Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные подходы, формы и методы взаимодействия учреждения образования с семьей




Актуальной задачей деятельности учреждений общего среднего образования является разработка и внедрение модели взаимодействия семьи и школы, основанной на современных подходах. Для этого необходимо решение ряда задач: поиск эффективных форм и методов взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования в процессе воспитания учащихся; педагогизация среды через актуальные формы взаимодействия с семьей и общественностью; создание условий для активного и широкого вовлечения родителей в образовательный процесс; обеспечение системного психолого-педагогического консультирования родителей по вопросам воспитания детей, разработка и реализация дифференцированного подхода в построении взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей с учетом потребностей каждого конкретного ребенка, категории родителей и имеющихся проблем на основе принципов непрерывности и преемственности; обновление содержания воспитательной работы школы по подготовке учащихся к семейной жизни и ответственному родительству; внедрение модели взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования, обеспечивающей эффективное сопровождение процесса становления личности школьников.

Структура такой модели взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования может представлять собой сочетание пяти направлений:

1. диагностика и изучение семьи;

2. просветительская работа, обучение родителей;

3. деятельность родительского актива;

4. включение родителей в воспитательный процесс;

5. подготовка учащихся к семейной жизни.

Подобная модель может быть внедрена на уровне каждого класса. С ее помощью каждый классный руководитель более компетентно осуществляет свои функциональные обязанности в отношении семьи каждого учащегося класса.

Очень важным направлением работы по реализации данной модели является психолого-педагогическая диагностика как инструментарий для выявления объективной оценки развития личности учащегося, наличии или отсутствия у педагогов, учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью учреждения общего среднего образования и результатами процесса воспитания.

С целью изучения запросов родительской общественности по организации образовательного процесса, психологического микроклимата семьи, мнения родителей об учреждении общего среднего образования могут быть использованы следующие методики: методика выявления мнения родителей об оказании образовательных услуг, оказании педагогической поддержки и необходимого педагогического просвещения; анкетирование родителей с целью выявления уровня комфортности ребенка в семье; методика исследования удовлетворенности родителей работой учреждения общего среднего образования.

Используя диагностический инструментарий, учреждение общего среднего образования имеет возможность объективно оценить профессионализм и компетентность педагогического коллектива в сфере сотрудничества с семьей; запросы родителей по психолого-педагогическому просвещению и оказанию образовательных услуг; взаимоотношения взрослых и детей, семьи и учреждения общего среднего образования. Результаты диагностики определяют стратегию по оптимизации взаимодействия семьи и школы в течение всего периода обучения ребенка в учреждения общего среднего образования.

Наиболее объективная оценка возможностей семьи по воспитанию личности ребенка складывается при непосредственном контакте с нею. С этой целью учреждение общего среднего образования организует составление объективных социально-педагогических характеристик учреждения общего среднего образования, классов, с помощью которых анализируется социальная ситуация микрорайона школы; осуществляет индивидуальную работу с родителями (индивидуальные беседы, посещение на дому, совместная деятельность). Особая роль в данном направлении отводится социально-педагогической и психологической службе, которая реализует программу профилактики семейного неблагополучия согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях”.

Важным направлением взаимодействия школы и родителей является работа педагогического коллектива по разработке и внедрению модели педагогического просвещения родителей.

Данная работа представляет собой систему наиболее актуальных форм информационной и просветительской работы с семьей:

Формы работы Дни открытых дверей Родительский университет, родительские конференции Родительские собрания Информирование средствами наглядной агитации Индивидуальные консультации
Цели Ознакомление родительской общественности с работой учреждения общего среднего образования Психолого-педагогическое просвещение родителей Психолого-педагогическое просвещение родителей, решение организационных вопросов сотрудничества на уровне класса Психолого-педагогическое просвещение родителей, наглядное отображение сотрудничества семьи и школы Решение педагогических задач по проблемам воспитания и образования
Формы, методы работы Экскурсии по школе; посещение родителями уроков, занятий; концерты, творческие отчеты     Анализ диагностических материалов по проблемам воспитания. Лекции с использованием информационных технологий, встречи с представителями государственных учреждений Памятки-рекомендации по основным вопросам изучаемой темы Беседы, деловые игры, тренинги, семинары, практикумы, дискуссии и т.п. Стенды: «Для вас, родители», «Музей рационального воспитания» Индивидуальные встречи с администрацией учреждения общего среднего образования, классными руководителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, социальным педагогом и другими специалистами в соответствии с запросами родителей  

