысле это группа Web-страниц, принадлежащих одному автору или одному издателю и взаимосвязанных общими гиперссылками. Существует и другой взгляд на это понятие [Федорчук, 2000], где сайт описывается как некое технологическое средство, несущее определенную информационную или эмоциональную нагрузку. В этом определении неявно присутствует понятие «технологический процесс», и тогда понятие сайта можно определять как набор технологических процессов (обычно именуемых Web-технологиями) и, накладывающий, с одной стороны, ограничения на форму информационного и эмоционального воздействия, а с другой – дающий такое разнообразие подобных форм, какое принципиально недостижимо ни для устного, ни для письменного способа передачи информации.

Мы будем определять понятие образовательный сайт как группу взаимосвязанных общими гиперссылками Web-страниц, информационное наполнение которых целиком посвящено образовательным ресурсам конкретного учебного процесса, а именно, модели процесса обучения и ее основному системообразующему элементу содержанию обучения конкретному учебному предмету. Заметим, что отбор содержания обучения для образовательного сайта осуществляется в рамках концепции образовательного процесса с использованием специальных методов технологии отбора содержания обучения и представляется в виде логической структуры понятий с помощью специальных методов (например, топологической сортировки) в виде конструктивной модели с помощью структур данных концептуального графа или семантической сети. Электронная реализация конструктивной модели содержания обучения с помощью Web-технологий и является образовательным сайтом.

Образовательный портал

Характерным явлением эволюции Интернет стало появление и развитие порталов. Термин «портал» изначально относится к области архитектуры, и означает главный, парадных вход в здание. Децентрализованная природа Интернет изначально не предполагала специальных входов в него. В течение длительного времени практически единственными точками входа в Интернет были поисковые машины и каталоги. Таким образом, в Интернет, термином «портал» впервые стали называть сайты, такие как AOL, Excite, Yahoo, MSN, Netscape Netcenter, ввиду того, что именно их использовали большинство пользователей в качестве отправной точки своего путешествия в сети. Конечным этапом эволюции сайтов таких компаний стало создание так называемых горизонтальных порталов.

Горизонтальный портал – это портал, ориентирующийся, прежде всего, на максимально широкий охват интересов своего потребителя. Как правило, в число сервисов такого портала входят информационные сервисы (новости, биржевые сводки, прогнозы погоды), сервисы бесплатной почты и размещения персональных страниц пользователя, развлекательные сервисы (чаты, форумы, конкурсы) и др.

Рост сетевой аудитории стимулировал появление и развитие тематических сообществ, объединяющих группы пользователей сети по определенным интересам. Точками входа таких пользователей стали вертикальные порталы.

Вертикальные порталы, в отличие от горизонтальных порталов, ориентированы на полный охват определенной аудитории, тематики или сферы деятельности человека. Они частично наследуют функциональность горизонтальных порталов, добавляя к ним сервисы, специфические для своей тематики. Зачастую необходимым условием для доступа ко всем материалам вертикального портала является регистрация пользователя в определенном тематическом сообществе или группе пользователей данного портала. На данный момент именно к вертикальным порталам можно отнести большинство крупных образовательных ресурсов.

Вертикальные порталы принято разделять на профильные и специализированные. Профильные порталы обслуживают отрасли знаний и, как правило, формируются по ряду смежных дисциплин. Специализированные порталы ориентируются на выполнение определенных функций (например, отраслевой портал новостей или отраслевой портал для тестирования).

Таким образом, понятие образовательный портал можно определить как взаимосвязанную совокупность информационных ресурсов и сервисов Internet, имеющую вертикальную структуру, информационное наполнение которого посвящено образовательной тематике.

Профильный образовательный портал [Лунин, 2003] – это сайт (или группа сайтов) в российском сегменте Интернет, на котором в систематизированной форме сконцентрированы сведения о сетевых ресурсах по одной из образовательных дисциплин, обращение к которым может быть полезным в целях совершенствования имеющихся знаний или получения новых.

