Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка учащихся к семейной жизни




Подготовка учащихся к семейной жизни должна быть основана на трех основных составляющих: работа с педагогическим коллективом, работа с учащимися, работа с родителями по следующим направлениям: диагностика, просветительская работа, мероприятия с участием родителей, индивидуальная работа.

Центральное положение в системе работы по этому направлению занимает работа с учащимися по организации их саморазвития и самоопределения. Методическая работа школы должна быть направлена на теоретическое осмысление данной проблемы и практическую подготовку учителей корректно строить взаимоотношения с учащимися и их родителями, использовать активные формы и методы педагогического просвещения, привлекать родителей к воспитательному процессу учреждения общего среднего образования.

Систему мероприятий, направленных на формирование у учащихся культуры семейных отношений, навыков ненасильственного поведения и разрешения конфликтов может включать в программа воспитательной работы «Школа социального успеха», включающая 8 тем, рассчитанных на месяц учебного года. Структура каждого занятия включает релаксацию, ключевые моменты темы и обязательно рефлексию учащихся. Формами проведения занятий являются анкетирование, тестирование, тренинги, круговые беседы, коллективные творческие дела, интерактивные, ролевые и сюжетные игры, которые предопределяют саморазвитие, самореализацию и творчество каждой личности, осознание себя в той или иной жизненной роли, развитие коммуникативных навыков.

Через тему «Я – личность» классные руководители организуют деятельность учащихся в плане самопознания. Учащиеся 5-6 классов посредством различных опросников ищут ответ на вопрос «Кто вы?», «Знаете ли вы себя?», изучают особенности своего характера, тип темперамента, через деловые игры определяют лидеров в коллективе, свои склонности к тем или иным увлечениям.

У ребят 7-8 классов через тесты и коллективные творческие дела стимулируются способности к самопознанию, более глубокому изучению себя как личности. 9-классники изучают свои возможности в плане будущей профессии. Учащиеся 10-11 классов через игры-практикумы, например «Стресс и саморегуляция», «Крутой или уверенный в себе?», «Я - уникальный» детально изучают неповторимость своей натуры.

В рамках темы «Я и семья» 5-6-классники рассматривают себя как членов единой дружной семьи – своего классного коллектива. С этой целью классные руководители проводят тренинги по темам «Мы и наши близкие», «Я, мои одноклассники и одноклассницы», коллективные творческие дела «Семья - это семь Я», «День рождения класса». На следующем возрастном этапе (7-8 класс) учащиеся более осмысленно изучают вопросы, касающиеся непосредственно их семьи. Этому способствуют тест «Моя семья», тренинг «Ценности моей семьи», деловая игра «По семейным обстоятельствам», а на заключительном этапе учащиеся осуществляют практическое занятие «Составление генеалогического древа моей семьи», в деловой игре «По семейным обстоятельствам» определяют свое поведение как члены взрослой семьи. Старшеклассники (учащиеся 9-11 классов) на таких занятиях как «Откровенно о сокровенном», «Поговорим еще раз о любви» и др. рассматривают понятие «любовь» с различных точек зрения.

На занятиях по теме «Я и общество» школьники изучают вопросы бесконфликтного общения, а тема «Я и мое здоровье» способствует развитию осознания своего здоровья как уникальной ценности, без которой невозможно строить полноценную семью, а значит и полноценное общество.

Реализация программы предполагает также ряд общешкольных мероприятий, стимулирующих ценностное отношение к семье. В рамках Недели Матери проводится КТД «Традиции моей будущей семьи», в ходе которого каждый класс с 5-го по 11-й представляют на обозрение коллажи соответствующей тематики, а затем защищают свои проекты. В рамках Недели семьи учащиеся 1-5 классов представляют свои рисунки на выставку «Моя семья», 6-7-классники участвуют в конкурсе инсценировок «Я – будущий семьянин», ребята 8-11 классов создают мини-презентации «Моя будущая семья».

Особое место в системе подготовки учащихся к семейной жизни занимает программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов учреждений общего среднего образования «Человек в мире семейных отношений», рекомендованная к использованию в учреждениях общего среднего образования с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь». В процессе проведения занятий по данной программе учащиеся приобретают знания о роли и функциях семьи в обществе и в жизни отдельного человека; правовых нормах, регулирующих брачно-семейные отношения; нравственных основах семьи; получают возможность обсудить проблемы воспитания детей в современной семье; приобрести навыки планирования и ведения домашнего хозяйства и др. На проводимых занятиях должны использоваться формы работы, позволяющие учащимся выражать собственное отношение к изучаемому материалу: дискуссии, деловые игры, "круглые столы", конференции, консультации специалистов, конкурсы рисунков, плакатов, девизов, сочинений и других творческих работ ("Какой я вижу свою будущую семью", "Каким бы я хотел(а) воспитать своего будущего ребенка", "Я – будущая мама (будущий отец)" и т. д. Формированию культуры семейных отношений способствуют и различные виды упражнений с привлечением демонстрационных материалов, аудио-, видео- и компьютерных средств обучения, художественных текстов, исследовательских методик и пр. Будет полезным широкое привлечение к проведению занятий и родителей старшекласников.

Разностороннее развитие личности учащегося требует единства, согласованности действий семьи и учреждения общего среднего образования в процессе его воспитания. Актуальная задача деятельности учреждения общего среднего образования в современных условиях – обеспечить взаимополезный союз семьи и школы, в центре внимания которого должны находиться интересы личности ребенка.


[1] Шо.Р.Б. Ключи к доверию в организации: результативность, порядочность проявление заботы. М., 2000.

[2] Подробнее см. Директору школы о сотрудничестве с родителями. – М.,Изд.: «Сентябрь», 2001.

[3] Под реализацией образовательного процесса понимается помощь родителей как непосредственно в учреждении общего среднего образования (к примеру, ассистирование на уроках в начальной школе или в группах продленного дня), так и их участие во внеурочной деятельности. В этот же вид деятельности входит и помощь родителей своим детям при выполнении домашних заданий.

 

[4] Использованы материалы статьи: Хоменко, И. Школа и родители: этапы развития социального партнерства. – Директор школы. – 2007. – № 4 – С.83-88.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...