Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медико-социальная экспертиза




Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан. Медико-социальная экспертиза гражданина производится в бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) по месту его жительства, либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения. В случае если в соответствии с заключением ЛПУ лицо не может явиться в БМСЭ по состоянию здоровья, медико-социальная экспертиза может производиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно, на основании представленных документов с его согласия, либо с согласия его законного представителя. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных. По заключению врачебной комиссии на МСЭ направляются граждане при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе при временной нетрудоспособности, продолжающейся свыше 10 месяцев (в отдельных случаях: состояния после травм и реконструктивных операций, при лечении туберкулеза - свыше 12 месяцев). При направлении на МСЭ врачебные комиссии заполняют учетную форму № 088/у-06 "Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь", утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31 января 2007 г.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу, в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации. Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения.

Стойким нарушением трудоспособности (инвалидностью) называется социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

При осуществлении медико-социальной экспертизы используется следующая классификация степеней нарушений функций организма по степени выраженности: 1-я степень - незначительные нарушения функций; 2-я степень - умеренные нарушения функций; 3-я степень - выраженные нарушения функций; 4-я степень - значительно выраженные нарушения функций.

Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию: способности к самообслуживанию третьей степени; способности к передвижению третьей степени; способности к ориентации третьей степени; способности к общению третьей степени; способности контроля за своим поведением третьей степени.

Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней; способности к обучению третьей, второй степеней; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контроля за своим поведением второй степени. Ограничение способности к обучению второй и третьей степеней может быть основанием для установления второй группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности, за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению второй, третьей степеней может обусловить необходимость установления второй группы инвалидности.

Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию: способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к обучению первой степени; способности к трудовой деятельности первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени. Ограничение способности к общению первой степени и способности к обучению первой степени может быть основанием для установления третьей группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности.

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится один раз в 2 года, инвалидов II и III групп - один раз в год, а детей-инвалидов - один раз в срок, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид".

Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

 

Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование. Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения РФ. Критериями установления инвалидности без срока переосвидетельствования являются: невозможность устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5 лет), вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма; неэффективность реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты; другие критерии, предусмотренные действующим законодательством.

Временно нетрудоспособным лицам, которым не установлена инвалидность, в том числе с определением степени ограничения способности к трудовой деятельности, листок нетрудоспособности может быть выдан по решению врачебной комиссии до восстановления трудоспособности на срок не более 4 месяцев после даты регистрации документов в учреждении МСЭ, с периодичностью выдачи листка нетрудоспособности по решению врачебной комиссии не реже чем через 30 дней, или повторного направления на МСЭ.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Задание №1.

Прочитайте задачу; объясните, какой порядок оформления нетрудоспособности существует в связи с отдельными причинами ВН; выпишите листок нетрудоспособности.

Задача 1

Лаборант завода «Люминофоров» 4 октября в начале рабочего дня почувствовала общее недомогание и вынуждена была уйти с работы. Вечером у неё повысилась температура, появились боль в горле, насморк, кашель. Вызванный на следующее утро участковый врач диагностировал острое респираторное вирусное заболевание и назначил домашний режим и соответствующее лечение. Состояние здоровья пациентки улучшилось через семь дней, и 12 октября она приступила к своим профессиональным обязанностям. Можно ли выдать в данном случае больничный лист? Какой существует порядок оформления нетрудоспособности в связи с заболеванием?

Задача 2.

В период очередного отпуска с 1 по 28 августа, работая на садово-огородном участке, мастер коммерческого предприятия получил травму пальцев кисти руки и был нетрудоспособен с 9 по 20 августа. Будет ли в данном случае выдан больничный лист? С какого дня может быть выдан больничный лист и на какой срок? С какого дня нетрудоспособности может оплачиваться листок нетрудоспособности? Выпишите листок нетрудоспособности, если он требуется.

Задача 3.

У воспитательницы детского сада №52 Семеновой Е.К., 24 лет, 18 марта заболела трехлетняя дочь. Врач детской поликлиники поставил диагноз грипп и лечил ребенка до 30 марта. Как оформить нетрудоспособность в связи с уходом за заболевшим ребенком? Выпишите листок нетрудоспособности.

Задача 4.

