Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Изображение женщин




О ГЕНИИ И ЗЛОДЕЙСТВЕ, О БАБЕ И О ВСЕРОССИЙСКОМ МАСШТАБЕ
(Прогулки по Маяковскому)

А. К. Жолковский.

Идея этих заметок — предложить свежее, независимое от принятых в критике мифов прочтение стихов Маяковского. Свежесть эта, конечно, будет относительной, ибо едва ли не все мыслимые точки зрения на Маяковского уже высказывались. Что же касается независимости, то предпринимаемая нами ревизия примыкает к серии демифологизаций русских классиков, начатой А. Синявским и недавно пополнившейся работой Ю. Карабчиевского о Маяковском1. Несмотря на полемический сдвиг акцента на менее исследованные стороны проблемы, наша цель остается вполне академической — идентифицировать и описать рассматриваемый художественный объект. Речь пойдет о литературной личности Маяковского, точнее, о поэтической фигуре (так называемом implied author), встающей из-за его стихов (условно — " М" ), но никак не лично о В. В. Маяковском2. Начав с одной частной группы мотивов " М" (" женских" ), мы далее перейдем к обзору литературоведческих трактовок " М" , в свете которого затем вернемся к наблюдениям над характерными чертами его поэтики, предметными и стилистическими, чтобы закончить наброском его общего портрета на соответствующем культурно-историческом фоне.

1. Изображение женщин

В стихах Маяковского несомненно присутствие сильного женоненавистнического начала. Попробуем выделить некоторые типовые обвинения, адресуемые " М" женщинам.

1. 1. Уродливость

Некрасивость женщин провозглашается либо впрямую, без особого повода (... две девицы, и тощи и рябы, // заставили идти искать грибы), либо в порядке идейной борьбы с пьянством, буржуазной модой и т. п.: Сквозь призму водки, // Мол, все — красотки // Любая гадина — // распривлекательна; Сегодня приедет — уродом-урод, // а завтра — узнать посмейте-ка: //... косметика; Приходит дама — пантера истая., // Такая она от угрей пятнистая. // На снимке нету ж — // слизала ретушь. Возможна и контрастная вариация на ту же тему — несмотря на модные ухищрения, естественное уродство женщины выходит наружу: Мы часто выглядим коровою // в купальных трусиках, на пляже. // Мы выглядим в атласах репкою; Женщина мажется. //... Но поздно. // Морщинами множится кожица. // Любовь поцветет, // поцветет — 11 и скукожится.

Издевательство над возрастом женщины может камуфлироваться, особенно если она " классово близкая" , например, вкладываться в уста идеологическому противнику (поэту Молчанову): — Что вы ходите в косынке? // Да и... мордой постарели? Но обычно старость служит прямой мишенью для " М", буквально отрекшегося от всего старого (Сгинь — стар. // В пух, в прах. // Бей — бар! // Трах! тах! ). Фигурируют: зверья, // волчья банда бесполых старух; Старухи. Наружность жалка; Из бывших фрейлин мегеры и т. п. Иногда реальный возраст преувеличивается: 48-летняя мадам Кускова предстает старушкой в тисках любовной страсти (a la Татьяна) к Керенскому: Ее волос пожелтелые стружки //... — Оставь, Кускова, в наши лета // любить задаром смысла нету.

Уродство может и не зависеть от возраста. Вот дуры, которые сзади и спереди ровней, чем веревка //... вместо известных симметричных мест, // где у женщин выпуклость, — у этих выем, которые скрываются в уборной... продирают глазенки и т. п. Все эти грубости узакониваются тем, что это дуры господни — монахини. Впрочем, с не меньшей подробностью расписывается уродство парижанки — служащей общественного туалета: Не знаю, право, молода или стара она, // до желтизны отшлифованная в лощеном хамье //... разулыбив облупленный рот //... торчит без солнца, // в клозетной шахте по суткам клопея; ... вид ее жалок: выглядит она туберкулезно и вяло и фигурирует исключительно в контексте прыщей, пипифакса и вонючих луж мочи. И все это говорится ей чуть ли не в лицо, с благородной целью пробудить в ней (и читателе) классовое сознание.