Непременными атрибутами такого портала являются:

  • наличие непосредственно на портале или в распределенном виде на входящих в его структуру сайтах комплекса качественных образовательных и учебно-методических материалов по профилю портала;
  • эффективный механизм поиска информации в собственных и внешних Интернет-ресурсах по основному профилю портала;
  • возможность интерактивного взаимодействия в режиме реального времени участников распределенных коллективов, работающих над выполнением общего образовательного проекта (электронные конференции, семинары, дискуссии, занятия в виртуальном классе, написание и редактирование совместных текстов и др.);
  • система дистанционного обучения работы с порталом.

Ориентация портала на пользователей является основополагающим базисом для разработки практически всех его компонентов.

Пользователей образовательного портала можно разделить на следующие группы:

  • обучающиеся, к которым относятся школьники, студенты, аспиранты, специалисты различных сфер деятельности, обращающиеся к ресурсам портала для получения знаний;
  • педагоги, в т.ч. учителя, тьюторы, преподаватели учреждений профессионального образования;
  • исследователи, ученые и специалисты в области педагогики, обращающиеся к ресурсам портала с научными целями;
  • менеджеры образовательных учреждений всех уровней образования; органов управления образованием всех уровней – муниципального, регионального, федерального; организаций и учреждений различных ведомств, способствующих развитию образования – библиотек, архивов, фондов, НИИ и др.; сферы бизнеса;
  • другие пользователи образовательного портала (представители НКО; СМИ; родители учащихся и др.)

Задачи использования ресурсов портала по отношению к типу деятельности, обобщенное для всех категорий пользователей, можно структурировать следующим образом:

  • базовые (образовательные, педагогические, авторские);
  • вторичные (исследовательские, управленческие, технологические).

Общие тенденции в развитии функций порталов описаны аналитиками Gartner Group [Cerami, Web Services, 2002]. Ими выделены следующие этапы в развитии порталов:

  • «нулевое» поколение порталов обеспечивало только агрегирование информации на динамическом Web-сайте;
  • первое поколение порталов имело средства персонализации, категорирования, и простейшие средства интеграции;
  • сегодняшнее второе поколение порталов становится средством интеграции приложений и данных и реализует поддержку коллективной работы и мобильный доступ.
  • следующее поколение порталов характеризуется свойством унификации, будет поддерживать единый интерфейс приложений и данных и превратит портал и масштабируемую информационную систему.

· Различия сайтов и порталов

· Основное различие между образовательными сайтами и образовательными порталами заключается в следующем. Образовательный сайт, как правило, непосредственно содержит материалы, посвященные основной его проблематике. Все информационное наполнение образовательного сайта обычно находится на одном Web-сервере. Доступ к отдельным материалам сайта может быть ограничен для разных посетителей. Образовательные сайты обычно бывают посвящены какой-то определенной области знаний или содержанию обучения конкретному учебному предмету. Образовательные порталы в большинстве случаев предлагают посетителям только ссылки на образовательные ресурсы сети Internet. Такие ссылки либо собираются создателями портала, либо предлагаются посетителями портала, желающими разместить на портале ссылку на свой сайт. Данные ссылки классифицируются по рубрикам, количество которых зависит от объема охватываемой порталом информации. Таким образом, на образовательном портале представлена информация о многочисленных ресурсах сети, посвященных различным областям знаний. Становится актуальной проблема достоверности ссылок. На портале может быть представлен ресурс, который уже или изменил адрес или вообще прекратил свое существование. Образовательный сайт не имеет такого недостатка, т.к. его информационные ресурсы контролируются создателями.

· Следовательно, создатели образовательных сайтов являются собственниками своих образовательных ресурсов. Образовательные порталы же являются отправной точкой для поиска требуемой информации и создатели портала не могут претендовать на авторство тех документов, ссылки на которые представлены в рубриках портала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...