Продавец гастронома №11 находится под наблюдением женской консультации по поводу беременности. Поступила под наблюдение со сроком беременности 10 недель, ожидаемый срок родов 15 января. Как оформить отпуск по беременности и родам? Выпишите листок нетрудоспособности.

Задача 5.

Ребенок 12 лет заболел острым бронхитом 4 марта. Находился на амбулаторном лечении до 20 марта. За ребенком ухаживал отец, служащий страховой организации. Будет ли выдан больничный лист по уходу за заболевшим ребенком отцу? Каковы особенности оформления больничного листа при отпуске по уходу?

Задача 6.

Жительница г. Буденовска, 30 лет, усыновила 10 апреля ребенка из родильного дома. Ребенок доношенный, родился 25 марта. Какой существует порядок оформления нетрудоспособности при усыновлении? Выпишите листок нетрудоспособности, если он требуется.

Задача 7.

Рабочий обувной фабрики находился в очередном трудовом отпуске с 1 по 28 января, 22 января во время лыжной прогулки получил травму плечевого сустава. 24 января при обращении в поликлинику хирургом был диагностирован внутрисуставной перелом плечевой кости, в связи с чем, больной был госпитализирован в стационар и находился на лечении до 20 февраля. По выписке нетрудоспособность сохранялась, и с 21.02 по 2.03 гражданин проходил реабилитационное лечение в амбулаторно-поликлинических условиях. Оформите его нетрудоспособность.

Задача 8.

В связи со сложным протезированием, пациент находился в стационаре ортопедического предприятия с 17 января по 23 февраля. На проезд в ортопедическое предприятие, где проводилось протезирование и на обратную дорогу требуется 4 суток. Будет ли выдан в данном случае больничный лист? Если да, то на какой срок и кем согласно положениям он может быть выдан?

Задача 9.

Рентгенологу городской больницы 30 мая был произведен медицинский аборт, осложнившийся перфорацией матки. В связи с осложнением женщина находилась в гинекологическом отделении до 18 июня. Какой существует порядок оформления нетрудоспособности при операции аборт? Выпишите листок нетрудоспособности, если он требуется.

Задача 10.

Старшему научному сотруднику научно-исследовательского института по выписке из инфарктного отделения стационара бала предоставлена путевка для санаторно-курортного лечения с 3 по 27 сентября. Очередной отпуск, продолжительностью 24 дня был уже использован, время проезда в санаторий и обратно 3 дня. Как оформить отпуск по санаторно-курортному лечению? Выпишите листок нетрудоспособности, если он требуется.

Задача 11.

Рабочий П., вышедший на работу в ночную смену, обратился в здравпункт предприятия в ночь с 17 на 18 февраля по поводу почечной колики. Дежурный фельдшер счел необходимым освободить его от работы и предложил утром обратиться к врачу. 18 февраля врач признал рабочего трудоспособным и рекомендовал обследоваться амбулаторно. Будет ли выдан в данном случае больничный лист? Если да, то на какой срок, и кем согласно положению он может быть выдан?

Задача 12.

Служащая И., находясь в отпуске без сохранения содержания с 13 по 27 марта, заболела гриппом и была нетрудоспособна с 24 по 30 марта. Будет ли в данном случае выдан больничный лист? Если да, то на какой срок, и кем согласно положению он может быть выдан?

Задача 13.

У закройщицы фабрики «Восход» Д. во время трудового отпуска с 1 по 26 декабря, заболел ребенок пяти лет, и с 16 по 30 декабря мать находилась в стационаре в связи с уходом за заболевшим ребенком. Будет ли выдан в данном случае больничный лист? Если да, то на какой срок, и кем согласно положению он может быть выдан?

Задача 14.

Приехавший в служебную командировку инженер К. заболел гриппом и был нетрудоспособен с 15 по 21 февраля. Будет ли выдан в данном случае больничный лист? Если да, то на какой срок и кем согласно положению он может быть выдан? Как должен быть оформлен больничный лист для иногородних пациентов?

Задача 15.

Медсестра городской больницы С. из-за невозможности госпитализации в стационар шестилетнего сына, больного острой правосторонней пневмонией, не могла выйти на работу с 3 по 25 января. Лечащий врач принял решение организовать стационар на дому. Будет ли выдан в данном случае больничный лист? Если да, то на какой срок, и кем согласно положению он может быть выдан? Как должно быть организовано в данном случае наблюдение за ребенком?