Еще один способ отказать женщине в обаянии — это лишить ее индивидуальности. " М" любит представлять женщин в виде безликой и бесполой массы: монашки вместе, эскадроном, садятся есть / /... Одна зевнула — зевают шесть; сотня сеньорит машет веерами; женщины раскачивались шляпой стопёрой. Счастливой находкой оказываются поэтому защитницы Зимнего: ... Куда против нас бочкаревским дурам?! //... Первым, боязнью одолен, // снялся бабий батальон... (старорежимность + безликость + бабы + дуры + эффектное поражение).

Таким образом, уродливыми предстают молодые и старые, худые и толстые, простушки и модницы, монахини и проститутки, работницы и фрейлины, по отдельности и группами. Даже когда в зал входит несомненная красавица, оказывается, что я видал девиц красивей, // я видал девиц стройнее...

1. 2. Неодухотворенность, плотскость

Женщина часто изображается " М" как куча неодухотворенной плоти, нечто сродни животному и даже растительному миру, а то и продуктам питания: Кресла облиты в дамскую мякоть; женщины — мяса и тряпок вязанки; выступ мяса... бабистый; ... покойному Фидию велено: // " ... чтоб из мрамора пышные бабы" ; От сна чуть видно — точка глаз // иголит щеки жаркие, // Ленясь, кухарка поднялась, // идет, кряхтя и харкая; мисс... // Вздымая грудью ажурные строчки, // почесывает пышных подмышек меха; в будуарах женщины // — фабрики без дыма и труб — // миллионами выделывали поцелуи //... мясистыми рычагами шлепающих губ. Круг ассоциаций сугубо телесный и неаппетитный.

Последнее тем унизительнее, что женщина часто проходит как раз по пищевому ведомству. Лица монахинь гофрированы, как ножки поросят; толстые прачки напоминают стоногий окорок (опять 'масса'); сонная кухарка — моченое яблоко; у монахинь — печеные картошки личек; эти вот две моркови? // Левкович, которая порозоватей, // а беленькая — Беркович (ср. выше о репе). Женщина наряду с едой фигурирует в стандартном меню мещанина: писателей-конкурентов " М" называет любящими баб да блюда, а в ответе вузовцу, мечтающему об уюте, супружницы ласки роскошны и пылки и соседствуют с бифштексами и бутылками пива. Соположением бабы с ее съестным товаром начинается и разоблачение ее симпатий к Врангелю: подобно бубликам, баба бела, жирна; перейдя к белогвардейцам, она обжирается и в конце концов поедается врангелевцами вместе с бубликами. Тем самым впрямую доказывается ее политическое неразумие, а подспудно — ее съедобность.

Впрочем, к инертной материи может приравниваться и классово близкая " М" женщина, например, жена африканского рабочего, соблазняемая миллионером: Волоса густые, как нефть. // И кожа ее черна и жирна, // как вакса " Черный лев" . По ходу сюжета миллионер заражает ее сифилисом, губящим ее, мужа и еще не родившихся детей, но предвестием будущего осквернения служит уже этот сугубо физический портрет героини.