Дни открытых дверей предоставляют возможность родителям непосредственно ознакомиться с условиями учебы детей в учреждении общего среднего образования, их возможностями получить развитие на различных дополнительных занятиях: факультативных занятиях, кружках, спортивных секциях, творческих коллективах и т.д. Планируя День открытых дверей, администрация определяет его тему (в зависимости от назревших проблем или решения насущных задач).

Обучение родителей

Современным родителям не хватает навыков помощи ребенку при освоении образовательных программ; навыков эффективного общения с ребенком; использования правовых знаний в области образования (государственные образовательные стандарты, правила приема в учреждения общего среднего образования и вузы, формы участия родительской общественности в жизнедеятельности учреждения общего среднего образования и т. д.). В этой связи в обучении родителей можно выделить три направления: обучение родителя как воспитателя, как учителя своего ребенка, как союзника, партнера, соуправленца. Педагогическая наука и практика накопили богатый методический арсенал по проведению работы с родителями в этом направлении.

Родительский университет (педагогический лекторий) – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.

Темы родительского университета в учреждении общего среднего образования определяются по результатам анкетирования «Выявление мнения родителей об оказании педагогической поддержки, необходимого педагогического просвещения». Темы должны заинтересовать родителей, быть нестандартными, постоянно обновляться. Необходимо выходить на темы, которые остаются не замеченными и не осмысленными родителями, такие, например, как: «Умеете ли вы любить своего ребенка?», «Знаете ли (понимаете ли) вы своего ребенка?», «Один день из жизни ребенка в семье», «Роль отца в семейном воспитании» и др.

Родительский университет (лекторий) проводится каждую четверть в течение недели с учетом возрастных особенностей учащихся. Ответственные за организацию и проведение родительского университета (педагог-психолог, социальный педагог, заместители директора по учебной и воспитательной работе, классные руководители и др.) могут использовать мультимедийные презентации, отражающие актуальные вопросы темы, которые затем можно предложить для закрепления знаний родителям на электронных носителях.

Родительские собрания являются продолжением родительского университета по изучению педагогических вопросов на уровне классов. Учителя начальных классов и классные руководители могут их организовать в форме так творческих лабораторий, на которых можно использовать активные приемы взаимодействия с родителями, такие, например, как: психологическое упражнение «Я хочу…»; методика «Незавершенный тезис»; тренинги; обсуждение проблемных ситуаций», дискуссии, дебаты, «круглый стол» и др. Эти формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом классном коллективе, в учреждении общего среднего образования, в семье. Они играют важную роль в просвещении родителей, т.к. предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют незамедлительных мер и оперативного решения.

Особое внимание учреждение общего среднего образования должно уделять работе с родителями будущих первоклассников. На предварительных собраниях администрация знакомит родителей с общим режимом работы учреждения общего среднего образования, с требованиями подготовки ребенка к школе, с особенностями организации занятий для будущих первоклассников, предоставляет дополнительные индивидуальные занятия с психологом и дефектологом. Вся эта работа способствует лучшей адаптации ребенка к новым условиям.

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы учреждения общего среднего образования. Конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, задачей которых является проведение социологических и психологических исследований по теме конференции, а также знакомство ее участников с результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители, которые готовят анализ рассматриваемой проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

П рактикум - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

Открытые уроки с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения; моральные ценности семьи.

Индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер и требуют безотлагательного решения. В консультациях участвуют специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Родители получают на консультации реальные рекомендации по проблеме, которая их волнует. При подготовке к консультации педагоги беседуют с детьми, друзьями ребенка, коллегами, очень корректно выясняют причину конфликта, если он имеется. Проблема, выносимая на консультацию, рассматривается с различных позиций – ребенка, родителей, педагогов, окружения. Во время консультации ни в коем случае не сравниваются родители и дети друг с другом, сохраняется доброжелательная атмосфера, осуществляется направленность на положительную перспективу.

Родительские чтения – форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – общение с родителями друга своего ребенка, это воспоминания младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включать в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, педагогом-психологом учреждения общего среднего образования, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

деловые игры – форма коллективной творческой деятельности родителей по изучению уровня сформированности педагогических умений у взрослых. Примерными темами деловых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Сын (дочь) пришел из школы», «Вас пригласили в школу» и др. Методика деловой игры предусматривает объяснение ее назначения, определение темы и состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры, установку на инициативу и творчество ее участников. При этом важно сначала проиграть несколько вариантов поведения участников ситуации, затем обсудить оптимальный выбор варианта действия для данной проблемы. Деловая игра позволяет не только рефлексивно оценить ту или иную модель поведения, но и дает интересный материал о жизни семьи – ее традициях, распределении внутрисемейных ролей, способах разрешения конфликтов. Особенно эффективно использование деловой игры с участием учащихся, ведь иногда именно им присутствие всей семьи позволяет увидеть специфику взаимодействия взрослых и детей, которую не в состоянии выявить ни одна диагностическая методика.

обучение родителей как учителей своих детей обычно происходит в форме обучающих семинаров. Обучающие семинары, как правило, вызывают активный интерес у родителей учащихся начальной школы и у детей, переходящих в среднюю школу, в период адаптации к новой организации их учебной жизни (обучение в разных помещениях и разными преподавателями, имеющими разные требования).

Обучающий семинар предполагает не только обсуждение, но и наглядную демонстрацию выполнения тех или иных упражнений, способа организации помощи в выполнении домашних заданий. Отлично, если родителям будут предложены методики расслабления во время занятий с ребенком или модели разрешения конфликтов с детьми при совместной учебной деятельности. Вполне возможно, что на этих семинарах и сами учителя пополнят свой запас знаний в этой области – ведь среди родителей встречаются специалисты самых разнообразных профессий. В подобной обучающей деятельности важно сформировать активную образовательную среду, создать атмосферу взаимопомощи и психологического комфорта. Часто и педагоги, и родители забывают об этом, но для развития академических успехов ребенка значимость этого фактора трудно переоценить.

Особенное внимание необходимо уделить методике выполнения домашних заданий, способам объяснения материала, правильного ведения дневников и оформления тетрадей. Обязательны рекомендации учителей о возможностях дополнительного образования ребенка (наиболее интересные телепередачи, спектакли, газетные и журнальные публикации). Каждое образовательное учреждение может разработать свои программы обучающих семинаров и выделить свои приоритеты в обучении родителей. Практика организации таких семинаров показала их высокую результативность, особенно в тех учреждениях образования, где они проводятся регулярно.

обучение родителей как социальных партнеров состоит в том, чтобы по возможности привлечь к подобной работе таких специалистов, которые могли бы максимально удовлетворить образовательные потребности родителей: если предметом обсуждения станут не только проблемы, связанные с получением образования их детьми, но и другие аспекты семейного воспитания, родители увидят реальную пользу от пребывания в школе в качестве учеников.

Обучение родителей можно строить не только в связи с их участием в жизни учреждения общего среднего образования, но и в связи с их собственным повышением квалификации. Например, учащиеся старших классов вполне могли бы помочь заинтересованным мамам и папам освоить навыки работы на компьютере или научить их пользоваться Интернетом. Обучение родителей – это первый шаг к построению будущих родительских объединений, сообществ детей и родителей на основе их совместной деятельности. Очень важно умело использовать эту активность, не обмануть доверие родителей, так как основное знание, которое они получат в начале своего взаимодействия с учреждением общего среднего образования, – это отношение школы к ним.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...