Задача 16.

Подросток 16 лет заболел острым респираторным заболеванием, осложнившимся острым бронхитом. Лечился в детской поликлинике по месту жительства с 9 по 28 ноября. За ребенком ухаживала мать, так как в первые дни заболевания отмечалась высокая температура и явления интоксикации. Будет ли выдан в данном случае больничный лист? Если да, то на какой срок, и кем согласно положению он может быть выдан?

Задача 17.

Рабочий слесарной мастерской 32 лет в связи с травмой нижней конечности находится на больничном листе с 5.01 по 7.08. Стационарное лечение продолжалось с 5.01 по 22.02. Прогноз при интенсивной реабилитации благоприятный.Имеют ли право врачи муниципального ЛПУ продлевать больничный лист и далее? Если больничный лист будет продлеваться, то кто это будет делать? На какой максимальный срок можно в данном случае продлевать больничный лист? Что необходимо сделать после истечения максимального срока выдачи больничного листа, если состояние нетрудоспособности остается?

Задача 18.

Учительница Т. В связи с наложением на детский сад карантина и необходимостью присмотра за 4-летним ребенком не была на работе с 2 по 10 ноября. В этот период с 6 по 21 ноября ребенок болел пневмонией и лечился амбулаторно. Как оформить нетрудоспособность матери? Будет ли выдан в данном случае больничный лист? Если да, то на какой срок, и кем согласно положению он может быть выдан?

Задача 19.

Инвалид 3 группы Д., с 1 июня по 7 августа находился на стационарном лечении по поводу обострения хронического артрозо-артрита левого тазобедренного сустава, а с 8 по 29 августа с этим же заболеванием лечился у артролога поликлиники и был освобожден на этот срок от работы. Оформите его нетрудоспособность. Будет ли выдан в данном случае больничный лист? Если да, то на какой срок, и кем согласно положению он может быть выдан?

Задача 20.

Инженер Ю., работающий на предприятии с вредными условиями труда на 0,5 ставки, получил льготную путевку на санаторно-курортное лечение сроком 24 дня (с 1 по 24 апреля) для лечения бронхиальной астмы. Очередной отпуск, продолжительностью 20 рабочих дней, был использован. Время проезда в санаторий и обратно 4 дня. Будет ли выдан в данном случае больничный лист? Если да, то на какой срок, и кем согласно положению он может быть выдан?

Задача 21.

Швея О., находящаяся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком, 17 октября госпитализирована в стационар с диагнозом «Острый вирусный гепатит» и находилась на лечении до 21 ноября. В это время за девятимесячным ребенком вынужден был присматривать отец. Каков порядок оформления нетрудоспособности родителей. Будет ли выдан в данном случае больничный лист? Если да, то на какой срок, и кем согласно положению он может быть выдан?

Задача 22.

Больной К. 57 лет лечился у семейного врача на дому по поводу гипертонической болезни с 4.04 по 1.05 и на это время был освобожден от работы. Улучшение не наступило, напротив, больной чувствует себя хуже. Будет ли выдан в данном случае листок нетрудоспособности? На какой максимальный срок может быть выдан листок нетрудоспособности? Какой вид нетрудоспособности отмечается у пациента? Кто при оформлении подпишет больничный лист? Какова должна быть дальнейшая тактика лечащего врача при ведении больного?

Задача 23.

Строитель К. во время командировки в Чечню получил огнестрельное ранение лица, по поводу которого с 15.06 по 9.07 лечился в челюстно-лицевом отделении стационара, по выписке из стационара оставался нетрудоспособным и лечился амбулаторно с 10.07 по 27.07. Оформите его нетрудоспособность.

Задача 24.

Инженер Н. во время трудового отпуска, продолжавшегося с 1.07 по 28.07, находилась в стационаре с 15.07 по 9.08 в связи с уходом за трехлетней дочерью, прооперированной по поводу расщелины твердого неба. Оформите нетрудоспособность в связи с уходом за заболевшим ребенком.

Задача 25.