1. 3. Идиотизм семейной жизни

Даже счастливый брак подозрителен и представляет собой мелкобуржуазную помеху идеальной любви будущего: Чтоб не было любви — служанки // замужеств, похоти, хлебов. // Постели прокляв, встав с лежанки, // Чтоб всей вселенной шла любовь. А любовь цыплячья, любвишка наседок, где жена, да квартира, да счет текущий, — мечта типично мещанская. Семейный быт порождает женщин истрепанных, как пословица; его аккомпанемент — шопотоголосые кухарочьи хоры и базарная мелочность. Семейная жизнь ограниченна: нравимся своей жене, // и то довольны донельзя; кто услышит мужа? — жена, и то если не на базаре, и близко; муж бежит в перепуге от туфли жениной. Это чисто животное существование — нормальный удел буржуазного человека: Мистер Джон, жена его и кот // зажирели, спят в ссвоей квартирной норке, // просыпаясь изредка от собственных икот; а со стороны " своих" оно равносильно предательству: ... с негритоской курчавой // лакает семейкой чаи негритос //... Сомнете периной и волю и камень. // Коммуна — и то завернется комом.

Нерадостен и сексуальный аспект брака: ... в ночной слепоте, // вывалясь мясами в пухе и вате, // сползутся друг на друге потеть. // города содрогая скрипом кроватей. Брак ведет к склокам, изменам, разводу: советский муж орет на жену, что щи не в наваре //... Живет с другой — киоск в ширину, // бельем — шантанная дива //... Пять баб переменит в течение суток... Американский вариант: У спальни опереточной дивы. //В скважину замочную, сосредоточив прыть, // Чтоб Кулидж дал развод, детективы // мужа должны в кровати накрыть.

Осквернению подвергается даже классический образ мадонны с младенцем: Мамаша грудь ребенку дала. // Ребенок с каплями из носу // сосет как будто не грудь, а доллар — // занят серьезным бизнесом; ср. сходную картинку в финале иного, но тоже идеологически поучительного сюжета: красноармеец, доведенный до дезертирства воспоминаниями о семейном уюте, становится виновником поражения Красной Армии и свидетелем того, как жена его на дворе у господ // грудью кормит барскую суку. Вывод из подобных сцен уюта — Скорее головы канарейкам сверните!

1. 4. Любовь к тряпкам, косметике, драгоценностям

Это характерно прежде всего для представительниц правящих классов и происходит за счет эксплуатируемых, которые терпят нужду, чтоб на грудях коронованной Катьки // переливались изумруды и (в другом стихотворении, но с той же грамматикой) чтоб в авто, обгоняя " бусы", // ко дворцам неслись бриллиантщицы. В казино в Монте-Карло пиковые дамы... демонстрируя обновы, высматривают себе выгодных женихов. Наглая роскошь (дамы, духи развевая паточные, // снимали, в лицо швыряли перчатки, // швырялись в лицо магазины перчаточные) вызывает у " М" желание предъявить эксплуататорам счет (... ихних жен одеваем в чулки), а там и приступить к экспроприации: Мамаша! Вытряхивайтесь из шубы беличьей! (впрочем, это не эпизод революции, а гипербола из разговора с фининспектором).

Интерес к моде — типичный признак перерождения советской женщины: Знаю я — в жакетах в этих //на Петровке бабья банда; " Товарищи" даже, будто " мадам" , // шелками обчулочены; секретарша бюрократа в ответ на вопрос // сидит и пудрит веснушчатый нос. Наряду с Петровкой, витриной изящной жизни является кино и другие формы буржуазной культуры (ср. также ниже, 1. 8): На ленте каждая — графиня минимум. // Перо в шляпу да серьги в уши. // Куда же сравниться с такими графинями // заводской Феклуше да Марфуше. Впрочем, уравнение 'женщины= туалеты' остается в силе и для положительных героинь: Вам, женщины, рожденные под горностаевые // мантии, тело в лохмотья рядя, ' Чем больше будет хлебов ржаных, // тем больше ситцев у моей жены; побольше ситчика моим комсомолкам.

