Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ рентабельности производства




В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производства.

Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, прибыльность, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют относительные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами.

Анализ рентабельности проводится по показателям:

Общей рентабельности производства, рассчитанной как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств (основных производственных фондов) и материальных оборотных средств (запасов и затрат).

Рентабельности (рентабельность продаж),которая исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к стоимости реализованной продукции (к выручке от реализации). Данный показатель характеризует изменения в политике ценообразования, способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции. Динамика этого показателя может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью.

Таблица 10.6

Показатели рентабельности

Показатель Расчет показателя Экономическое содержание
Рентабельность активов (коэффициент экономической рентабельности) Чистая прибыль от всех видов деятельности / среднюю стоимость активов Насколько эффективно предприятие использует активы. С точки зрения инвестиций позволяет оценить возможную прибыль при осуществлении вложений
Рентабельность собственного капитала (коэффициент финансовой рентабельности) Чистая прибыль от всех видов деятельности / средняя стоимость собственного капитала Какова эффективность (отдача) использования акционерного капитала. С точки зрения инвестиций отражает окупаемость капиталовложений акционеров. (должна обеспечивать окупаемость вложенных в предприятие средств)
Рентабельность реализации (коэффициент коммерческой рентабельности) (рентабельность продаж) Прибыль от продаж/ выручка (нетто) от продаж Какова прибыль операционной деятельности (рассчитывается по валовой и чистой прибыли). Если этот показатель низкий, то предприятие не может идти на снижение цен на продукцию, т.к. это приведет к убыткам
Рентабельность текущих затрат (уровень рентабельности) Прибыль от операционной деятельности / себестоимость реализованной продукции Какова эффективность затрат, осуществленных на производство продукции (динамика показателя может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью продукции)
Рентабельность инвестированного (используемого) капитала Чистая прибыль / сумма собственного и долгосрочного заемного капитала Какова эффективность использования собственного капитала и привлеченных на долгосрочной основе заемных средств
Рентабельность инвестиций Чистая прибыль от инвестиционной деятельности / сумма средств, инвестированных в объекты Какова прибыльность инвестиционной деятельности
Общая рентабельность производственных фондов (норма прибыли) Прибыль до налогообложения/ (среднегодовая стоимость ОПФ + материальных оборотных средств) Характеризует эффективность фондов и рассчитывается в целом по предприятию. По уровню этого показателя инвесторы могут сделать вывод о том, на сколько эффективна отдача вложений в производство на данном предприятии

 

Наиболее значимым является показатель рентабельности товарной продукции, определяемый как отношение чистой прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Этот показатель отражает, сколько рублей чистой прибыли принес каждый рубль затрат на производство и реализацию продукции.

Рентабельность единицы продукции определяется отношением разности между отпускной ценой и себестоимостью к себестоимости отдельного вида продукции.

Данные показатели отражают как финансовое положение предприятия, так и эффективность управления хозяйственной деятельностью, имеющимися активами и вложенным собственниками капиталом, поэтому они интересуют всех пользователей.

Поэтому расчет и анализ показателей рентабельности следует проводить в сравнении с плановыми данными, в динамике за ряд лет, в сравнении с показателями передовых предприятий аналогичной специализации.

Дальнейший анализ должен показывать, за счет каких факторов складываются те или иные отклонения в рентабельности по видам продукции, по отраслям, по предприятию в целом; в сравнении с планом, с базисным годом, с уровнем других предприятий.

Методика анализа рентабельности, применяемая на отечественных предприятиях, не учитывает взаимосвязь «Затраты-объём-прибыль». По этой методике уровень рентабельности не зависит от объёма продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. Однако и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объёму реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...