Слесарь З. лечился по поводу нагноившейся околокорневой кисты 6 зуба в стоматологической поликлинике и был освобожден от работы с 7.03 по 10.03. В связи с появлением заглоточного абсцесса, 8.03 был госпитализирован и лечился в стационаре до 15.03. Оформите его нетрудоспособность.

Задача 26.

Штукатур Н. принята на работу в СМУ №3 с недельным испытательным сроком 5 сентября. Заболела острым некротическим гингивитом 9 сентября и лечилась по этому поводу в стоматологической поликлинике. Нетрудоспособность сохранялась до 23 сентября. Оформите нетрудоспособность в связи с заболеванием.

Задача 27.

В семье врача акушерско-гинекологического отделения краевого родильного дома Л., 12 сентября заболел дифтерией 10-летний сын. Может ли врач выйти на работу? Будет ли выдан в данном случае больничный лист? Если да, то на какой срок, и кем согласно положению он может быть выдан?

Рекомендуемая литература:

  • Лисицын Ю.П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. Москва, 1999. – с. 519 – 601.
  • Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова М. «МЕДпресс-информ»., 2002. – с. 364– 392.
  • Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. С-П, 2000. – с. 596-623.

ТЕМА № 22. Управление работой лечебно-профилактического учреждения. Планирование здравоохранения

ЦЕЛЬ Занятия: Овладеть основами управления ЛПУ и его структурных подразделений в современных условиях. Знать основные методы управления здравоохранением и алгоритм управления. Изучить виды планирования в здравоохранении, основные методы планирования и разделы плана ЛПУ, особенности нормативного планирования. Овладеть методикой составления плана работы структурных подразделений ЛПУ.

Методика проведения занятия: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно вычисляют ряд планируемых показателей для амбулаторно-поликлинических и стационарных подразделений ЦРБ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие изменения произошли в содержании управленческой деятельности и методах её осуществления в условиях рыночных отношений?

2. Какие современные методы управления применяются в здравоохранении?

3. Каковы основные функции управления?

4. Какие существуют виды планов и методы планирования?

5. Что представляет собой программно-целевое планирование?

6. Дайте характеристику нормативному и аналитическому методам планирования. Чем они отличаются друг от друга?

7. Каков порядок составления финансового плана лечебно-профилактического учреждения?

8. Какие данные необходимы для расчета ст.1 сметы?

9. Что предусматривает такая функция управления как организация работы?

10. Какие способы активизировать людей, работающих в организации, Вы можете предложить?

11. Какие виды контроля целесообразно использовать в ЛПУ?

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:

Развитие новых экономических отношений в нашей стране за два последних десятилетия обнажили ряд противоречий в принципах организации управления и планирования работы учреждений здравоохранения. Произошла принципиальная смена объекта приложения сил здравоохранения. Теперь объектом стал индивидуум с неудовлетворенной потребностью в здоровье, и система планирования и финансирования, ориентированная на «койко-место» и «число посещений в смену», как архаичные показатели отсчета мощности лечебного учреждения, не могла мотивировать медицинский персонал на повышение эффективности работы.

В настоящее время под управлением понимают - целенаправленный, поступательный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие системы при имеющихся ресурсах. Система управления, ориентированная на удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах, в условиях рыночного хозяйствования называется менеджментом. Менеджмент как наука возникла в начале двадцатого века в США. Менеджмент - наука об управлении - совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли. Менеджмент - это искусство получать нужные вещи посредством управления людьми и умение добиваться определенной цели, используя интеллект и мотивы. Менеджер (субъект управления) – лицо, организующее работу определенного числа сотрудников в условиях рыночного хозяйства на основе современных методов управления. В системе здравоохранения профессиональными менеджерами являются министр здравоохранения, начальники региональных органов управления здравоохранением, главные врачи и их заместители, заведующие отделениями, директора и начальники клиник, руководители частных ЛПУ. Объекты управления - работники, коллективы, хозяйственные и экономические объекты, воспринимающие управляющее воздействие со стороны субъекта управления и подвергаемые определенной трансформации по воле менеджера.