1. 5. Продажность

Женщины корыстны и свою любовь меняют на деньги, положение, обеспеченную жизнь. Тексты " М" изобилуют упоминаниями о профессиональной проституции: Хоть в гости, хоть на дом, // женщины тучею. // Время, что надо — // распроститучье: А в Чикаго на пляже выводок шлюх... (отметим заодно элемент 'массовости'). Распространен и мотив индивидуальной сделки: А хозяин — липкий студень — //... у работницы щупает груди: // " Кто понравится — удочерю. // Двести дам (если сотни мало)... " ; Он тыкал доллары в руку, в лицо, // в голодные месяца. // Схватились — желудок, пустой давно, // и верности тяжеловес. // Она решила отчетливо: " No! " — // и глухо сказала: " Yes! " . Оплата может производиться косметикой, тряпками и т. д. (см. 1. 4): ... Сидит холеная нэпачка. // Два иностранца ее, за духи, // выловят в танцах из этой ухи (налицо, кстати, и 'съедобность'). Товарно-денежной психологией пропитано и отношение к женщинам самого " М" . К любимой: Знаю, // каждый за женщину платит. // Ничего, // если пока // тебя вместо шика парижских платьев // одену в дым табака. К желанным, но недоступным красоткам: Любить? // Пожалуйста. ' // Рубликов за сто. // А я, // бездомный; А зачем любить меня Марките?! // У меня и франков даже нет. // А Маркиту (толечко моргните! ) // за сто франков препроводят в кабинет; Не девицы, а растраты. // Раз взглянув на этих дев, // каждый должен стать кастратом, // навсегда охолодев.

Выход замуж — вторая основная форма продажной любви: Фордом разжигая жениховский аппетит, // кружат дочки по Чапультапеку; Но собиралось у мадам // культурнейшее общество //... романсы для замужества // двух мадемуазелей. Стихотворение " Барышня и Вульворт" целиком построено на том, что глупая продавщица принимает оскорбительно-разоблачительные речи " М" за ухаживания перспективного биржевика.

Низменные расчеты проникают и в непосредственное окружение " М" : А попробуй на машинистке женись-ка, — // она и вовсе писать не будет. Впрочем, брачная сделка, как правило, взаимовыгодна, служа разоблачением власти денег и корыстности обоих полов.

1. 6. Похоть

За дамским обличьем скрываются хищные самки. Жены обманывают мужей: Донна Эсперанца выйдет как только [из церкви], // к донне дон распаленный кинется; Ночь. // Надеваете лучшее платье. // Душой отдыхаете на женах, на вдовах. Не отстают от них и молодые девицы: На луже, зажатой берегам в бока, // орет целуемая лодочникова дочка. И конечно, оргиям предаются враги советской власти: Рабочим на расстрел, поповнам на утехи // с ним [Колчаком] идут голубые чехи (отметим множественное совмещение: 'похоть' + 'безликость' + разоблачение Колчака, восставших чехов и религии). От кого бы ни исходила греховная инициатива — от соблазнительницы (Простенького паренька // подцепила барынька) или от соблазнителя (Шепчет какой-то охаживаемой Вере), тон " М" (подцепила; охаживаемой) выражает его раздраженно-презрительное отношение к женщинам и сексу. Если плохи женщины уродливые и соблазнительные, продажные и отдающиеся бескорыстно, нэпачки и работницы, замужние и девицы, то, скорее всего, налицо прием контрастного варьирования инварианта — глубокой ненависти к женщинам.

1. 7. Паразитарность, несерьезность, глупость

Дамы — пережиток капитализма: ... две в моционе // оживленнейшие дамочки, // Образец — дореволюционный: // ямки и щечки — щечки и ямочки; Эта дама... // ничего не делая, // сидит от пудры белая. // Она бездельница. Их разговор бессодержателен: У этой дамы не язык, мельница; Эх, к такому платью бы // да еще бы... голову; переводчица-дура, // Щебечет бантиком-ротиком. Дамские вкусы сентиментально-поверхностны: Три тысячи три, до боли скул, // скулили сестры, впадая в тоску: // В Москву! '; Любят полковников сентиментальные леди. //... Леди, спросите у мерина сивого — // он как Мурманск разизнасиловал. Они глупы, как дети: премьер [Керенский] проплывает над Невским, // и дамы, и дети пузанчики // кидают цветы и розанчики. Вариацией на тему дамского инфантилизма является излюбленный " М" образ бонны: Не знаю, есть ли у Шаляпина бонна; ... и любите с бонной, на радость мозгам, // гулять в коротких штанишках.

