Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчет и факторный анализ рентабельности продаж




 

Приращение прибыли может быть связано как с интенсивным, так и с экстенсивным использованием производственных ресурсов. Поэтому показателем истинной эффективности может быть только рентабельность продаж, т.е. отношение прибыли к выручке от продаж.

В зависимости от числителя, отражающего определенные стороны хозяйственной деятельности, различают:

1. рентабельность продаж по прибыли от продаж (k1р):

k1р = Pp / N,

где Рр – прибыль от продаж; N – выручка от продаж в отпускных ценах.

2. рентабельность продаж по прибыли до налогообложения (k2р):

k2р = Рн / N,

где Рн – прибыль до налогообложения;

3. рентабельность продаж по чистой прибыли (k3р):

k3р = Рч / N,

где Рч – чистая (нераспределенная) прибыль.

В управленческом учете и анализе используется показатель рентабельности продукции как отношение прибыли от продаж к себестоимости (полной или производственной) продаж продукции (ksp):

ksp = Pp / Sp

где Sp – себестоимость реализованной продукции.

Эта формула рентабельности используется для ценообразования на монопольных предприятиях: отпускная цена предприятия устанавливается в определенном проценте к полной себестоимости монопольной продукции в зависимости от отраслевой принадлежности (от 20 до 50%).

Моделирование коэффициента рентабельности продаж показывает зависимость этого показателя от показателя затрат на 1 руб. продукции (S/N), а значит, от показателей трудоемкости (оплатоемкости) продукции (U/N), материалоемкости продукции (M/N) и амортизациеемкости продукции (A/N), т.е. от показателей интенсификации.

Моделирование показателя рентабельности продаж в общем виде показывает пути его повышения:

kP = Pp / N = (N – S) / N = 1 – (S/N) = 1 – (U/N + M/N + A/N).

Рассмотрим модель рентабельности (kр) для базисного и отчетного года:

k0p = P0 / N0;

k1p = P1 / N1

или

k0p = (N0 – S0) / N0; k1p = (N1 – S1) / N1;

∆k = k1 - k0,

где Р1,Ро – прибыль от продаж отчетного и базисного периодов;

N1,Nо – продажа продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов; S1,Sо – себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

∆k – изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным.

Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок):

∆k(N) = (N1 – S0)/N1 – (N0 – S0)/N0.

Влияние изменения себестоимости составит:

∆k(S) = (N1 – S1)/N1 – (N1 – S0)/N1.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом:

∆k = ∆k(N) + ∆k(S).

Следует подчеркнуть, что снижение затрат по каждому фактору на 1 руб. продаж влияет на рентабельность 1 руб. продаж с обратным знаком, а влияние, выраженное в процентах, равнозначно влиянию на рентабельность 1 руб. продаж в копейках.

Показатель рентабельности продаж часто называют коэффициентом эффективности управления. Этот показатель полностью зависит от затрат на 1 руб. продукции, т.е. от себестоимости продукции: снижение себестоимости продукции прежде всего свидетельствует об эффективности управления.

Рентабельность продаж – один из факторов рентабельности активов предприятия, самого обобщающего показателя эффективности хозяйственной деятельности. Вторым фактором рентабельности активов является капиталоотдача, характеризующая оборачиваемость активов; коэффициент капиталоотдачи называют коэффициентом деловой активности. Двухфакторная модель рентабельности активов (Р/К) имеет следующий вид:

Р/К = Р/N х N/К,

где Р/N – коэффициент рентабельности продаж (эффективности управления); N/К – коэффициент капиталоотдачи (деловой активности).

Эта формула показывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов. Формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Уровень рентабельности (окупаемости затрат) производственной деятельности, исчисленный в целом по предприятию, зависит от четырех основных факторов первого порядка: объема реализации продукции, изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

где Vрп общ – общий объем реализованной продукции;

УДi – удельный вес i-того вида продукции в общем объеме;

Цi – цена реализации i-того вида продукции;

С i – себестоимость i-того вида продукции.

 

Рассчитаем влияние факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию способом цепных подстановок:

Сравнивая рассчитанные условные и фактические показатели, вычислим влияние факторов:

; ; ;

; .

Таблица 10.8

Результаты факторного анализа рентабельности производственной деятельности

Факторы, влияющие на уровень рентабельности Размер влияния, %
Объем реализации продукции  
Структура реализованной продукции  
Цены на продукцию  
Себестоимость продукции  
Итого  

Основные направления роста прибыли и рентабельности продаж на предприятиях:

Прибыль до налогообложения можно увеличить:

1. За счет наращивания объемов выпуска и продаж продукции, работ, услуг (при благоприятной конъюнктуре рынка).

2. Снижения себестоимости продаж.

3. Сокращения управленческих расходов.

4. Уменьшения коммерческих расходов.

5. Допустимого (некритического) повышения цен реализуемых товаров, продукции, работ, услуг.

6. Эффективных финансовых операций.

7. Прибыльных операций с имуществом.

8. Сокращения прочих операционных расходов и прочих внереализационных расходов (снижения сумм комиссионного вознаграждения посредническим организациям за проведение и оформление сделок с различными объектами имущества; сумм штрафов, пеней и неустоек, уплаченных организацией за нарушение хозяйственных договоров; сумм убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств, которые возмещает организация; сумм уценки материально-производственных запасов; сумм дебиторской задолженности, с истекшим сроком исковой давности и др.).

Рентабельность продаж может быть повышена

1. За счет наращивания объемов продаж.

2. Изменения структуры продаж в сторону увеличения удельного веса высокорентабельных видов продукции, работ, услуг (при благоприятной конъюнктуре рынка).

3. Снижения себестоимости продаж, управленческих и коммерческих расходов.

4. Допустимого (некритического) повышения цен и тарифов на реализуемые товары, продукцию, работы, услуги для компенсации инфляционных издержек.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...