При управлении организацией здравоохранения применяются современные методы руководства – это способы и приемы воздействия руководителя организации на коллектив для более эффективного использования имеющихся ресурсов в целях решения поставленных перед ним задач. На сегодняшний день широко используются следующие методы управления здравоохранением: Административно-распорядительный – используют для распределения функций, обязанностей, ответственности, полномочий, регламентирует деловые взаимоотношения. Э кономико-математический – включает экономический анализ деятельности ЛПУ, методы планирования и прогнозирования, методы статистического анализа. Социально-психологический - совокупность средств воздействия на коллектив, отдельных работников, на процессы, происходящие в трудовом коллективе. Умение мотивировать работника к эффективному труду, партнерским отношениям и создание благоприятного психологического климата в коллективе. Общественный (коллективный) – демократизация управления, участие работников в выполнении управленческих функций (медицинский совет, коллегия, совет трудового коллектива).

Процесс управления представляет собой систему операций, выполняемых в определенной последовательности. Алгоритм управления включает следующие основные функции управления: 1. Планирование, 2. Организацию, 3. Координацию, 4. Мотивацию и оптимизацию деятельности, 5. Контроль.

Планирование - вид управленческой деятельности, направленный на оптимальное развитие отрасли, организации и её структурных подразделений в целях наиболее полного удовлетворения населения в медицинской помощи в соответствии с экономическими возможностями. Планирование включает:

Ø Установление целей и задач ЛПУ.

Ø Разработку стратегий, программ и планов для достижения целей.

Ø Определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам.

Ø Доведение планов до всех, кто должен их выполнять, и несет ответственность за их реализацию.

В здравоохранении выделяют стратегическое, перспективное и текущее планирование. Стратегическое планирование – определяет цели, приоритеты, порядок и условия деятельности здравоохранения, его субъектов, муниципальных образований и отдельных ЛПУ на перспективу 10 лет и более. Проводится на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ. Перспективное планирование – предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований на 3 - 5 лет с учетом особенностей социально-экономического развития территории. Текущее планирование – предусматривает разработку ежегодных планов и программ деятельности системы здравоохранения субъектов РФ, муниципальных образований и конкретных ЛПУ. Простейшей формой текущего планирования является индивидуальное планирование. С этой целью каждый сотрудник составляет план-график работы на определенный период (как правило, на месяц). Составляются планы-графики командировок, выполнения лечебно-профилактической, санитарно-просветительной, научной работы и т. п. При составлении плана-графика необходимыми предпосылками являются общие задачи годового плана учреждения. Любой вид планов должен показывать не только то, что должно быть достигнуто, но и способы достижения целей и задач, последовательность и тактику деятельности конкретных исполнителей.

При составлении плана можно руководствоваться функционально-отраслевым, проблемно-тематическим и программно-целевым принципами. Функционально-отраслевой принцип планирования позволяет выделить конкретные задачи на планируемый период с учетом объема и характера деятельности конкретного отделения, лаборатории, специалиста. Он наиболее удобен при текущем планировании разделов работы каждого подразделения. Проблемно-тематический принцип составления плана позволяет выделить основные, общие для административной территории мероприятия независимо от того, какие лечебно-профилактические учреждения или их подразделения являются ведущими исполнителями. Этот метод наиболее приемлем при составлении комплексных планов по отдельным проблемам (профилактика туберкулеза, кишечных инфекций, травматизма). При этом методе планирования различные по характеру мероприятия объединены общей задачей, единой направленностью, что позволяет определить их стоимость, ожидаемую экономическую, медико-социальную эффективность. Программно-целевой принцип планирования более наукоемок и эффективен. Он обеспечивает системный подход к составлению плана. Позволяет направить каждое планируемое мероприятие на выполнение конкретных целей в масштабе всего учреждения или территории; определение задач, необходимых для реализации плана; уточнение ожидаемых результатов. Программно-целевое планирование позволяет разработать пакет мероприятий, ориентированных на выполнение конкретных целевых установок; распределить планируемые мероприятия по исполнителям, определить сроки исполнения и разработать системы контроля реализации планового документа; рассчитать стоимость мероприятий и определить источники их финансирования.