Мелкость дам не позволяет им стать вровень с великими ценностями: Площадь красивей и тысяч дам-болонок (отметим 'уродство' и 'массовость'), а главное — с масштабом " М" и его любви: дамьё // от меня ракетой шарахалось: // " Нам чтобы поменьше! // Нам вроде танго бы.. "

1. 8. Эстетическая реакционность

Согласно " М" , женщины — социальные заказчики пошлого, сентиментального, традиционного, враждебного и прочего негодного искусства: Пусть Молчанов читает стихи // под аплодисменты девушек; Их стих, как девица, читай на диване, // как сахар, за чаем с блюдца; Шаляпин — заслуженный разглаживатель дамских морщин; только дуру можно заставить нос вертеть на Лувры и скульптуру; культура жирных состоит в том, чтоб нравиться даме. Представителем дамья оказывается и Венера Милосская: ... и вот зала, и в ней Венерино // дезабилье //... Ну, будет. ' Кончено с официальной частью. // Мадам, адью...

" М" , естественно, отвергает дамскую эстетику: Что мне тоска о Булонском лесе?! // Что мне вздох от видов на море?! От стихов " М" ушку девическому в завиточках волосках // с полупохабщины не разалеться тронуту. " М" любить учили в Бутырках, и женщина — не его муза: что нам за толк // от вашей от бабы?! //... Сегодняшний день // возвеличить вам ли, // в хвосте у событий // о девушках мямля? Тем более что эстетические просчеты чреваты реальной трагедией: Маруся потому и отравилась, что она полюбила нафабренные усики, // расчесанный пробор //... в духе парижан, а он нашел, что у Ляли красивше бельецо.

1. 9. Женщина — источник негативной метафорики

Мизогинизм " М" постоянно проскальзывает и в его высказываниях на " посторонние" темы. С разоблачения прошлого он сворачивает на старость женщин, на количество родинок // на теле бабушки, древней истории. Старый Киев для него седая бабушка, которую мы, ... ватага юных внуков, радостно призываем: Умирай, старуха, спекулянтка, набожка; священник вышучивается как рассмешная старуха.

Земля и небо, день и ночь, тучи и луна вызывают у " М" ассоциации с женской 'похотью' (часто в сочетании с 'плотскостью' и 'продажностью'): земля поляжет женщиной, // заерзает мясами, хотя отдаться; Тучи отдаются небу, // рыхлы и гадки. //... Девушки воздуха тоже до золота падки; И еще не успеет // ночь, арапка, // лечь, продажная, // в отдых, // в тень, — // на нее // раскаленную тушу вскарабкал // новый голодный день; В небе вон луна такая молодая, // что ее без спутников и выпускать рискованно. Даже начальственная рука (протягиваемая для негигиенического пожатия) сравнивается с чересчур требовательной партнершей: И ручка властней, чем любимая в страсти.

Сравнения с 'дамским' и 'бабским' используются и в сарказмах по адресу политических противников: ... раззвонившие колокола [приветствовавшие Николая Второго] // расплылись в дамском писке; Премьер [Керенский] — не власть — вышивание гладью! //... Прямо девушка — иди и гладь ее!; Разве в этакое время слово " демократ" // набредет какой головке дурьей?!; ... ушел на фронт из барских садоводств // поэзии — бабы капризной.

Даже творческий процесс — в том числе собственный — связывается у " М" с продажностью женщин: Каждое слово, // даже шутка, //... выбрасывается, как голая проститутка // из горящего публичного дома; поэт, как блядь рублевая, // живет с словцом любым.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...