Среди методов планирования наиболее часто применяются: аналитический, нормативный, балансовый, экспериментальный и другие специальные методы (соотношений, пропорций и др.). Аналитический метод применяется для оценки достигнутого уровня обслуживания и сопоставления планируемых показателей с состоянием здоровья населения и результатами деятельности учреждения в предыдущие годы. При использовании аналитического метода изучаются демографические показатели, показатели заболеваемости, обращаемости населения за медицинской помощью, нагрузка медицинского персонала, показатели работы коечного фонда и т. д. Балансовый метод – позволяет увязать потребности населения в отдельных видах медицинской помощи с их ресурсным обеспечением. При использовании экспериментального метода расчет показателей проводится на основе предыдущего организационного эксперимента. Нормативный метод – применяется для расчета прогнозируемых и плановых показателей на основе имеющихся в здравоохранении норм и нормативов, утвержденных Министерством здравоохранения РФ. Выделяют следующие нормативы работы лечебно-профилактических учреждений: нормативы потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, штатные нормативы, нормативы использования труда медицинских работников, нормативы материального обеспечения, нормативы финансирования. Так, например, нормативом при определении потребности населения в амбулаторной помощи является число посещений поликлиники, приходящееся на одного жителя в год (для взрослого населения — 9,5 посещений по всем специальностям, а для детей и подростков – 8,6).

Основополагающим моментом планирования в настоящее время должны выступать потребность населения прикрепленной территории в определенных видах медицинской помощи. Штатные должности планируются преимущественно исходя из объемов работы и плановой нагрузки на должность, койку и т. д., а потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах медицинского учреждения определяется на основании объемов необходимой медицинской помощи.

Важнейшим разделом плана ЛПУ по-прежнему остается бюджет (финансовый план) или смета лечебного учреждения, которая представляет собой выраженную в денежной форме сумму доходов и расходов на определенный период времени (год, квартал, месяц). Смета ЛПУ состоит из трех разделов: 1. Доходы и поступления (включает поступления из бюджета, страховых медицинских организаций, платные медицинские услуги, доходы от ценных бумаг и т.д.), 2. Расходы и направления, 3. Прибыль. Доходная и расходная часть сметы могут составляться на основе нескольких видов классификаций. Так, экономическая классификация группирует расходы по их экономическому содержанию или по статьям сметы расходов.

Второй функцией управления является организация работы, задачей которой является формирование структуры организации. Организация работ включает следующие элементы: 1.Обеспечение достаточного количества помещений, оборудования, материалов, денежных средств. Организацию рабочего места для каждого сотрудника. 2.Подбор и эффективную расстановку персонала, распределение ответственности и полномочий. Знакомство сотрудников с функциональными обязанностями, нормативными документами. Установление взаимосвязи между различными видами работ. 3.Создание творческой, доброжелательной атмосферы в рабочем коллективе. 4. Развитие стратегического и экономического мышления у персонала. Поддержку работников предпринимательского склада, склонных к творчеству, нововведениям, не боящихся рисковать и брать на себя ответственность за решение проблем.

Третья функция управления – мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала). Мотивация имеет цель активизировать людей, работающих в организации, и побудить их активно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах, предусматривает экономическое и моральное стимулирование, создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Для осуществления этой функции необходимо разнообразить работу персонала по содержанию, обеспечивать рост профессиональной квалификации и удовлетворенности работающих от полученных результатов, создать условия для проявления инициативы.Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства.

Четвертой функцией управления является организация контроля (количественная и качественная оценка, учет результатов работы организации). В соответствии с функциональным подходом выделяют финансовый, производственный, маркетинговый контроль и контроль качества. Контроль включает три основных этапа:

- установление норм (стандартов);

- измерение соответствия выполнения работ этим нормам;

- коррекция отклонения от норм и планов.

Ведущая форма контроля - учет, главная разновидность учета - статистический учет. Контроль должен действовать постоянно и автоматически, только систематический контроль может стать важным методом управления.

Координация – функция управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главной задачей координации является достижение согласованности в работе звеньев (отделений) организации путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними. Для выполнения этой функции используются отчеты, аналитические материалы, результаты обсуждения возникших проблем на совещаниях, собраниях, технические средства связи для быстрого реагирования на отклонения в работе организации.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: Задание №1.

Используя данные годового отчета лечебно-профилактического учреждения, проведите планирование работы отдельных подразделений амбулаторно-поликлинической службы при помощи нормативного и аналитического метода. Рассчитайте следующие плановые показатели:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...